Здание Шведской академии Нобелевская премия по литературе — награда за достижения в области литературы, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Стокгольме. Требования к выдвигающим кандидатов Согласно уставу Нобелевского фонда, выдвигать кандидатов могут следующие лица: члены Шведской академии, других академий, институтов и обществ с аналогичными задачами и целями; профессора истории литературы и языкознания университетов; лауреаты Нобелевских премий в области литературы; председатели авторских союзов, представляющих литературное творчество в соответствующих странах. 1901 - Сюлли-Прюдом Ф. А. (Франция) 1902 - Моммзен Т. (Германия) 1903 - Бьернсон Б. (Норвегия) 1904 - Эчегарай-и-Эйсагирре X. (Испания), Мистраль Ф. (Франция) 1905 - Сенкевич Г. (Польша) 1906 - Кардуччи Д. (Италия) 1907 - Киплинг Р. (Великобритания) 1908 - Эйкен Р. (Германия) 1909 - Лагерлеф С. (Швеция) 1910 - Хейзе П. фон (Германия) 1911 - Метерлинк М. (Бельгия) 1912 - Гауптман Г. - (Германия) 1913 - Тагор Р. (Индия) 1915 - Роллан Р. (Франция) 1916 - Хейденстам В. фон (Швеция) 1917 - Гьеллеруп К. (Дания) Понтоппидан X. (Дания) 1919 - Шпиттелер К. (Швейцария) 1920 - Гамсун К. (Норвегия) 1921 - Франс А. (Франция) 1922 - Бенавенте-и-Мартинес X. (Испания) 1923 - Йитс У. Б. (Ирландия) 1924 - Реймонт В. (Польша) 1925 - Шоу Дж. Б. (Великобритания) 1926 - Деледда Г. (Италия) 1927 - Бергсон А. (Франция) 1928 - Унсет С. (Норвегия) 1929 - Манн Т. (Германия) 1930 - Льюис С. (США) 1931 - Карлфельдт Э.А. (Швеция) 1932 - Голсуорси Дж. (Великобритания) 1933 - Бунин И.А. (без гражданства) 1934 - Пиранделло Л. (Италия) 1936 - О'Нил Ю. (США) 1937 - Мартен дю Гар Р. (Франция) 1938 - Бак П. (США) 1939 - Силланпя Ф. Э. (Финляндия) 1944 - Йенсен И. В. (Дания) 1945 - Мистраль Г. (Чили) 1946 - Гессе Г. (Швейцария) 1947 - Жид А. (Франция) 1948 - Элиот Т.С. (Великобритания) 1949 - Фолкнер У. (США) 1950 - Рассел Б. (Великобритания) 1951 - Лагерквист П.Ф. (Швеция) 1952 - Мориак Ф. (Франция) 1953 - Черчилль У. (Великобритания) 1954 - Хемингуэй Э. (США) 1955 - Лакснесс X. К. (Исландия) 1956 - Хименес X. Р. (Испания) 1957 - Камю А. (Франция) 1958 - Пастернак Б.Л. (СССР; от премии отказался) 1959 - Квазимодо С. (Италия) 1960 - Сен-Жон Перс (Франция) 1961 - Андрич И.(Югославия) 1962 - Стейнбек Дж. Э. (США) 1963 - Сеферис Г. (Греция) 1964 - Сартр Ж.-П. (Франция) 1965 - Шолохов М.А. (СССР) 1966 - Агнон Ш.И. (Израиль) Закс Н. (Швеция) 1967 - Астуриас М.-А. (Гватемала) 1968 - Кавабата Я. (Япония) 1969 - Беккет С. (ирл. писатель, Франция) 1970 - Солженицын А.И. (СССР) 1971 - Неруда П. (Чили) 1972 - Белль Г. (ФРГ) 1973 - Уайт П. (Австралия) 1974 - Юнсон Э. (Швеция) Мартинсон X. Э. (Швеция) 1975 - Монтале Э. (Италия) 1976 - Беллоу С. (США) 1977 - Алейксандре В. (Испания) 1978 - Зингер И.Б. (Польша - США) 1979 - Элитис 0. (Греция) 1980 - Милош Ч. (Польша-США) 1981 - Канетти Э. (Великобритания) 1982 - Гарсиа Маркес Г. (Колумбия) 1983 - Голдинг У. (Вепикобритания) 1984 - Сейферт Я. (Чехословакия) 1985 - Симон К. (Франция) 1986 - Шойинка В. (Нигерия) 1987 - Бродский И.А. (США) 1988 - Махфуз Н. (Египет) 1989 - Села К. X. (Испания) 1990 - Пас О. (Мексика) 1991 - Гордимер Н. (ЮАР) 1992 - Уолкотт Д. 1993 - Мориссон Т. (США) 1994 - Кэндзабуро Оэ (Япония) 1995 - Хини Ш.(Ирландия) 1996 - Шимборска В.(Польша) 1997 - Фо Д. (Италия) 1998 - Сарамаго Х. (Португалия) 1999 - Грасс Г. (Германия) 2000 - Гао Синцзян (Китай) 2001 - Найпол В. (Индия) 2002 - Кертес И. (Венгрия) 2003 - Кутзее Д. (ЮАР) 2004 - Елинек Э. (Австрия) 2005 - Пинтер Г. (Великобритания) 2006 Орхан Памук 2007 Дорис Лессинг 2008 Жан-Мари Гюстав Леклезио 2009 Герта Мюллер 2010 Марио Варгас Льоса Каждый год в октябре Нобелевский комитет посылает около 2000 писем к лицам, имеющим право выставлять кандидатов. Кандидатов могут представлять также все лауреаты предшествующих лет, а с некоторых пор и сами академики. На основании всех предложений составляется первичный список фамилий — около 150 фамилий. Каждый год этот список значительно видоизменяется. Однако ядро его остается прежним. Это означает, что никто из кандидатов не проходит с первого раза. После предварительных обсуждений Нобелевский комитет готовит для Академии список из 10-15 кандидатов. Далее уже начинается процесс обсуждения всем составом Академии. При этом с моей точки зрения, велика роль в этом процессе Нобелевской библиотеки. Нобелевская библиотека является подразделением Шведской Академии. Она открыта для всех, однако ее главная задача "обеспечить потребности членов Академии в их работе по поводу Нобелевской премии". Сотрудники библиотеки (6-7 человек) готовят для членов Академии литературу о кандидатах, аналитические справки об их творчестве и т.