» Проза » Статьи

Копирование материалов с сайта без прямого согласия владельцев авторских прав в письменной форме НЕ ДОПУСКАЕТСЯ и будет караться судом! Узнать владельца можно через администрацию сайта. ©for-writers.ru


Следующая глава книги о Таро (фрагмент)
Степень критики: стилистика
Короткое описание:

Следующая глава о Таро.

 Начало тут 



1. Две школы, Зверь и один саженец

 

Начнем, пожалуй, с того, что объединяет эти две школы и Зверя, личность которого может пока для многих оставаться загадкой. Все они разделяли и развивали в западной Европе идеи оккультизма. Герметическая философия и еврейская каббала — вот два столпа всего западного оккультизма, пик развития которого пришел на период с девятнадцатого по двадцатый век.

 

Первым объединяющим фактором стала собственно колода Таро. Она уже к тому времени приняла свою более-менее законченную форму. Карты уже условно делились на старшие и младшие арканы, где последние состояли из четырех мастей с достоинством от одного до десяти и четырех фигурных карт в каждой. Сейчас больший интерес для нас будут представлять двадцать два старших аркана.

 

Вторым звеном этой цепи стала загадочная еврейская каббала, и ей нам стоит уделить сейчас немного больше внимания. Итак, каббала — философское и мистическое учение, развитое гением еврейских мыслителей на базе иудаизма. Суть всего учения отражает, собственно, мнение о нем его последователей, называемых каббалистами. Каббала — это алгебра веры, наука о человеке, душе и Боге. Она позволяет понять процесс творения всего мироздания, описанный Моисеем в Книге Бытия. Одним из самых значимых произведений каббалы считается “Книга творений”, известная на языке оригинала как “Сефер Йецира”. Эта книга, по убеждению каббалистов, позволяет разгадать тайну, якобы скрытую в Пятикнижии. Она является криптографическим ключом к карте, содержащей отправные точки для развития каббалистической мысли, ведущей к разгадке причин бытия.

 

Несмотря на то, что евреи вызывали смешанные чувства у средневекового человека, их мистицизм навечно укоренился в европейской культуре. С одной стороны, их ненавидели и боялись из-за религиозного антисемитизма, как тех, кто распял Христа; с другой — ими восхищались, как гонимым народом патриархов и пророков, избранным самим Господом Богом. Священные книги религии евреев представляют бо́льшую часть писаний господствующей религии всего Средневековья и Ренессанса. Так, и до сих пор, все религиозные идеи иудеев удерживаются силой кол­лективного бессознательного в сознании современного европейца, как потомка, предки которого выросли в устоях католического христианства. Впрочем, давайте перейдем от авторов традиции к ее учению.

 

“Тридцатью двумя таинственными путями Мудрости вырезал Йа, Господь Воинств, Бог Израиля, Элохим живой и Царь вселенной, Эль Шаддай, Милостивый и Милующий, Высокий и Превознесенный, Обитающий в вечности и Свято Имя Его, возвышен и свят Он, и сотворил вселенную Свою…”

 

Так начинается “Книга творений”. Продолжая свое повествование, она описывает все эти таинственные пути и наделяет каждый из них своими свойствами и глубокими философскими смыслами. Первые десять, называемые ‘сфирот’ и переводимые с иврита как ‘стоянки’, образуют опорные точки для построения Дерева жизни. А двадцать две линии, словно ветки, соединяющие эти стоянки, представляют собой пути постижения Божественной мудрости. Эти пути, согласно каббале, соответствуют двадцати двум буквам иврита, а каждая из них — одной из семи видимых древними планет, или трех первоэлементов-стихий, или одному из двенадцати знаков зодиака.

 

Алфавит иврита, как и считаемый сегодня первым финикийский, не содержал букв для гласных звуков. Даже первая буква ‘алеф’ не была знаком для привычного нам звука ‘а’, а была лишь символом для обозначения придыхания. Несмотря на отсутствие традиционного деления звуков на гласные и согласные, буквы иврита делились на три другие группы: материнские, двойные и простые. Материнских букв было всего три и их можно считать ‘матерями’ озвучиваемых слов или помощницами для чтения, обозначающие протяжные полугласные звуки дыхания, мычания и шипение. Двойные буквы обозначали два звука, в зависимости от контекста, а простые — всего один. Названия буквенных групп говорят сами за себя.

 

С двенадцатью простыми буквами — все просто, они соответствуют знакам зодиака, что четко описано в “Сефер Йецира”. Так же дело обстоит с тремя материнскими буквами, они соответствуют трем стихиям, участвующим в сотворении четвертой — Земли. Но, семь двойных литер иврита, приписываемых видимым древними планетам, мучали умы каббалистов очень долго. Причиной этому стали разные соответствия, или их полное отсутствие в разных версиях дошедшей до нас “Книги творений”. На этом моменты мы приостановим наше поверхностное исследование каббалы, так как этих познаний для нашей цели пока более, чем достаточно.

