Главная » 2016 » Октябрь » 9 » Любопытная статейка. Не могу не поделиться с вами, товарищи.
11:02
Любопытная статейка. Не могу не поделиться с вами, товарищи.

 

 

Таблица умножения для молодых поэтов 

1. 1x1=1. 

Напрасно говорят, что в искусстве нет законов. Эти законы есть. Постижение тайн искусства – важная задача поэта. Эти тайны искусства имеют мало общего с поисками размера, овладением рифмой и т.д. Размеры и рифмы – это тайны сапожной мастерской, а не тайны искусства. 

2. Научиться писать стихи – нельзя. 

Поэтому и не бывает никаких «первых» стихов. Учиться нужно не писать стихи, а воспитывать в себе любовь к стихам, требовательный и строгий вкус, понимание авторского чувства. 

3. Поэзия – это неожиданность. 

Неожиданность, новизна: чувства, наблюдения, мысли, детали, ритма... 

4. Поэзия – это жертва, а не завоевание. Обнажение души, искренность, «самоотдача» – 

непременные условия поэтической работы. 

5. Поэзия – это судьба, а не ремесло. 

Пока кровь не выступает на строчках – поэта нет, есть только версификатор. В лицейском Пушкине еще нет поэта, и напрасно школьников заставляют учить «Воспоминания в Царском Селе». 

6. Начала и цели поэзии. 

Начала большой поэзии – самые разные. Цель же – одинакова с религией, с наукой, с политическим учением – сделать человека лучше, добиться, чтобы нравственный климат мира стал чуть-чуть лучше... Истинное произведение искусства, способное улучшить человеческую породу, незримым и сложным способом может быть создано чаще всего не на путях дидактических. 

7. Поэзия – это опыт. 

Огромный личный опыт, подобный завещанному Рильке, хотя стихи самого Рильке и не результат такого опыта. 

8. Поэзия – неизвестность, тайна. 

В стихах поэту не должно быть все заранее известно до того, как стихотворение начато. Иначе незачем писать стихи. 

9. Стихи – это всеобщий язык. 

На этот язык может быть переведено любое явление жизни – общественной, личной, физической природы. Это всеобщий знаменатель, то число, на которое делится весь мир без остатка. 

10. Поэт--это инструмент. 

Инструмент, с помощью которого высказывается природа. Переводчик с языка природы на человеческий язык. Суждения природы не всегда просто перевести на обычный человеческий язык. 

11. Чувства гораздо богаче мыслей. 

Поэзия своими средствами: подтекстом, аллегорией, интонацией, звуковой организацией, переплетенной со смысловым содержанием, сопоставлением дальнего и близкого, то недомолвками, то многозначительностью – стремится донести до нас именно то, что не может быть ясно выражено словами, но тем не менее существует вопреки Декарту. Стихи работают в этой «пограничной» области. 

12. Ритм – важное начало поэзии, как и любого из искусств – музыки, скульптуры, живописи. Необходимое, но не единственное начало. Расстояние от народной песни до монологов Фауста видно невооруженным глазом. 

13. Стихи – это не поиски. 

Поэт ничего не ищет. Творческий процесс – это не поиски, а отбрасывание того безмерного количества явлений, картин, мыслей, чувств, идей, являющихся мгновенно в мозгу поэта на зов рифмы, звукового повтора в строке. 

14. Ясность и точность в поэзии не одно и то же. 

Поэзии нужна точность, а не ясность. Поэзия имеет дело с подтекстом, с аллегориями, с намеками, с интонационным строем фразы. Сложность чувства не всегда можно выразить ясно. Язык слишком беден для этого. Кроме того, язык природы не всегда можно ясно перевести на человеческий язык. 

15. Минор в стихах действует сильнее мажора. «Евгения Онегина» мы запоминаем не потому, что это «энциклопедия русской жизни», а потому, что там любовь и смерть. 

16. Стихи не рождаются от стихов. 

