13:53
» Леонид Юзефович: Литературе научиться можно, научить – нет

Писатель и историк Леонид Юзефович станет преподавателем школы литературного мастерства Text. Его курс детективной и исторической прозы стартует 15 февраля, а о своём видении того, как будет и должно проходить обучение в рамках этого курса, сам Юзефович рассказал в ходе открытого урока своим потенциальным ученикам.

«Преподавание – это во многом просто повод пообщаться», – говорит Юзефович. Литературе, уверен он, научиться можно, научить – нет. Можно смотреть, как это делает другой, и развиваться самому. В чем-то такой учитель сродни наставнику в буддийском храме… Но ценность курсов литературного мастерства все же бесспорна: ведь каждый пишущий человек одинок и на поиск себе подобных могут уходить годы. «Мы все как-то звучим, но голос надо проявить», – убеждает Юзефович. Собравшимся он напомнил старую притчу о будущей матери, которой пожилая женщина говорит: «Ты должна быть готова к тому, что теперь твое сердце будет гулять там, где ему вздумается». То же и с писателями; ведь текст – это тот же ребенок, который гуляет отдельно от нас. Многим начинающим писателям сложно преодолеть застенчивость для того, чтобы познакомить с ним слушателей и читателей. «Не надо стесняться давать читать свои тексты. На самом деле, украсть у писателя ничего нельзя, если он чего-то да стоит, – подчеркнул Юзефович. Только в игре с равными мы растем, привел он аналогию литературного соревнования с конкуренцией в спорте.

Стоит отметить, что, судя по собравшимся, далеко не все возможные слушатели курса, строго говоря, являются молодыми писателями. Но ничего страшного в этом нет, заверил будущий преподаватель: проза – это позднее искусство, впервые публиковать прозу лет в тридцать – это нормально. В конце концов, известность и к самому Юзефовичу пришла в 53 года, когда он, во многом неожиданно для самого себя, получил премию «Нацбест».

«Детективную и историческую прозу я не люблю, но пишу. Люблю читать обычную хорошую прозу – о жизни, о любви. Хотя хороший детектив написать проще», – полагает писатель. Что касается исторической прозы, то здесь свои подводные камни: конечно, исключительного права автора на историческое событие нет (да и на трактовку – весьма сомнительно). Но соблюдать историческую точность, конечно, надо – иначе недобросовестный или не слишком вдумчивый писатель рискует пойти по пути создателей сериала по мотивам серии книг Леонида Юзефовича про сыщика Путилина: в экранном XIX веке к малознакомой даме обращаются запросто по имени и именуют хронологически верное «жалование» привычным нашему современнику словом «зарплата». В результате сам автор сюжета ни разу не смог досмотреть экранизацию до конца.

В заключение Юзефович дал совет, что в любом случае полезно прочитать начинающему автору: это, в частности, старая, но не утратившая актуальности книга нобелевского лауреата Марио Варгаса Льосы «Советы молодому романисту», биография Леонида Леонова и роман Милана Кундеры «Занавес».

Автор: Вероника Шарова Источник: Новости литературы

Категория: Мировые | Просмотров: 591 | Добавил: Boris | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 7
0 Спам
2 Devil45   (28.03.2011 13:33) [Материал]
Да ну, бред. Для музыкантов и художников есть школы. Почему бы не сделать и для писателей? В конце концов учат не что писать, а как писать.

0 Спам
3 Vladi   (28.03.2011 14:34) [Материал]
В музыкальной школе учат нотной грамоте, в художественной - технике рисования. А русскому языку и летературе, необходимым для писателя - учат в школе) Бывает, что человек в каком-то возрасте вдруг понимает, что очень хочет писать, но его плохой язык создает ему большие трудности. Конечно, эти трудности преодолимы, если пойти на курс родной речи и много читать. Но этим ведь не обязательно заниматься в специальной школе для писателей? :-)))

0 Спам
4 Devil45   (28.03.2011 14:59) [Материал]
Хорошим музыкантом и художником тоже можно стать, не занимаясь этим в специальных школах. smile
Будущих писателей многому можно научить (жанры, сюжеты и т. д.), да и практика лишней никогда не будет. Опять же писатели бываю разных мастей:сценаристы, драматурги. А это требует изучения кинематографа и драматургии.

0 Спам
5 Vladi   (28.03.2011 16:19) [Материал]
Представьте - Вы очень любите любоваться небом, оно восхищает Вас - краски, формы, настроения. И тут Вы решили узнать об этой красоте побольше, прочитав соответвующие разделы физики, метеорологии и проч. Вы узнали, как образуются облака, что они могут быть кучевыми и многими другими. Вы очень много прочитали. И теперь, когда Вы смотрите на небо - то думаете о том, какие это облака, откуда они взялись и какая завтра будет погода. Ваше былое восхищение, как и вдохновение будут уже на втором месте. Знание наденет на них узду и, как бы Вы не хотели понестись вскачь - а все же будете ехать неспешной рысью, размышляя о физике явлений. Возможно, конечно, с Вами такого бы не произошло) Но вот напросилось такое сравнение)))

Вот я о чем! :-)))


0 Спам
6 Devil45   (28.03.2011 17:05) [Материал]
Если вы писатель, то знаний брали с книжек или статей, или путём проб и ошибок. Без этого некуда.
У вас неуместное сравнение. Вам необязательно знать что такое небо, вы можете просто на него смотреть и наслаждаться красотой. Но если вы физик, вы обязаны знать что оно из себя представляет.
Так же и писательством. Если вы читатель, вам важен только сюжет, идея и красота произведения. Но если вы писатель, то структуру знать обязаны.

0 Спам
7 Vladi   (28.03.2011 18:56) [Материал]
Если Вы с детства много читаете, то структура Вам известна.
Если же нет.... повторюсь - "трудности преодолимы, если пойти на курс родной речи и много читать. Но этим ведь не обязательно заниматься в специальной школе для писателей!" :-)))
Сравнение... жаль, что Вы не поняли)

0 Спам
1 Vladi   (27.03.2011 23:30) [Материал]
На мой взгляд - любые курсы по поводу "Как стать писателем" - это смерть писателя. Если есть "искра" в человеке, то нельзя ни в коем случае исправлять ее, подгонять под что-то или кого-то, вгонять талант в какую бы то ни было систему. Мое убеждение -истинный писатель категорически не должен учиться писать! Единственное, что нужно писателю - читательская аудитория. Писатель должен чувствовать несет ли он радость, заставляет ли переживать, волнуется ли хоть кто-нибудь, читая его произведения. Учитывая полученную информацию, он будет гранить свой талант и поймет по какому пути лучше идти именно ему.... Наверно, мало кто согласится со мной....)))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Информер ТИЦ
german.christina2703@gmail.com
 
Хостинг от uCoz

svjatobor@gmail.com