|
Снегов. Люди как боги.
|
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 878
Замечания : 0%
Калининградскому писателю Сергею Снегову, которому досталось в своё время от «кровавого режима» известность принесли такие вещи. Трилогия «Люди как боги» и синглы «Хрононавигаторы», «Диктатор». Выбирая между этими книгами, ихь выбрала первое.
«Люди как Боги» (далее ЛКБ) – первая с истории русской литературы космическая опера. Западная форма – коммунистическое содержание. Да-да, у нас снова на столе автор-коммунист. Да ещё и… еврей… уж извините.
Снегов, как и положено настоящим космополитам – отправился в ГУЛАГ (тридцать шестой год). На зоне попал под влияние таких авторитетов как Лев Гумилёв и Николай Козырев. Будучи физиком по образованию, Снегов набрался от первого гуманитарщины, от второго – тягу к звёздам, астрономии.
Откинулся Сергей Александрович в сорок пятом, реабилитирован – в пятьдесят пятом. Поначалу писал всякую фигню, вроде цикла «космических детективов», где кроме картонного Роя Васильева, его не менее картонного брата Генриха, изредка проскакивали научно-фантастические идеи не самого лучшего качества. Но вдруг, из-под пера этого, казало бы, махрового советского графомана, неожиданно для всех выходит одно из самых масштабных и значительных утопических произведений – ЛКБ. Здесь поражает всё. Тут тебе и убедительный мир будущего. И генная инженерия. И гигантские звездолёты. И бабы. И эпические битвы, взлёты и падения, любовь и смерть, и вообще – масштаб.
Первое, на что нужно обратить внимание – манера подачи материала. Вся трилогия – а я лишь немного разберу только первую книгу, - стилизована под мемуары-воспоминания главного героя - Эли Гамазина. Согласитесь, на первый взгляд, не лучшая форма для масштабного эпика. Взять тех же американцев, к примеру, Симмонса – тот раскрывал глобальную вселенную Гипериона используя множество точек зрения, и сегодня, авторы, занимающиеся эпиком, пользуются множеством точек зрения – тот же Панов со своим «Герметиконом», не отступает от «традиции».
А тут – мемуары. Мы видим мир через воспоминания далеко немолодого человека, перед нами проходит его жизнь, в которой он прошёл путь от секретаря до адмирала галактической армады.
Второе, что привлекает в романах Снегова – нетривиальные технологии. Здесь нет фотонных кораблей, как у Ефремова, нет червоточин, как у западных авторов. Снегов придумал собственную концепцию сверхсветового движения – аннигиляторы Танева. Судя по тому, что Танев придумал эти машины в двадцатом веке, да ещё в тюрьме, становится ясно, кто был его прототипом.
Главные герои Сергея Снегова, по чистому наблюдению, всегда обладают неслыханной скромностью. В ЛКБ Эли Гамазин не считает себя кем-то важным, он обычный пролетарий будущего, к моменту начала событий «только вернулся на Землю, с Плутона», где вместе со своей бригадой быдла рабочих монтировал искусственное солнце. А во второй книге, когда суперкомпьютер определяет его кандидатуру на роль «адмирала галактической армады вторжения» очень рефлексирует и комплексует по этому поводу. В рассказе «право на поиск» главный герой Эдуард смотрится в зеркало и убедительно находит себя некрасивым, невзрачным. Гамов, из «диктатора» тоже обладает похожими комплексами. Но Эли Гамазин – персонаж более сложный во всех отношениях.
Но, для начала, перейдём к разбору сеттинга. Мир, который описывает Снегов – огромен. Его диаметр – это половина галактики, в которой цивилизация землян занимает доминирующее положение. Эдакие звёздные паханы, которые следят за миром и демократией во вселенной.
Как всё начиналось. Во-первых, судя по всему, в двадцатом веке каким-то образом выжил Троцкий. Автор ессно этого не говорит, это чисто моё понимание материала. Потому что в двухтысячном году, как и было обещано, Россия-матушка стала хворостом мировой революции, и на Земле наступил коммунизм. Нет больше ни государств, ни отдельных народов, ни тем более наций. Все живут друг с другом бок о бок, трудятся и работают. В сеттинге много чувствуется влияния мечтателей постреволюционной России. Чувствуются идеи Мельникова, Лисицкого и прочих выдумщиков той эпохи. Особое внимание Снегов уделяет архитектуре новых говоров (их построили, оставив старые, привет Жаку Фреско), экономической системе, которая на западе называется «технократия», по смыслу, что именно машины выполняют административную функцию – среди людей администраторов просто нет.
