|
Классификатор мелких недочетов шедевров наших авторов.
|
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 46
Замечания : 0%
Структуру классификатора я особо не продумывал, поскольку юзабилити проще всего обкатать посредством практики. Категории, для начала, самые очевидные и обобщенные: рифма, ритм, содержание.
Каждый поэтический "феномен" - отдельным сообщением. Шаблон примерно такой: ID Заголовок Категория Примеры Обоснование
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 46
Замечания : 0%
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 46
Замечания : 0%
№42, ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ (грамматическая) и ОДНОРОДНАЯ РИФМА Категория: рифма
Мат.часть: "ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА (грамматическая рифма) – рифма с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме: горе - море, играи - страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому - одинокому… В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. (А.С. Пушкин)"
ОДНОРОДНАЯ РИФМА – рифма из слов, принадлежащих к одной части речи. В отличие от параллельной (грамматической) рифмы, слова могут быть в различных грамматических формах. Гора – дыра, странный – долгожданной, темно - смешно, кляча - удачу, вера – меры, сниться – злится, бег - брег…" (В.В. Онуфриев, "Словарь разновидностей рифмы") __________________________________________________________________________
Наиболее часто встречающимся вариантом однородной рифмы является ГЛАГОЛЬНАЯ рифма.
Мат.часть: "ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА – разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву – зову, жить – говорить, играем – страдаем, стараться - волноваться… По причине того, что придумать такую рифму не составляет труда (особенно для глаголов неопределённой формы, каких в русском языке - тысячи), такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть - шуметь -лететь.." (В.В. Онуфриев, "Словарь разновидностей рифмы")
Примеры (взяты с данного портала):
(I) Живешь, живешь, и часто, посмотрев назад, Поймешь, что многое сказала невпопад. Обманывала вас, бывает, предавала. Высказывала всем. Себя – не упрекала. За что? Ведь так у всех бывает, Обманываем часто мы, раз совесть позволяет.
======
(II) Уж холод по пальцам дрожит, И тени на морем сгущались, Волною, что скалы пенит, Их крики ко мне подымались. __________________________________________________________________________
Обоснование: Однородные и грамматические рифмы - весьма частое явление в "шедеврах" начинающих поэтов. Как правило, ими обильно пользуются те, кто совсем недавно открыл для себя мир стихов не только как автор, но и как читатель.
Главная причина, по которой указанные виды рифмы являются вредными для нач.писа - это их примитивизм. Не зря в словаре В.В. Онуфриева рифмы, составленные из одинаковых частей речи называются по-другому БЕДНЫМИ: Quote Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на "ать" (в словаре более 5500 слов): летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...; рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы. Как ни парадоксально, но среди бедных рифм могут быть и богатые, если в словах созвучны предударные звуки или слоги: дышать - мешать, хотеть - лететь, лесной - запасной, пение - сопение, рация - федерация, звание - призвание...
Рост мастерства происходит только при наличии некоторого вызова - причем не только в стихосложении. Разумеется, когда автор выбирает наиболее легкий способ рифмования, ни о какой достойной задаче и речи быть не может. А следовательно, и о поэтическом прогрессе.
Л. Каганов в своём замечательном эссе "Вредные советы поэтам. Как писать стихи" весьма обстоятельно высмеивает любовь начинающих поэтов к параллельной рифме: Quote "[...] конечно следует постоянно употреблять рифму «мне-тебе», «твоих-моих», «моя-тебя» и все их варианты.
Есть набор хороших, проверенных веками рифм. Hечего изобретать новое — просто используйте их почаще. «Розы-морозы», «кровь-любовь» и конечно же неизменное «поздравляю-желаю».
Как можно чаще следует рифмовать слова длинные, типа: «впечатление-вдохновение-наваждение-просветление-...»
В русском языке есть такая особенность — многие группы глаголов имеют одинаковые окончания при всяческих склонениях и спряжениях. Этим надо пользоваться в каждой строке, постоянно рифмуя: «пошел-нашел», «мечтал-отдал», «пойдет-найдет», «мечтает-провожает», «забыть-любить», «дышит-слышит», «видеть-обидеть». "
Начинающие поэты, обладающие ярко выраженными садистскими наклонностями (по отношению к читателю), помимо глагольных рифм, склонны также рифмовать прилагательные. И.А. Бродский в книге "Об Одене" писал по этому поводу следующее: "Существительные рифмовать можно, глаголы — не следует, а на прилагательные табу."
