Профиль | Последние обновления | Участники | Правила форума
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Советы » Издательство » Как писать коммерческое предложение для нон-фикшен
Как писать коммерческое предложение для нон-фикшен
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 931
Репутация: 418
Наград: 0
Замечания : 0%
# 1 27.03.2011 в 17:26
Автор: Эльвира Барякина

Коммерческое предложение для публикации нон-фикшн обычно выглядит так:
• Заявка, в которой приводятся основные сведения о книге и об авторе;
• Развернутый план, в котором необходимо показать структуру произведения и описать, чему посвящена каждая глава. Из плана должно быть понятно, какие идеи вы выдвигаете и каким образом приходите к своим выводам.
• Несколько первых глав. В качестве первых глав книги следует присылать именно первые главы — не введение, не обращение «От автора» и не куски из середины.
• Маркетинговый план, в котором автор предлагает стратегию продвижения своего произведения.

Первоначальный контакт с издательством начинается с телефонного звонка и/или отправки заявки по электронной почте; все остальное высылается позже — по просьбе редактора (если иное не указано на сайте издательства).

Заявка на публикацию нон-фикшн

Cамая лучшая заявка на публикацию нон-фикшн имеет такой смысл: «Я понимаю, в чем вы нуждаетесь, и могу вам это дать». Она строится по следующей схеме:

• питч — чем интересна ваша книга (подробнее о том, как составляется питч);
• обозначение проблемы и оценка ее актуальности;
• указание на то, как ваша книга может помочь решить данную проблему;
• описание целевой аудитории;
• перечень конкурентов;
• технические данные: тема (жанр), тип издания (учебник, практическое пособие, энциклопедия и т.п.), количество авторских листов (1 а.л. = 40.000 знаков с пробелами), наличие иллюстраций и пр.;
• сведения об авторе (Ф.И.О. по паспорту, если есть псевдоним, он указывается в скобках);
• контактная информация (имейл, сайт, почтовый адрес, телефон, указание на разницу во времени с Москвой).

Заявка может начинаться так:

Добрый день, Лариса Ивановна!

Позвольте предложить вашему издательству книгу для женщин, страдающих от физического и морального насилия в семье.

Ежегодно в России от рук мужей погибает от 12 до 15 тысяч женщин; еще около 2 тысяч кончает жизнь самоубийством, не выдержав издевательств «любящего» супруга. Каждая третья женщина на себе испытала, что такое побои.

В книге «Не будь жертвой» я описываю симптомы этой социальной болезни и привожу десять типов личности домашнего деспота. Для того, чтобы найти решение проблемы насилия в семье, необходимо разобраться в истинных ценностях и верованиях агрессивного мужчины. Именно этому и посвящена моя работа. Она окажет существенную помощь как самим жертвам домашнего насилия, так и профессиональным психологам.

Необходимо акцентировать внимание на преимуществах, а не на особенностях книги. Приводите факты и статистические данные, которые доказывают ваши тезисы. Избегайте фраз вроде «моя книга предназначена для широкой аудитории». У каждого издания есть свой читатель: «Теорию государства и права» будут покупать студенты юридических вузов, «Инструкции по вышивке крестом» — рукодельницы, «Справочник писателя» — начинающие авторы.

Обязательно укажите, кто является вашими потенциальными конкурентами, и чем ваше произведение отличается в лучшую сторону от их работ. Это покажет редактору, что вы всесторонне изучили предмет, и поможет ему определиться с коммерческими перспективами вашей книги.

Предоставьте сведения об авторе: опишите ваш опыт работы в данной сфере, приведите список предыдущих публикаций и/или процитируйте рекомендации авторитетных в вашей области людей. Пишите о себе в третьем лице. Например, параграф, посвященный автору, может выглядеть так:

Оксана Валерьевна Путан — повар с двадцатилетним стажем. За ее плечами работа в кафе, пекарнях, круизных теплоходах и приходских трапезных. Она прошла путь от младшего сотрудника кондитерского цеха до шеф-повара.

