Профиль | Последние обновления | Участники | Правила форума
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Советы » Проза » Черновик романа. "Метод снежинки" (пишем быстро...)
Черновик романа. "Метод снежинки"
Группа: Удаленные
Сообщений:
Репутация:
Наград:
Замечания : 0%
# 1 14.11.2009 в 14:22
Вот нашла статейку. Мне она показалась интересной. Может кому-нибудь поможет )))

Черновик романа: быстро и эффективно. "Метод снежинки"

Хотите написать роман и все не можете собраться с силами? Такое случается довольно часто. Писать книги легко; трудно писать хорошие книги. Если бы это было не так, мы бы все создавали бестселлеры.

На свете существуют тысячи способов написания романа. Какой из них самый лучший? Тот, что подходит лично для вас. В этой статье я хочу поделиться методом, который подходит для меня.

Хорошая художественная литература не является чем-то случайным — это результат тщательно спланированного действия, дизайна романа. Вы можете заниматься дизайнерской работой как до, так и после написания книги. Я пробовал делать и то, и другое и, в конце концов, убедился, что «до» — и быстрее, и качественнее.

Как делать дизайн художественного произведения? По своей основной работе я занимаюсь архитектурой сложных программных проектов. И я пишу книги по той же схеме, что и программы — используя «метод снежинки». Что это такое? Прежде, чем мы пойдем дальше, посмотрите на этот рисунок. Схема снежинки — один из важнейших математических объектов, изучением которого занимались многие ученые.

Здесь мы видим пошаговую стратегию создания снежинки. Поначалу она не очень похожа на саму себя, но постепенно все становится на свои места.

На тех же самых принципах можно писать романы — начните с малого, а потом надстраивайте все новые и новые детали, пока у вас не получится полноценная история. Часть дизайнерской работы в литературе — это креатив, а часть — это управление собственным креативом: превращение разрозненного материала в хорошо структурированный роман. Как раз этому я и хочу научить вас.

Большинство писателей затрачивает массу времени на обдумывание романа. Возможно, вы проводите какие-то исследования. Вы просчитываете, как будет развиваться история. Вы устраиваете мозговой штурм. Вы слышите голоса различных персонажей. Это наиважнейшая часть создания книги, которую я называю «накидывать информацию». Я предполагаю, что вы знаете, как это делается: у вас в голове уже сложилась идея книги и сейчас вы готовы сесть и начать писать.

Но прежде, чем приступить к делу, вам следует заняться организационными моментами. Вам нужно записать все идеи на бумаге в той форме, которую вы потом сможете использовать. Зачем? Потому что наша память ненадежна, и потому что в вашей истории (как и в любой другой, находящейся на той же стадии) имеется множество дыр, которые необходимо залатать до того, как вы начнете работать. Вам нужно создать план романа, причем так, чтобы это не отбило у вас желание писать. Ниже приведена пошаговая схема, по которой я создаю «дизайнерские документы» своих книг, и которая, надеюсь, поможет вам.

ШАГ ПЕРВЫЙ

Потратьте час и напишите аннотацию на ваш роман длинною в одно предложение. Что-то вроде этого: «Злобный физик совершает путешествие в прошлое, чтобы убить апостола Павла» (аннотация на мой первый роман «Грех»). Это — ваш роман крупным планом, аналог большого треугольника в схеме снежинки.

Когда вы будете предлагать вашу книгу издателям, предложение-аннотация должно будет появиться в самом начале произведения. Его еще называют «хуком» (зацепкой), позволяющей продать роман издателю, дистрибьютерам, магазинам и читателям. Так что постарайтесь, чтобы он звучал как можно лучше.

Несколько советов, как это сделать:
Чем короче, тем лучше. Предложение не должно превышать 15 слов.
Никаких имен! Лучше сказать «Инвалид-акробат», чем «Джейн Доу».

Свяжите общую концепцию произведения с персонажами. Кто из героев больше всех пострадал по ходу развития сюжета? А теперь укажите, что он желает получить в виде награды.

