Профиль | Последние обновления | Участники | Правила форума
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общий » Обзоры » Ефремов. Туманность Андромеды
Ефремов. Туманность Андромеды
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 878
Репутация: 1903
Наград: 16
Замечания : 0%
# 1 01.07.2015 в 16:20
Сочинения Ивана Ефремова – это что-то вроде коммунистической библии, новый завет, рассказ о том, как должно быть. Ефремов родился под Питером, в семье эксплуататора, жизнь у него была яркая и насыщенная. Он был и сыном полка, и плавал матросом на Каспии, и раскапывал динозавров в Монголии, и много чего ещё. По профессии был практикующим учёным-палеонтологом, ярым эволюционистом, при этом корешил с Рерихом, умел вне литературной деятельности правильно выражаться русским матом, а так же был великим ценителем умных и образованных женщин.



Как и любого годного художника, Ефремова обожали и ненавидели. Стругацкие были вне себя от ярости после выхода Андромеды. Их негативное отношение к Ефремову особенно заметно в романе «Понедельник начинается в субботу». Книги Ефремова подвергались разгромной критике, интеллигенция обзывала его прислужником кровавого режима, а сам кровавый режим назвал писателя шпионом английской разведки. Споры вокруг личности Ивана Антоновича не утихают и по сей день. На постсоветском пространстве любители фантастики до сих делятся на тех, кто любит Ефремова и на тех, кто любит Стругацких. И время от времени летают табуретки.

Итого – Туманность Андромеды. Культовый, научно-фантастический и социально-философский роман-утопия, вышедший в пятьдесят седьмом году, в преддверии начала космической эры. Утопия, как жанр, не совсем котировалась в то время. Ну, была «Роза Мира» разве что. И вдруг появилась Андромеда. Надо сказать, что Ефремов знал, когда и что писать. Как и любой успешный человек (не важно, в чём, искусстве, науке или бизнесе) он обладал «даром» предвидения.  И с выходом романа – попал в яблочко.

Андромеда печаталась чудовищными тиражами. О книге высказывались положительно многие известные люди того времени, а космонавты брали Андромеду с собой в космос. Андромеда смогла ответить на фундаментальные вопросы того времени – что же такое коммунизм, и как это будет выглядеть? Что же нас ждёт в «светлом будущем», о котором так обильно рассказывают власти? Ради чего мы вообще тут вкалываем на этих заводах? Что дальше?

Действия романа вынесены в очень далёкое будущее – на несколько тысяч лет. Ядром романа является Человек, его внутренний мир, его духовная и социальная эволюция. Путь в будущее был труден и непрост. Человек прошёл много стадий, в первую очередь ментальных преобразований, подчинил себе природу и самого себя. Единственное, что для меня всегда оставалось странным и загадочным, в мирах Ефремова – это спокойное отношение людей к смерти. Люди Эры Великого кольца (ЭВК) добились потрясающих успехов в плане науки и техники. Ефремов предсказывает появление многих девайсов, в частности экзоскелета, скайпа (ТВФ), но при этом его персонажи - смертны.

Странно, правда?

Ефремов в Андромеде создал самый знаменитый в научной фантастике сюжет – который был отлично развит создателями фильма «Чужой». Но сюжетов в Андромеде – дофига. Вообще это его особенность – он раскрывает мир с разных сторон, с помощью разных героев, разных душ. При беглом взгляде может показаться, что мир наивен, но это не так. Мир ЭВК – живой, сеттинг продуман досконально, конфликт «человек и общество» – несвойственный для утопии, прописан на сто процентов убедительно. Более того, герои ведут себя логично с точки зрения мира ЭВК, а не того мира, из которого рода читатель. И это офигенная, сложная фишка Ефремова – она пощёчина для современной фантастики, в которой, как утверждают разного рода «знатоки» и «мэтры», невозможно написать «других» людей. Понятное дело, что без Андромеды, им жилось бы легче.

