|
Проза, упражнения
|
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 133
Замечания : 0%
Как и обещал, сегодня приступим. Собралось аж четыре человека! Я рад, думал, и три не наберётся.)
Если кто-то вздумает поучаствовать, не стесняйтесь. Тема провисит до следующей среды, потом её закрою и начну новую. Конечно, если энтузиазм у участников останется.
Коротко, о самих упражнениях: 1. Я постараюсь давать информацию, которой нет на сайтах, посвящённому писательскому ремеслу, и в аналогичных книжках. Там по большей части затрагивают стилистику, а мой профиль - драматургия. Но при разборе буду напоминать о том, каких ошибки в языке бывают. 2. Задания действительно короткие, даже по мере зарисовок. Я говорю, что нужен всего абзац, но это условно, можно и больше. Как обозначить чёткий размер, я не знаю. Просто установите правило: чем меньше, тем лучше. 3. Будут некоторые ограничения, смысл которых очень долго объяснять. Делать это нужно в формате диалога, поэтому перед упражнением лучше о них не спрашивать.
Тема упражнения: НАЧАЛО.
Да, сразу к самому главному.
Я не редактор, но если бы я им был, сказал бы точно: по первому абзацу можно легко определить, стоит ли рассматривать присланную рукопись или нет. И дело даже не в красивом языке или куче ошибок. Просто по тому, как автор начинает, можно легко понять насколько он сам понимает, что делает.
Произведение быть идеальным не может, но начало таким быть обязано. Красивое, образное, оно легко захватывает внимание читателя и, что не мало важно, соответствует жанру.
Главная ошибка начинающих в этом плане - они начинают не с героя. Просто описание, просто рассуждение, никто не показывает сходу сюжет. Нужно сходу давать героя, его цель и, по возможности, мотивацию.
Про последнее нужно говорить отдельно. Сразу показать убедительную мотивацию сложно. Я бы даже выделил неких "средних" писателей, которые справляются в начале со всем, кроме мотива. Вот, например, начало романа моего друга (книга издана, издавались другие, и это не реклама): :)
"Нет, ну круто же - получить доступ к Утгарду! Эта мысль, пусть и в нескольких вариациях, преследовала меня всю дорогу от станции метро "ВДНХ" до "Митино", где неподалёку располагалась моя квартирка. Надо же - к Утгарду!"
Что такое Утгард? Хрен его знает. Зато ясно показаны стремления героя и его желания.
С мотивацией есть одно простое решение, и оно используется в каждом фильме. Работа и любовь - те вещи, мотивация которой всем близка и понятна. Более того, мы всегда понимаем, почему без этих вещей нельзя обойтись (это важно, когда вы придумываете мотив герою). Например, многие боевики, где главный герой - коп, начинаются с его работы. Той, где есть экшн.)
Поэтому задача следующая: представьте, что вы задумали роман, напишите его начало.
Критерии: читателю должно быть понятно, кто герой, какова его цель. Так же должен быть понятен жанр, хотя бы основные признаки. В идеале ещё и крепко цепляет внимание.
Сам жанр: давайте остросюжетную фантастику. Звёздные войны, Доктор Кто - что-то из этой оперы. Тут полёт фантазии достаточно большой, интересно.
Впрочем, если кто-то хочет взять свой жанр, я против не буду. Только мне отпишитесь. :)
Надеюсь, это упражнение даст некое понимание того, на что в первую очередь нужно обращать внимание, когда вы пишите историю.
Смысла в анонимности я не вижу, поэтому выкладывайте работы прямо в комментарии. Если же кто-то хочет скрыть авторство, пару абзацев можно и в личные сообщения кинуть.) В теме я красиво оформлю.
Да, ограничения:
По структуре: никаких диалогов. По стилистике: никаких наречий (только обстоятельственные, например: "всегда").
|
Группа: МАГИСТР
Сообщений: 377
Замечания : 0%
Penman, любые обстоятельственные можно или только времени?
