|
План произведения.
|
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 631
Замечания : 0%
Хочу в этой теме поднять вопрос достаточно неоднозначной в литературе вещи. А именно написание предварительного плана произведения. Думаю, я не ошибусь, если скажу, что начинающие очень часто планом пренебрегают и предпочитают полагаться на сиюминутное вдохновение и неиссякаемую фантазию. В принципе такой подход оправдан, когда пишешь какой-нибудь рассказ или повесть средних размеров. Достаточно знать основных персонажей, чем история начинается, какие в ней будут основные события и чем она кончится. Эту информацию вполне можно держать в голове и не заморачиваться. Но когда речь идет о серьезной работе вроде романа, которая будет писаться не недели, а месяцы, а то и годы. Ну насчет лет, я может и погорячился, но все может быть. Так вот, тут на одном вдохновении далеко не уедешь. Больше скажу такая работа над романом может превратиться в бесконечный цикл. Предположим ты знаешь идею, завязку, кульминацию, развязку произведения, всех персонажей и основной набор событий. Открываешь текстовый редактор или общую тетрадку и принимаешься за работу. Поначалу все идет просто здорово. В процессе написания история жирнеет, обрастает интересными подробностями и нюансами. Ты будто живешь в мире, который сам же и творишь. Смотришь на него и тщательно записываешь все, что попалось на глаза. Но то самое мистическое вдохновение приходит далеко не всегда, когда хотелось бы. Поэтому работа бывает простаивает. Ты открываешь свои записи и не "чувствуешь" свой мир. И вроде бы знаешь что нужно написать, но не можешь. Не редки и такие ситуации, когда ты чувствуешь, что еще рано говорить о какой-то вещи или событии, но чем заполнить "пробел" между той точкой, в которой находится сейчас и тем самым особым событием. Так обычно рождаются малоинтересные ответвления или события, целью которых является только занять время. Так или иначе через некоторое (как правило очень большое) время накапливается достаточно много текста и дергает тебя черт глянуть в начало. И что же ты видишь? А начало то совсем не такое, каким оказался конец. За пройденное время с обилием сиюминутно рождающихся деталей характеры героев/структура произведения/язык изменились до неузнаваемости, хотя ты этого совершенно не хотел. Такие перемены вполне естественны, со временем мы меняемся, набираемся опыта, возможно чуть корректируем свои взгляды на ту или иную вещь. Вот только на произведении это сказалось не лучшим образом, увы. Что делать? Самое очевидное корректировать начало. Но это может увести еще глубже и привести к этому самому бесконечному циклу с вечными додумываниями и переписываниями. Конечно все вполне может быть не так мрачно, но написание предварительного плана точно от этого обезопасит. И не только. План, если он достаточно подробен, может сильно сэкономить время, ведь основная творческая нагрузка идет именно на него. То самое сочинительство. А когда план готов, начинается уже практически чистая "ремеслуха", которую можно делать и без всякого вдохновения. Нет разумеется, работа с языком повествования - тоже творчество, но все же имея на руках подробный план, единственным препятствием к написанию отличного романа останется только нехватка времени и обыкновенная человеческая лень. Ну и само собой, когда история целиком продумывается за 12-15 недель, а не за год, она становится ровной и интересной без белых пятен и нелогичностей. План каждый пишет по своему. Я предпочитаю разбивать произведения на главы и в плане делаю некое изложение каждой главы. То есть в свободной форме пишу, что в этой главе происходит, кто что делает и к чему все приходит. Кому-то, возможно хватает четкого набора событий, но мне кажется чем план подробнее, тем легче будет воплощать его в жизнь. Собственно все вышеописанное результат личного опыта, так что на истину в последней инстанции я не претендую. Наоборот, очень интересно, что по поводу плана думают другие. Может быть я где-то ошибся или что-то не учел? В общем призываю к дискуссии. На тему, нужно ли писать предварительный план крупного произведения и каким он должен или не должен быть. Так что делитесь опытом, господа. Вместе - мы сила!