Оксана является автором четырех кулинарных книг, вышедших в издательствах «Аркаим» и «Эксмо».

Ей также принадлежит ряд тематических сайтов:

• Рецепты блюд из кальмаров (http://kalmari.biz/),
• Рецепты блюд из горбуши (http://ryba-gorbusha.com/),
• Рецепты постных блюд (http://www.post-eda.com/),
• Креветка.ком — Журнал о приготовлении пищи (http://krevetka.com).

Оксана ведет ряд кулинарных рубрик в газетах и журналах.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ НАЧАЛА ЗАЯВКИ

Вопрос

Описание проекта можно начать с вопроса. Например, если редактор ведет серию книг для молодых мам, то его вполне может привлечь такое вступление:

Почему малыш не спит по ночам? Специалисты придерживаются мнения, что...

Цитата

Если начало вашей книги звучит интригующе, можно процитировать первые несколько предложений.

Василий Пупкин — человек-загадка. Его имя упоминается в бесчисленном множестве статей, его приводят в пример, о нем придумывают анекдоты. Книга, которую я хочу предлоижть вам, — это биография подлинного героя нашего времени.

Идеальный автор

Можно начать с объяснения, почему именно вы являетесь идеальным автором для раскрытия данной темы.

Я — ветеран французского Иностранного легиона. Десять лет службы в разведке, три ордена и личная благодарность президента республики — вот мой послужной список. Я хочу рассказать о войне, о которой не принято говорить вслух, но которая имеет огромное значение...

Маркетинговый план

Вашей книге будет уделено значительно большее внимание в издательстве, если вы представите грамотно составленный маркетинговый план и покажете, что вы готовы прикладывать максимум усилий к раскрутке вашей книги.

Маркетинговый план пишется по следующей схеме:

1. Название книги, имя автора и его контактная информация.

2. Цель. В этом пункте вы обозначаете каких результатов намерены добиться. Цель должна быть реалистичной: если вы написали книгу о редких болезнях тушканчиков, надеяться на тиражи в 100 тысяч все-таки не стоит.

3. Целевая аудитория.

4. Питч — краткое, на одно-два предложения, описание произведения. Оно потребуется для того, чтобы люди, работающие с вашей книгой (книготорговцы, журналисты и пр.), сразу поняли, о чем идет речь.

5. Ответ на вопрос: почему вы написали вашу книгу?

6. Мероприятия по продвижению вашей книги (см. раздел "Как разрекламировать вашу книгу").

7. «Зацепки» для книготорговцев и СМИ — это идеи и лозунги, которые помогут книготорговцам и журналистам выгодно подать вас и вашу книгу.

8. Биография автора (в этом пункте указывается только то, что относится к делу).

9. Перечень книг конкурентов.

10. Перечень людей, которые помогут вам раскрутить книгу или напишут краткий отзыв на обложку. Если вы еще не завели таких знакомых — самое время их найти. В интернете можно отыскать специалистов во всех отраслях: ищите. Вспомните ваш предыдущий опыт работы со СМИ (имена, контакты) — кто может вам помочь?

11. Подумайте об альтернативных способах распространения вашей книги — возможно, она будет хорошо продаваться в магазинах подарков, клубах собаководов или в фойе краеведческого музея.

12. Перечислите «10 СМИ мечты»: в каких журналах, газетах, радио- и телепередачах вы хотели бы появиться? Подумайте, как этого можно достичь.

Особенности написания нон-фикшн

Автор: Эльвира Барякина

Подавляющее большинство книг, выпускаемых в России, — это нон-фикшн.

