Профиль | Последние обновления | Участники | Правила форума
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Советы » Проза » Новичкам пригодится (Композиция и сюжет)
Новичкам пригодится
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 104
Репутация: 178
Наград: 13
Замечания : 0%
# 1 06.07.2010 в 20:07
Человеческая жизнь — это цепь событий, в которой причины и следствия не всегда ясны. В литературном произведении все логически связано: одно вытекает из другого; все лишнее, не имеющее отношения к действию, отсекается.

Логическая последовательность действий героев — это и есть сюжет произведения.

Теперь определимся с элементами сюжета.

Экспозиция — время, место действия, состав и взаимоотношения персонажей. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине — задержанной.

Предзнаменование — намеки, которые предвещают дальнейшее развитие сюжета.

Завязка — событие, которое провоцирует развитие конфликта.

Конфликт — противостояние героев чему- или кому-либо. Это основа произведения: нет конфликта — не о чем рассказывать. Виды конфликтов:

- человек (очеловеченный персонаж) против человека (очеловеченного персонажа);
- человек против природы (обстоятельств);
- человек против общества;
- человек против техники;
- человек против сверхъестественного;
- человек против самого себя.

Нарастающее действие — череда событий, которая берет начало от конфликта. Действие нарастает и достигает пика в точке кульминации.

Кризис — конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу. Кризис имеет место либо непосредственно перед кульминацией, либо одновременно с ней.

Кульминация является результатом кризиса. Зачастую это самый интересный и значительный момент в произведении. Герой либо ломается, либо сжимает зубы и готовится идти до конца.

Нисходящее действие — череда событий или действий героев, ведущая к развязке.

Развязка — конфликт разрешается: герой либо добивается поставленной цели, либо остается ни с чем, либо гибнет.

Почему важно знать основы построения сюжета? Потому что за века существования литературы человечество выработало определенную схему воздействия рассказа на психику. Если рассказ не вписывается в нее — он кажется вялым и нелогичным.

В сложных произведениях со многими сюжетными линиями все вышеперечисленные элементы могут появляться неоднократно; более того, ключевые сцены романа подчиняются все тем же законам построения сюжета: вспомним описание Бородинской битвы в «Войне и мире».

Переходы от завязки к конфликту и к его разрешению должны быть правдоподобны. Нельзя, например, отправлять героя-лентяя в путешествие только потому, что вам этого хочется. У любого персонажа должна быть серьезная причина поступать так или иначе. Если Иванушка-дурачок садится на коня, пусть им движет сильная эмоция: любовь, страх, жажда мести и т.п. Логика и здравый смысл необходимы в каждой сцене: если герой романа — идиот, он, конечно, может отправиться в лес, кишащий ядовитыми драконами. Но если он разумный человек, он не будет туда соваться, не имея серьезной причины.

Развязка — это результат действий персонажей и никак иначе. В античных пьесах все проблемы могло разрешить божество, спущенное на сцену на веревочках. С тех пор нелепый финал, когда все конфликты устраняются мановением жезла колдуна, ангела или начальника, называется «бог из машины». То, что подходило древним, только раздражает современников.

Читатель ощущает себя обманутым, если героям «просто везет»: например, дамочка находит чемодан с деньгами как раз тогда, когда ей надо выплатить проценты по кредиту. Читатель уважает только тех героев, которые заслужили этого — то есть сделали что-то достойное.

Сюжетные архетипы

Всемирная литература выработала определенные сюжетные архетипы, которые повторяются из произведения в произведение на протяжении веков. Их можно подразделить на следующие категории:

• Путешествие — герои отправляются в путь, чтобы найти что-либо или кого-либо. Другой вариант — возвращение домой. Путешественники встречаются с необычными людьми и попадают в необычные ситуации. Пример: «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкиена.

• Преследование — герой либо ловит кого-то, либо сам скрывается от погони. Пример: «Преступление и наказание» Ф. Достоевского.

• Спасение — герой должен быть жертвой, зачастую несправедливо наказанной. Самостоятельно или с помощью друзей он выпутывается из тяжелой ситуации. Пример: «Рита Хейворт, или Побег из Шоушенка» С. Кинга.

• Месть — герой пострадал от злодеев и теперь жаждет их наказать. Основной мотив: восстановление справедливости. Пример: «Граф Монте-Кристо» А. Дюма.

