Профиль | Последние обновления | Участники | Правила форума
  • Страница 1 из 1
  • 1
Классификатор мелких недочетов шедевров наших авторов.
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 46
Репутация: 164
Наград: 5
Замечания : 0%
# 1 27.12.2011 в 00:41
Структуру классификатора я особо не продумывал, поскольку юзабилити проще всего обкатать посредством практики.
Категории, для начала, самые очевидные и обобщенные: рифма, ритм, содержание.

Каждый поэтический "феномен" - отдельным сообщением.
Шаблон примерно такой:
ID
Заголовок
Категория
Примеры
Обоснование
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 46
Репутация: 164
Наград: 5
Замечания : 0%
# 2 27.12.2011 в 01:06
№39, "Глагольная рифма"
Данный "феномен" является частным случаем другого - "№42, ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ (грамматическая) и ОДНОРОДНАЯ РИФМА"
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 46
Репутация: 164
Наград: 5
Замечания : 0%
# 3 28.12.2011 в 00:52
№42, ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ (грамматическая) и ОДНОРОДНАЯ РИФМА
Категория:
рифма

Мат.часть:
"ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА (грамматическая рифма) –  рифма с использованием слов одинаковой части речи  в одинаковой грамматической форме: горе - море, играи - страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому - одинокому…
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
(А.С. Пушкин)"

ОДНОРОДНАЯ РИФМА – рифма из слов, принадлежащих к одной части речи. В отличие от параллельной (грамматической) рифмы, слова могут быть в различных грамматических формах.
Гора – дыра, странный – долгожданной, темно - смешно, кляча - удачу, вера – меры, сниться – злится, бег - брег…"

(В.В. Онуфриев, "Словарь разновидностей рифмы")
__________________________________________________________________________

Наиболее часто встречающимся вариантом однородной рифмы является ГЛАГОЛЬНАЯ рифма.

Мат.часть:
"ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА – разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву – зову, жить – говорить, играем – страдаем, стараться - волноваться… По причине того, что придумать такую рифму не составляет труда (особенно для глаголов неопределённой формы, каких в русском языке - тысячи), такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть - шуметь -лететь.."
(В.В. Онуфриев, "Словарь разновидностей рифмы")

Примеры (взяты с данного портала):

(I)
Живешь, живешь, и часто, посмотрев назад,
Поймешь, что многое сказала невпопад.
Обманывала вас, бывает, предавала.
Высказывала всем. Себя – не упрекала.
За что? Ведь так у всех бывает,
Обманываем часто мы, раз совесть позволяет.

======

(II)
Уж холод по пальцам дрожит,
И тени на морем сгущались,
Волною, что скалы пенит,
Их крики ко мне подымались.
__________________________________________________________________________

Обоснование:
Однородные и грамматические рифмы - весьма частое явление в "шедеврах" начинающих поэтов. Как правило, ими обильно пользуются те, кто совсем недавно открыл для себя мир стихов не только как автор, но и как читатель.

Главная причина, по которой указанные виды рифмы являются вредными для нач.писа - это их примитивизм. Не зря в словаре В.В. Онуфриева рифмы, составленные из одинаковых частей речи называются по-другому БЕДНЫМИ:
Quote
Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости  - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на "ать"  (в словаре более 5500 слов): летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...;   рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.
Как ни парадоксально, но среди бедных рифм могут быть и богатые, если в словах созвучны предударные звуки или слоги:
дышать - мешать, хотеть - лететь, лесной - запасной, пение - сопение, рация - федерация, звание - призвание...


Рост мастерства происходит только при наличии некоторого вызова - причем не только в стихосложении. Разумеется, когда автор выбирает наиболее легкий способ рифмования, ни о какой достойной задаче и речи быть не может. А следовательно, и о поэтическом прогрессе.

Л. Каганов в своём замечательном эссе "Вредные советы поэтам. Как писать стихи" весьма обстоятельно высмеивает любовь начинающих поэтов к параллельной рифме:
Quote
"[...] конечно следует постоянно употреблять рифму «мне-тебе», «твоих-моих», «моя-тебя» и все их варианты.

Есть набор хороших, проверенных веками рифм. Hечего изобретать новое — просто используйте их почаще. «Розы-морозы», «кровь-любовь» и конечно же неизменное «поздравляю-желаю».

Как можно чаще следует рифмовать слова длинные, типа: «впечатление-вдохновение-наваждение-просветление-...»