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 133
Замечания : 0%
Цитата Изморозь ( ) любые обстоятельственные можно или только времени?
Любые.)
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 82
Замечания : 0%
Текст должен писаться конкретно для упражнения? Или нет? Можно взять, скажем начало из рассказа, который я сейчас пишу?
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 133
Замечания : 0%
Цитата ArtoMSN ( ) Текст должен писаться конкретно для упражнения? Или нет? Можно взять, скажем начало из рассказа, который я сейчас пишу?
Можно. Но, если жанр другой, укажите.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 133
Замечания : 0%
Masai, это много. Раза в три нужного объёма, вы воду льёте.
А вообще, такое дело... Кто лениться придумывать, а просто выкладывает старое произведение, получит такой же ленивый обзор.) Думаю, честно. Смысл тогда какой в упражнении?
КРИТИКА: цели нет, провал. Больше похоже на случайный отрывок произведения.
|
Группа: МАГИСТР
Сообщений: 822
Замечания : 0%
Penman, Брависсимо, хорошее дело затеяли! Я сам вел и веду подобные кружки с переменным успехом. Успеха вам.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 133
Замечания : 0%
Я объясню. Вы то вряд ли что услышите, зато, может, другие прочитают.
Цитата Masai ( ) Нет цели, лью воду, провал?
Сами назовёте цель героя?
Цитата Masai ( ) На попутке Климов проехал Выселки и сошел на повороте к урочищу. Выпрыгнул из теплой кабины, махнул шоферу и зашагал уверенно, часто оскальзываясь в глинистой колее. Когда лесовоз скрылся из виду, быстро вернулся к развилке, перешел дорогу и в два счета отыскал нужную тропинку. Бережёного — известно кто бережёт...
За чем тут следить? Как Климов идёт? Интерес в этом какой-то есть? Эмоции? Где сюжет? Кто герой? Тоже не ясно.
Сухое повествование, которое дальше не меняется. Но вы пихаете кучу препятствий. Канава, ловушка... А смысл? Вы дважды два не можете сложить? Конфликт не будет работать, если не понятно, чему он мешает.
Стиль хромает. Такой же сухой в плане действий. Климов проехал, сошёл, выпрыгнул, махнул, зашагал. Маленькая перебивка с лесовозом и снова: перешёл, отыскал. Сумбур какой-то. Абзац о чём в итоге был?
Цитата Masai ( ) Жду с нетерпением образчик завязки от вас.
А вам зачем? Тема для упражнений, а не для выскочек, которые взяли отрывок из сборника, желая, видимо, похвастать своими навыками.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 81
Замечания : 0%
Ну все ребят, хватит бодаться. Пенман, это большинством ваша вина, попробуйте дальше как организатор вести себя более сдержанней и менее самодовольней.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 82
Замечания : 0%
Жанр фэнтези
Маленькая русалка уставилась на Искрина пустыми глазницами. Ее тельце, высушенное и пузатенькое, напоминало экзотическую рыбку фугу. Точно такую, какие везли из-за границы торговцы диковинными товарами. Искрин подозревал, что и это маленькое нечто, покоящееся на пыльной полке «Дома чуд и диковин», попало сюда силами одного из таких торговцев. Подозревал он так же, что трупик русалки был подделкой.
Искрин пошел по пыльному ковру, мимо чучела медведя, со смешными раскосыми глазами. Мимо весящей на стене шкуры оборотня, которая больше напоминала обычное крашенное овечье руно. Мимо лежавшего на столе скелета кобольда, подозрительно похожего на останки собаки или лисицы. Он присел на табурет, стоящий у грязноватой старой тумбы. На ней, гордо вскинув голову восседало чучело большого орла. Чучело было облезлым и воняло пылью и соломой.