Вообще это очень интересная вещь – технократия, может ессно наивно думать, что машины смогут решить ВСЕ наши проблемы (к примеру – как решить расизм?) но в романе Снегова всё это убедительно работает. Машины стали неотъемлемой частью человеческого общества, они как «мамочки» заботятся, охраняют, подсказывают, что делать, куда идти, даже «какую пару себе выбрать».
Если у Ефремова на строительство нового человека ушло несколько тысяч лет, то у Снегова всё немного попроще. Перед нами мир не такого уже и далёкого будущего – всего какой-то пятьсот шестьдесят третий год коммунистической эры. Люди провели разведку ближних миров, нашли «братьев по разуму» и взяли над ними шефство.
Инопланетных рас в романе очень много. Тут тебе и сварливые «ангелы» с Гиад, и неповоротливые бегемоты с Альдебарана, и обаятельные змеедевушки с Веги. Может с первого взгляда показаться, что автор не сторонник конвергентной эволюции – на искусственной планете Оре, о которой я хочу поговорить ниже, представлен спектр полного разнообразия. Кто-то любит низкую гравитацию, кто-то живёт в потёмках, другие нормально чувствуют себя в привычных для человека условиях.
Но не тут-то было. Начинается роман с того, что знакомые главного героя, ессно более красивые и успешные чем он сам, откопали в воспоминаниях «ангелов» Гиад свидетельства контакта с некими сверхсуществами, которые как две капли воды похожи на людей. Ко всему этому, оказалось, что эти сверхсущества ещё имели врагов, загадочных «разрушителей», но, ни одного воспоминания как те выглядят, не сохранилось. В общем, на лицо факт, что космической демократии (коммунизму) может что-то угрожать. И людишки снаряжают разведывательную экспедицию, выяснить, что за беспредел творится в дальнем космосе. Книга разделена на две части, каждая из которых обозначена эпиграфом и шлейфом определённых событий – до разведки унт во время.
До «галактической разведки» герои ещё не прокачены. У них у каждого розовые очки, они дурачатся, а главный герой, на искусственной планете Оре пытается сцепить инопланетную бабу…
Ора – как планета «промежуточный пункт» между миром людей и миром «звездожителей» - прописана очень любопытно. Такие вещи как Ора, и прочие технические достижения человеческой мысли офигенно работают на атмосферу коммунистической эры в духе троцкизма.
Оре у Снегова посвящена целая глава, где он подробно и в тоже время не нудно, вкратце рассказывает, что это такое, в плане инженерии. Думаю, не нужно на эту тему сильно спойлерить, просто скажу, что идея впечатляет. На этой планете герой знакомится со змеедевушкой из мира Веги. Это симпатичное, наделённое глубокой символикой, существо-функция, по сути, и есть ворота в роман. Я, честно, не знаю, но иногда, при перечитывании «галактической разведки» у меня чешется под ложечкой, подумать, что настолько офигенную символику, Снегов просто у кого-то спёр. Потому что предыдущие его вещи – отличаются по всем параметрам. Ну, не ясно, как махровый писатель вдруг выдаёт ТАКОЕ. Как появилась эта глубина? Как он сумел тонко, красиво обрисовать то, что не снилось многим художникам: атмосферу прикосновения к «запретному плоду», «космосу»; как получилось грамотно перемешать символические краски, и, что самое главное – как у него вообще поднялась рука?
Это очень загадочно. А поэтому только ещё больше играет на красоту произведения. Ведь личность автора – это всегда дополнение, дополнительная инфа к осмыслению его автопортрета – а кто считает, что авторы никогда не рисуют себя-любимых, то я тому сочувствую. Ибо без этого нет искусства.
Что можно сказать про персонажей. Персонажи – это слабая сторона Снегова. Ну, редко когда у писателя удаётся ВСЁ. Как правило, писатели делятся на две категории – мастера сеттинга. Мастера «глубины личности». И очень редко встречаются художники, которые владеют и тем и другим качествами. Снегов определённо не владеет «глубиной личности». Его герои – плосковаты, не интересны. Интерес представляет лишь главный герой – но это потому, что мы видим масштаб его глазами.
