|
2 Тур, проза: IV пара.
|
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 797
Замечания : 0%
Проза. Жанр: на усмотрение участников Объём: свободный Тема: Повелитель иллюзий Срок: 10 дней (до 30 октября вкл.) Свои работы присылайте мне на почту, обязательно указывайте ник. chew.tur@gmail.com
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 797
Замечания : 0%
Рассказ удален по просьбе автора
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 797
Замечания : 0%
[2]
Если огонь не сожжет всё дотла. Покой
Перед рассветом было темнее всего. Проснувшись еще ночью, я слышал переливы дождя и слушал их влажный гимн. Где-то внутри меня небо тоже осыпалось лужами. На кого ты меня оставила?.. Утром мой вопрос исчез. Утренняя молитва закончилась, и я коснулся дверей храма. Тот тихо загудел птицами, которые жили на его чердаке. Немного подумав, вычихнул солнечные лучи наружу. Друг – Егерь – постоянно болтал о том, что нужно бежать от городов. Видимо, ему было виднее, когда он бежал за добычей со сворой волков. В конечном итоге, он оказался прав. Эта щербатая часовня оказалась идеальным убежищем. Обелиск, приближаясь к которому, ты выжигал внутренний мусор и достигал абсолютной тишины. Я спустился вниз, окруженный пылью и пыльцой солнечных цветов. Храм нашел себе идеального спутника – фонтан, который встречал меня радостным журчанием. Как и всегда, я окунул лицо в утреннюю воду и уставился на отражение: волосы превратились в чащу. Хорошо, хоть рубцы заживают. На дне фонтана я нащупал монеты. Дети их всегда оставляли, когда уходили. Может, дарили частицу себя или заключали сделки с судьбой. Недолго думая, я накормил дно еще одной монетой. Вдруг и мне повезет? Желая поиграть с миром, часовня распустила вокруг себя неизведанные тропы. По одной из них возвращался Егерь. Тащил очередную добычу на завтрак. - Ух, невероятная штука этот лес! Гляди! – он показал целую груду подбитых кроликов. - Ты же знаешь, - начало колоть в сердце. - Еще раз. - Зачем?! - Вдруг получится? Ты долго без еды не протянешь, - бросил злобный взгляд, сжал кулаки. Часовня загремела кастрюлями. Недавно я обнаружил норы вокруг своего жилья. Даже если сейчас в храме бегали звери, я не хотел их гнать. Страшное копья Егеря смотрело исподлобья прямо в мои глаза. Становилось страшно от мысли, что однажды охотник вернется в храм, а в руках будет держать охапку меня, пойманного и зарезанного. Ему нельзя было смотреть в глаза: подобно гончим, не выносил взгляда. - Ты не пробовал хоть что-то другое? Там, коренья жевать, листья грызть… - Пробовал. - И? – я не хотел отвечать. У моих ног зашипел костер. Пойманные кролики расплавились и выдохнули последние запахи. Егерь снял с вертела одного и протянул мне. - Старайся. С первым куском нежного мяса тошнота окатила меня с ног до головы. Через силу, глотнул: чувствовал, как еда спускается по горлу ниже и ниже. Мой страх все нарастал, и я готов был бежать мили, куда глаза глядят, чтобы избежать мучительного порыва снова. В этот момент желудок взорвался. Возможно, со стороны я выглядел как конь, которому ставят клеймо раскаленным металлом. Егерь же просто стоял и с глухим отчаяньем внутри смотрел, как я катаюсь по полу и беззвучно кричу. - Слабак, - он засыпал огонь землей и снова побежал в лес, прихватив копье. То кинуло на меня последний кровавый взгляд и исчезло за деревьями. Вскоре я мирно уснул, несмотря на разъедающую боль в желудке. Сил почти не было, и сон казался единственным выходом.