Нон-фикшн для взрослых бывает следующих видов (для наших целей мы будем подразделять их по темам — как оно делается в книжных магазинах):

• Автобиографии и мемуары;
• Архитектура и искусство;
• Астрология и эзотерика;
• Бизнес и финансы;
• Вооруженные силы;
• Воспитание;
• Дом, сад, огород;
• Здоровье;
• История;
• Карьера;
• Компьютеры;
• Краеведение;
• Любовь. Семейные отношения;
• Мода и красота;
• Музыка, кино, радио;
• Наука;
• Питание и кулинария;
• Подарочные издания;
• Политика и экономика;
• Право;
• Путеводители и тревелоги;
• Религия;
• Саморазвитие и психология;
• Самоучители;
• Сельское хозяйство;
• Словари и энциклопедии;
• Спорт;
• Техника;
• Учебники;
• Философия;
• Хобби;
• Языкознание.

Объем продаж в той или иной категории может зависеть от моды или текущих событий. Например, смерть Майкла Джексона тут же породила спрос на его жизнеописание. А международный успех книги Элизабет Гилберт «Есть. Молиться. Любить» создал повышенный спрос на тревелоги.

Если книга нон-фикшн имеет обширную целевую аудиторию — например, книги по бизнесу или саморазвитию, — то она может продаваться десятками тысяч экземпляров в год.
Узкоспециализированные издания тоже в состоянии приносить автору стабильный доход — если речь идет о нише с низкой конкуренцией. Скажем, далеко не каждому пригодится кулинарная книга для больных раком — но если на рынке нет ничего похожего и данное издание отвечает запросам читателей, то оно будет переиздаваться в течение многих лет.

Особенности написания нон-фикшн

Для начала вам необходимо задуматься: существует ли потребность в книге, которую вы хотите написать? Есть ли подобные книги на рынке? Если да — то чем новое произведение будет лучше? Если подобных книг нет — может, на них нет и спроса?

Протестируйте идею в Интернете: напишите несколько статей на вашу тему и разместите их на подходящих сайтах. Если публика отнесется к ним с интересом, значит, вы на правильном пути. Проверьте частоту запросов по ключевым словам в Яндексе — как часто люди ищут информацию по вашей теме?

Если востребованность темы очевидна, обозначьте проблему, которую вы собираетесь решить в своей книге. Это может быть как совершенно новая точка зрения, так и более детальное изучение прежних концепций. Удостоверьтесь, что на рынке нет книг, которые предлагают решение, аналогичное вашему.

Следующий этап — оценка писательской квалификации. Если вы никогда не писали книг, не имеете опыта в журналистике или хотя бы в составлении служебных записок, велик шанс, что вам придется потренироваться, прежде чем браться за рукопись. Статьи раздела "Литературная мастерская" помогут вам в этом. Если на тренировки нет времени, наймите редактора, который сможет «причесать» ваш текст.

Особенность рынка нон-фикшн заключается в том, что нередко автор может сначала написать план и первую главу, договориться с издательством о публикации, а потом уже приступить к работе над книгой. Разумеется, для этого необходимо соблюдение важных условий:

• автор является признанным экспертом по своей теме;
• на рынке существует незаполненная ниша;
• план книги, предоставленный авторам, выглядит впечатляюще;
• первая глава хорошо написана.

Большим подспорьем будет сайт или блог, на который часто заглядывают представители целевой аудитории. Если издатели увидят, что у книги есть готовая клиентская база, это сразу повысит шансы на предварительное заключние договора. Однако авторам-новичкам, у которых пока не наработан послужной список, все-таки придется написать книгу целиком, прежде чем издательство пойдет с ними на переговоры. Понятное дело, что профессор с регалиями и юная студентка находятся не в равных условиях.

План и первый черновик нон-фикшн

План книги нон-фикшн обычно выглядит так:
Пункт плана Пояснения
Об авторе Объясняется, что за человек написал данную книгу и почему к его словам надо прислушиваться.
Введение Ставится проблема и доказывается ее важность.
Главы 1, 2, 3 и т.д. Приводится решение проблемы. Важно, чтобы читатель из пункта А пришел в пункт Б наиболее кратким и логичным путем.