Интерес представляет символичная героиня-инопланетянка Фиола. Но, это всё же не герой… (простите за вынужденное «герой – не герой») – прочитаете и поймёте о чём я говорю. Интерес представляют персонажи-инопланетяне. Искусственный интеллект на базе детского мозга из второй книги. Его перевоплощения особенно. Лидер пятой колонны и предатель своего вида во имя идей коммунизма - Орлан. Лучший друг главного героя – Андре Шестюк, которого автор беспощадно выводит из проекта в середине первой книги. Историк, аналог ефремовской Веды Конг, но мужского пола, Павел Ромеро – любопытен, но примитивен, приторен.
Остальные персы – баянисты. Бабенция, влюблённая в главного героя, и пронёсшая свою любовь к нему на протяжении всего цикла – Ольга – скучна, хотя задатки для создания отважной и безбашенной личности у автора были. Верная жена главного героя – Мери, из Ирландии – картонная коробка, которая ещё и действует на нервы своим «спокойствием».
Про остальных и говорить сложно. Потому что их нет.
Что лично меня напрягло ещё в романах. Ну, отдельным косяком считаю факт создания мавзолея для сына главного героя. Хотя в третьей книге – самой интересной, самой научно-потрясающей-воображение, есть такая штука… в общем, герой буквально сделал из своих погибших друзей и врагов чуть ли не пантеон, где… разговаривал с трупами. А потом понял, что каким-то образом этим делом пользуются его враги, и решил приговорить он себя к смертной казни… что-то подобное будет происходить и в «Диктаторе», но не с таким… привкусом, как в последней книге цикла ЛКБ. Надо сказать, что уже вот это критиковать, или давать какие-то оценки – сложно. Вполне может быть, что это чудовищный по размаху, гениальный ход. А может быть, и нет. И, наверное, последнее, уже не касающееся литературы. Допущу себе такую мысль. Советский Союз, и вообще – советский блок, детьми которого мы так или иначе все являемся, имел громадный гуманитарно-идеологический потенциал, который был игнорирован тогдашней якобы властью.
Все мы знаем, как цепляются, к примеру, те же американцы за своих классиков. Многочисленные фильмы унт сериалы зиждутся на идеях ведущих гуманитарных философов и мечтателей их мира. Но если покопаться в фантастике, особенно западной, фундаментальной, то можно понять, насколько она уступала в плане масштаба и гуманитарно-просветительких, а так, же научно-популярных идеях от советской. Здесь можно спорить… знаю…
Просто как маркетологу мне не понятно в современном мире вот что. Если уж то, что сегодня называется якобы «Великая возрождающаяся Россия» хочет противостоять каким-то образом западной цивилизации, их миру, их социальным моделям, их пропаганде, то почему не начать поднимать из архивов советскую эпику? Почему нужно снимать кино про каких-то ветеранов или церковников, или простите, блядей из ТНТ, когда можно вбухать немного больше денег и создать вызывающий и провокационной шедевр на платформе того-то же Сергея Снегова? Вы представляете, куда можно засунуть Лукаса, с его «звездными воинами»? Почему не снять телесериал на базе «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова? Показав тем самым, что гуманизм, толерантность и прочее, что сегодня у них «ценности» - для нас тоже ценность. И ценность гораздо постарше западной. Что всё это мы уже давно придумали. А коммунизм это просто название. Что не обязательно сносить памятники Ленину. Ленин – это уже нарицательное имя каждого второго в Европарламенте и Конгрессе.
Пугает… сегодняшнее возвращение к сталинизму, как идеалу.
В общем, я извиняюсь, что вставляю тут своё фе, не касающееся литературы. Мне мало лет, и только учусь думать, мыслить своей головой, отбрасывать червей, а это всё сложнее в эпоху Интернета. Тем не менее, мне бы хотелось думать, что когда-нить ихь попробую спродюссировать какое-нить кино, по мотивам советского эпика. Так что читайте хорошие книжки. И помните, правило, даже не золотое, а из платины, нет, даже из калифорния – кто читает книги – тот управляет теми, кто смотрит телевизор.
