» Поэзия » Философская

Копирование материалов с сайта без прямого согласия владельцев авторских прав в письменной форме НЕ ДОПУСКАЕТСЯ и будет караться судом! Узнать владельца можно через администрацию сайта. ©for-writers.ru


"Осени лёгкая поступь..."
Степень критики: Любая и как можно больше!
Короткое описание:

Мысли о пришедшей осени. Об этой даме в золоте, что так изящно танцует вокруг.



Осени лёгкая поступь
Тлен за собой оставляет.
Зелень деревьев не в моде — 
В жёлтом предстать их судьбина.
Охровой будет картина —
Осень, не ты ль в том повинна?
Будто идёшь по погосту:
Воронов каркают стаи,
Лист с ветви дряхлой слетает,
Сердце сжимается сильно.

Гибель пришла незаметно.
Сложен костёр погребальный.
С песней промозглого ветра
Лето в то пламя восходит.
Треснуло что-то в природе,
А в голове половодье
Мыслей, кричащих, как птицы,
Что собрались вереницей
Прочь, в тёплый край, где всё просто
И по оврагам не бродит

Осень, чья лёгкая поступь
Мир не поднимет из пепла,
Лишь закружит в хороводе,
После же сложит в курганы
Листья, как струпья на ранах.
Что же, зима будет длинной.

 

 

 

Ю.Х.


Свидетельство о публикации № 33580 | Дата публикации: 14:39 (23.03.2019) © Copyright: Автор: Здесь стоит имя автора, но в целях объективности рецензирования, видно оно только руководству сайта. Все права на произведение сохраняются за автором. Копирование без согласия владельца авторских прав не допускается и будет караться. При желании скопировать текст обратитесь к администрации сайта.
Просмотров: 41 | Добавлено в рейтинг: 0

Всего комментариев: 15
+1
1 マスター   (23.03.2019 16:54)
Слово судьбина здесь белой вороной. Стилистика. Оборот, что не в моде - вообще претендует на городскую поэзию, однако место действия, городского, да и вообще не подчеркнуто, и это так же топорщится в одиночестве неуместно.

Многовато навалили ворохом сухих слов, ворошить их за раз не досуг, извините.

Отмечу, что рифма еще диктует вам, оттого и сухие слова-то. Кстати, многабуков именно из-за отсутствия живого образа, не было или не передали его и его движение. Было бы от силы восемь строк, наверное. Рифмуете мысли, в основном. Отсюда и вылезли множество стереотипных терминов,  стих получился баян.

По образу же, легкая поступь и именно тлен - не соответствуют. Здесь как раз бы жесткая поступь,  оно идентично и сухой листве и траве, имхо.

"Охровой будет картина" Охровая картина - ну, это пожалуй даже безграмотно больше, чем антипоэзия.

И о главном, пора бы уже обратить внимание на особую ритмику стихов, некую мелодию слога звучащего, а не прописного. Это ритмика неизбежных пауз и соитий, в произношении, при встрече определенных букв в стыке словосочетаний.
Например: "Лист с ветви дряхлой слетает, " Буква "й" дает всегда паузу, в речи, произнести быстро будет сложно, но в этой строке эта пауза, и при встрече с согласной эс, в следующем слове, дает сбой общего ритма по традиционной силлаботонике. Сравните: Лист с дряхлой ветви слетает. Это важно научится видеть и учитывать, это техника эффекта встречи слов с окончанием на гласную ли согласную -- со следующим словом, начинающимся на гласную ли согласную. Гласная+гласная и гласная+согласная всегда дает легкость прочтения, соитие, а согласная+согласная всегда даст паузу. Знакомо? У вас таких ошибок хоть пруд пруди. Хотя "лист-с-ветви"  - наоборот, подчеркивает звук сухого листа... , но неумышленно уже автором.

По смыслу, ну, ярких и тем паче оригинальных метафор нет,  свежая мысль спит, поэтому как-нибудь в другой раз. Здесь пусть еще кто поворошит, углубитесь в технические вопросы, совершенствуйтесь. Что невнятно, спрашивайте, постараюсь подробнее.

0
2 choo_ree_choo   (23.03.2019 17:35)
Не ожидал такого большого отзыва на такое короткое стихотворение. Спасибо! Ваш труд не пропадёт даром, потому что я каждое слово пропущу через себя.

А стих действительно короткий для меня. Уважаю короткие стихи, где сказали и отрезали. Понимаю, прекрасно понимаю,, в чём их прелесть, но мне не хотелось, чтобы тут всё резко обрывалось. Пускай мысль растекается и зацикливается (природа циклична).