Ефремов не боится ломать стереотипы и критиковать западное мышление. Вообще, Ефремов – по мозгам – человек Востока. А я заметила такую вещь, что «восточные» авторы, с «восточным» мышлением – круче, глубже, человечнее. Ну, можно привести пример человека с восточным мироощущением – это Чингиз Айтматов. То есть, у них вещи всегда глубокие, неоднозначные, они ищут новые пути, опираются на достижения многовековой культуры Востока, в частности Индии.

Кстати, многие серьёзные господа, в поисках социальных моделей, обращались к Востоку. Нацисты искали там следы арийской расы, Рерих сочинял умопомрачительные тексты про атлантов и лемурийцев, коммунисты отправляли тайные экспедиции в Тибет, дабы тоже найти там… знания о сверхчеловеке. И в сверхлюдях Андромеды чувствуется это влияние, влияние Востока. А подруга героини Веды Конг открытым текстом поносит западную культуру, от которой в ЭВК осталась сплошная археология.

В Андромеде много вещей, которые и сегодня, с нашей капиталистической моделью, вызывают негодование, а что-то – отрезвляет. Фишкой Ефремова было то, что он учёный, то есть в фантастику пришёл со знанием дела, прекрасно отдавал себе отчёт в том, что он писал, и зачем. В неофициальном дополнении к Андромеде «Сердце Змеи» он вообще вступил в открытую перепалку с американским писателем, сторонником «враждебного контакта» и опустил саму идею «злых инопланетян» ниже плинтуса.

Тем не менее, в Андромеде, прямой контакт с внеземными формами жизни носит крайне негативный характер. На планете-ловушке коричневого карлика, суперземле (откуда он знал, что у таких звёзд действительно такие планеты, в большинстве?) экипаж звездолёта «Тантра» встречается со смертельной угрозой – чёрными медузами мрака. Эти существа рождены для того, чтобы пожирать. Тут же и внеземной звездолёт, который не долетел до Земли каких-то пару светолет. Тут и заброшенный другой корабль Земли – «Парус». Тут девушка, которая жертвует собой, чтобы спасти возлюбленного Эрга Ноора. И страшное предупреждение от погибшего экипажа «Паруса» – берегитесь, здесь обитает смерть.

М-да, сюжет в итоге стал культовым, его передирали, переснимали, переделывали и модифицировали тысячи раз, как на западе, так и в России. Я читала эту книжку в детстве, и мне эти медузы снились. Это был и остаётся доброкачественный хохор, и на фоне космического сюжета, сюжет коммунистический смотрелся не айс и казался баяном.

Но в действительности, космический сюжет это чистый маркетинг. Он был нужен Ефремову, чтобы заставить читателя прочитывать сюжет, вернее сюжеты, коммунистические. И тут на самом деле всё куда прозаичнее.
Главы с космосом, где чёрно, темно и страшно, разбавляются главами, события которых разворачиваются на тёплой, светлой и обустроенной Земле. Здесь – коммунистический рай. Тут нет денег, всё бесплатно, но люди не обременяют себя вещами. Здесь все вещи – прокатные, планета подобна на большую библиотеку, а её жители – поголовно учёные и художники.

Человечество достигло такого уровня, что успешно зарегилось в галактическом интернете – Великом Кольце. Это такая трансгалактическая сеть, по которой разные миры, населённые людьми-коммунистами, обмениваются знаниями и опытом. То, что инопланетяне коммунисты, Ефремов доказывает очень интересно. Дело в том, что по Ефремову, который, как я говорила выше, был убеждённым эволюционистом, коммунизм – это не социальный строй, не религия, не партия. Коммунизм – это закономерный продукт социальной эволюции. То есть социалка работает по законам природы. Вначале рабовладельческий строй, потом феодализм, потом капитализм, потом социализм и, наконец-то коммунизм.

