Навеяно обсуждением в теме Постапокалиптика. Вдруг, кому пригодиться? Что такое жанр в современной литературе? Для издателя и книготорговца это прежде всего маркер, который позволяет понять, в какой серии издать книгу, на какую полку поставить в магазине, чтобы она с большей вероятностью нашла своего читателя.
Собственно, поэтому в последние годы изменилось само значение слова "жанр". Теперь оно не означает разделение на роман, повесть и рассказ. Теперь жанром называют фантастику, фэнтези, мелодраму, боевик...
Ну а что такое жанр для автора?
В идеале автор не должен задумываться о жанре вообще. Но это в идеале.
Однако сейчас внежанровую прозу - то есть, роман в традиционном понимании жанра - могут позволить себе только писатели с известными именами. Новичку в эту нишу попасть очень сложно, и, если быть откровенными, не всем и не всегда хочется. Ведь у писателя тоже есть жанровые предпочтения...
И тогда в большинстве случаев происходит следующее: автор выбирает жанр и становится его заложником. В голову лезут сюжетные схемы и языковые штампы. Кажется, что жанр себя исчерпал и сказать в нем новое слово невозможно. Так что же: не писать про любовь, не выдумывать новых миров?
Вовсе нет. Только идти надо не от жанра.
Постараюсь показать на примере, чтобы не быть голословной.
Например, мы выбрали боевик с Героем-Который-Потерял-Свою-Семью.
Вот стандартно-голливудская схема:
- Описываем счастливую семью: мама, папа, дочь;
- Страшный теракт. Он должен был погибнуть тоже, но по случайности выжил;
- Бездействие милиции/полиции, собственное расследование, погони, мордобой;
- Он знает правду и карает виновных, идет один против всех.
Можно дать ему пару помощников на убой, женщину, которая останется-таки с ним...
Ну вот и будет очередная жвачка, которая, возможно, даже будет продаваться и довольно сносно, но с окончанием серии почиет в бозе. Никто не вспомнит ни имени автора, ни названия... Потому что все это было, надоело, не вызывает интереса.
Я предлагаю пойти от человека, а не от схемы. Попробуйте, придумайте ЖИВОГО героя.
Ну, например, ему 42 года. Волосы седеют, подстрижены ёжиком. И он слегка хромает, потому что на мизинце вросший ноготь, и он все никак не соберется пойти к врачу. Он вообще ленится делать все: ходить по магазинам, помогать жене по дому, ходить к пожилым тетушкам на праздники... Из работы по дому он, например, занимается только фиолетовыми занавесками в спальне. Пусть это будет какая-то полудетская мечта: что у него будет спальня с фиолетовыми занавесками. Он даже не помнит толком, откуда это взялось и почему оказалось важным. Каждый месяц он снимает эти занавески, стирает, гладит и вешает обратно. Вы должны придумать про него все: есть ли у него лучший друг, как он учился в школе, кого и чего боится, что любит, какие отношения с тещей.
Допустим, с женой у него равнодушные отношения остывающей любви, без истерик и измен. Со взрослой дочкой - взаимное отчуждение. Он обожал ее, маленькую, а теперь совсем не понимает, не умеет наладить с ней отношений.
Придумывайте, придумывайте, придумывайте. Пусть он оживет ДЛЯ ВАС, вы должны поверить ему, почувствовать его почти осязаемо!
И вот - теракт.
Не спешите писать по схеме. Представьте вашего, живого героя в такой ситуации, станьте им. Что он будет чувствовать: острую боль или отупение? Если вы стали им, у вас не возникнет вопроса, вы будете ЗНАТЬ. Что он сделает с занавесками? Уничтожит или будет сидеть, завернувшись в них как в саван? Может быть, к нему придет мальчик его дочери и будет тормошить его, заставит больше узнать о своем ребенке, понять его? Может быть, это побудит героя пойти и разматывать клубок дальше? Что он узнает о своем ребенке? О своей жене? Фокус в том, что как нет двух людей, которые одинаково вели бы себя в таких ситуациях, так не будет и двух похожих сюжетов. Живой герой никогда не уложится в стандарт. Он - ваша опора в уходе от штампов.
Но эта линия - лирическая, личная. Она опора боевика, но не основное ее наполнение. Большая часть этой линии, двигая вас по сюжету, останется при вас. Так что же "движуха"? А вот тут единственный способ не пойти стандартным путем - накапливать ЗНАНИЯ. Решили, что за террористы у вас будут действовать - и вперед! Читать о террористических организациях, общаться со спецами, изучать оружие и т.п. И когда вы узнаете достаточно много, а вас появятся свои представления о предмете, версии, свое отношение к разным его аспектам. Для того, чтобы высказать все это, вам понадобятся герои. И вы и их сделаете индивидуальными, а значит - непредсказуемыми. Тогда истории персонажей сплетутся самым непредсказуемым образом.
И - але оп! - вы выйдете за рамки жанра, формально оставаясь в нем!
П.С. Конечно, набросок "произведения" написан в порядке бреда, и если бы я взялась писать такой роман, я бы многое поменяла и додумала. Но я надеюсь, что общий подход понятен.