Не существует поэтов для поэтов. Поэт для поэтов только один – жизнь. Стихи рождаются от жизни, а не от других стихов. 

17. Большие поэты никаких путей не открывают. 

Напротив, по тем дорогам, даже по тем тропам, по которым прошли большие поэты, – ходить нельзя. Пути подражания для поэта закрыты. 

18. Не суйтесь в науку 

Искусству там делать нечего. Ничего, кроме конфуза, там поэта не ждет, как во времена Ньютона, так и во времена Эйнштейна. В искусстве нет прогресса, и всевозможные симпозиумы по вопросам науки просто ни к чему. 

19. За деревьями в поэзии нужно видеть не лес, а подробности, не увиденные раньше. И не ботанически видеть, а поэтически. Изучая ботанику, воспитывать деталь-символ, деталь-аллегорию, следить, чтобы знание ботаники не заглушило, не ослабило поэтического начала. 

20. Пейзажная лирика – попытка дать дереву и камню заговорить о себе и о человеке. И вместе с тем – пока пейзаж не говорит по-человечески, он не может называться пейзажем. 

21. Космос поэзии – это ее точность. 

Искания здесь и находки – бесконечны, как жизнь. 

22. Стихи для слуха и для глаза. 

В стихотворении услышанном – воспринимается тысячная часть достоинств стихотворения. Недостаток чувства, мыслей скрывается за звуковой погремушкой. 

23. Форма и окраска слова. 

Форма и величина слова зависят от гласных букв, а окраска – от согласных. 

24. Поэзия – непереводима. 

Глубоко национальна. Совершенствование поэзии, развитие бесконечных возможностей стиха лежит в границах родного языка, быта, предания, литературных вкусов. 

25. «Все или ничего». 

В стихах есть закон «все или ничего». Более квалифицированных и менее квалифицированных стихов попросту не существует. Есть «стихи» и «не стихи». 

26. Научиться стихами проверять собственную свою душу, ее неосвещенные углы. 

Стихотворение не будет писаться, если оно – не искренне. Иногда поэт вследствие своей импульсивности может привести себя в состояние иллюзии, заставить себя поверить... Но это редкий случай. В большинстве случаев в стихах гадают, как на картах. И угадывают. 

27. Рифма – поисковый инструмент, а не орудие благозвучия (Бальмонт), не мнемоническое средство (Маяковский). Роль рифмы гораздо значительней. 

28. Рифма пришла к нам позже ассонанса. 

Нет нужды возвращаться к мамонту – ассонансу. Ее роль в русском стихосложении еще не только не сыграна, а только-только начата. 

29. Свободный стих – это стих второго сорта. Это – подстрочник еще не написанного стихотворения. 

Значение рифмы в русской поэзии огромно Возможности русских размеров – безграничны. Свободный стих диктуется желанием сближать языки в нашу эпоху, где уничтожены расстояния, сблизить словесное искусство разных стран, наиболее национально обособленное по сравнению с музыкой, архитектурой, живописью. Желание хорошее. Но в жертву приносится слишком много. Истинная поэзия непереводима, и не нужно бояться этого. Арагон предлагал переводить стихи на чужой язык прозой. В этом есть логика и резон. Но и этого не надо, ибо есть поэты-переводчики, которые на материале стихов оригинала пишут собственные хорошие стихи. Свободный стих продиктован желанием сделать язык поэзии переводимым, обеднив его, приближая к прозе. 

30. Все большие русские поэты писали классическими размерами, их авторский голос громок и чист. 

Ямбы 

Пушкина 

Лермонтова 

Тютчева 

Некрасова 

Блока 

Мандельштама 

Цветаевой 

Пастернака 

Ходасевича 

не спутать друг с другом. 

31. Изучать технику стиха, понимая, что это – техника. 