Нам, ессно это может показаться опять же наивным, даже смешным. Но. Обратите внимание, особенно если будете отдыхать где-нить в Европе, на некоторые элементы коммунизма. К примеру, бесплатные велосипеды – бери и едь куда хочешь. Посмотрите, что делают демократы в США. Какие там реформы, любопытные. То есть общество у нас капиталистическое, но элементы социализма, просачиваются. А чего стоит «проект Венера» Жака Фреско? Это же, блеать, ефремовский коммунизм! У американцев правда он почему-то называется технократия, а раньше – социокибернетика. Хм, разумно, ведь за слово «коммунизм» в Штатах тогда можно было сесть.

Опять же это моё сраное мнение.

Вернёмся к тантрическому коммунизму Ефремова. Все сюжеты романа крутятся вокруг простой мечты – полётах в космос. И не просто полётах – а реальном посещении других планет с разумной жизнью. Дело в том, что ни о каком «гиперпространстве» и прочей ерунде в Андромеде нет и речи. Летают они на анамезонных звездолётах, это что-то вроде фотонных ракет, где топливо имеет окосветовую скорость истечения. Не световую. А околосветовую. То же самое со связью. Отправка лс другому пользователю занимает сотни, даже тысячи лет. Короче, проблем у ефремовских сверхчеловеков – выше крыши.

И вот один негр… (кстати, что интересно – Ефремов не называет негров неграми. Он использует впервые в истории термин – африканец. Любопытно, правда?) Ладно, короче, один негр, по имени Мвен Мас, влюбился в инопланетянскую голую тетку, которую увидел на экране галактического скайпа - и начинается коммунистический сюжет. Негру всё неймётся, ему везде кажется эта краснокожая бабенция, более того, он знает, что она давно умерла, ведь сообщение шло двести лет. В общем, галактический интернет ессно хорош, но  у него крайне маленькая скорость. И с этим надо что-то делать!

Мвен Мас решает спросить совета у своего предшественника по должности, прототипа образа Дарта Вейдера, Дара Ветра. Мол, ты, дружище, в авторитете, значит, посоветуй-ка мне, что делать? Как улучшить скорость сети. А лучше – космических кораблей. На что Ветер ему глубомысленно отвечает – не гони коней, пацанчик, для такого прорыва в науке время ещё не пришло. Иди лучше, искупайся в Средиземном море, потискай полуголых баб.

Но Мвен решает не послушаться совета наставника (кстати, Дар Ветер по происхождению – русский), и, вместе с учёным-физиком-ядерщиком Реном Бозом они решают произвести в тайне от всех ЭКСПЕРИМЕНТ.

А тем временем, Дарт Вейдер Дар Ветер, смещённый с прежней должности (в коммунизме нельзя всю жизнь заниматься одним и тем же делом) в поисках новой работы примазывается к археологу и спецу по истории, Веде Конг. Веда Конг – типичная «ефремовская женщина». Она сексуальна, привлекательна, у неё пепельные волосы и упомопомрачительный зашкаливающий ай-кью. Ветер пускает слюну и пену. И так к ней зайдёт и сяк. И на винтолёте её покатает, и в поле с ней переночует – всё тщетно. Веда ему не даёт, более того – она ждёт из космоса возвращения своего возлюбленного космонавта Эрга Ноора. Так что, друзья, только друзья.  И это доставляет Ветру большие страдания.

Кульминацией сюжета является эксперимент Мвена и Боза в Тибете, разумеется – неудачный. Боза разрывает на куски, на спутнике 57 тоже все погибают, а чудом выживший Мвен Мас сам себя осуждает и отправляется на «остров забвения». Что-то вроде «острова дураков» из «Незнайки на луне», только там не превращаются в баранов, а лишь слегка дичают. На этом острове он встречает сумасшедшего математика, который домогался какой-то бабы, потом убегал от диких животных, а под конец обрёл свою любовь, трахнул её в океане, после чего был прощён обществом.

