|
Стихи 2
|
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 153
Замечания : 0%
Тема "Стихотворения" является продолжением темы про Вертера. А эта тема является продолжением темы "Стихотворения", которая угасла в силу неизвестных мне особенностей входного редактора сообщений. Теперь-то я уж точно потрачу время на порционное опубликование статданных по ритмическим рисункам.
^*^*^*^_______=2154 ^*^*^_________=928 *^*^*^*^______=803 *^*^*^________=722 ^*^*^*^*^_____=500 *^*^__________=486 ^*^**^________=422 ^*^**^**^_____=361 *^**^_________=349 ^*^*^*^*^*^___=199 *^**^**^______=187 ^**^__________=162 ^**^**^_______=141 *^*^*^*^*^____=119 ^*^**^*^______=117
где цифры после знака "=" означают встречаемость в отобранных стихотворениях данного ритмического рисунка
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 153
Замечания : 0%
То есть, на первом месте по использованию - 5 и 7-сложные (содержащие 5 и 7 слогов) строки с регулярным ударением на нечётные слоги. На втором месте с незначительным отрывом - 6 и 8-сложные строки с регулярным ударением на чётные слоги. Эти данные получены на суммарном анализе стихотворений более чем десяти известных авторов.
И вот прямо сейчас мне пришла мысль применить этот анализ к конкретным авторам, скажем, Есенину, Марти, Мориц. Как только я получу эти данные, так сразу с ними и ознакомлю.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 153
Замечания : 0%
Вот данные по полному ПСС Есенина.
^*^*^*^_______=508 ^*^*^*^*^_____=448 ^*^*^_________=405 *^*^*^*^______=356 ^*^**^**^_____=280 *^*^*^________=236 *^*^__________=234 ^*^**^________=206 ^*^*^*^*^*^___=128
То есть, на первом месте 7, 9 и 5 сложные ритмические рисунки с ударением на нечётный слог. На втором (обобщенно) месте - 8 и 6 сложные рисунки с ударением на чётный слог. На третьем месте - 9 сложная строка с ударениями на 1, 3, 6 и 9 слоги.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 153
Замечания : 0%
Вот данные по Хосе Марти.
*^*^*^*^______=55 *^**^**^______=37 ^*^*^*^*^_____=18 *^*^**^_______=16 ^*^**^________=15 *^**^*^_______=14 *^**^_________=11
Не буду комментировать, поскольку и так всё видно.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 153
Замечания : 0%
Вот данные по Юнне Мориц.
*^**^_________=19 ^*^*^*^*^*^___=8 ^*^*^*^_______=4 *^**^**^______=3 *^*^__________=2 ^**^__________=2 ^*^**^________=2 *^**^*^_______=1 *^*^*^*^______=1 ^*^*^_________=1
Понятно, что на статданные это мало похоже, но всё-таки о чём-то говорит.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 153
Замечания : 0%
И пока ещё временная технология действует, приведу данные по Корнею Чуковскому.
^*^*^*^_______=476 ^*^*^_________=148 ^*^**^________=133 *^**^_________=110 *^*^*^*^______=105 *^**^**^______=84 *^*^*^________=83 ^*^**^**^_____=68 ^*^*^*^*^*^___=49 *^**^**^**^___=46 ^**^**^_______=42
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 153
Замечания : 0%
Теперь прошу меня извинить за очень "длинные" данные, не статданные, а структурные данные. Именно на основе этих данных мною были созданы "обобщенные" структурные рисунки.
'*^**^**^**^___' '*^**^**^______'
'*^**^*^*^*^___' '*^**^*^_______'
'*^**^_________' '*^*^**^_______' '*^*^*^**^_____' '*^*^*^*^**^___'
'*^*^*^*^*^*^__' '*^*^*^*^*^____' '*^*^*^*^______' '*^*^*^________' '*^*^__________'
'^**^**^**^____' '^**^**^_______'
'^**^*^*^*^____' '^**^*^*^______' '^**^*^________' '^**^__________'
'^*^**^**^**^__' '^*^**^**^_____'
'^*^**^*^*^____' '^*^**^*^______' '^*^**^________'
'^*^*^**^______' '^*^*^*^**^____'
'^*^*^*^*^*^___' '^*^*^*^*^_____' '^*^*^*^_______' '^*^*^_________'
Я специально разделил структурные подгруппы в приведённых данных для того, чтобы было понятнее как формировались "обобщенные" ритмические рисунки.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 153
Замечания : 0%
Вроде бы, всё просто - а вот как-то не получалось разработать мета-структуры рисунка. Есть два структурных элемента этих "гребёнок", зубцами которых являются ударения (символ "^"). Это (1) два ударения, разделённые одним безударным слогом "^*^" и (2) два ударения, разделённые двумя безударными слогами "^**^".
