"Осени лёгкая поступь..." Степень критики: Любая и как можно больше!
Короткое описание:
Мысли о пришедшей осени. Об этой даме в золоте, что так изящно танцует вокруг.
Осени лёгкая поступь
Тлен за собой оставляет.
Зелень деревьев не в моде —
В жёлтом предстать их судьбина.
Охровой будет картина —
Осень, не ты ль в том повинна?
Будто идёшь по погосту:
Воронов каркают стаи,
Лист с ветви дряхлой слетает,
Сердце сжимается сильно.
Гибель пришла незаметно.
Сложен костёр погребальный.
С песней промозглого ветра
Лето в то пламя восходит.
Треснуло что-то в природе,
А в голове половодье
Мыслей, кричащих, как птицы,
Что собрались вереницей
Прочь, в тёплый край, где всё просто
И по оврагам не бродит
Осень, чья лёгкая поступь
Мир не поднимет из пепла,
Лишь закружит в хороводе,
После же сложит в курганы
Листья, как струпья на ранах.
Что же, зима будет длинной.
Слово судьбина здесь белой вороной. Стилистика. Оборот, что не в моде - вообще претендует на городскую поэзию, однако место действия, городского, да и вообще не подчеркнуто, и это так же топорщится в одиночестве неуместно.
Многовато навалили ворохом сухих слов, ворошить их за раз не досуг, извините.
Отмечу, что рифма еще диктует вам, оттого и сухие слова-то. Кстати, многабуков именно из-за отсутствия живого образа, не было или не передали его и его движение. Было бы от силы восемь строк, наверное. Рифмуете мысли, в основном. Отсюда и вылезли множество стереотипных терминов, стих получился баян.
По образу же, легкая поступь и именно тлен - не соответствуют. Здесь как раз бы жесткая поступь, оно идентично и сухой листве и траве, имхо.
"Охровой будет картина" Охровая картина - ну, это пожалуй даже безграмотно больше, чем антипоэзия.
И о главном, пора бы уже обратить внимание на особую ритмику стихов, некую мелодию слога звучащего, а не прописного. Это ритмика неизбежных пауз и соитий, в произношении, при встрече определенных букв в стыке словосочетаний. Например: "Лист с ветви дряхлой слетает, " Буква "й" дает всегда паузу, в речи, произнести быстро будет сложно, но в этой строке эта пауза, и при встрече с согласной эс, в следующем слове, дает сбой общего ритма по традиционной силлаботонике. Сравните: Лист с дряхлой ветви слетает. Это важно научится видеть и учитывать, это техника эффекта встречи слов с окончанием на гласную ли согласную -- со следующим словом, начинающимся на гласную ли согласную. Гласная+гласная и гласная+согласная всегда дает легкость прочтения, соитие, а согласная+согласная всегда даст паузу. Знакомо? У вас таких ошибок хоть пруд пруди. Хотя "лист-с-ветви" - наоборот, подчеркивает звук сухого листа... , но неумышленно уже автором.
По смыслу, ну, ярких и тем паче оригинальных метафор нет, свежая мысль спит, поэтому как-нибудь в другой раз. Здесь пусть еще кто поворошит, углубитесь в технические вопросы, совершенствуйтесь. Что невнятно, спрашивайте, постараюсь подробнее.
Не ожидал такого большого отзыва на такое короткое стихотворение. Спасибо! Ваш труд не пропадёт даром, потому что я каждое слово пропущу через себя.
А стих действительно короткий для меня. Уважаю короткие стихи, где сказали и отрезали. Понимаю, прекрасно понимаю,, в чём их прелесть, но мне не хотелось, чтобы тут всё резко обрывалось. Пускай мысль растекается и зацикливается (природа циклична).
