«Чтение чужих книг – необходимая пища для создания собственных», – сказала однажды американская романистка и лауреат Пулитцеровской премии Дженнифер Иган.
Это непрерывное двустороннее движение между писателями и читателями позволяет нам, простым смертным, овладеть искусством жить, а великим писателям – создавать свои шедевры. О чём красноречиво свидетельствуют личные библиотеки гениев.
В рамках опроса под условным названием «Писатели выбирают свои любимые книги» 125-ти самым известным писателям Британии и Америки было предложено составить несколько списков книг. В данном опросе приняли участие Норман Мейлер, Стивен Кинг, Энн Патчетт, Джонатан Франзен, Джойс Кэрол Оутс и другие известные авторы современности.
В них по порядку, в зависимости от степени значимости, должны были расположиться десять величайших произведений художественной литературы – романов, сборников рассказов, драматургических и поэтических произведений.
В общей сложности писателями было предложено 544 произведения. В каждом списке книги набирали определённое количество баллов в зависимости от порядкового номера. Если книга значилась под первым номером, она получала десять баллов, а если завершала список – один балл.
В предисловии к публикации результатов исследования, Дэвид Орр заметил:
«Чтобы составить сводный список литературных шедевров, необходимо сделать две вещи: а) не спрашивать тех, кто находится в процессе работы над собственным романом; и б) определиться со значением понятия «великое литературное произведение».
Первая часть проблем не представляет, а вот что касается второй… Тут возможны варианты:
1. Великая книга – та, что произвела наибольшее впечатление на меня лично 2. Великая книга – та, которую признаёт великой большинство людей 3. Великая книга – она не для вас, меня или вообще кого-либо из людей. Это ценность сама в себе, непременно связанная с размышлениями о чём-нибудь Великом: о Боге или Духовном совершенстве 4. Великая книга? А мне Том Клэнси нравится… (популярный амер. писатель)»
Как бы то ни было, сложившаяся в результате этого эксперимента литературная коллекция, объединившая литературные пристрастия совершенно разных писателей – от Дэвида Фостера Уоллеса (№1 – «Письма Баламута» К.С. Льюиса) до Стивена Кинга (№1 – сборник лучших рассказов английской литературы «Золотая сокровищница»), позволяет взглянуть на мировую литературу как на своего рода коллективное творчество Великих.
Поскольку, как метко заметил автор «правил эффективного творчества» Остин Клеон «вы – то, что впускаете в свою жизнь».
Десять величайших литературных произведений ХХ века
1. «Лолита» Владимира Набокова 2. «Великий Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда 3. «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста 4. «Улисс» Джеймса Джойса 5. «Дублинцы» Джеймса Джойса 6. «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркеса 7. «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера 8. «На маяк» Вирджинии Вульф 9. «Полное собрание рассказов» Фланнери О’Коннор 10. «Бледное пламя» Владимира Набокова
Десять величайших литературных произведений ХIХ века
Ахринеть! Анну Каренину надо поставить на второе место по тупо потраченному времени. Рассаз о бабедуре в восьмистах страницах – это жиштоко. А Кафка – да, его Замок надо поставить на первое место. И вообще, Достоевский круче всех.
За твоё «брысь», я б с радостью съездил тебе по башке «Войной и миром». А вообще Лев – тоже крут, но всё равно не угадывает. Хотя на любителя. У Льва лучше описание окружающего, у Достоевского психология.