• Загадка — читателю предлагается ребус, отгадка которого лежит на поверхности. Этот сюжетный архетип используется, в первую очередь, в детективах. Пример — «Код да Винчи» Д. Брауна.

• Противостояние. Ключевой момент — противостояние двух сил: либо равных друг другу, либо находящихся в разных весовых категориях. Пример: «Завтра была война» Б. Васильева.

• Взросление — герой-ребенок растет и познает жизнь. Пример: «Приключения Тома Сойера» М. Твена.

• Искушение — конфликт основан на эмоциях героя. Он понимает, что идет к гибели, но не в силах противостоять своим желаниям. Пример: «Лолита» В. Набокова.

• Преображение — герой меняется в лучшую сторону в результате обретения любви, веры, новой идеологии и т.п. Пример: «Воскресение» Л. Толстого.

• Любовь — герои встречаются, влюбляются и, преодолев все препятствия, соединяют сердца (альтернативные варианты: теряют друг друга, один или оба главных героя гибнут). Пример: «Графиня де Монсоро» А. Дюма.

• Жертвенность — герой жертвует всем ради высоких идеалов или счастья близких. Пример: «Русалочка» Г.-Х. Андерсена.

• Разложение — герой постепенно деградирует. Пример: «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда.

• Открытие — человек познает истину о себе или окружающем мире. Пример: «Собачье сердце» М. Булгакова.

• Из грязи в князи или Из князей в грязь — история возвышения или падения человека. Пример: «Похождения Невзорова или Ибикус» А. Толстого.

В рамках вышеупомянутых архетипов написано подавляющее большинство литературных произведений. В некоторых романах может переплетаться несколько архетипов: например, в «Войне и мире» Л. Толстого мы видим и любовь, и жертвенность, и преображение, и противостояние, и взросление.

Несмотря на то, что любое художественное произведение так или иначе вписывается в архетип, автору надо быть особенно осторожным со штампами, то есть поворотами сюжета, которые неоднократно использовались в литературе и кино. С одной стороны, штамп (если речь не идет о пародии) — это практически всегда признак непрофессионализма: у автора не хватает фантазии придумать что-то свое. С другой стороны, штамп — это элемент проверенного временем мифа. Речь идет о своеобразной «короткой дороге» к сердцу читателя: знакомые с детства сюжеты автоматически вызывают нужные эмоции.

Если мы пишем интеллектуальную прозу или мейнстрим, мы стараемся вообще избегать штампов; если пишем жанровую литературу — используем штампы по минимуму.

Наиболее распространенные сюжетные штампы

• Небесное создание попадает на землю и влюбляется в смертного/смертную. Альтернативный вариант: представитель более развитой цивилизации влюбляется в девушку-туземку.

• Все гоняются за каким-нибудь военным секретом или волшебной лопатой, которой загребают деньги. Штуковина может изменить ход истории.

• Главный герой переносится в параллельный мир и там становится богом, королем, богатырем или волшебником.

• Апокалипсис наступил, люди живут в подземельях и воюют с мутантами.

• Русская девушка выходит замуж за иностранца. Знакомство, мытарства по посольствам и долгожданная любовь — все основано на подлинных событиях.

• Герою предлагают взяться за дело (раскрыть преступление, отправиться в путешествие и т.п.), он поначалу отказывается, но потом, поразмыслив, соглашается.

• Герой мстит за погибших родителей.

• Герой или героиня влюбляется в злодея/злодейку, хотя понимает, что это может стоить жизни.

• Герой отправляется за советом к мудрецу, и тот решает его проблемы.

• Герой не только справляется с врагами, но получает любовь и полцарства впридачу.

• Решающий поединок героя со злодеем.

• Герой на краю гибели, но тут появляется верный друг и спасает его.

• Сцена «пожалуйста, не умирай» с последующим оживлением.

• Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает.

• Герой тайно проникает в логово злодея и узнает важные сведения.

• В ответственный момент лучший друг предает главного героя.

Автор: Эльвира Барякина

Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 409
Репутация: 191
Наград: 13
Замечания : 0%
# 2 06.07.2010 в 20:32
Хочу внести поправки - сюжет, строго говоря, не есть логическая последовательность действий персонажей. Это - фабула.

Конфликт тоже стоит понимать шире. Человек, человек, человек... А эпос, эпос где?!

Но одно здесь верно - к концу произведения герой (герои) должны МЕНЯТЬСЯ. Это закон драмы, но и на другие направления я думаю это распространяется.