Мета-структуры, собственно, и содержат комбинации этих элементов. Мне удалось создать таблицу мета-структур, начинающихся с ударного слога.
McaG1n= '^*^*^*^*^*^___'; McaG12= '^*^**^*^*^____'; McaG2n= '^**^**^**^____'; McaG21= '^*^**^**^**^__'; McaG11= '^**^*^*^*^____';
Мета-структуры, начинающиеся с безударного слога были получены простым присоединением первого безударного слога к каждому элементу разработанной таблицы.
WcaG1n= '*'+McaG1n; //То есть '*^*^*^*^*^*^__' WcaG12= '*'+McaG12; //То есть '*^*^**^*^*^___' WcaG2n= '*'+McaG2n; //То есть '*^**^**^**^___' WcaG21= '*'+McaG21; //То есть '*^*^**^**^**^_' WcaG11= '*'+McaG11; //То есть '*^**^*^*^*^___'
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 153
Замечания : 0%
Теперь два слова о том, как используются эти две таблицы метаструктур. Возьмём строку стихотворения вместе с ритмической "гребёнкой". Для строки "Выпьем, добрая подружка" программно будет сформирована "гребёнка" - "^*^*^*^*". Для определения типа этой гребёнки по таблице метаструктур достаточно найти элемент таблицы, первые восемь символов которого совпадали бы с гребёнкой строки.
Очевидно, что это будет элемент McaG1n.
Если такого элемента для сформированной гребёнки нет, то тогда, видимо, поэт пытается создать что-то индивидуальное, ранее неведомое.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 153
Замечания : 0%
Теперь, видимо, пора переходить к алгоритму формирования рифмы. Я начал с анализа рифм Есенина.
Я люблю этот город вязевый, Пусть обрюзг он и пусть одрях. Золотая дремотная Азия Опочила на куполах.
Здесь слово "вязевый" рифмуеися со словом "Азия". Ключевой точкой для рифмы является ударный слог. Именно в ударном слоге гласные звучат наиболее определённо и не практически не подвержены фонетической трансформации. Гласные, идущие за ударным слогом, находятся как бы в "тени" и могут произноситься немного по-другому. Например
Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Очевидно, что сочетание "что ли" рифмуется со словом "поле". Это может быть в двух случаях. (1) Когда буква "е" в слове "поле" произносится как "и" - ... что ли ... поли (2) Когда буква "и" в сочетании "что ли" произносится как "е" - ... что ле ... поле
То есть, по-видимому, в безударных слогах "и" можно заменить на "е", а "о" на "а". Возвращаясь к рифме ... вязевый" - ... "Азия" можно сделать предположение, что рифма слова не должна быть слишком длинной - не более 3 букв.
Теперь ещё надо принять во внимание, что буквы "ё", "ю", "я" произносятся как "йо", "йу", "йа". А также парные согласные - б/п, в/ф, г/х, д/т, з/с, ж/ш, ч/щ.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 153
Замечания : 0%
Попробуем этот алгоритм "рифмования" на стихотворении "Шагане"
Шаганэ ты моя, Шаганэ! (луне, мне, не, шаганэ) Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, (боли, поле, раздолий) Про волнистую рожь при луне. (луне, мне, не, шаганэ) Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, (раз, шираз) Как бы ни был красив Шираз, (раз, шираз) Он нелучше рязанских раздолий. (боли,поле, раздолий) Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле, (боли, поле, раздолий) Эти волосы взял я у ржи, (вяжи,ржи) Если хочешь, на палец вяжи - (вяжи,ржи) Я нисколько не чувствую боли. (боли, поле, раздолий) Я готов рассказать тебе поле. (боли, поле, раздолий)
Жирным шрифтом выделено слово для которого подыскивались слова-рифмы (в круглых скобках). В качестве источника слов-лексем использовалось само стихотворение "Шагане". Ударения в словах были расставлены с помощью словаря ударений - сейчас чуть менее 40 тысяч слов.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 153
Замечания : 0%
Теперь подключим лексику стихотворений десяти авторов - Есенина, Маршака, Чуковского ... И посмотрим, как будут подыскивать рифмы для слов "Шагане", "ли", "поле".