Искры
Во сне я вижу откровение. Узнаю, что пламя – это процесс: неизменное движение, созидание или разрушение. И проснувшись, вижу огромный факел прямо над фонтаном. Оборачиваюсь в направлении пепла: храм горит. Мои руки хватают ведро и начинают поливать водой огромный костер. Ноги лихорадочно скачут, пытаясь успеть сделать все, что возможно. Птицы вырываются с чердака и сгорают в воздухе, подобно кометам в атмосфере. А когда шансы спасти мой храм уходят, я убегаю. Дикая боль снова просыпается в животе в попытке остановить меня и сгореть вместе со своей жизнью. Чтобы не плакать, приходится орать во все горло. Горы наступают. Сомкнув свои ряды, делают ночь еще более мрачной. Не зная, куда направиться, бегу за стаей лисиц. Гроза заставляет всех плясать под ее дудку и, если повезет, она наиграется и отпустит жертву живой. Маленький лисенок, болтаясь в зубах матери, бросает укоризненный взгляд, будто я виноват в их вынужденном переезде. Рыжие хвосты гипнотизируют, заклинают следовать за ними. Уже бегу не от огня: тот остался далеко позади. Часовня вырастила мое спокойствие из маленького ростка, прочно забетонировала нежелательные мысли. Что нужно было делать теперь, я не знал. Единственное, что хотелось – найти в лесу Егеря и насадить его на копье. Никто не имел права бросить своего друга.
***
Страх и злость понемногу убывали. Лисья стая это почувствовала: они замедлили свой бег и теперь осторожно следовали рядом, будто охраняя меня. От них отдавало сырой землей и кружевными листьями. Утаптывая босыми ногами почву, я стал напевать старую песню о людях-лисах. Мама часто в детстве пугала меня такими оборотнями. Я считал себя особенным: другим детям рассказывали обыкновенные сказки. Стая насторожилась, тревожно взглянула на меня. Может, им не понравилась песня? Я решил идти дальше в тишине. Внимание привлекли ожоги на их боках, будто червивые пятна на летних золотых яблоках. Тропинка вела в утренний туман. Я решил задать лисицам вопрос, и повернул на повороте в другую сторону. Сзади тихо зарычало скопление рыжих хвостов, через мгновение шерсть окружила меня со всех сторон. «Береги свои пятки, если пойдешь в неправильную сторону» - будто говорили их обнаженные клыки. Зачем я петлял следом за ними? Нужно было спросить об этом намного раньше, и наш караван продолжил тихий путь. На опушке стая окончила путешествие. Землю грызли десятки нор и подземных ходов, которые то тут, то там торчали из-под почвы. Возможно, у краснохвостых была своя подпольная империя, и я стал звеном, что называется «рабство». Из норы вылезла еще одна из лесной братии. Пять пылающих хвостов провисли в воздухе, и она утвердила свой приказ: - Ты остаешься с нами. Я не мог ничего сказать. Пытаться что-то спросить было нелепо, так же, как и слышать голоса зверей. Может, это все было наваждением, и сейчас мое тело медленно осыпалось пеплом в сгоревшей часовне? - Меня бросила женщина, - пробормотал в ответ. - Этого никогда не было, - Многохвостая рассыпала искры по деревьям вокруг. - Мой дом сгорел. - Глупости, - сожгла коренья, потерянные лесом вокруг. - Мой друг не пришел на помощь. - Ты и сам не понимаешь, что говоришь, - огонь танцевал уже вокруг меня. Стая разбежалась, спряталась по углам и со страхом наблюдала за Многохвостой. Та же втянула в себя конус дыма и пламени и выдохнула мне в лицо. Я упал, принялся разглядывать паучьи ветви деревьев, которые мерно поедали базальтовое небо. День незаметно обернулся ночью. Воспоминания стали наваждениями, которые таяли в новом пожаре как маргарин, брошенный на жаре.