За определения - спасибо, это прям то шо надо smile
Мышш, на высоте flower

Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 104
Репутация: 178
Наград: 13
Замечания : 0%
# 3 06.07.2010 в 21:27
С поправками согласна)
Но тем, кто начинает только, пригодится. А там уж сами разгребутся. smile
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 229
Репутация: 219
Наград: 11
Замечания : 0%
# 4 07.07.2010 в 13:02
Да, Мышш, молодчина!

Спасибо за материал. Мне оч. пригодилось.

Список сюжетных штампов можно дополнить, но и так понятно.

Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 784
Репутация: 817
Наград: 25
Замечания : 0%
# 5 07.07.2010 в 13:26
Quote (ЛетучаяМышш)
Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает.

Никогда не понимала, зачем нужно уничтожать вселенную. То ли дело поработить... Но это так, отступление. Хорошая статья, Лига одобряет. smile
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 204
Репутация: 48
Наград: 5
Замечания : 0%
# 6 08.07.2010 в 09:34
Статья отличная. Только вот не понял: архитипы - это то, что нужно использовать, а штампы(ну это я понял) нет?
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 784
Репутация: 817
Наград: 25
Замечания : 0%
# 7 08.07.2010 в 12:58
Quote (ЛетучаяМышш)
Всемирная литература выработала определенные сюжетные архетипы, которые повторяются из произведения в произведение на протяжении веков.

Сеньор, я бы не сказала, что это хорошо и их нужно использовать.
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 409
Репутация: 191
Наград: 13
Замечания : 0%
# 8 08.07.2010 в 19:00
Сеньор, архетипы у вас сами получатся как бы вы не мучались (энд штампы оф кос). Что использовать, а что нет - это бредятина. Использовать надо моск.
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 72
Репутация: 15
Наград: 0
Замечания : 0%
# 9 08.07.2010 в 19:00
«Это все дерьмо мне никогда не стать писателем, ни просто писателем ни великим или каким еще другим, все потому что моей конечной целью и побуждающей силой является тщеславие, комплекс неполноценности, а не чистое стремление писать, делится с другими, просто так, а не за деньги.

Мне никогда не быть писателем. Я слишком тщеславна. Слишком амбициозна, и ленива, я не хочу работать над каждой страницей, переписывая ее по 2—3 ,а то и более раза, мне хочется писать сразу, хотя я понимаю, что такое вряд ли возможно.

Вчера услышала вполне разумный тезис – даже маленький ребенок может писать хорошие стихи, для написания же прозы необходим ЖИЗНЕННЫЙ опыт , и если его недостаточно, то что ты можешь дать людям, им будет не интересно, что может быть интересного в том что они и так хорошо знают, считая прописной истиной..»

Это все дерьмо, если я не буду работать долго и упорно, я никогда не стану писателем, и уж тем более глупо лелеять безумную мечту стать классиком современности.

Надо много писать, тренироваться, не обязательно иметь супер оригинальный сюжет, надо просто упражняться в самом НАПИСАНИИ, в чистом мастерстве (мастер – умение – навык) а если и имею хоть проблеск таланта, то он сам пробьется на бумагу широким потоком пробегая по протоптанным навыками тропинкам.

Надо отточить умение правильно писать: начиная с пролога, развязки, основной части, развязки и эпилога. Надо довести это до автоматизма, что бы описывая мысль не задумываясь встраивать ее именно туда, где она будет более полно освещать всю картину повествования.

Потом стоит заняться стилистикой, попробовать писать в разных стилях и направлениях, не гнушаясь русских былин и английского декаданса, испанского постмодернизма и восточного мистицизма. Экспериментировать не боясь посмеяться над собой, а заодно и над другими.

Ты не станешь великим если не вырастишь, как самый красивый цветок вырастающий только из самого что ни на есть говнитого говна.

Не бойся показаться дерьмом. Пока ты не добился цели — ты дерьмо, переходная ступень.

Не гнушаясь чужими идеями и мыслями, разумно используя чужие удачные словесные конструкции найди свой собственный стиль. Пока просто много страниц стильно написанных текстов. Очень много страниц.

Выработай возможность писать без напряга (вдохновения), спокойно и четко подчиняя тело мозгу. Искать вдохновения будешь когда станешь великим))
А сейчас стань ремесленником.

