|
Лем. Эдем.
|
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 878
Замечания : 0%
Как правило, при упоминании Станислава Лема в уме выстреливает «Солярис», но это имхо далеко не самая лучшая его работа. Просто почему-то кинематограф, как отечественный, так и зарубежный вцепился именно в этот сеттинг, остаётся только догадываться, почему.
Самой серьёзной и сильной работой Лема считаю «Эдем». Книга написана в 1959-ом году. Для своего времени это не только крутая твёрдая НФ, это ещё и очень смелая идея, которая на моё имхо блестяще реализована. В романе привлекает сразу всё – необычная форма написания, и содержание.
Спойлерить постараюсь по минимуму, скажу лишь, что сюжет крутится вокруг идеи контакта с внеземной цивилизацией. Атмосфера у книги – страшная, не сравнить с атмосферой «Соляриса», или с атмосферой «Непобедимого». В процессе исследования внеземного мира герои, которых в романе НЕТ, перемещаются из одного круга ада в другой.
Насчёт героев, и того, что их НЕТ. Лем – разносторонний автор, но у него есть одна особенность – он на первый план всегда выдвигает НФ идею, а персонажи, это всегда второстепенные для него понятия. Исключение, опять же «Солярис», где есть попытка, небольшая, поставить героя на передний план. Наверное, именно поэтому, «Солярис» а не «Эдем» стал целью для киноделов. Но в остальном творчестве Лема попыток выдвинуть на передний план Героя гораздо меньше.
В Эдеме персонажей нет. Есть только их обозначения, то есть Лем пошёл по кардинально радикальному принципу построения композиции, он решил превратить свою художественную слабость в ощутимое достоинство и сделал это блестяще. Безликие персонажи, у которых даже нет имён, а лишь обозначения, придают страшной атмосфере ещё более страшный шарм.
С технической стороны, книжка нашпигована разными подробностями, на протяжении чтения, складывалось чуйство, что Лем был из тех персонажей, которые любят запереться в гараже и собирать-разбирать-перебирать старый «Запорожец», по десять раз за неделю. Такое дотошное отношение к делу иногда раздражало.
В книге «Эдем» автор создал реалистическую, крайне страшную концепцию разумной жизни на другой планете. Нигде более, ни у какого автора, не замечала ничего хоть приблизительно подобного. Что ставит книгу на одну полку с такими именами, как Азимов, Ефремов, Хайнлайн и тд. Читать рекомендую всем. Книга, кстати, отнюдь не толстая.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 59
Замечания : 0%
Хорошая рецензия, может прочитаю.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 499
Замечания : 0%
Цитата Эльза ( ) В Эдеме персонажей нет. Есть только их обозначения, то есть Лем пошёл по кардинально радикальному принципу построения композиции, он решил превратить свою художественную слабость в ощутимое достоинство и сделал это блестяще. Безликие персонажи, у которых даже нет имён, а лишь обозначения, придают страшной атмосфере ещё более страшный шарм. Отнюдь. Все персонажи там отличаются друг от друга, у всех есть характер, а кое-чьи имена даже называются - просто книга не о них, вот и все. Это больше, чем персонаж-функция, однако. Если уж на то пошло, то куда лучше он этот фокус провернул в "Кибериаде".
|
Группа: МАГИСТР
Сообщений: 381
Замечания : 0%
Преобрел недавно книгу Лема "Солярис/Эдем/Непобедимый". Теперь знаю с чего начать)
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 878
Замечания : 0%
Цитата Assez ( ) Все персонажи там отличаются друг от друга, у всех есть характер, а кое-чьи имена даже называются - просто книга не о них, вот и все. Это больше, чем персонаж-функция, однако. Инженера, если не ошибаюсь, Генрихом пару раз назвали. Потому что он рулил больше, видимо. Но это не характер.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 499
Замечания : 0%
Цитата Эльза ( ) Инженера, если не ошибаюсь, Генрихом пару раз назвали. Потому что он рулил больше, видимо. Ну да. Тем не менее, прозвища персонажей служат отличной заменой именам, более того - работают на образ. Да, в "Эдеме" они по большей части функции, но тем не менее.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 878
Замечания : 0%
Цитата Assez ( ) Ну да. Тем не менее, прозвища персонажей служат отличной заменой именам, более того - работают на образ. Да, в "Эдеме" они по большей части функции, но тем не менее. В том и красота приёма. Лем сделал из слабости силу. Смело, нагло, красиво.
|
|
|