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 14
Замечания : 0%
Нокс, тоже, как и вы, не претендую на истину в последней инстанции и тоже могу только поделиться своим опытом. Quote (Нокс) А начало то совсем не такое, каким оказался конец. За пройденное время с обилием сиюминутно рождающихся деталей характеры героев/структура произведения/язык изменились до неузнаваемости, хотя ты этого совершенно не хотел. У меня такое было, но только в самом начале, от неопытности. Теперь удается (по крайней мере, насколько я могу судить) "держать" текст. Плана как такового я не пишу, хотя с самого начала знаю основные точки романа. Не пишу не от лени. Он просто не имеет смысла. Когда я сажусь писать, в голове так много всего, и текст настолько живой, что я много пробую и экспериментирую. Располагаю куски так и эдак, дописываю-вычеркиваю эпизоды, стараюсь придумать какие-то детали. И только к концу, когда все уже входит в русло, пишу перечень эпизодов. Возможно, это тоже от неопытности. Возможно, позже мне уже не надо будет играть с текстом на бумаге (на экране ), и я буду сразу писать план...) Но мне хотя бы набросок его нужен, иначе многие эпизоды просто теряются. А потом, когда я вспоминаю о них, с трудом встраиваются в уже написанный текст.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 631
Замечания : 0%
Quote Не пишу не от лени. Он просто не имеет смысла. Когда я сажусь писать, в голове так много всего, и текст настолько живой, что я много пробую и экспериментирую. Располагаю куски так и эдак, дописываю-вычеркиваю эпизоды, стараюсь придумать какие-то детали. Да уж, не от лени точно. Потому что, по-моему это постоянное экспериментирование процесс намного более трудоемкий, нежели написание плана Я на такое вряд ли когда-то решусь
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 129
Замечания : 0%
Бирюза, по-моему то, что Вы делаете - Quote (Бирюза) Располагаю куски так и эдак, дописываю-вычеркиваю эпизоды, стараюсь придумать какие-то детали. И только к концу, когда все уже входит в русло, пишу перечень эпизодов. - это и есть процесс написания плана. Ведь в конечном итоге получается у Вас перечень эпизодов, по которому вы пишете произведение. А как сказал Нокс, Quote (Нокс) основная творческая нагрузка идет именно на него - на план. Вы и занимаетесь творчеством - составлением плана, на который потом наращиваете текст.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 312
Замечания : 0%
Сколько я ни писала план, ни разу до конца не получилось ему следовать. Часто бывает, что план и законченная работа не совпадают примерно на половину. Не думаю, что можно написать такой план, чтобы от него не отступить. Когда полностью погружаешься в работу, то само собой приходят в голову новые элементы и сюжетные повороты, которых не было в плане. Просто чувствуешь, что надо что-то убрать или добавить. У меня вместо плана есть "список" того, что я должна включить в главу. Прямо через запятую. Иначе, согласна с Бирюзой, о чем-то можно просто забыть. А уже в ходе "полета фантазии" все детали становятся на места. В моем случае план обычно отражает то, что я придумала в первую очередь.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 14
Замечания : 0%
hamelioner, нет, не совсем. Я пишу начало без плана, а план появляется ко второй половине книги. Причем в него все время включаются новые эпизоды. Или вычеркиваются те, которые на бумаге выглядят не столь убедительно, как в голове. Так что план (перечень эпизодов) у меня есть только на вторую половину книги.)))) А вы как пишете? С планом? flamet, ага, у меня тоже больше похоже на список. (Как в магазин за покупками))))
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 176
Замечания : 0%
Quote (Бирюза) ага, у меня тоже больше похоже на список. У всех свои причуды)
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 168
Замечания : 0%
Я по плану не пишу. Я пишу по методу Стивена Кинга - запускаю персонажей в мир, и просто смотрю, как они себя поведут, и куда пойдут. Часто я и понятия не имею, что будет в следующих главах, просто по ходу сюжета записываю за героями их действия =)
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 123
Замечания : 0%
Я сначала писал без плана, просто из головы. Даже не знал, что будет происходить в следующей главе) Именно из-за этого у меня много неоконченных вещей - настрочу за два три месяца 8 - 12 алок, а потом все, ступор кромешный. Решил как-то раз составить план, предполагался краткий сюжетец и пару строк о главгероях. В итоге вышло сочинение на тему "Почему мертвые не потеют?" листов на пять) А вообще, план облегчает жизнь. В прямом смысле)
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 129
Замечания : 0%
Я сторонник плана. Очень-очень-очень мечтаю писать по плану. Если "отпускать героев и следить за ними", то у меня просто произойдет заворот извилин. ХОчется держать все под контролем. Я понимаю, что если составить подробный план, то работа над произведением существенно сократится. Но основная моя проблема (как мне кажется) в том, что не успев разработать план до конца, уже спешу его переделать, уже не интересно так, а хочется подругому. Причем иногда не доходит даже до конкретных сюжетных поворотов, а переделываю кардинально основу, меняя и героев и жанр. Перебрав в голове (или в компьютере) много вариантов понимаю, что все варианты мне надоели, все кажутся НЕ интересными/увлекательными/значащими. Получается, если делить себя на Творца и Критика, получается Критик мне вообще не дает работать: все ему не так и любые мысли после некоторого обдумывания становятся пресными, надоедают. Казалось бы нужно тогда забыть про план и начать писать хоть что-нибудь, но идти в никуда, не зная зачем... по моему писать без плана - это те же самые мучения (переборы вариантов, обдумывания, закручивания сюжета), но затягивающиеся по времени в разы. А в итоге то же самое - если идея не цепляла тебя за самое нутро - произведения не получится.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 168
Замечания : 0%
hamelioner, именно поэтому я и не составляю планов =) зачем, если потом все равно все переделаю? =)
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 4
Замечания : 0%
Лично я план на бумаге не пишу, но всё тщательно продумываю. И просто держу это в голове. Quote (Тень) зачем, если потом все равно все переделаю? =) Вот-вот, половина произведения меняется в процессе творчества.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 4
Замечания : 0%
Я по плану еще ни разу не писала, хотя все собираюсь. Думаю так проще, заранее все обдумаешь и вперед по плану!!! А без него постоянно что-то новое вносишь в роман, а потом путаешься!
|
Группа: ЧИТАТЕЛЬ
Сообщений: 3
Замечания : 0%
Иногда, следовать плану проблематичность... может появиться свежая идейка, которую срочно нужно будет куда-то "впихнуть", а план не позволит... по этому, я предпочитаю держать предположительный план в голове и уже подстраиваться к идущим идеям сводя в их в логический конец...
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 3
Замечания : 0%
почему то на ум пришел рассказ Стивена Кинга "Мизари"... там писатель планом не пользовался это уж точно, а писал в вдохновляемый "музой" Наверно для начинающего писателя составление плана один из самых важных моментов, а для профи... план уже всех произведений есть в голове, для него важна идея... если не ошибусь, то именно Айзенк Азимов в споре с друзьями за пол часа написал рассказ, и плана у него точно составлено предварительно не было.
|
|
|