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
(блажен,весне, взамен, вине, влюблен, волне, времен,глубине, день, деревень, дне, жен, жене, звень, каменк,клен, колен, коне, конце, лень, луне, мне, надень,не, огне, одне, окне, олень, оне, осужден,пень, песнь, плетень, рожден, северн, силен, сирень,сне, стене, стороне, стране, страшен, танце, тень,тишине, тюлень, цветень, целине, шаганэ,шушуне, ячмень)
Потому, что я с севера, что ли,
(али,вдали, взвалил, вонзил, воротил, воспламенил,вскочил, выходил, говорил, донесли, ждали,жил, журавли, заговорил, заголил, зазвонил, запрягли,засветил, затаил, затопил, земли, злил, износил,ил, иль, кадил, корабли, купил, курил, легли,ли, лил, лишил, любил, медли, мил, могли, молчи, напоил,наступил, находил, нашли, несли, нил, оживил,озарил, окропил, освободил, отгрустил, отошли,отходил, победил, подарил, подвели, подскочил,позвонил, полки, положил, полюбил, постели,потекли, пошли, приложил, принесли, приходил,пришил, пришли, проглотил, просил, проходил,прочли, прошли, пыли, разбил, разлюбил,расцвели, решил, росли, рубил, сгубил, сил,скользил, скрутил, слезил, слил, сложил, сманил,смешил, сошли, спросил, схватил, томил, тушил,убил, угодил, уронил, усадил, ушли, ходил,чернил, чинил, чулки, шли, явил)
Я готов рассказать тебе поле,
(бинокли, богомолки, болен,боли, воли, волки, волчица, волшебник, ворчливый,воскликнул, выколи, гоголем, доблестный, долететь, доли,долинах, ёлке, ёлки, заболели, заболеют, иголки, изволит,коли, колоколен, кололи, королевский, королеву, кровле,кролики, кролику, лавролистный, наболевшей, неволе, неволи, облик,облиты, обличье, оглобли, оглоблин, озлоблен, озлобленья,окликнет, околиц, оленем, оленю, остролистой, отклика, пистолетик,пистолеты, побледнев, поклевать, поле, полевым, полезем, полем,полетим, полчище, поневоле, после, последним, пролесь,пролетел, пролили, промокли, разболелись, раздолий, раздолье,раздольем, соболий, томлений, тополем, упёрлися,утомленный, фасоли, холстине, щеголиха)
Подчеркнутые буквы - это ударения, взятые из словаря ударений.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 153
Замечания : 0%
Теперь посмотрим действие механизма отбора слов-рифм (1) по количеству слогов и (2) по положению ударного слога.