И в данном случае, право слово, боги с ним, с живым образом (живые образы я пытаюсь развить в других своих стихах про осень, тут же дух сразу вышел ближе к восточным стихам, к хокку). Это зарисовка, картина своего рода, видение осени. А у картины много слоёв. Которые, впрочем, можно передать и малым количеством слов. До чего мне ещё идти и идти, учиться и учиться. И не забываем про нарабатывание своего стиля! Учиться становиться кем-то другим ни к чему. Надо учиться рисовать своей души пейзажи.
И да, я бы прочёл с паузой: "Лист с ветви дряхлой... (раз, два)... слетает". Тягучая картина, вздохи и паузы. Но опять ж подумать можно. Вдруг выйдет лучше!
И почему всё же жёсткая поступь? Осень пришла топтать и крушить? Но она не Халк всё же. право. Осень - это изменение в воздухе, это дуновение ветра, это лёгкое колебание в сторону холодка, а глядите, какие последствия! Она, будто фейри, парит надо всем, а листы жухнут, поля пустеют, гамма вокруг тускнеет, туманом обволакивает ландшафты. Так что поступь всё-таки лёгкая. Как танец. Но что после этого танца мы видим?
Я отмечу все замечания к себе в блокнот и буду думать над правками и улучшениями. Нет ничего лучше замечаний, они дают почву для роста над собой. Так вперёд!
Хотя "судьбину", честно скажу, не буду спешить прогонять, есть в том слове шарм и свой подтекст смысла, да лексикон хочется пошире. Но над заменой подумать никогда не лишне, правда? Как уже было сказано, замечания, критика и рост-рост-рост!
Так что наваливайте ещё замечаний! Я все их учту, проработаю.
Главное будет сохранить изначальный концепт и атмосферу: довольная простая, но глубокая и несколько тягуче-грустная зарисовка об осени в созерцательном стиле китайской или японской поэзии.
Акцентирую ваше внимание. Стиль -- слово судьбина автоматически относит произведение (вы, к слову, желаете писать произведения или просто рифмованный дневничок?) в эпоху его повсеместного употребления. Средние века даже, если хотите. И так же окрашивает и атмосферу произведения в колорит взятого слога. Здесь и употребление сленга, если сленг, то все должно соответствовать, здесь и употребление мата ли, все мелочи важны. На то оно и искусство. То есть где тогда еще такие слова типа рубище, доля, замятня, лядина и т.п.? Зачем эта белая ворона или сегодня даже клякса? И вот, если есть изначально стремление овладеть искусством, а не просто выписаться как есть и как покатит, то акцент бесценный. Свой стиль? Речь тогда была исключительно об образах, это и отличит настоящего уже поэта от имитатора. Чтобы не было и баянов с образами. Но вот например и для прозаика, баяны словосочетаний и терминов так же являются зачастую слабостью, и признаком посредственности. Однако не следует отметать вообще. То есть лень к настоящему труду и над собой и над техникой в этом смысле является иллюзией самостоятельности. Уйти от классики можно лишь тогда, когда ее полностью освоишь. Тогда будет на чем и чем, как на ногах и ногами, уйти. А не банальные и уже привычные для начинающего писателя оправдания невежества. Ведь даже талант, без инструментария, нет возможности проявить, есть ли он... Потому учимся сперва владеть и техникой, и слогом, и словом. Не будет всего этого, любые метамарфозы духа образов и душевные сублимации бессмысленны, невидимый пшик.
Итак, стиль -- литературный стиль. И уже для поэтов и стиль слога, и качество образов. И об этом тоже можно найти гениально исчерпывающе, скажем, у Яна Парандовского - Алхимия слова. Там он мощно графоманов, в нас же, долбит не щадя, но и помогает и различить, и вникнуть в тонкости искусства, и совершенствоваться Рекомендую! Ибо здесь об этом - тема глобальная и книгообъемистая. *** охровый -- ну, раз уж нет еще вкуса к слогу, безграмотным было употребить это к картине. Убежден, без гугла вы не сможете определить и определиться на вопрос: картина из охры или нарисованная охрой?! *** Заключил чисто логически, если во всем стихе около шести мест, где звукопись (аллитерация) не соблюдена, следовательно это темный лес для автора. Рад, что ошибся. Явно, тропиночка все же есть... Прекрасно!