Читайте краткие аннотации книг в списке бестселлеров New York Times, чтобы понять, как это делается. Умение описать книгу в одном предложении — это искусство, и им стоит овладеть.

ШАГ ВТОРОЙ

Потратьте еще один час и расширьте предложение до абзаца, описывающего завязку, конфликт и развязку романа. В результате у вас получится аналог второй ступени в схеме снежинки. Лично мне нравятся истории, написанные по схеме «три конфликта плюс конец». Развитие каждого из конфликтов занимает четверть книги, а на конец уходит еще одна четверть.

Вы тоже можете использовать этот абзац в своей заявке на публикацию. В идеале он должен состоять из пяти предложений. Одно предложение на завязку, по одному — на каждый из конфликтов, и еще одно — на конец.

ШАГ ТРЕТИЙ

Все вышесказанное даст вам общий вид истории. Теперь нужно прописать нечто аналогичное для каждого из героев. Герои — самая важная часть любого романа, поэтому время, которое вы вложите в их создание, вдесятеро окупится, когда вы начнете работу над книгой. На каждого из основных героев потратьте час и напишите небольшое, на одну страничку, сочинение:

- Имя героя.
- Предложение, которое описывает историю его жизни.
- Мотивации героя (чего он хочет добиться в идеале?)
- Цель героя (чего он хочет добиться конкретно?)
- Конфликт (что мешает ему добиться цели?)
- Прозрение (что он узнает, как он меняется в результате случившихся событий?)
- Абзац, который описывает события, в которых герой принимает участие.

Важное замечание: возможно, после этого вам потребуется вернуться и переписать аннотации. Это хороший знак — ваши герои учат вас чему-то полезному для вашей истории. На каждой стадии написания романа вы можете возвращаться назад и перекраивать сделанное ранее. Это очень полезная штука: исправление всех недочетов лучше сделать сейчас, нежели тогда, когда вы уже написали 400-страничную рукопись.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ

На этой стадии у вас в голове должна сложиться полная картина вашего романа — и на это у вас уйдет только день-два. Теперь нужно «расписать» историю. Потратьте несколько часов и сделайте из каждого предложения аннотации самостоятельный абзац. Все из них, кроме последнего, должны заканчиваться конфликтом (последний — финалом произведения).

В результате вы получите синопсис романа, который потом тоже можно использовать для отсылки в издательство.

ШАГ ПЯТЫЙ

Потратьте день-два на одностраничное описание каждого главного героя. По полстранички уйдет на второстепенных персонажей. Эти «синопсисы персонажей» должны рассказать вашу историю с точки зрения каждого из них. Если потребуется, возвращайтесь к прежним наработкам и делайте нужные исправления.

Этот этап доставляет мне наибольшее удовольствие, и позже я вставляю «синопсисы персонажей» в основной синопсис. Редакторам это нравится, так как им всегда импонирует художественная литература, основанная на людских характерах.

ШАГ ШЕСТОЙ

Теперь у вас есть цельная история и несколько основанных на ней рассказов, по одному на каждого героя. Потратьте неделю и расширьте одностраничный синопсис до четырехстраничного. По сути, вам нужно растянуть каждый абзац из Шага Четвертого на целую страницу. По ходу дела вы выявляете внутреннюю логику произведения и делаете стратегические решения.

ШАГ СЕДЬМОЙ

Превратите описание героев в развернутый рассказ о каждом из них с указанием всех существенных деталей: дата рождения, внешность, история жизни, мотивация, цели и т.п. И самое важное — каким образом герой преобразится к концу романа? В результате ваши персонажи превратятся в реальных людей и подчас будут предъявлять свои претензии к развитию сюжета.

ШАГ ВОСЬМОЙ

Прежде чем приступить к работе над рукописью, вы можете сделать пару вещей, которые помогут вам в процессе. Первое — нужно взять четырехстраничный синопсис и составить перечень всех сцен, которые нужно будет прописать. Удобнее всего сделать это в Exсel.