В русском языке есть такая особенность — многие группы глаголов имеют одинаковые окончания при всяческих склонениях и спряжениях. Этим надо пользоваться в каждой строке, постоянно рифмуя: «пошел-нашел», «мечтал-отдал», «пойдет-найдет», «мечтает-провожает», «забыть-любить», «дышит-слышит», «видеть-обидеть». "


Начинающие поэты, обладающие ярко выраженными садистскими наклонностями (по отношению к читателю), помимо глагольных рифм, склонны также рифмовать прилагательные. И.А. Бродский в книге "Об Одене" писал по этому поводу следующее: "Существительные рифмовать можно, глаголы — не следует, а на прилагательные табу."

The End.
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 46
Репутация: 164
Наград: 5
Замечания : 0%
# 4 30.12.2011 в 12:21
№58, АРИТМИЯ
Категория:
ритм

Мат.часть:
"Ритм – это система чередования сильных и слабых мест стихов (в простейшем варианте – ударных и безударных слогов).

Метр – это 1) название конкретной ритмической системы, обладающей определенной схемой, 2) название отдельной стопы.
Например, метры – это хорей, ямб, дактиль, пеон и т.д.

Размер – более узкое понятие по сравнению с метром: оно включает не только вид ритмической схемы (т.е. метр), но и количественную его величину – число стоп. Например, четырехстопный ямб, двухстопный анапест и т.п."

_________________________________________________________________________

Определение, оно же - обоснование:
"Самый запущенный случай – отсутствие в ритме какой-либо системы вообще. Наблюдается, когда автор пытается писать явно силлабо-тонические вещи, но имеет весьма смутное представление о ритмике и не обладает даже зародышевым чувством ритма (или же просто не заботится о таких мелочах, как счет слогов и соблюдение каких-то там глупых схем)), его единственное стремление – выразить свою мысль в чуть-чуть зарифмованном виде).

Спасибо ! Вы меня сегодня разожгли.
Начали сыпаться из души стихи.
Опать сознание в рифму легко встало.
Пишу без отрыва своих стихов не мало.
Знаю откуда это закономерность приходит:
Мой мозг просто - гармонию находит.
Сыпятся свободно стихи градом.
Не испытываю никаких затруднений рядом. (с)

Такие стихи, в которых нет четкой метрической структуры и какой-то системы в размещении ударений, еще называют деструктивными.
Но их не следует путать с тоническими стихами! Там не просто системы, там о-го-го… посложнее, чем в силлабо-тонике. [...]
Подробнее о тонической системе стихосложения можно в словарях посмотреть. Здесь, например: http://www.diclib.com/cgi-bin....d=72257 "

_________________________________________________________________________
Источник: http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/135067/
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 46
Репутация: 164
Наград: 5
Замечания : 0%
# 5 03.01.2012 в 11:40
№59, НАРУШЕНИЯ РАЗМЕРА
Категория:
ритм

Мат.часть:
См. матчасть АРИТМИИ
_________________________________________________________________________

Обоснование\определение:
Заключаются в непроизвольном укорочении или удлинении размера строки по сравнению с остальными строками. Удлинение особенно часто происходит в пятистопных двусложниках (ямбе и хорее), когда почти незаметно на слух кое-где проскакивают 6-стопные строки:

Ступенька за ступенькой жизнь идет,
То зимний холод, то опять весна,
Окно на улицу – одно из года в год,
Как в жизнь дорога – навсегда одна.

Увидели лишнюю стопу?) Эта ошибка встречается достаточно часто, в том числе и у опытных авторов.
Укорочение строк чаще происходит в 6-стопных двухсложниках:

Я позову – и ты доверчиво пойдешь,
И розовому миру будешь рада…
Я постараюсь уберечь тебя от правды
И сделать так, чтобы спасеньем стала ложь…

В коротких размерах, особенно трехсложных, такие ошибки встречаются редко, т.к. гораздо более ощутимы на слух:

Только бы пить этот чай бесконечный,
Тоненько резать лимон,
Видеть твой глаз, голубой и беспечный,
Припоминая сегодня как сон.

Источник: http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/135067/

_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Чем данный "феномен" плох для начинающего поэта? А тем, что по аналогии с грамматическими и однородными рифмами, не дает автору никакого вызова. Автор, помни, что хотя стихи зачастую и пишут сами себя - форму им придаёшь, всё-таки, ты! И если какая-нибудь строчка получается короче или длиннее - это вызов твоему мастерству! Не спеши выкладывать стихотворение на сайт, а лучше потрать ещё день, два - но обуздай непослушный ритм!
Только научившись укладывать любую мысль именно в тот размер, который был выбран в начале стихотворения, можно экспериментировать с верлибрами. Но - не раньше!
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


svjatobor@gmail.com

Информер ТИЦ
german.christina2703@gmail.com