Будем пробивать тропинку и идти. И лучше делать это не голыми руками, а орудием разящим. Так что книгу возьму на вооружение.
Пусть она выбьет из меня графомана. Хотя это уже почти произошло. Иначе бы за мой поэтический путь, который насчитывает почти 15 лет, у меня и стихов бы набралась, как ночей у Шахерезады. А вот нет, не вышло так, ибо говорить надо не впустую и слова подбирать правильные, поэтому я долго колдую над каждым стихом (стих - это не слова, это ритуал) и периодически к старым на свежую голову возвращаюсь (природа и искусство цикличны).
Спасибо, что помогаете мне стать более мастеровитым. Жаль, что у Вас только 6 произведений в профиле, такого знающего человека хотелось бы почитать побольше, но я выжму максимум из того, что есть.
Вперёд, вершить магию!
*** ― Пьяницу на вора… Ну и судьбина тебе выпала! Живи одна, Любка. [Василий Шукшин. Калина красная (1973)]
Он еще и не такие реки подхватит и умчит с собою в студеные, полуночные края, куда и меня занесет потом судьбина, и доведется потом мне посмотреть родную реку совсем иную, разливисто-пойменную, утомленную долгой дорогою. [Виктор Астафьев. Последний поклон (1968-1991)]
Что же касается самого содержания, то оно общеизвестно и вполне доступно: мечты, грезы, печаль, тоска, любовь, сад, луна, река, свиданье, страсть, цветы, осень, весна, зима, реже лето, поцелуй, ночь, утро, вечер, реже полдень, измена, горькая судьбина… [В. П. Катаев. Трава забвенья (1964-1967)]
Немного погодя с перекатом сполз в ложок треск одинокого, на острастку, выстрела. ― Вот она какая судьбина… пала… ― глухо уронил Афонька и, ломая в руках кнутовище, стенящим голосом крикнул: ― Обидели!.. [М. А. Шолохов. Обида (1925-1926)]
Заметьте, примеры у вас -- именно как характерный окрас, либо речи героя, либо русского слога. И там однозначно по контексту еще не раз встретятся схожие слова, и оттого единство по стилю будет соблюдено. Но отчетливее будет это видно и в стихах. Например у Есенина, однако уже не тот будет слог что у Ломоносова, или вот у Маяковского совершенно иной слог, и анахронизмы встретятся лишь в речи лг, чем скажем у Пушкина. Так вот огрех в том, что вы смешали, слог Державина и Маяковского.В это суть. То есть если взяли одно слово, а в стихах ведь каждое слово на острие, то и далее весь слог следует соблюдать в той же стилистике.
Конкретно же, явно топорщится погоня за рифмой, когда именно рифма к слову повинна втемяшила в строки слово судьбина. Но я ведь уверен, что вам самому оно режет слух, не?) Впрочем, это лишь мое видение. А просто имеем в виду, что в этой области есть свои каноны, нарушать их -- выйти за рамки литературы. Право автора, но автора ли тогда...
Я пока умолчу о сути слов, именно суть слов по смыслу в них и есть наше с вами мастерство. Проникая в суть слов, ярче рисуешь образ. Или не молчать уж?) Просто размышления тогда: судьбина стать зелеными у деревьев -- а разве деревья станут зелеными, а не крона, не листва, м?.. Стволы покрытые мхом... )) Монокль у поэта похлеще телескопа должен быть-то;)
Ладненько, нельзя и утомляться сразу всем ворохом. Вода камень точит по капле.