Эльза Грёзе. _________________
Кстати. А есть ещё и вот такая обложка на эту книжку:
более меткая.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 51
Замечания : 0%
Цитата Эльза ( ) На зоне попал под влияние таких авторитетов как Лев Гумилёв и Николай Козырев. Они были не на зоне, не употребляй феню, если не ботаешь! Цитата Эльза ( ) Поначалу писал всякую фигню, А можно сменить стиль на более менее литературный? Совсем пропало желание тебя читать( Цитата Эльза ( ) Первое, на что нужно обратить внимание – манера подачи материала.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 878
Замечания : 0%
Цитата Остап ( ) А можно сменить стиль на более менее литературный? нет, нельзя.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 81
Замечания : 0%
Заколебали вы своими стойками, однако. Что ни тема, то в позерство. "утомительный твикс"
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 1504
Замечания : 0%
Цитата Эльза Бабенция, влюблённая в главного героя, и пронёсшая свою любовь к нему на протяжении всего цикла – Ольга – скучна, хотя задатки для создания отважной и безбашенной личности у автора были. Верная жена главного героя – Мери, из Ирландии – картонная коробка, которая ещё и действует на нервы своим «спокойствием». По моим воспоминаниям Ольга была сестрой главного героя, а вовсе не влюблённой в него бабенцией.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 878
Замечания : 0%
limonio, сестрой была Вера. А Ольга фанатела от гг. Плохая у тебя память.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 1504
Замечания : 0%
Эльза, надо будет перечитать. Не помню, чтобы была третья влюблённая бабенция...
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 878
Замечания : 0%
Дима, третьей не было. Только Ольга и Мери. А сестра гг - Вера - как бы всё мутила с Павлом Ромеро, но у них ничего не получилось. Потому что она была очень либеральной, а Павел - консерватор и эдакий "правый" в мире левых идей коммунизма. Кстати, что любопытно. Перечитай конечно, годная же вещь.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 1504
Замечания : 0%
Эльза, так, стоп. Была змеедевушка с Веги и была некрасивая девушка, которая потом стала любимой женой. А ты меня уверяешь, что была ещё и третья... Ну хоть убей, не помню!
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 878
Замечания : 0%
а, в этом смысле... прости, это я запутала. Да, ессно третья была. Первая, смотри - змеедевушка (Фиола) - ихь её не посчитала просто, в этом корни баяна; вторая - некрасивая Мери (его жена, у нх сын Астр); и... ТРЕТЬЯ - Ольга - в конце "галактической разведки" мужик который её как бы любит (Леонид) говорит Гамазину - Эли, что вы за идиот - женитесь на ней, она мол от Вас не отходила, пака вы были немного в разобранном состоянии. В третьей книге Ольга ему (Гамазину) признаётся: "Я всегда любила только Вас".
Да, верно, получается три. Мой баян, извини, Фиолу не посчитала.
Да, три. Ошибки нет.
|
Группа: Удаленные
Сообщений:
Замечания : 0%
Эльза, фотка хорошая, удачненько вышла. Вот так и снимайся.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 878
Замечания : 0%
DarkMilady, здесь обсуждают не меня, а товарища Снегова унт его творчество.
|
Группа: ЧИТАТЕЛЬ
Сообщений: 1
Замечания : 0%
Уважаемая Эльза! Это наверное будет мой первый и единственный пост, но я только для этого и регился. Так вот РУКИ ПРОЧЬ ОТ СОВЕТСКОЙ ФАНТАСТИКИ! Пояснения не нужны, я думаю...
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 878
Замечания : 0%
Ну.. что ихь могу сказать. Мои руки прямо уже вот прямо сейчас на её грудях и клиторе. Попробуйте оттащите.
Спасибо за пост)
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 878
Замечания : 0%
А ещё..
Когда я была совсем маленькая, видела Льва Гумилёва. А он - был сокамерником Снегова. Он приезжал на дачу к моему деду который был чем-то вроде СС для немцев. Понимаете, всё так сложно.
Нельзя так.
Снегов - великий творец.
Но и мой предок, который его хотел расстрелять - это просто очередной нацист. И я - такая же. мне - СТЫДНО. Сможете ли Вы когда-нить простить меня? За то, что я была и есть такая же, как мои они? Ихь хочу исправится. Ихь знаю про всё. Ихь хочу умереть.
|
|
|