The End.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 46
Замечания : 0%
№58, АРИТМИЯ Категория: ритм
Мат.часть: "Ритм – это система чередования сильных и слабых мест стихов (в простейшем варианте – ударных и безударных слогов).
Метр – это 1) название конкретной ритмической системы, обладающей определенной схемой, 2) название отдельной стопы. Например, метры – это хорей, ямб, дактиль, пеон и т.д.
Размер – более узкое понятие по сравнению с метром: оно включает не только вид ритмической схемы (т.е. метр), но и количественную его величину – число стоп. Например, четырехстопный ямб, двухстопный анапест и т.п." _________________________________________________________________________
Определение, оно же - обоснование: "Самый запущенный случай – отсутствие в ритме какой-либо системы вообще. Наблюдается, когда автор пытается писать явно силлабо-тонические вещи, но имеет весьма смутное представление о ритмике и не обладает даже зародышевым чувством ритма (или же просто не заботится о таких мелочах, как счет слогов и соблюдение каких-то там глупых схем)), его единственное стремление – выразить свою мысль в чуть-чуть зарифмованном виде).
Спасибо ! Вы меня сегодня разожгли. Начали сыпаться из души стихи. Опать сознание в рифму легко встало. Пишу без отрыва своих стихов не мало. Знаю откуда это закономерность приходит: Мой мозг просто - гармонию находит. Сыпятся свободно стихи градом. Не испытываю никаких затруднений рядом. (с)
Такие стихи, в которых нет четкой метрической структуры и какой-то системы в размещении ударений, еще называют деструктивными. Но их не следует путать с тоническими стихами! Там не просто системы, там о-го-го… посложнее, чем в силлабо-тонике. [...] Подробнее о тонической системе стихосложения можно в словарях посмотреть. Здесь, например: http://www.diclib.com/cgi-bin....d=72257 "
_________________________________________________________________________ Источник: http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/135067/
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 46
Замечания : 0%
№59, НАРУШЕНИЯ РАЗМЕРА Категория: ритм
Мат.часть: См. матчасть АРИТМИИ _________________________________________________________________________
Обоснование\определение: Заключаются в непроизвольном укорочении или удлинении размера строки по сравнению с остальными строками. Удлинение особенно часто происходит в пятистопных двусложниках (ямбе и хорее), когда почти незаметно на слух кое-где проскакивают 6-стопные строки:
Ступенька за ступенькой жизнь идет, То зимний холод, то опять весна, Окно на улицу – одно из года в год, Как в жизнь дорога – навсегда одна.
Увидели лишнюю стопу?) Эта ошибка встречается достаточно часто, в том числе и у опытных авторов. Укорочение строк чаще происходит в 6-стопных двухсложниках:
Я позову – и ты доверчиво пойдешь, И розовому миру будешь рада… Я постараюсь уберечь тебя от правды И сделать так, чтобы спасеньем стала ложь…
В коротких размерах, особенно трехсложных, такие ошибки встречаются редко, т.к. гораздо более ощутимы на слух:
Только бы пить этот чай бесконечный, Тоненько резать лимон, Видеть твой глаз, голубой и беспечный, Припоминая сегодня как сон.
Источник: http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/135067/
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Чем данный "феномен" плох для начинающего поэта? А тем, что по аналогии с грамматическими и однородными рифмами, не дает автору никакого вызова. Автор, помни, что хотя стихи зачастую и пишут сами себя - форму им придаёшь, всё-таки, ты! И если какая-нибудь строчка получается короче или длиннее - это вызов твоему мастерству! Не спеши выкладывать стихотворение на сайт, а лучше потрать ещё день, два - но обуздай непослушный ритм! Только научившись укладывать любую мысль именно в тот размер, который был выбран в начале стихотворения, можно экспериментировать с верлибрами. Но - не раньше!
|
|
|