И в данном случае, право слово, боги с ним, с живым образом (живые образы я пытаюсь развить в других своих стихах про осень, тут же дух сразу вышел ближе к восточным стихам, к хокку). Это зарисовка, картина своего рода, видение осени. А у картины много слоёв. Которые, впрочем, можно передать и малым количеством слов. До чего мне ещё идти и идти, учиться и учиться. И не забываем про нарабатывание своего стиля! Учиться становиться кем-то другим ни к чему. Надо учиться рисовать своей души пейзажи.

И да, я бы прочёл с паузой: "Лист с ветви дряхлой... (раз, два)... слетает". Тягучая картина, вздохи и паузы. Но опять ж подумать можно. Вдруг выйдет лучше!

И почему всё же жёсткая поступь? Осень пришла топтать и крушить? Но она не Халк всё же. право. Осень - это изменение в воздухе, это дуновение ветра, это лёгкое колебание в сторону холодка, а глядите, какие последствия! Она, будто фейри, парит надо всем, а листы жухнут, поля пустеют,  гамма вокруг тускнеет, туманом обволакивает ландшафты. Так что поступь всё-таки лёгкая. Как танец. Но что после этого танца мы видим?

Я отмечу все замечания к себе в блокнот и буду думать над правками и улучшениями. Нет ничего лучше замечаний, они дают почву для роста над собой. Так вперёд!

Хотя "судьбину", честно скажу, не буду спешить прогонять, есть в том слове шарм и свой подтекст смысла, да лексикон хочется пошире. Но над заменой подумать никогда не лишне, правда? Как уже было сказано, замечания, критика и рост-рост-рост!

Так что наваливайте ещё замечаний! Я все их учту, проработаю.

Главное будет сохранить изначальный концепт и атмосферу: довольная простая, но глубокая и несколько тягуче-грустная зарисовка об осени в созерцательном стиле китайской или японской поэзии.

Ещё раз благодарю за внимание к скромным виршам.

Искренне ваш,
Ю.Х.

+1
5 マスター   (23.03.2019 19:24)
Акцентирую ваше внимание.
Стиль -- слово судьбина автоматически относит произведение (вы, к слову, желаете писать произведения или просто рифмованный дневничок?) в эпоху его повсеместного употребления. Средние века даже, если хотите. И так же окрашивает и атмосферу произведения в колорит взятого слога. Здесь и употребление сленга, если сленг, то все должно соответствовать, здесь и употребление мата ли, все мелочи важны. На то оно и искусство. То есть где тогда еще такие слова типа рубище, доля, замятня, лядина и т.п.? Зачем эта белая ворона или сегодня даже клякса? И вот, если есть изначально стремление овладеть искусством, а не просто выписаться как есть и как покатит, то акцент бесценный. Свой стиль? Речь тогда была исключительно об образах, это и отличит настоящего уже поэта от имитатора. Чтобы не было и баянов с образами. Но вот например и для прозаика, баяны словосочетаний и терминов так же являются зачастую слабостью,  и признаком посредственности. Однако не следует отметать вообще. То есть лень к настоящему труду и над собой и над техникой в этом смысле является иллюзией самостоятельности. Уйти от классики можно лишь тогда, когда ее полностью освоишь. Тогда будет на чем и чем, как на ногах и ногами, уйти. А не банальные и уже привычные для начинающего писателя оправдания невежества. Ведь даже талант, без инструментария, нет возможности проявить, есть ли он... Потому учимся сперва владеть и техникой, и слогом, и словом. Не будет всего этого, любые метамарфозы духа образов и душевные сублимации бессмысленны, невидимый пшик.

Итак, стиль -- литературный стиль. И уже для поэтов и стиль слога, и качество образов. И об этом тоже можно найти гениально исчерпывающе, скажем, у Яна Парандовского - Алхимия слова. Там он мощно графоманов, в нас же, долбит не щадя, но и помогает и различить, и вникнуть в тонкости искусства, и совершенствоваться  Рекомендую! Ибо здесь об этом - тема глобальная и книгообъемистая.
***
охровый -- ну, раз уж нет еще вкуса к слогу, безграмотным было употребить это к картине. Убежден, без гугла вы не сможете определить и определиться на вопрос: картина из охры или нарисованная охрой?!
***
Заключил чисто логически, если во всем стихе около шести мест, где звукопись (аллитерация) не соблюдена, следовательно это темный лес для автора. Рад, что ошибся.  Явно, тропиночка все же есть... Прекрасно!