По какой-то причине многие писатели не хотят связываться с незнакомыми программами. Разберитесь с этим. Вы ведь уже освоили, как печатать в Word. Excel еще проще. Вам нужно создать перечень сцена, а эта программа как раз предназначена для того, чтобы делать перечни. Если вам не хватает знаний, купите книжку и научитесь. На это уйдет меньше дня и того стоит.

На каждую сцену должна уйти одна строчка в таблице. В первой колонке перечислите героев, от имени которых ведется повествование, или глазами которых вы «смотрите» на происходящее в романе. В другой, более широкой колонке пропишите, что происходит в данной сцене. При желании в третьей колонке можно указать, на сколько страниц вы планируете растянуть данную сцену, а в четвертой нумерацию глав. Табличка в Excel— идеальный инструмент для этого, так как вам видна вся история целиком и вы можете легко передвигать сцены с места на место.

У меня обычно получается около 100 с лишним строчек и на их составление уходит около недели.

ШАГ ДЕВЯТЫЙ

Шаг девятый применяется по желанию. Перейдите снова в Word и распишите каждую сцену, указанную в таблице на несколько абзацев. Набрасайте примерные диалогии и скетчи решаемых проблем. Если в сцене нет проблемы, то ее нужно создать или же вырезать всю сцену.

У меня обычно выходило по одной-две страницы на главу и каждую из глав я начинал на новой странице. Затем я распечатывал текст и складывал его в папку со скоросшивателем так, чтобы можно было менять главы местами или же полностью переписывать их без того, чтобы спутать остальные. Этот процесс обычно занимал у меня неделю. В конечном итоге получался 50-страничный документ, который я потом исправлял красной ручкой по мере написания черновика. Все идеи, которые приходили мне с утра в голову, я записывал на полях этого документа. Это, кстати говоря, относительно безболезненный способ написания развернутого синопсиса, который так ненавидят все писатели.

ШАГ ДЕСЯТЫЙ

На этом этапе садитесь и начинайте набивать черновик. Вы удивитесь, насколько быстро вы будете писать. Мне доводилось встречать авторов, которые таким образом втрое увеличивали скорость написания романа, и в то же время их черновики выглядели так, будто они уже прошли предварительную редактуру.

Я неоднократно слышал жалобы писателей по поводу трудностей написания первого черновика. Все они, без исключения, сидят и думают: «Я не знаю, о чем писать дальше!» Жизнь слишком коротка, чтобы писать таким образом! Нет никакой причины тратить на первый черновик 500 часов рабочего времени, если вы можете сделать его за 150 часов.

Вот собственно и все. Метод снежинки помогает в работе мне и некоторым моим друзьям, которые тоже решили испробовать его. Надеюсь, он вам пригодится.

Автор: Рэнди Ингермансон, писатель, автор спецкурса по писательскому мастерству.
http://www.rsingermanson.com/html/the_snowflake.html

Группа: Удаленные
Сообщений:
Репутация:
Наград:
Замечания : 0%
# 2 14.11.2009 в 14:51
Замечательная статья. Я уже знаком с ней и более того: свой роман я готовил именно по этой системе. Что она дала лично мне?

1) Вдумчивая работа с персонажами. Т.е. нам заранее предлагается обозначить основные психологические и мотивационные моменты для каждого героя. Сказать, что это наиболее важно - это ничего не сказать. Каждым человеком что-то движет, все мы хотим чего-то достичь и сообразно этому строим поведение. Если автор не будет задумываться, что движет его героями, роман попросту развалится, и персонажи останутся всего лишь марионетками. Плюс к тому: начиная расписывать все это дело, мы увидим, что в тех или иных обстоятельствах поведение героя изменится и уже не будет совпадать с авторским замыслом. Ага. Герои начинают оживать. Но это совершенно не значит, что мы не сможем ими управлять. Например, героя можно ввести в заблуждение, дать какую-то мотивацию, пересиливающую исходную, попытаться запугать или соблазнить. Вариантов много, я привел лишь самые банальные.