 

Десять сфирот оккультисты связали с числами от одного до десяти, пользуясь идеями Пифагора и герметической философии; а двадцать два пути, как можно было уже догадаться, — со старшими арканами из колоды Таро. Именно с поиском точным соответствий старших арканов и каббалистических путей связали свои судьбы великие умы трех веков. Добавлял им забот и аркан ‘Дурак’, обозначенный нулем, так как для него буквы в иврите, на первый взгляд, не нашлось. Две школы и гений Зверя возделывали своеобразный саженец, выращивая свое Дерево жизни или соответствий, что приводило к пере­менам местами некоторых арканов в колоде Таро. Так давайте немного подсмотрим за работой в этих садах.

 

Запах лавандовых полей и чарующие взор изобилие оливковых рощ, перебиваемый морским бризом и свежим вкусом маслянистых трюфелей — сколько загадочного и прекрасного таит в себе Прованс! Южнее, ближе к теплому Средиземному морю, раскинулся портовый город рыбаков и торговцев Марсель — родина всемирно известного рыбного супа. Всего в миле от него, на острове, омываемом морем со всех сторон, возвышаются бастионы Замка Иф, ставшего местом многолетнего заточения графа Монте-Кристо. Всего год, проведенный в Провансе, перевернет жизненный уклад любого человека. Этот французский рай завораживает и манит к себе, а еще с прованским Марселем связана одна колода карт.

 

Марсельское Таро — образец особого творчества, уже давно распространенный за пределы Марселя. Она стала собирательным термином для названия всех колод, выполненных в таком стиле. Отличительной особенностью этих карт является порядок старших арканов, а именно ‘Справедливость’ занимает в ней восьмое место, ‘Сила’ — одиннадцатое, а ‘Шут’ — двадцать первое. Начинает этот ряд ‘Фокусник’. Возможно, что такую последовательность карт марсельская версия переняла от колоды Каталин Жоффруа, появившейся в 1557 году с пронумерованными впервые старшими арканами. Младшие арканы в этой прованской колоде изображены простым количеством символов мастей, равным достоинству каждой карты. Фигуры людей присутствуют в этих арканах только в картах двора. Все сказанное не удивляет, так как она предназначалась только для карточной игры “Тарокки”.

 

Именно такую, или очень на нее похожую колоду, держал в руках Антуан Кур де Жебелен. Этот выдающийся французский ученый и астролог восемнадцатого века интересует нас в большей степени как мистик, а ни как светило, занимавшийся проблемами естественных наук. Он наметил новое направление в оккультизме, первым связавши образы старших арканов Таро с учением каббалы. Так было положено начало Французской школы Таро. Хоть сам де Жебелен и отстаивал египетскую теорию происхождения колоды, как способа сохранения и передачи знаний, не видя в ней гадального инструмента, но посаженный им саженец начал расти.

 

   В этот же исторический период, через каких-то четырнадцать лет после публикации труда Антуана Кура де Жебелена, продолжатель его египетских идей Эттейлла совершает грандиозную революцию в оккультизме. Он впервые предлагает использовать колоду карт Таро в предсказательных целях, издавая в 1784 году книгу с описанием этих новаторских идей. Его видение значений карт и система, названная “Книгой Тота” является темой для отдельных трудов. Этих трудов уже более, чем достаточно, правда известны они, как посвященные Таро Эттейллы. Его система не стала самой популярной в мире, но надо заметить, что он — первый таролог, то есть тот, кто зарабатывал свой хлеб карточными гаданиями. Вот он — герой и родоначальник жанра, который также ввел понятие об изменении значения аркана в зависимости от положения карты. Ему мы обязаны главным, а именно гаданием на картах Таро.

 

Но вернемся к тому, к чему приложил свою руку де Жебелен, в соавторстве с графом де Меле. Мало кто знает, что именно эти двое соотнесли впервые пути Дерева жизни каббалы со старшими арканами Таро. В их версии, как говорилось ранее, ‘Шут’ не был первым арканом, и лидирующая буква иврита ‘алеф’ досталась ‘Фокуснику’. Предпоследняя литера ‘шин’ была связана с ‘Шутом’, оставляя тринадцатую букву ‘мем’ безымянному аркану. Безымянный аркан приобрел в последствии имя, и он известен нам, как ‘Смерть’. Эти ученые не посмели менять укоренившийся порядок арканов, видя в нем мистический древнеегипетский смысл, или переставлять местами буквы в алфавите иврита.