Безумно радует ваша творческая струя, настрой. И уже в благодарность мне ваше любопытство! Хотя не так важно количество, как качество, однако произведений у меня безусловно больше и многие доступны, все же. Особо ценно, что этот вот сборник писался на этом вот сайте, в свое время, и в активном творческом взаимодействии с коллегами, и по перу и по цеху: https://u.to/ZJr2FA Знаю, что насладитесь!
А за рамки выходить - это либо неумение, либо мужество и новаторство. Лучше второе, но что именно это было, покажет лишь время.
Пока надо творить, творить, творить, стараясь собрать в своей речи максимальную силу. Путь впереди ещё долгий.
А в стихе должна быть достигнута гармония. Хотя бы с самим собой. Жаль, для других тогда он может быть не очень ценный.
Но можно создать ценность и для других. Как говорится, стараться надо.
Будем стараться! И, как это ни странно, даже над судьбиной я подумаю. (: Постараюсь сделать этот стих ещё интереснее и гармоничнее. Изначально планировался простой рифмованный этюд, но кто знает, что ещё может получиться, если поупражняться, поколдовать.
Так что я займусь, время до осени ещё имеется. Хотя по части глубины, опять же, готовились другие стихотворения. Но их надо будет тоже выложить до осени. А то опять раскритикуете (что хорошо, полезно и нужно, да и больше ничего такого интересного на этом сайте я не нашёл, зато критики навалом).
И, так уж вышло, что не к слову "повинна" я рифму искал, нет. Сначала появились "картина" и "судьбина", притом одновременно, в ритме вальса так. Но любые рифмы можно заменить, если найдутся лучше.
Чем я и займусь в скором времени. С вашей помощью.
А то опять раскритикуете (что хорошо, полезно и нужно, да и больше ничего такого интересного на этом сайте я не нашёл, зато критики навалом).
В разделе произведения это-то и уместно, да этого-то и недостает все же. Иное - а вот в конкурсах и дуэлях найдете. Правда, там, без учета всего отсюда полезного и нужного, но такого колкого, там-то могут тупо убить.
А осень-то, да даже если она в нашем наряде, в душе же может быть вечно весна. Да, весны желаете? В дуэли и в конкурсы -- ...туда, брат, туда...))
Дуэли и конкурсы... Ну, подумаю, подумаю. Мне пока и на поэмбуке хватает дуэлей.
А вот критики полезной никогда не бывает много. Поэтому критикуйте.
Не всегда я могу быть согласен с критиком, будь он хоть трижды Пушкин. Но любая критика подталкивает нас (ну, меня уж точно) пересматривать уже сделанное и творить новое слегка иначе, зная, как слово может отозваться в головах других людей. Своё лицо терять нельзя, а вот развиваться нужно. Наращивая мастерство, больше обретаешь себя.
И как бы я ни желал весны, пока что больше стихов про осень. И я не боюсь копать эти слегка печальные темы. Рано или поздно и успех придёт)
И, помилуйте, совсем забыл спросить: чем же так охровая картина пугает? Берём даже не голову, а словарь и смотрим: "охровый" - относящийся к охре или имеющий цвет охры, красно-жёлтый, жёлто-коричневый; "картина" - то, что можно видеть, что открывается взгляду, образ, вид чего-либо.
Итого имеем "образ, панорама, пейзаж в жёлто-бурых тонах". Чем безграмотно данное словосочетание? Оно неочевидно только тем, что с охрой существует много прилагательных: охряный, охряной, охристый. Я выбрал то, что выбрал.
Буду рад выслушать комментарии по этому поводу.
(А ещё пока писал, придумал словосочетание "киноварный рассвет", надо будет использовать).
Хотя "лист-с-ветви" - наоборот, подчеркивает звук сухого листа... , но неумышленно уже автором.
...
Почему Вы считаете, что это сделано неумышленно? Полагаете, что автору чуждо понятие звукописи и он не в курсе, как интригующе звучит "шёлковый тревожный шорох"? Это очень действенный приём, который тоже надо мастерски уметь применять, но порой даже у меня получается.