2) Работа с сюжетом. Думаю, что для вас не станет откровением, что мысль, перенесенная на бумагу, начинает выглядеть соверешенно иначе. Волшебный блеск куда-то пропадает, а вместо него остаются какие-то шаблонные действия и происшествия. Вот тут и начинается работа. Убрать как можно больше сюжетных шаблонов, мотивировать абсолютно все действия и прикинуть реакцию на них... Это сложно, это долго, это требует напряжения мозгов - но только так роман будет интересен и жив.

И вот когда работа над созданием реального плана произведения будет окончена, может (и почти наверняка) выясниться, что полученное будет иметь лишь отдаленное сходство с тем, что крутилось в голове. Отсюда правило: замысел должен главенствовать над средствами. Замысел - это идея произведения, его моральная нагрузка, то, что останется у читателя по прочтению. А вот герои, мир, отношения, какие-то там приключения - это средства. Помните об этом.

Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 631
Репутация: 510
Наград: 16
Замечания : 0%
# 3 14.11.2009 в 17:12
Отличная статья! Правда такой подход для меня непривычен, но однозначно стоит попробовать. Вот я ведь тоже дошел до тех же мыслей, что и dem4eg, но у меня на это ушел целый год работы над романом, ибо только теперь я могу считать его до конца сформированным и с чистой совестью набирать текст на бумаге, не опасаясь, что в следующей главе мне будет не о чем писать.
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 784
Репутация: 817
Наград: 25
Замечания : 0%
# 4 15.11.2009 в 16:02
Меня как раз стопорнуло в написании романа. Надо перечитать все, что напечатано, подредактировать и продолжение писать, следуя хоть некоторым советам из этой статьи. Думаю, поможет. smile
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 104
Репутация: 178
Наград: 13
Замечания : 0%
# 5 19.11.2009 в 17:57
Черт, я тоже хотела ее выложить...))
попробовала писать так черновик, и правда очень помогает, а продумывание персонажей так затягивает! Замечательная статья smile
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 249
Репутация: 144
Наград: 12
Замечания : 0%
# 6 19.11.2009 в 18:46
Хорошая статья. Работал над своим опусом больше года, накатал больше ста страниц, пока до меня не дошло, что это куча малосвязанных между собой эпизодов, и всё надо переделать. После этого пришёл примерно к таким же выводам.
Согласен с главным: надо сто раз взвесить и двадцать раз просчитать всё от и до. Не согласен с частностями: этот процесс нельзя расписать по пунктикам, каждый сам.
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 204
Репутация: 48
Наград: 5
Замечания : 0%
# 7 24.04.2010 в 22:12
Quote (Йожег)
ШАГ ПЯТЫЙ
Потратьте день-два на одностраничное описание каждого главного героя. По полстранички уйдет на второстепенных персонажей.

Вопрос - какое описание имеется ввиду?
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 136
Репутация: 35
Наград: 2
Замечания : 0%
# 8 24.04.2010 в 22:45
Quote (Сеньор)
Вопрос - какое описание имеется ввиду?

Сеньор, ну, думаю, одна-две страницы описания внешности будут перебором)

На момент написания строки "ГЛАВА 1" (или чего-то подобного) писатель должен знать персонажей от А до Я. Посему должны быть: биография (хотя бы краткая); характер и то, что повлияло на его формирование; пристрастия, слабости, умения, недостатки, особенности; внешность само собой; отношение к тому или иному вопросу/проблеме; особенности речи; много вообще можно придумать.
Главное ещё в том, чтобы это (не все, конечно) активно использовалось в романе.

Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 491
Репутация: 364
Наград: 14
Замечания : 0%
# 9 24.04.2010 в 22:49
Мне статья не понравилась.
Попытаюсь объяснить, почему.

Во-первых, мне непонятно, как можно описать сюжет романа в одном предожении.
Разве можно сказать, что сюжет Лолиты - "Педофил соблазняет маленькую девочку, в процессе их отношений меняется"?
А Толкиену как поступать? "Не совсем гном несет великое кольцо в логово главного злодея, чтобы уничтожить"?
А разве роман Толкиена про это? Разве это его сюжет?
Роман подразумевает очень обширное повествование, очень много затронутых тем, роман НЕВОЗМОЖНО описать в одном предложении.