Книги, текст которых читают не подряд, а выборочно (например, энциклопедии, сборники рецептов и пр.), имеют иную структуру: материалы в них могут располагаться по темам, в алфавитном порядке и т.п.
Заключение Выводы
Приложения Таблицы, пояснения и т.п.
Сноски Если есть
Именные и прочие указатели Если надо
Библиография Перечень книг и статей, использованных в написании вашей работы.

План впоследствии трансформируется в оглавление: оно должно быть информативным, название глав и разделов — говорящими.

Неудачные варианты:

Глава 1 ............................................ 3
Глава 2 ............................................ 5
Глава 3 ............................................ 8

Глава 1. Дамские занятия.................... 3
Глава 2. Тонкие материи..................... 5
Глава 3. Машина заменяет все ............ 8

Глава 1. Основы ................................. 3
Глава 2. Для продвинутых ....................5
Глава 3. Если у вас есть деньги............. 8

Вообще непонятно, о чем идет речь. В двух последних вариантах автор как будто пытался «оживить сухой текст», а в результате только напутал: в оглавлении у него — общие слова и никакой конкретики.

Удачный вариант:

Глава 1. Вышиваем крестиком .................. 3
Глава 2. Вышиваем гладью ........................5
Глава 3. Машинная вышивка ......................8

Все четко и понятно.

Оглавление важно не только для читателей, но и для маркетологов, книгопродавцов и библиотекарей. Если им будет трудно определить, о чем ваша книга, они могут неправильно позиционировать ее.

Следующий этап работы — сбор материалов. Автор пишет краткие тезисы, делает выписки из источников и расставляет все согласно плану. Потом на этой основе создается основной текст. В некоторых книгах нон-фикшн очень неплохо смотрятся примеры из жизни, байки и анекдоты — в этом случае можно использовать правила написания художественного текста.

Нон-фикшн отличается обилием подзаголовков — чтобы читателю было проще ориентироваться в тексте. Основное правило составления подзаголовков — сразу должно быть понятно, о чем идет речь. Не «Шпаргалки для чайников», а «План и первый черновик нон-фикшн». Иносказания и прочие «красивости» в названиях глав и параграфов — это замечательно, но они не помогают разобраться в структуре книги.

Как избежать сухости в изложении

Отрывок из книги по маркетингу:

В руководстве каждой крупной компании необходимо наличие менеджера по развитию, обладающего знаниями и опытом в таких областях как разработка и внедрение систем управления предприятием, мотивационных схем и внутренних коммуникаций; управление продажами и организация работы отделов продаж; разработка стратегий и реализация планов по продвижению брендов.

Сложно читать, правда?

Когда в тексте используются конкретные образы — «белокурый мальчик шел по улице и улыбался», мы видим перед глазами картинку. Когда читаешь абстракции типа «разработка и внедрение систем управления», то мысленной картинки нет — есть буквы. А если этих абстракций слишком много, то текст воспринимается с трудом. Наш мозг устроен так, что мы запоминаем лишь 20 % того, что услышали, 40 % того, что увидели, и 70 % того, что испытали сами. Мы не можем ни увидеть, ни испытать на себе абстракцию, значит, нам очень сложно ее усвоить.

Так что же делать, когда нам нужно донести большой объем абстрактной информации до читателя? Структурировать текст в таблицы, снабжать его заголовками и пунктами. Тем самым мы создаем уже не текст, а искусственную картинку.

Избегайте абстракций там, где их можно заменить конкретными понятиями и старайтесь не использовать неудобоваримые слова. Многие новички думают, что чем больше в тексте сэйлзменов, франчайзингов и консорциумов, тем весомее он звучит. Это не так — текст пишется для того, чтобы его читали и понимали, а не для того, чтобы тешить самолюбие автора. Но профессиональную терминологию соблюдать, конечно же, надо, и если термин пришел из иностранного языка, тут уж ничего не поделаешь — приходится писать «нон-фикшн».

Форум » Советы » Издательство » Как писать коммерческое предложение для нон-фикшен
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


svjatobor@gmail.com

Информер ТИЦ
german.christina2703@gmail.com
 
Хостинг от uCoz