Следующий сюжет рассказывает, как прилетает из космоса Эрг Ноор, в каком-то НИИ исцеляют его новую подружку Низу Крит (тут саму, которая на планете медуз пожертвовала собой), а так же готовятся улететь в следующее космическое путешествие. Веда понимает, что Ноор её уже не любит, что очень кстати для Вейдера Ветра. Ветер, Низа, Веда и Ноор прощаются друзьями, после чего корабль «Лебедь» улетает к звезде Ахернар. Эрг и Низа покидают Землю навсегда.

Собственно на этом роман и заканчивается. Конечно, мой спойлер не полный, потому что событий в книге – куча. Но что можно отметить особенно – атмосфера и персонажи. Герои могут показаться плакатными, но плакаты сделаны на высочайшем уровне. В книге полно мускулистых суперменов и полуобнажённых баб разных национальностей. Роман очень космополитичен, в нём порой можно просматривать откровенный троцкизм. Всё это работает на атмосферу добротного ретрофуризма. Есть, конечно, кроме поразительных предсказаний, откровенная глупость, вроде ламповых компьютеров, или то, что командир звездолёта пользовался видимо земным атласом, но это ничуть не сбивает. Баяна в тексте мало, язык очень суровый, железный. Кроме сюжетов книга насыщенна разного рода полезной технической и космологической инфой, энциклопедична. Всё это работает на достоверность красивых картинок, под конец во всё это уже веришь, находишься там, чувствуешь запахи, звуки.

Существует фильм по книге, кажется, семьдесят третьего года. Смотреть фильм – не советую, говно полное. Да и вообще экранизировать такую композицию, как в Андромеде – занятие неблагодарное. А вот сериал, если снять – получилось бы очень здорово.

На этом, пожалуй, всё. Книгу рекомендую читать всем. Хорошая качественная НФ.

Эльза Грёзе
Прикрепления: 4114440.jpg (77.5 Kb)
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 931
Репутация: 418
Наград: 0
Замечания : 0%
# 2 01.07.2015 в 18:09
Книга отличная
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 51
Репутация: 163
Наград: 0
Замечания : 0%
# 3 05.07.2015 в 08:07
Если в массе своей люди станут понимать Ефремова так, и именно так, как Эльза, то реально человечество заслужило апокалипсис. Это пипец просто. 
Другим же, советую читать Ефремова отбросив любые стереотипы. Просто читать. На мой взгляд, это детский писатель фантаст.
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 878
Репутация: 1903
Наград: 16
Замечания : 0%
# 4 07.07.2015 в 09:47
Адам, а можно как-нить более развёрнуто, чтобы получилась полноценная дискуссия. Какие ещё стереотипы нужно отбросить, чтобы человечество, по твоему мнению, не заслужило апокалипсис? (кстати, а это не в ваших теологических бестселлерах сказано "не суди не судим будешь")  Вот Булычёв с Крапивиным - явно детские фантасты. Потому что достаточно посмотреть целевую аудиторию. А Ефремов почему? Его аудитория - от старшего школьного возраста и выше. Но мне интересен твой развёрнутый ответ.
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 51
Репутация: 163
Наград: 0
Замечания : 0%
# 5 07.07.2015 в 12:23
Эльза, нет, не будет ничего развернутого. Не хочу и демагогии.
Просто одна мысль тебе: Туманность Андромеды - ведическое общество.
Ну а нащет теологии и теософии, то вот подобные тебе делетанты весьма усложняют и себ жизнь.
Так же парирую экспертным мнением: не суди да не судим будешь - имею право судить, ибо не от себя сужу, а по воле пославшего меня.
Бай.
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 878
Репутация: 1903
Наград: 16
Замечания : 0%
# 6 07.07.2015 в 12:25
ну, тогда это флуд.
Форум » Общий » Обзоры » Ефремов. Туманность Андромеды
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


svjatobor@gmail.com

Информер ТИЦ
german.christina2703@gmail.com
 
Хостинг от uCoz