+1
6 choo_ree_choo   (23.03.2019 19:59)
Благодарю покорно!

Будем пробивать тропинку и идти. И лучше делать это не голыми руками, а орудием разящим. Так что книгу возьму на вооружение.

Пусть она выбьет из меня графомана. Хотя это уже почти произошло. Иначе бы за мой поэтический путь, который насчитывает почти 15 лет, у меня и стихов бы набралась, как ночей у Шахерезады. А вот нет, не вышло так, ибо говорить надо не впустую и слова подбирать правильные, поэтому я долго колдую над каждым стихом (стих - это не слова, это ритуал) и периодически к старым на свежую голову возвращаюсь (природа и искусство цикличны).

Спасибо, что помогаете мне стать более мастеровитым. Жаль, что у Вас только 6 произведений в профиле, такого знающего человека хотелось бы почитать побольше, но я выжму максимум из того, что есть.

Вперёд, вершить магию!

***
― Пьяницу на вора… Ну и судьбина тебе выпала! Живи одна, Любка. [Василий Шукшин. Калина красная (1973)]

Он еще и не такие реки подхватит и умчит с собою в студеные, полуночные края, куда и меня занесет потом судьбина, и доведется потом мне посмотреть родную реку совсем иную, разливисто-пойменную, утомленную долгой дорогою. [Виктор Астафьев. Последний поклон (1968-1991)]

Что же касается самого содержания, то оно общеизвестно и вполне доступно: мечты, грезы, печаль, тоска, любовь, сад, луна, река, свиданье, страсть, цветы, осень, весна, зима, реже лето, поцелуй, ночь, утро, вечер, реже полдень, измена, горькая судьбина… [В. П. Катаев. Трава забвенья (1964-1967)]

Немного погодя с перекатом сполз в ложок треск одинокого, на острастку, выстрела. ― Вот она какая судьбина… пала… ― глухо уронил Афонька и, ломая в руках кнутовище, стенящим голосом крикнул: ― Обидели!.. [М. А. Шолохов. Обида (1925-1926)]

+1
7 マスター   (23.03.2019 20:55)
Заметьте, примеры у вас -- именно как характерный окрас, либо речи героя, либо русского слога. И там однозначно по контексту еще не раз встретятся схожие слова, и оттого единство по стилю будет соблюдено.  Но отчетливее будет это видно и в стихах. Например у Есенина, однако уже не тот будет слог что у Ломоносова, или вот у Маяковского совершенно иной слог, и анахронизмы встретятся лишь в речи лг, чем скажем у Пушкина. Так вот огрех в том, что вы смешали, слог Державина и Маяковского.В это суть. То есть если взяли одно слово, а в стихах ведь каждое слово на острие, то и далее весь слог следует соблюдать в той же стилистике.

Конкретно же, явно топорщится погоня за рифмой, когда именно рифма к слову повинна втемяшила в строки слово судьбина. Но я ведь уверен, что вам самому оно режет слух, не?) Впрочем, это лишь мое видение. А просто имеем в виду, что в этой области есть свои каноны, нарушать их -- выйти за рамки литературы. Право автора, но автора ли тогда...

Я пока умолчу о сути слов, именно суть слов по смыслу в них и есть наше с вами мастерство. Проникая в суть слов, ярче рисуешь образ. Или не молчать уж?) Просто размышления тогда: судьбина стать зелеными у деревьев -- а разве деревья станут зелеными, а не крона, не листва, м?.. Стволы покрытые мхом... )) Монокль у поэта похлеще телескопа должен быть-то;)

Ладненько, нельзя и утомляться сразу всем ворохом. Вода камень точит по капле.

Безумно радует ваша творческая струя, настрой. И уже в благодарность мне ваше любопытство! Хотя не так важно количество, как качество, однако произведений у меня безусловно больше и многие доступны, все же. Особо ценно, что этот вот сборник писался на этом вот сайте, в свое время, и в активном творческом взаимодействии с коллегами, и по перу и по цеху: https://u.to/ZJr2FA Знаю, что насладитесь!

0
8 choo_ree_choo   (23.03.2019 20:58)
Жёлтыми стать их судьбина, а не зелёными. =))))

+1
9 マスター   (23.03.2019 21:00)
ах, да-да! понел - саксаул!)

+1
10 マスター   (23.03.2019 21:13)
З.Ы: в завершении облагородим общими усилиями, малый штришок: в желтом предстать их судьбина.

0
11 choo_ree_choo   (23.03.2019 21:14)
Штришок хорош. Мне по душе. Я его приму к сведению.