«Дауж, - задумался Искрин, ложа подбородок на сплетенные пальцы, - не так мы, волхвы, должны жить. Не этим заниматься. Подумать только, а ведь когда-то мы были настоящими проводниками к неизвестному. Мостом, между миром людей и миром духов. А кто мы теперь? Бродяги, травники, лекари, торговцы снадобьями и амулетами. Вынуждены бродить из города в город, из деревни в деревню, предоставляя людям свои услуги. Естественно почти что за бесценок. Вот и сейчас, я сижу в этой пропахшей пылью дыре, и жду городского старосту. Снова он поручит мне прогнать призрака или снять проклятье с какого-нибудь пшеничного поля. Поймать русалку или хохлика. А может быть еще что-нибудь не менее глупое. И опять заплатит считанные гроши. Ну что поделать, жить то надо. А зараза, где этот Ерш? Я уже битый час его жду!»
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 133
Замечания : 0%
Маленькаярусалка уставилась на Искрина пустыми глазницами. Ее тельце, высушенное и пузатенькое, напоминало экзотическую рыбку фугу. Точно такую, какие везли из-за границы торговцы диковинными товарами. Искрин подозревал, что и это маленькое нечто, покоящееся на пыльной полке «Дома чуд и диковин», попало сюда силами одного из таких торговцев. - тавтология. Так же в абзаце повторяются "торговец" и "русалка". Вполне можно заменить.
покоящееся на пыльной полке «Дома чуд и диковин» - не лучшая идея описывать место с помощью причастных оборотов. Ещё и в середине абзаца. Восприятию сложно рисовать картинку, когда в добавок к месту в одну часть речи вкладываются название магазина и состояние предмета. Проблемы бы не было, если б хоть как-то ещё дали понять, где мы.
Искрин пошел по пыльному ковру, мимо чучела медведя, со смешными раскосыми глазами. - все запятые лишние, много прилагательных на одно предложение. Пыльный ковёр можно убрать, в прошлом абзаце уже были пыльные полки.
которая больше напоминала обычное крашенное овечье руно - "обычное" лишнее.
подозрительно похожего - ай, а я просил без наречий. В данном случае такая окраска сбивает с току. Русалка до этого подозрительной не была? Не понимаю, почему на кобольте, его останках, такой акцент.
Мимо весящей на стене шкуры оборотня, которая больше напоминала обычное крашенное овечье руно. Мимо лежавшего на столе скелета кобольда, подозрительно похожего на останки собаки или лисицы. - слишком уж похоже. Предложения играют абсолютно одинаковую роль. Должны были усилиться в месте? Слишком сложные конструкции для этого.
табурет, стоящий у грязноватой старой тумбы это третий причастный оборот уже в абзаце: висячей на стене, лежащий на столе, стоящий у тумбы... Есть же и другие способы передавать пространство.)
грязноватой старой тумбы - по тексту много, стоящих подряд определений. Другие части речи в них просто тонут, это нехорошо.
гордо вскинув голову - наречие, давайте всё же соблюдать правила. В предложении пропущена запятая.
чучело большого орла. Чучело было облезлым - тавтология.
Чучело было облезлым - "было", в общем, тоже сорняк. В нашу эпоху искусства это слово вообще не вписывается.) Отдаляет читателя от произведения.
ложа подбородок - КЛАДЯ!
По заданию: МНОГО, не пишите так много.
Тут и первого абзаца хватило бы. Второй и третий уже совсем о другом говорят, и нужно их рассматривать отдельно.
Поймите, суть задания. Вам нужно сходу давать сюжет (цель, героя, мотивы). Не подводить к этому, пробираясь через скучные описания, а сходу давать понять о чём текст.
А по первому абзацу выходит так:
Кто герой, в общем, ясно, такой аналог детектива (аватарка ваше ещё намекает). Но в остальном, всё в рамках композиции. Понимаете, вам нужно описание подводить под сюжет. Хотя бы для себя решить, какой у волхва интерес всё это рассматривать. Тогда будет эффект некой значимости происходящего.
Вы описывает бутафорную лавку, читатель хочет знать, как она воздействует на героя. И именно в данным момент, не после, в объяснениях в виде монолога.