Quote (Йожег)
Свяжите общую концепцию произведения с персонажами. Кто из героев больше всех пострадал по ходу развития сюжета? А теперь укажите, что он желает получить в виде награды.

И кто у Толкиена больше всех пострадал?

Quote (Йожег)
Потратьте еще один час и расширьте предложение до абзаца, описывающего завязку, конфликт и развязку романа. В результате у вас получится аналог второй ступени в схеме снежинки. Лично мне нравятся истории, написанные по схеме «три конфликта плюс конец». Развитие каждого из конфликтов занимает четверть книги, а на конец уходит еще одна четверть.

Изрекает вещи, про которые пишут книги, в одном предложении. Митта этой схеме посвятил целый том! А он решил ее описать в одном абзаце.

Далее идут расписывание персонажей и сцен.
Я никогда не слышал, чтобы Набоков или Булгаков, к примеру, расписывали подобные вещи.

В целом, как я понял, роман пишется за месяц.
Я не знаю гениальных романов, написанных за месяц.
Можно кто-то знает?

Я например, над одним своим произведением, думаю уже лет 5, как минимум. А это даже не роман, а повесть. Каждый раз что-то редактирую. Убираю персонажей. Меняю их характеры. Это происходит со временем.
Если же сесть и настрочить все за недельку - ты не увидишь ошибок. Никогда. Ошибки всплывают лишь со временем. Когда ты сам охладеваешь к своей идее. Тогда ты можешь трезво судить.

Группа: МАГИСТР
Сообщений: 827
Репутация: 1387
Наград: 67
Замечания : 0%
# 10 25.04.2010 в 05:23
Мне бы ваши проблемы, господа писатели. Я по природе своей, существо домашнее и крайне ленивое. Это моя основная беда. Я уже второй год вынашиваю в голове два романа. Они полностью структурированы, продуманны, выведенны. Есть начало для обоих. Что писать, знаю. Всех героев знаю. Все события знаю. Все знаю. Конфликты, идеи, мысли, проблемы, драмы, основные сюжетные повороты. Все знаю. Но написать не могу, потому что лень.
Так уж получилось, что я, наверное, такой один из немногих, кто все держит в голове, живет с этим и, вдобавок ко всему, страдает от этого. За мной по пятам ходит полсотни ненаписанных мною рассказов. Словно призраки прошлого Рождества, они не дают спать мне по ночам, соревнуясь, кто из них низвергнет меня в более темные глубины моего воображения. Каждый день появляется новая идея, для нового рассказа. Пока я за нее не возьмусь, она цветет и дышит у меня в голове, а мои старые ненаписанные истории с подозрением поглядывают на нее, обдумывая, принять ее в свои ряды, или нет. Что-то я пишу, потому что потребность писать есть. Но все писать не могу - лентяй. Те же два романа, как Властелины живут у меня в голове, повелевая отдельными рассказами. В общем, каша...
Так что, для меня - человека, который помнит свой первый ночной кошмар и первый месяц жизни - проблема не в том, чтобы придумать, додумать и написать роман. Моя проблема в том, как сломать себя, и написать уже готовый роман. Как заставить себя сесть за компьютер и начать стучать по клавишам. Вот...
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 179
Репутация: 76
Наград: 3
Замечания : 0%
# 11 25.04.2010 в 08:22
Quote (Рэм)
Мне статья не понравилась.

Возможно, конечно, я поступаю не правильно, но всё же, Рэм, ты излишне категоричен и не прав.
Quote (Рэм)
Попытаюсь объяснить, почему.

Во-первых:

Quote (Йожег)
На свете существуют тысячи способов написания романа. Какой из них самый лучший? Тот, что подходит лично для вас. В этой статье я хочу поделиться методом, который подходит для меня.