Плох тот ремесленник который работает для себя , это не ремесленник а романтик. Ты должен получать за свою работу деньги. Приучи себя, что каждая твоя качественная строчка должна иметь денежный эквивалент.
Люди ценят только деньги, соответственно и ценить твою работу будет только в случае ее систематической оплаты. А еще лучше не просто систематической , но и ощутимой.

Для этого надо научиться продавать себя – стать напористым, наглым, уверенным в своей нужности для каждого отдельно взятого редактора и издателя. Пообещай им толпы новых читателей, бешеные тиражи и все что они хотят, но не просто пообещай, а сделай это.

Стань эпатажным, необычным, шокируй всех своими оценками, побольше зрелищности рассчитанной на широкий круг, тех, чьей любимой книжкой был и остается колобок. Широкомасштабные пьянки, приступы эксгибиционизма только помогут на этом этапе. Пиши о том, что имеет рыночную стоимость, нынче в моде детективы – стань им, все увлечены фэнтези – пожалуйста.

Стань продаваемым.
Стань продажным.

Никаких принципов, больше денег и уверенности в себе.
Всем и каждому говори что ты гениален.
Говори громко, кричи, чтоб тебя услышали все, и поверили.
Когда поверят можно приступать к следующему этапу.

Плох тот Мастер, что не желает стать Классиком))).
Произведи генеральную уборку мозгов. Отправься на Гималаи, в глубинку или Сибирь. Стань вегетарианцем и прекрати пьянки-гулянки. Эксгибиционизм – только духовный и только в пределах 40 страниц. Займись благотворительностью и перестань здороваться со старыми друзьями, пропади со страниц желтой прессы. Теперь ты можешь попытаться сделать что-то полезное.

Процесс накопления жизненного опыта достиг зенита, теперь имеет смысл выплескивать его квинтэссенцию на чистую туалетную бумагу А 4 формата.
И если раньше ты мучительно искал сюжет, сейчас уже все позади.
…мужик — у тебя все было))). Итак, если тебя это устраивает –Большая литература ждет тебя.

Удачи.

Да, кстати, теперь ты можешь писать для себя.

Источник: http://www.proza.ru/texts/2003/12/05—120.html

Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 50
Репутация: 23
Наград: 0
Замечания : 0%
# 10 08.07.2010 в 19:00
муть какая-то smile почему-то даже не улыбнуло
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 72
Репутация: 15
Наград: 0
Замечания : 0%
# 11 08.07.2010 в 19:00
Ну, почему же.

Стань продаваемым.
Стань продажным.

Это прямо лозунг современной русской литературы. Разве нет?

Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 50
Репутация: 23
Наград: 0
Замечания : 0%
# 12 08.07.2010 в 19:01
в том то и дело - самый лозунг, от этого стало жутко обидно) Зачем тогда "ты есть, если тебя никому не надо?"
Группа: Удаленные
Сообщений:
Репутация:
Наград:
Замечания : 0%
# 13 08.07.2010 в 19:01
Много спорных моментов, но и много правды. Без слащавости и романтики, без прекрытия. Прямо в лицо. Это сейчас у нас все так радужно и прикольно. Гильдии всякие, дуэли, турнирчики. Хм, а мир большой литературы (и больших денег), думаю, далеко не такой...

Холодный сквозняк с улицы, на которую каждый из нас выйдет. Кто-то раньше, кто-то позже. Что ж, смакуйте мгновения... Пока все еще хорошо.

Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 7
Репутация: 4
Наград: 0
Замечания : 0%
# 14 08.07.2010 в 19:01
Да будь я хоть трижды гомном но гомном с принцепеми!
Куча полезного но все сводится к одному.
К то ты?
Я писатель!
Да какой ты нахрен писатель если пишеш что бы бабки получить?
Соверменый.
Не интересно.
Я пишу что бы писать. И буду писать пусть меня будет читать хоть один человек.

Не хочется быть прибитым романтиком
не хочется быть продажно шкурой.

Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 249
Репутация: 144
Наград: 12
Замечания : 0%
# 15 08.07.2010 в 19:01
Quote (era_ericsson)
Пока ты не добился цели — ты дерьмо, переходная ступень.

Quote (era_ericsson)
Плох тот ремесленник который работает для себя , это не ремесленник а романтик.

"Романтик" в наше время слово куда как более ругательное нежели "дерьмо".
Форум » Советы » Проза » Новичкам пригодится (Композиция и сюжет)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


svjatobor@gmail.com

Информер ТИЦ
german.christina2703@gmail.com
 
Хостинг от uCoz