Не описывайте обстановку, создавайте образ. В монологе герой жалуется, что его профессия стала ненастоящей. Совместите это с описанием поддельных вещей в лавке, тогда получится сильная метафора пустой жизни.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 82
Замечания : 0%
Здравствуйте. Подробный разбор получился, спасибо. А не посоветуете где можно найти информацию о том, как лучше строить предложения и абзацы?
|
Группа: МАГИСТР
Сообщений: 377
Замечания : 0%
Жанр: точно не фантастика, хотя... все может быть)
У меня в крови мертвые кошки. Нет, это не болезнь так называется и тем более не наркотик, и да – это самые настоящие дохлые домашние питомцы. Но речь пойдет не о том, как они проникли в мои горячие вены, поверьте: это событие не стоит вашего внимания. А вот от кого я об этом узнал – прелюбопытнейшая история, ее-то сейчас и поведаю.
|
Группа: МАГИСТР
Сообщений: 672
Замечания : 0%
Очень интересная тут у вас темка. Я тоже хочу попробовать! Итак...
"Проснувшись в полукруглой лазерной колыбельке под самым куполом, Эля вспомнила про экзамен! Сегодня профессор по прозвищу Тореодор того и гляди выполнит грозное обещание - испортит ее будущее жирной пятидесяти пятеркой. Эля уже достигла фиолетового уровня допуска к микрокалибровке, а дотошный толстяк срежет ее на микробезопасности. Нет. Эля не могла себе этого позволить. План борьбы за микросвободу в межреальностном пространстве коту под хвост?! Ни за что! Набрав мысленно комбинацию, Эля переместилась в ванную. Теплый душ уже жаждал объятий с ее тоненьким гибким телом. Бокал бодрящего коктейля со вкусом киви и огуречная маска на лицо, овальный планшет, гарнитура связи, вплетенная в сложную прическу из роскошных темных волос, заполнили ее спешное утро текущими системными оповещениями. Посвежевшая взволнованная Эля ворвалась в комнату виртуальных совещаний за пару секунд до сеанса.
Профессор микробезопасности встретил ее вежливо и как всегда дипломатично, представ в трехмерном изображении с великолепной четкостью. Каждый волосок в его гладкой прическе, каждая пуговица модного камзола была выверена и передана системой. Эля кивнула ему, слегка вздрогнув. Ее страх отобразился в комнате на другом конце - в параллельной реальности Z400 - не менее четко..."
|
Группа: РЕЦЕНЗЕНТ
Сообщений: 330
Замечания : 0%
Реализм. Это мое: Джессика была хороша: сильные ноги в обтягивающих шортах, аккуратная грудь, размеренно вздымающаяся под короткой маечкой, роскошные волосы, стянутые резинкой в “конский хвост” - юная богиня, само воплощение здоровья и красоты. Разве что родинка на правой щеке была великовата, но это я сейчас такой привередливый. А тогда, когда увидел их с Альбой, гарцующих по дорожкам парка, забыл обо всем на свете. Альба тоже была ничего. Эти серьезные, преданные и понимающие глаза, такие могут быть лишь у немецкой овчарки. Сейчас эта порода не в фаворе, но столь благородной и строгой красоты не встретишь больше ни у кого. Да, с этой парочкой хотелось подружиться, но я решил не торопить события. Лишь кинул на них свой коронный страстный и загадочный взгляд, от которого у Джессики сбился шаг, а Альба весело завиляла хвостом.
А это не мое:
Господин из Сан-Франциско - имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил - ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения. Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное. Для такой уверенности у него был тот довод, что, во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет. До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, - китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! - и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть. Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет. Положил и он поступить так же. Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя; однако рад был и за жену с дочерью. Жена его никогда не отличалась особой впечатлительностью, но ведь все пожилые американки страстные путешественницы. А что до дочери, девушки на возрасте и слегка болезненной, то для нее путешествие было прямо необходимо: не говоря уже о пользе для здоровья, разве не бывает в путешествиях счастливых встреч? Тут иной раз сидишь за столом и рассматриваешь фрески рядом с миллиардером.
|
|
|