Правда - вот она. Этот метод всего лишь один из. И то, что не подходит тебе, Рэм, подходит как мне, так и Димчегу. Почему? Люди мы все разные, личности - а значит, наши сознания отличаются. Различаются не только личностные показатели, но и методы мышления, в том числе. Мыслим мы по разному, и это сказывается на всём - так же и на творческой деятельности. На организации материала - внутри головы или снаружи.
Да, Булгаков не расписывал сцен. Булгаков единственный уважаемый тобою автор? Творчество уважаемых тобою авторов идентично? Нет, я думаю. Очевидно нет.

О произведении Толкиена, кстати.
"Группа друзей отправляется в опасное путешествие стремясь спасти мир от наступающей угрозы"
Да, "Властелин Колец" не только об этом. Но, в основном об этом. И на этом фоне происходит ещё много чего - от совершенствования и развития характеров героев, до развития мира окружающего - ужасы, войны, предательства, трусливые бегства, лубофф например!
Это - суть аннотации.

И да, один именитый писатель, не помню кто, сказал, что для того, чтобы начать над чем-то работать нужна сила воли. А для того, чтобы прекратить над чем-то работать нужно ещё больше силы воли. Постоянное совершенствование не всегда хорошо, особенно с учётом того, что роман нужно продать.
А про месячные романы я ничего не слышал, но не это имел ввиду автор, как и это не делает эту статью бесполезной. Для меня, например.



Кроатоан, как же ты с ума-то не сошёл? smile
У меня тож такое бывает. Тоже трудно заставить себя начать что-то делать. Тогда я ставлю себя в безвыходное положение. Например, заранее освобождаю выходные, прохожу все игры, делаю все семинары, читаю весь баш, наконец. И на выходных, от нечего делать, начинаю работать. Потому что или сидеть писать или гонять бездумно "Косынку", чего ненавижу. Как-то так.
Группа: МАГИСТР
Сообщений: 827
Репутация: 1387
Наград: 67
Замечания : 0%
# 12 25.04.2010 в 08:50
Канта, к сожалению, вопрос о моем сумасшествии, довольно спорный. И итог подобный подвел далеко не я...
А насчет твоего способа - не действует он на меня. Пробовал. Но на компе лежит больше десяти неустанновленных неигранных игр (включая Метро-2033, второго Ассассина и новую ГТА 4) - надеюсь они так и остануться неигранными (а ведь есть еще ужасный - в плане для меня, как для наркомана этой игры - Counter Strike). На диске куча несмотренных фильмов. На полке возле кровати лежит недочитанная книга. Мучает бессонница. А каждый вечер кто-нибудь звонит и зовет: либо пить, либо слушать истории из личной жизни - преимущественно это женщины (следовательно тоже пить). Как не пытаюсь себя загнать за бук писать роман - не получается. Рассказ - пожалуйста. За пару часов что-нибудь страниц на 20 нащелкал (взять мою последнюю "Ахинею") и с чистой совестью слинял на улицу.
Вот как-то так и живем...
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 491
Репутация: 364
Наград: 14
Замечания : 0%
# 13 25.04.2010 в 14:26
justKanta,
Quote (justKanta)
Постоянное совершенствование не всегда хорошо, особенно с учётом того, что роман нужно продать.

Что за глупость?
Мне ничего продавать не надо. Я не для этого пишу.
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 631
Репутация: 510
Наград: 16
Замечания : 0%
# 14 25.04.2010 в 17:25
Рэм, тут дело даже не в "продать". Дело просто в цели. Ведь совершенствование ради совершенствования тоже теряет всякий смысл. Ну вот ты с повестью 5 лет, которую совершенствуешь, так и планируешь ее совершенствовать всю жизнь? Или все-таки скажешь когда-нибудь "все, мне она нравится, пусть остается такой как есть"?
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 491
Репутация: 364
Наград: 14
Замечания : 0%
# 15 25.04.2010 в 20:55
Нокс, когда-нибудь скажу. Но 5 лет - недостаточный срок, чтобы дойти до великолепного варианта.
Форум » Советы » Проза » Черновик романа. "Метод снежинки" (пишем быстро...)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


svjatobor@gmail.com

Информер ТИЦ
german.christina2703@gmail.com
 
Хостинг от uCoz