Профиль | Последние обновления | Участники | Правила форума
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Советы » Общее » Картины
Картины
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 931
Репутация: 418
Наград: 0
Замечания : 0%
# 1 23.07.2008 в 19:48
Я часто встречаю в темах, обсуждающих образцы творчества слово "КАРТИНКА".
Основная претензия в рецензиях - "нет картинки", верно? И стараются бедные литераторы, описывают весну и багровые облака над зеленой лощиной...
Это - не картинка!
Я много разговаривала с читателями, и практически все в один голос говорят - абзацы, состоящие из описаний, они просто пропускают! Это - неинтересно.
В теме "Оцените набросок" я сделала попытку показать это на примере.

Но раз уж тут у нас - Мастер класс, давайте разберем подробно.
Цитата:
Небо покрылось багровым закатом. Редкие, красные облака медленно проплывали над зеленой долиной. Неподалеку послышался рык какого-то животного, упустившего свою добычу, своим ревом, он насторожил гномов

В прошлом я работала моделью и разумеется посещала курсы актерского мастерства - и это теперь здорово помогает мне в писательской работе.
Итак - смотрим на эту цитату с точки зрения театральной сцены.
Такое ощущение что на глазах зрителей рабочие начинают расставлять декорации. Вот выносят стулья, вот монтируют замок...
Реакция зрителей - сбежать в буфет, пока это не пончится или покурить под лестницей. Это - неинтересно, верно? Хотя - декорации необходимы!

Так - сцены не ставят. Внимание все - идет на актеров, а декорации воспринимаются в непосредственной связи с ними, верно?
То есть - я решаю это так:
Как там у автора? Он описывает декорации, справедливо желая обозначить орену действий. Так вот - у меня декорации увидит кто - то из актеров/героев.

вот смотрите что получилось:
Трое гномов, волоча за собой доверху набитые мешки, вылезли из рудника.
Старший, с седой бородой по пояс зыркнул на затянутое багровыми тучами небо, что-то прикинул и рявкнул прямо в шахту:
- Ну где ты там? Долго тебя еще ждать???
- Иду! - послышался тоненький голосок, и на поверхность, отдуваясь, вылез молодой безбородый гном.
- Как за смертью тебя посылать, - злобно выговаривал ему старший. - Тащищься позади всех, одни неприятности от тебя. Гроза скоро, пошевеликайся!
- Мешок застрял на повороте, - хмуро оправдывался молодой.
- Сам бы лучше застрял, - желчно пожелал ему седобородый.
- Да хватит вам, - лениво отозвался гном в синем кафтане. - Домой надо бегом, небо больно нехорошее.
Все как по команде подняли лица к небу, всматриваясь в медленно проплывающие облака. Цвета крови, они накрывали сумрачной тенью зеленую долину, и гномы непроизвольно поежились. Было в этих облаказ... нечто странно - тревожное...
Опасное...
Жуткое...
Неподалеку яростно рявкнул какой - то зверь, и гномы, вздрогнув, отвели глаза от облаков.

Видите разницу? Мы тут увидели зеленую долину и багровые облака ( глазами героев! ), услышали рык зверя (реакция героев!).
Понятно, что скорей всего эти гномы больше и не встретятся в повествовании - однако это описание читатель уж точно не пропустит, верно?
Далее.
Отрывок с драконом. Как там у автора?

Цитата:
Гномы шли, не спеша, о чем-то переговариваясь, как вдруг один из них испугано закричал: - Драгор проснулся! Все гномы тут же посмотрели на небо. Там словно огромный самолет, раскрыв свои перепончатые крылья, летел черный гигантский дракон. Он с высоты своего полета, обозревал окрестности с видом собственника, ни на чем, особо не заостряя внимания. Гномы в страхе прижались друг к другу и с ужасом в глазах наблюдали за фантастическим полетом этого крылатого чудовища. Дракон внимательно оглядел кучку гномов и, покружив над ними, так и не спустившись ниже, полетел дальше, к темной горе, на вершине которой высился мрачный замок. Сделав вокруг него круг, он полетел дальше, превращаясь в маленькую точку, пока совсем не скрылся из виду

Тут - да, попытка связки дракон - герои была предпринята. Дракона увидели гномы. Но тут что мы видим? Мы видим что автор предпринял нарисовать картинку психологическую.. То есть - гномы испугались. Но тут явно просто недостаточно написать - "испугались". Следует прописать эмоции!
итак - вот то что получилось у меня:

Старший, который шел впереди всех, нет - нет да оглядывался назад - какое-то неясное тревожное чувство давило ему на грудь. Впрочем, рассуждал он, что может случиться? До грозы они вполне успеют побраться до теплых уютных домов, о чем печалиться?
В небе, словно возражая его мыслям, с оглушительным грохотом столкнулись две тучи. Сильный порыв ветра чуть не сбил с ног. Седобороный вздрогнул, непроизвольно вжал голову в плечи и осторожно оглянулся назад.
Так и есть! Молодой, выронив мешок и открыв рот, уставился вверх.
- Что, руки отсохли?! - перекрикивая свист ветра, рявкнул старший. - А ну хватай мешок, дармоед, навязался ж на мою голову!
Молодой отвел взгляд от неба, посмотрел на старшего, и тот наконец увидел в его глазах смертельный ужас.
- Что, молний не видел, малец? - злобно крикнул седобородый. - Хватай мешок, я тебе говорю - а нет, так оставайся, ждать тебя никто не будет!
Молодой снова взглянул куда - то вверх, седобородый обернулся, следя за его взглядом, и внезапно желчные слова застряли у него в горле.
Прямо над нами, раскинув гигантские кожистые крылья, неторопливо летел черный дракон. Гном отчетливо видел мощные когти на поджатых к телу лапах, видел каждую складочку на безобразной морде, острейшие клыки, выступавшие из- под верхней губы. И внезапно гном и дракон встретились взглядом.
- Ма-ама! - тоненько завопил седобородый в соверщенном ужасе, падая на колени, но не в силах отвести глаз от желтых зрачков.
Дракон слегко скривил губу в подобии злобной ухмылки, удовлетворенно прикрыл на миг глаза и сильно взмахнул крылом, закладывая крутой вираж. Стайку гномов просто смело воздушной волной, бросило на землю и протащило по ней, царапая кожу и разрывая одежду.
А дракон величественно улетал вдаль - что ему какие - то гномы?
Первым опомнился молодой. Вскочив, он подбежал к седобородому, который сидя на земле смотрел вслед дракону, и залепетал:
- Деда, деда, что это было?
Старый гном молчал, трясущимися руками теребя веревку на поясе.
- Ну деда! - не отставал молодой. - Деда!
- Драгор проснулся, - мертвым, лишенным эмоций голосом ответил наконец гном.
- И что теперь, деда?
- Что теперь? - горько усмехнулся седобородый.
- Пошлите домой, а? - тоскиво предложил гном в синем кафтане.
- И правда, - жалостливо косясь на внука, торопливо согласился седобородый. - Пошли домой внучок. Там разберемся.

Пример ясен?
Заметьте - нигде в написанном мной нет блоков - абзацев с описаниями. Нет даже двух соседствующих фраз, содержащих это. Облака - видят гномы. Рык зверя - слышат гномы. За каждым действием - их реакция.

Уфф!
Пальцы тыкать устали.
Народ - дополните меня, у кого какие мысли по поводу понятия КАРТИНКА?
Давайте учиться писать!
Стрельцова М.

Группа: Удаленные
Сообщений:
Репутация:
Наград:
Замечания : 0%
# 2 02.08.2009 в 14:19
Хаха, вот из-за таких, как Стрельцова М. мы и получаем вал графоманских трехтомников. Вот не пойму зачем вообще описывать на страницу то, что можно описать в одном абзаце из 5-6 предложений? Зачем привинчивать каких-то левых гномов, которые дальше по сюжету вообще не встретятся? И вот если мы так же будем каждое описание строить, то рассказ легко перерастает в повесть, а повесть и в роман-эпопею. Ну, может для набивания объема это полезно. Но не думаю, что читать страницы про приблудных гномов-шахтеров намного приятнее, чем описания природы.

Молодой отвел взгляд от неба, посмотрел на старшего, и тот наконец увидел в его глазах смертельный ужас.

Молодой снова взглянул куда - то вверх, седобородый обернулся, следя за его взглядом, и внезапно желчные слова застряли у него в горле.

Ну и плюс к этому "совершенный ужас" (бывает и несовершенный, значит) и "мертвый, лишенный эмоций голос" (а обычно мертвые голоса у нас жутко эмоциональны).

В общем, начинающим лучше пропустить урок нашей фотомодели мимо ушей.

Группа: Удаленные
Сообщений:
Репутация:
Наград:
Замечания : 0%
# 3 03.08.2009 в 12:24
Dantes, она права в том, что описания легче читаются и не пропускаются, если они непосредственно связаны с героями, если герои активно взаимодействуют с элементами пейзажа. И не обязательно это должны быть гномы smile
Описания вообще - вопрос спорный... Я лично их всегда пропускаю... Посмотрите на Чехова: описания скупые. Минимум... Но все равно он великий классик.

В остальном с вами соглашусь...

Группа: Удаленные
Сообщений:
Репутация:
Наград:
Замечания : 0%
# 4 03.08.2009 в 12:42
Quote (Стемпеню)
что описания легче читаются и не пропускаются, если они непосредственно связаны с героями

Объясню. Когда описание чего-то дается отдельно - это замедляет ритм повествования, дает "статическую картинку". Когда же мы связываем действия героев с окружающим пейзажем, происходит "разгон" повествования, появляется динамика. Все зависит от целей эпизода: если нужен экшн - связывай, если нужна тишина и покой (или затишье перед бурей) - описывай отдельно. А вот в предложеном "совете" первый пример как раз-таки из области чистого пейзажа. А теперь представьте: если весь текст будет столь динамичным, как тогда будут выглядеть экшн-сцены? Ага. Блекло. И потом. Если читатель что-то пропускает, значит автор не владеет вниманием аудитории, не чувствует грани - когда надо дать пейзаж, а когда он вообще не нужен. Да и сами описания. Крайне редко нынче встретишь что-то по-настоящему оригинальное и красочное. А описывать (в частности природу) словами - это мастерство, и очень высокое.
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 128
Репутация: 32
Наград: 4
Замечания : 0%
# 5 04.08.2009 в 09:26
Что значит скучно читать описания? Докатились блин. Чтение должно приносить удовольствие каждой своей строкой. И если мы читаем скудное описание где нет и не может быть ничего нового или интересного то в печку эту книгу! А если повествование увлекательное, то описание даже тупо прямым текстом, в целый абзац, читать очень интересно. А если эти описания еще и редко встречаются, то они особенно ценны. Если речь не о пейзажах естественно. В любом случае это глупости, что обязательно описывать то что видят герои, можно начать и с описания местности, на которой потом появляются герои... Особенно если эта местность имеет значение. И как такое можно пропускать? А если на описанном мосту к примеру произойдет какоето событие, а мы узнаем про его (моста) существование только в момент описания действий...
Форум » Советы » Общее » Картины
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


svjatobor@gmail.com

Информер ТИЦ
german.christina2703@gmail.com
 
Хостинг от uCoz