Знание контрапункта не лишает композитора восприимчивости к музыке (Норберт Винер). К тому же часто самозабвенное увлечение работой над решением «технических» вопросов стихосложения вдруг открывает какую-либо подлинную тайну искусства. 

32. Скупее! 

Чем больше емкость стихотворной строки, тем лучше. 

33. Короче! 

Русское лирическое стихотворение не должно быть больше трех-четырех строф. Лучшие стихотворения русской поэзии – в двенадцать – шестнадцать строк (даже восемь – Тютчев, Пастернак). 

34. Поэтическая интонация – это лицо поэта, его голос, его литературный паспорт, право на занятие поэзией. Поэтическая интонация – понятие очень важное и более широкое, чем объяснено в литературоведческом словаре. Разработка понятия поэтической интонации – важная задача нашей поэтики. Откровенное заимствование и заимствование замаскированное, с которым не может справиться автор, – все это, как и чужое влияние, – должно быть осуждено наравне с плагиатом. 

35. О таланте. 

«Талант – это такая штука, что если он есть, то есть, а если его нет – то нет» (Шолом-Алейхем). Точнее определения нет. А труд – это потребность таланта. Всякий талант не только качество, а и количество. Моцарт – образец и пример – постоянно и много работающего художника. 

36. Традиции и новаторство. 

Только тот, кто хорошо знает предмет своей работы, может прибавить что-то новое. Здесь решение вопроса о традициях и новаторстве. 

37. Знать поэтическое наследие XX века, не ограничиваясь XIX-м. 

Знать 

Анненского 

Белого 

Ходасевича 

Цветаеву 

Пастернака 

Мандельштама 

Волошина 

Кузмина 

Ахматову. 

Понимать их место в развитии русской поэзии, знать их находки и их открытия. Без этих поэтов нет русской лирики.

38. Проверяй себя чужими стихами. 

Если твое настроение, твое чувство может быть выражено чужими строчками – не пиши стихи. 

39. Стихи на «свободном ходу» – обязательное упражнение для поэта. 

На заданный ритм поэт включает, едва контролируя мыслью, тот мир, который толчется за окнами, и только потом по этому черновику, написанному природой, ведет суровую, жесткую правку, оставляя только важные находки. 

40. Нужно ли поэту писать прозу? Обязательно. 

В стихе всего не скажешь, как бы ни высокоэмоциональным было то, что сказано в стихе. Поэт, пишущий прозу, обогащает и свою прозу и свою поэзию. Пушкин, Лермонтов, да и любой поэт могут быть понятны лишь вместе со своей прозой, в единстве. 

41. Приобщение к поэзии нужно начинать не с Пушкина. 

Пушкин – поэт, требующий взрослого читателя, требующий личного жизненного опыта, а также читательской культуры. Лермонтов, Тютчев – еще сложнее. Приобщаться нужно чтением Некрасова и А. К. Толстого, а потом переходить к Пушкину. 

42. В искусстве места хватит всем. Не нужно устраивать давку, толкучку. 

43. Что выше? Поэзия или проза? 

За что же пьют? За четырех хозяек. 

За их глаза, за встречи в мясоед 

За то, чтобы поэтом стал прозаик 

И полубогом сделался поэт

44. Стихи – это не роман, который можно пролистать... 

Стихи – это не роман, который можно пролистать, проглядеть за одну ночь. Стихи требуют чтения внимательного, неоднократного перечитывания. Стихи должны читаться в разное время года, при разном настроении. 

45. Поэт и современники. 

Для современников поэт всегда нравственный пример. 

 ©

Варлам Шаламов
Просмотров: 502 | Добавил: Диана | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
+1
2 マスター   (05.11.2016 20:00) [Материал]
многабукаф! ниасилил(((



+1
1 LULs   (05.11.2016 13:11) [Материал]
дельные слова; жаль, что читателю так и хочется выцепить самое удобное для себя и цитировать вырванное из контекста)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Информер ТИЦ
german.christina2703@gmail.com
 

svjatobor@gmail.com