Автор: Эльвира Барякина
Художник: Иван Анчуков
Для переговоров с издательством вам потребуются:
• заявка, в которой писатель предлагает к публикации свою рукопись,
• синопсис (т.е. краткий пересказ книги),
• рукопись.
Основная функция заявки — предоставить издателям все необходимые сведения о произведении и об авторе.
Заявка в духе «Предлагаю роман “Белые тапочки”. С уважением Пупкин В.И.» никуда не годится. Она не отражает ни жанра, ни профессионального уровня автора, не говоря о прочих существенных деталях.
Покажите, что издатель сможет заработать на вашей книге, — и вы получите контракт. Соблазните редактора интересной заявкой — и он рассмотрит ее быстрее.
Образец написания заявки
Уважаемая Лариса Ивановна!
Позвольте предложить вашему издательству роман-фэнтези о паранормальной радиостанции, на которой ди-джеями работают призраки.
Название книги: «Белые тапочки»
Автор: Пупкин Василий Иванович
Жанр: городское фэнтези. Книга подходит для серии «Магические огни».
Объем: 10,3 авторских листа.
Целевая аудитория: молодые люди 17-30 лет, жители крупных городов со средним и низким доходом, интересующиеся жанром фэнтези и компьютерными играми.
Аннотация: Когда студент Форточкин купил подержанную машину и включил радио, он обнаружил странную передачу, которую вел... призрак. Мертвые передавали приветы живым и заказывали для них странные песни. Форточкин решил во что бы то ни стало разгадать тайну паранормальной радиостанции.
Об авторе: Пупкин Василий Иванович — 30 лет, образование — высшее филологическое. Опубликовал ряд статей в местной прессе. Книжных публикаций не было.
Адрес: 555555, г. Большие Кирпичи, ул. Старокирпичная, д. 8, кв. 6.
Телефон: (555) 555-55-55 (Разница во времени с Москвой — 3 часа).
Е-mail: vasya@pupkin.kirpich.ru
Сайт: www.pupkin.kirpich.ru
С уважением,
Пупкин Василий Иванович
Разбираем подробно:
Обращение. Если вы знаете, как зовут человека, которому вы отправляете заявку, называйте его по имени и отчеству. Если не знаете, ограничьтесь нейтральным приветствием: «Добрый день!» Никогда не пишите «Здравствуйте, дорогая редакция!» или «Уважаемые господа издатели!» — это напоминает письма в провинциальные газеты.
Питч: в этой строке в одно-два предложения пишется, чем интересна данная книга. Подробнее о том, как составляется питч.
Автор. В этой строке пишется имя по паспорту. Если вы хотите, чтобы ваша книга была издана под псевдонимом, укажите его в скобках.
Жанр. Изучите описания книг, недавно выпущенных данным издательством. Укажите, для какой серии подойдет ваш роман: тогда заявку сразу передадут нужному редактору. Описывайте свой жанр в тех терминах, которые использует само издательство.
Будьте осторожны со словом «мейнстрим»: если на Западе это устоявшийся термин, в России его до сих пор путают с «популярной литературой». Лучше, если вы напишете следующим образом: «любовный роман / историческая драма» или «мистика / детектив». Но даже если вы написали книгу на стыке десятка жанров, не увлекайтесь перечислением: два элемента — это максимум, иначе у редактора возникнет ощущение, что вы сами не знаете, о чем ваша книга. К тому же секретарю, принимающему самотек, будет сложно решить, кому именно отдать вашу заявку, а это всегда приводит к задержке в рассмотрении.
Объем книги традиционно определяют в авторских листах (сокращенно — а.л.). 1 а.л. = 40.000 знаков с пробелами. Количество знаков с пробелами округлите до десятых долей. Если вы подаете заявку в зарубежное издательство, объем надо указывать в количестве слов. Объем стихотворных произведений определяется в количестве строк.