д. Все это может создавать определенные возможности для оказания влияния на мнение академиков. В 2004 году Нобелевскую премию по литературе получила австрийская писательница Эльфрида Елинек. Как сказано, "за музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише". У нас Э. Елинек известна мало. Однако на одном из Кинотавров демонстрировался фильм, созданный по ее роману "Пианистка". В целом, несмотря на появляющиеся публикации в профессиональной и массовой печати деятельность Нобелевского комитета, а тем более Нобелевских лауреатов, очень мало известна в России. Публикации, как правило, появляются после присуждения литературных премий (с представлением собственного видения автора), или когда лауреатом становится известный российский ученый, как это произошло в 2002 г. — премия в области физики была присуждена Ж.Алферову. Критика Нобелевская премия по литературе неоднократно подвергалась критике. При этом критики отмечали следующие обстоятельства: Поскольку Нобелевский комитет существует в западной историко-культурной традиции, то неудивительно, что в основном Нобелевскую премию по литературе получают писатели из Европы и США. Количество писателей-лауреатов из Азии, где существует многовековая, даже тысячелетняя литературная традиция, и тем более из Африки пренебрежимо мало. Это, по мнению Вадима Кожинова[2], свидетельствует о том, что премии малоизвестным на Западе писателям из Азии и Африки — не более, чем «показные» акции лишь для того, чтобы убедить всех во всемирности премии. Среди представителей западных литератур непропорционально велика доля писателей-лауреатов из скандинавских стран — Финляндии, Норвегии, Швеции и Дании. Особенно сильным скандинавское представительство в числе лауреатов премии было в первой трети XX века. Многие значительные писатели, оказавшие влияние на литературу XX века, премию не получили. Их место в перечне лауреатов заняли имена, представляющиеся гораздо менее весомыми. Целый ряд лауреатов Нобелевской премии в своих Нобелевских лекциях и интервью после вручения им премий называли имена тех, кто не получили этой награды, более достойными[2]. В частности, Синклер Льюис и Джон Стейнбек назвали в этом качестве Шервуда Андерсона, Хуан Рамон Хименес — Федерико Гарсиа Лорку, Франсуа Мориак — Августа Стриндберга, Уильям Фолкнер — Томаса Вулфа, Элиас Канетти — Роберта Музиля, Пабло Неруда — Поля Валери, Гюнтер Грасс — Альфреда Дёблина, Иосиф Бродский — Осипа Мандельштама, Марину Цветаеву, Роберта Фроста, Анну Ахматову, Уистена Одена. Во многих случаях присуждение или неприсуждение премии базировалось на идеологических мотивах. Так, Пётр Вайль утверждает: «Нобелевский комитет, как любое интеллигентское сообщество, состоит из людей левых убеждений. Левых, естественно, по европейской терминологии. Именно поэтому один из величайших писателей XX века, Борхес, не получил Нобелевской премии. Все дело в том, что он нанес визит Пиночету, пожимал ему руку и хвалил за то, что он сокрушил коммунистов. При этом все понимали величие Борхеса как писателя, но Пиночета не простили»[3]. Не в последнюю очередь это относится к писателям из России. Так, премия не была присуждена Льву Толстому, так как, по мнению секретаря шведской академии Карла Вирсена, категорически выступившего против кандидатуры Толстого, «этот писатель осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры… Всякого, кто столкнется с такой косной жестокостью по отношению к любым формам цивилизации, одолеет сомнение. Никто не станет солидаризироваться с такими взглядами»[2].Среди русских номинантов на премию были выдвинуты Владимир Набоков и Дмитрий Мережковский. Четыре из пяти русских писателей, ставших лауреатами (за исключением Шолохова), так или иначе находились в конфликте с советской властью: Бунин и Бродский были эмигрантами, Солженицын был диссидентом, Пастернак получил премию за роман, опубликованный за границей. Соответственно, вручение им премии имело, по мнению критиков с советской стороны[2], исключительно политическую причину. Существует, впрочем, и иная точка зрения, ставящая политизированность вопроса под сомнение: «Александр Солженицын стал лауреатом в 1970 году. Мир ещё не знал „Архипелага ГУЛАГа“ и „Красного колеса“. Стокгольмские академики во многом руководствовались восторженными мнениями официального советского литературоведения по поводу первых произведений писателя»[4]. По мнению самого Александра Солженицына, не менее политический характер носило и вручение премии Шолохову, призванное уравновесить более раннюю премию Пастернаку, а Мстислав Ростропович в своём Открытом письме иронизирует над самой критикой такого рода как над беспринципным политиканством http://ru.wikipedia.org/ http://valhalla.ulver.com/f143/t4948.html |