Спасибо!!!

+1
15 choo_ree_choo   (06.04.2019 16:43)
Так и сделал пока. Более тщательную работу продолжим, особенно ближе к осени. Хотя про осень будет ещё немало стихов.

Спасибо за содействие!

0
12 choo_ree_choo   (23.03.2019 21:17)
А за рамки выходить - это либо неумение, либо мужество и новаторство. Лучше второе, но что именно это было, покажет лишь время.

Пока надо творить, творить, творить, стараясь собрать в своей речи максимальную силу. Путь впереди ещё долгий.

А в стихе должна быть достигнута гармония. Хотя бы с самим собой. Жаль, для других тогда он может быть не очень ценный.

Но можно создать ценность и для других. Как говорится, стараться надо.

Будем стараться! И, как это ни странно, даже над судьбиной я подумаю. (: Постараюсь сделать этот стих ещё интереснее и гармоничнее. Изначально планировался простой рифмованный этюд, но кто знает, что ещё может получиться, если поупражняться, поколдовать.

Так что я займусь, время до осени ещё имеется. Хотя по части глубины, опять же, готовились другие стихотворения. Но их надо будет тоже выложить до осени. А то опять раскритикуете (что хорошо, полезно и нужно, да и больше ничего такого интересного на этом сайте я не нашёл, зато критики навалом).

И, так уж вышло, что не к слову "повинна" я рифму искал, нет. Сначала появились "картина" и "судьбина", притом одновременно, в ритме вальса так. Но любые рифмы можно заменить, если найдутся лучше.

Чем я и займусь в скором времени. С вашей помощью.

+1
13 マスター   (23.03.2019 21:27)
Цитата
А то опять раскритикуете (что хорошо, полезно и нужно, да и больше ничего такого интересного на этом сайте я не нашёл, зато критики навалом).

В разделе произведения это-то и уместно, да этого-то и недостает все же. Иное - а вот в конкурсах и дуэлях найдете. Правда, там, без учета всего отсюда полезного и нужного, но такого колкого, там-то могут тупо убить. 

А осень-то, да даже если она в нашем наряде, в душе же может быть вечно весна. Да, весны желаете? В дуэли и в конкурсы -- ...туда, брат, туда...))

0
14 choo_ree_choo   (23.03.2019 21:34)
Дуэли и конкурсы... Ну, подумаю, подумаю. Мне пока и на поэмбуке хватает дуэлей.

А вот критики полезной никогда не бывает много. Поэтому критикуйте.

Не всегда я могу быть согласен с критиком, будь он хоть трижды Пушкин. Но любая критика подталкивает нас (ну, меня уж точно) пересматривать уже сделанное и творить новое слегка иначе, зная, как слово может отозваться в головах других людей. Своё лицо терять нельзя, а вот развиваться нужно. Наращивая мастерство, больше обретаешь себя.

И как бы я ни желал весны, пока что больше стихов про осень. И я не боюсь копать эти слегка печальные темы. Рано или поздно и успех придёт)

0
3 choo_ree_choo   (23.03.2019 18:44)
И, помилуйте, совсем забыл спросить: чем же так охровая картина пугает?
Берём даже не голову, а словарь и смотрим: "охровый" - относящийся к охре или имеющий цвет охры, красно-жёлтый, жёлто-коричневый; "картина" - то, что можно видеть, что открывается взгляду, образ, вид чего-либо.

Итого имеем "образ, панорама, пейзаж в жёлто-бурых тонах". Чем безграмотно данное словосочетание? Оно неочевидно только тем, что с охрой существует много прилагательных: охряный, охряной, охристый. Я выбрал то, что выбрал.

Буду рад выслушать комментарии по этому поводу.

(А ещё пока писал, придумал словосочетание "киноварный рассвет", надо будет использовать).

0
4 choo_ree_choo   (23.03.2019 18:49)
Хотя "лист-с-ветви"  - наоборот, подчеркивает звук сухого листа... , но неумышленно уже автором. 

...  wacko 

Почему Вы считаете, что это сделано неумышленно? Полагаете, что автору чуждо понятие звукописи и он не в курсе, как интригующе звучит "шёлковый тревожный шорох"? Это очень действенный приём, который тоже надо мастерски уметь применять, но порой даже у меня получается.

Надо только стараться больше.  biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи....читать правила
[ Регистрация | Вход ]
Информер ТИЦ
svjatobor@gmail.com
 
Хостинг от uCoz

svjatobor@gmail.com