 

Их идеи, правда уже в девятнадцатом веке, развил Элифас Леви — ярый поклонник каббалы, взявший из-за любви к ней даже еврейскую фамилию. Он применил эти соответствия, создавая свой труд “Учение и ритуал высшей магии”. То ли наложилось, или слава Леви затмила труд де Жебелена, но уже в спутанной памяти людей он невольно стал основоположником этой эзотерической традиции. Популяризировал же эту идею всем известный доктор Папюс, написавший многочисленные труды, ставшие фундаментом для западного оккультизма.

 

Жерар Анаклет Венсан Анкосс — врач и оккультист, писавший свои книги под псевдонимом Папюс. Его перу принадлежит целый ряд, так сказать, настольных книг всех оккультистов. Пожалуй, не найдешь того, кто считает себя магом и не прочитал бы его “Практическую магию”. Будучи ярким представителем французской школы, Папюс уделил много внимания картам Таро, выдвигая цыганскую версию происхождения этой колоды.

 

 Обо всем этом можно прочитать у упомянутых авторов, которых, применительно к Таро, называют вместе Французской школой. Так состоялись первые соответствия еврейской каббалы и изначально развлекательной забавы. Они вместе стали иллюстрированным справочником оккультной философии и популярным инструментом предсказателей последующих веков. Французский саженец за пару веков вырос в Дерево жизни, наполняясь новыми смыслами. Но нет незыблемых истин, равно как и ничего вечного под луной. Маршем наступала эпоха прогресса.

 

Замедлив время, приглядимся еще к одному факту и некоторым личностям, рожденным в девятнадцатом веке. На этот век, приходится период, называемый историками Викторианской эпохой. Многое в мире произошло за время правления в Великобритании Королевы Виктории. Именно в этом королевстве, избавленном от гнета католической церкви, развивалась академическая наука и могли свободно творить многие мыслители.

 

В это время Самуэль Лиддел Мазерс и двое его единомышленников основали в Англии Герметический орден “Золотой зари”. Об ордене известно и много, и мало одновременно, так как не понять, что является правдой, а что вымыслом. Последователи ордена занимались многим: магией, каббалой, астрологией, герметической фило­софией и Таро. Известно, что ими был выдвинут ряд новаторских идей и построена новая система каббали­стических соответствий, но братская клятва сохранять тайны ордена не дала поведать их нам полностью. К числу членов ордена принадлежали и те, кто, покидая его, все же приоткрывали завесу тайн. “Золотая заря” стала по сути колыбелью или альма-матер Английской школы Таро. Но, значимые для нас моменты в истории этой школы произошли уже в двадцатом веке, так как именно в нем выходят в свет два труда, авторство которых принадлежит бывшим членам этого ордена.

 

Двадцатый век — самый стремительный век из всей известной нам истории человечества. Чего в нем только не было!? Век машинной промышленности, технического прогресса, информационных технологий и космических путешествий человека. Наука заняла господствующую позицию, вытесняя влияние религии на околицу жизни общества. Теории эволюции и относительности потеснили пантеоны богов, а человек в белом халате ученого или врача стал главным жрецом современности. Социальные революции, две мировые войны, противостояние капитала с коммунизмом, окрашенное гонкой вооружения — все это, разбавленное неумолкающим радио и телевидением, и есть достояние этого исторического периода. Двадцатый век — это время наибольшего количества научных открытий и стремительного увядания большинства монархий, государства которых господствовали в период темного Средневековья.

 

Будучи временем жизни и творчества оккультистов девятнадцатого века, этот век для нас начался с эзотериков. В 1911 году, спустя всего год после первого издания, выходит второе и дополненное издание книги Артура Эдварда Уэйта “Иллюстрированные ключи к Таро”. К этому времени Уэйт уже покинул ряды ордена “Золотой зари”, унеся за собой полученные там знания. Не все идеи этого герметического ордена нашли свое отражение в труде Уэйта, но чем примечателен этот труд? Это книга описывает карты Таро и способы их применения в гадательных целях, но самое главное — она описывает созданную самим автором колоду на базе знание, полученных им в ордене “Золотой зари”. Что такого особенного в этой колоде? Все!

...


Свидетельство о публикации № 32094 | Дата публикации: 14:41 (01.03.2018) © Copyright: Автор: Здесь стоит имя автора, но в целях объективности рецензирования, видно оно только руководству сайта. Все права на произведение сохраняются за автором. Копирование без согласия владельца авторских прав не допускается и будет караться. При желании скопировать текст обратитесь к администрации сайта.
Просмотров: 505 | Добавлено в рейтинг: 0
Данными кнопками вы можете показать ваше отношение
к произведению
Оценка: 0.0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи....читать правила
[ Регистрация | Вход ]
Информер ТИЦ
svjatobor@gmail.com
 
Хостинг от uCoz

svjatobor@gmail.com