Целевую аудиторию книги нужно описывать, исходя из возраста, пола, места жительства, уровня доходов, образования и специальных интересов читателей.
Если вам трудно определить свою целевую аудиторию, зайдите в книжный магазин и поговорите с продавцами: кто чаще всего спрашивает такие-то книги? Подробнее о целевой аудитории.
Аннотация не должна превышать одного-трех абзацев. Не надо пересказывать весь сюжет, достаточно обозначить время, место действия, главных героев и ответ на основной вопрос: "О чем книга?" Подробнее о том, как писать аннотацию.
Об авторе. Указывайте только то, что имеет отношение к делу: возраст, образование, предыдущий литературный опыт. Нет нужды перечислять все «Рекламные правды» и «Вестники вагонника», в которых вы печатались. Достаточно упомянуть «публикации в местной прессе». Исключения — СМИ федерального уровня. То же самое касается предыдущих книжных изданий: ограничьтесь перечнем издательств — если эти издательства на слуху. Указывать названия книг не нужно.
Если у вас есть ресурсы по раскрутке вашего произведения, обязательно упомяните их. Например, вы являетесь ведущим на радиостанции или имеете сайт с приличной посещаемостью.
Контактная информация. Всегда указывайте почтовый индекс. Если вы живете за пределами московского часового пояса, пропишите разницу во времени, иначе вам могут позвонить в три часа ночи.
Если у вас нет имейла — заведите. Практически вся корреспонденция между издательствами и авторами ведется по электронной почте.
Если у вас нет сайта — задумайтесь о том, чтобы его сделать. Подробнее о том, как создать сайт писателя.
Советы:
Экономьте время редактора: сократите текст заявки до минимума. Если ему будет лень читать ваше письмо, то он, скорее всего, отложит его в сторону, а потом и вовсе про него забудет. Не присылайте заявку в виде приложенного файла — если об этом не просят специально. Используйте стандартные шрифты (Times New Roman, Arial, Courier) 12 размера черного цвета. Текст не форматируется по правой стороне. Между абзацами ставится двойной пробел.
Междустрочный шаг — 1,5 интервала. Если вы распечатываете письмо, проследите, чтобы у него были большие поля. Они могут понадобиться для редакторских пометок.
Тщательно проверьте текст заявки. Ошибки в рукописи еще более-менее простительны; ошибки в корреспонденции выглядят в высшей степени непрофессионально.
Что НЕ следует упоминать в заявке
• Цену на вашу рукопись. Также не стоит просить редактора выслать вам договор и задавать вопрос, сколько издательство заплатит вам за книгу. Если вашу рукопись примут в печать, вам все объяснят.
• Не спрашивайте, может ли редактор порекомендовать вам другое издательство, куда стоит обратиться. Это не его работа — пристраивать вашу рукопись.
• Не угрожайте отдать произведение в другие издательства.
• Не пишите, что думаете о вашем произведении вы сами, ваши друзья и родственники.
• Не пишите фраз типа «Я знаю, что вы обычно не публикуете эротические книги, но сейчас как раз назрел момент, чтобы попробовать».
• Не предлагайте переписать ваше произведение, если редактору что-либо в нем не понравится.
• Не пытайтесь льстить издательству и лично редактору.
• Не прикладывайте к письму свои фотографии и другие, не относящиеся к делу материалы. То же самое касается ненужных сведений о ваших хобби, семейном положении и т.п.
• Не спрашивайте редактора о направлениях деятельности издательства и о том, какие именно рукописи оно принимает. Это сразу демонстрирует, что человек писал «на деревню дедушке».
• Не сравнивайте свою книгу с произведениями классиков. Фраза «Мой роман — это новый “Тихий Дон”» не произведет на редактора впечатления. Он уже видел и нового «Капитана Врунгеля», и нового «Идиота».
• Не вставляйте в письмо зажигательных призывов вроде «Только сегодня у вас есть шанс заработать миллион на чудесных сказках обаятельной писательницы Натальи Неплюймухиной!»