Потому, что я с севера, что ли,
1слог = (жил, злил, ил, иль, ли,лил, мил, нил, сил, слил, шли) 2слога = (али, вдали,взвалил, вонзил, вскочил, ждали, земли, кадил,купил, курил, легли, лишил, любил, медли, могли,молчи, нашли, несли, полки, пошли, пришил,пришли, просил, прочли, прошли, пыли, разбил,решил, росли, рубил, сгубил, скользил, скрутил,слезил, сложил, сманил, смешил, сошли, спросил,схватил, томил, тушил, убил, ушли, ходил,чернил, чинил, чулки, явил) 3 слога = (воротил, выходил,говорил, донесли, журавли, заголил, зазвонил,запрягли, засветил, затаил, затопил, износил,корабли, напоил, наступил, находил, оживил,озарил, окропил, отгрустил, отошли, отходил,победил, подарил, подвели, подскочил, позвонил,положил, полюбил, постели, потекли, приложил,принесли, приходил, проглотил, проходил, разлюбил,расцвели, угодил, уронил, усадил) 4 слога = (воспламенил,заговорил, освободил)
Ударения На 1 слог = (жил, злил, ил, иль, ли,лил, мил, нил, сил, слил, шли) На 2 слог = (али, вдали,взвалил, вонзил, вскочил, ждали, земли, кадил,купил, курил, легли, любил, могли, молчи, нашли, несли, полки, пошли, пришил, пришли,просил, прочли, прошли, пыли, разбил, решил,росли, рубил, сгубил, скользил, скрутил,слезил, сложил, сманил, смешил, сошли, спросил,схватил, томил, тушил, убил, ушли, ходил, чернил, чинил, чулки, явил) На 3-ий слог = (воротил, выходил,говорил, донесли, журавли, заголил, зазвонил,запрягли, засветил, затаил, затопил, износил,корабли, напоил, наступил, находил, оживил,озарил, окропил, отгрустил, отошли, отходил,победил, подарил, подвели, подскочил, позвонил,положил, полюбил, постели, потекли, приложил,принесли, приходил, проглотил, проходил, разлюбил,расцвели, угодил, уронил, усадил) На 4-й слог = (воспламенил,заговорил, освободил) На последний слог = (али, вдали,взвалил, вонзил, воротил, воспламенил, вскочил,выходил, говорил, донесли, ждали, жил, журавли,заговорил, заголил, зазвонил, запрягли, засветил,затаил, затопил, земли, злил, износил, ил, иль, кадил, корабли, купил, курил, легли, ли, лил, любил,мил, могли, молчи, напоил, наступил, находил,нашли, несли, нил, оживил, озарил, окропил,освободил, отгрустил, отошли, отходил, победил,подарил, подвели, подскочил, позвонил, полки,положил, полюбил, постели, потекли, пошли,приложил, принесли, приходил, пришил, пришли,проглотил, просил, проходил, прочли, прошли,пыли, разбил, разлюбил, расцвели, решил,росли, рубил, сгубил, сил, скользил, скрутил,слезил, слил, сложил, сманил, смешил, сошли,спросил, схватил, томил, тушил, убил, угодил,уронил, усадил, ушли, ходил, чернил, чинил,чулки, шли, явил)
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 153
Замечания : 0%
Теперь перейдём к ударениям в словах. Все ударения запоминаются в обычном текстовом файле, который можно редактировать обычным Winwowd'ом.
абажуром=3/4 абонемент=4/4 абрикосового=3/6 абрикосовом=3/5 абрикосовому=3/6 абрикосовый=3/5 абсент=2/2 ...
Как видно каждая строка состоит из слова и данных о нём. Цифра перед косой чертой показывает номер ударного слога, а цифра после косой черты - общее количество слогов. Конечно, информация немного избыточна, потому что можно было бы обойтись и без косой черты. Но для меня это просто хорошо смотрится, да и помогает в случае ручного редактирования словаря.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 153
Замечания : 0%
Теперь два слова о проблеме доступа к данным словаря ударений Да и вообще объёмным данным. В данном случае речь идёт о приемлемом, комфортном времени ожидания выполнения вспомогательных операций, связанных с поиском по словарю. Попробую объяснить в чём именно состоит проблема. В языке программирования есть методы доступа к данным, состоящих из строк. Достаточно эти данные загрузить в эту структуру, которая называется TStrings, чтобы практически сразу получить простой метод доступа с помощью функции Values, которая работает следующим образом. Функции передаётся "имя" строки - это то, что стоит слева от знака "=" в словаре, а Values получает данные, которые стоят справа знака "=".
абажуром=3/4 абонемент=4/4 абрикосового=3/6 абрикосовом=3/5 абрикосовому=3/6 абрикосовый=3/5 абсент=2/2 ...
То есть, если мы хотим получить данные для слова "абсент", то в программе будет стоять команда
Ws := Values['абсент'];
После этого строке Ws будет присвоено значение '2/2'. Всё очень просто. Всё работает очень чётко. Но ... Всё работает быстро и комфортно, когда объём словаря невелик. Но когда объём словаря достигает тысяч или десятков тысяч строк, тогда на лице ожидающего результата поиска может возникнуть некоторое недоумение и вопрос "Ну, и где эти данные?", особенно эти таких данные надо получить, скажем, для десятков или даже сотен лексем.
|
|
|