Превращения
- Знаешь, на самом деле, Многохвостая – та самая лиса, которую нельзя догнать, - Рейнар почесал рубец. Его часто обжигали за глупые ошибки на уроках и охоте. Но было в нем что-то от плута – хитрого, изворотливого. Скорее всего, пока об этом не знал. - Правда? – мои бока свербели. За все дни, проведенные в норе, блохи отстроили цитадель на моей шерсти. Я с грустью наблюдал, как осыпаюсь целыми клочьями волос. - Угу. И еще соседи говорили, что она обучает делать всякие магические штуки. Иллюзии создавать, исчезать прямо под носом у охотников. За стенкой шуршали острые когти, поедая стенки жилища. С глухим стуком земля засыпала соседнюю нору. Я вылез наружу, выпить мятный воздух. Белый зимний хор повис на ветру. Снежные кометы, падающие с гор, смывали паразитов с тела. Многохвостая снова наказывала неопытного лисенка за проступки. За все время среди стаи я научился контролировать то, что иногда вряд ли существует. Когда копье охотника летело в мой бок, я растворялся в пустоте. Спустя месяцы удалось даже овладеть огнем, подобно вожакам лис. Где-то на околицах сознания плавали картины прошлого, которые теперь казались блеклыми миражами. Я до сих пор мыслил как человек, из-за чего не мог добиться расположения стаи. Мои наблюдения за рокочущим самолетом высоко вдали прервались. Многохвостая хрипло залаяла: началась погоня. Сначала появились двое. Перепрыгнув через холодную реку, они погнались за Рейнаром. Лисы разбежались кто куда, а самые хитрые ушли в землю, чтобы потом сгрызть охотников. - Пусти! – Многохвостая не давала мне пошевелиться. С паникой я наблюдал, как смерть щекочет Рейнару спину. Она запрыгивает ему на спину и стальным копьем пробивает позвоночник. - Ты нам нужен больше, разве не понимаешь?! Воспаленные полосы прошлись по ее морде. Я не контролировал себя, и волна огня поглотила ее целиком. Время застопорилось. Я разглядел дикий страх в глазах стаи. Многохвостая ударила в ответ: мир потемнел, окунаясь в темноту вместе с криками горящих охотников. Знакомое копье злобно уставилось на меня.
***
Встанем в круг и помянем. Сырость уйдет, прогоняемая кольцом пламени. Мы уберем ненужные остатки листьев и омоем тело в кристальном снегу. Нет, маленький мохнатый брат, тебе нельзя в снежную могилу. Рейнар медленно спускался в крохотную яму. Его тело было хрупким и прозрачным. Возможно, Китай решил оживить весь античный фарфор и подарить его нам. Раздался треск – Рейнар ударился головой о стену усыпальницы. Многохвостая не разговаривала. На этот раз она не обожгла меня. Наверное, потому что я мог разорвать ее без всяких уловок и огня – столько ярости во мне было. Она металась по внутренностям, трясла череп и не могла выйти наружу. Снова что-то треснуло. Подумал и решил, что это я. Где-то, на высоте тысяч миль, в самолете сидит мальчик. Ему тоже рассказывают сказки про лисиц – мастеров уловок – и он втайне мечтает стать повелителем рыжехвостых. Я ухожу с места погребения: еще один друг ушел по воле нерушимых законов мира. Приземляется самолет. Мальчику кажется, что он пилот, управляющий огромным и прекрасным зверем из алюминия и заклепок. Я нахожу уединенное место и насыщаю мир вокруг себя таинственной магией иллюзий, заточенной внутри каждого зверя и человека. Беснуюсь, распускаюсь веселым сумасшествием. Огромная теплая рука дергает мальчика за рукав, и он сонно плетется за матерью по бесконечному коридору самолета. Теперь он снова пятилетний ребенок, который мало что сделает без разрешения взрослых. Иллюзии истощают меня. Я ложусь на землю в окружении двойников. И мне тоже пять лет, отдаюсь на растерзание миражей, которые сам наплодил. Простудиться, кутаясь в зефирные облака. С воспалением легких слететь вниз по зимнему водопаду. Упасть на тяжелые камни – это все, чего я хочу. Встаю и бреду к реке. Мелкая дрянь снова прогрызла кожу. Тошнит от голода. В голову приходят старые слова, которыми бредила бабушка. - Они нацепили пальто. Им кажется, что красные нити вокруг шей – это шарфы. На самом деле это змеи, уж поверь, я знаю. И чем тоньше они, тем голоднее – тем рискованнее жизнь твоей шеи. - Бабушка, ты о чем? - Никогда не ведись на поводу у фокусов. Никогда! Добравшись до реки, я окунул свои лапы в студеную воду. Стало нестерпимо хорошо, и я решил, что больше не буду думать, как человек.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 797
Замечания : 0%
Голосование до 8 ноября включительно.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 1847
Замечания : 0%
Кто же Титаник, а кто Айсберг?
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 353
Замечания : 0%
Кто-то ворует чужие фразы...
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 1847
Замечания : 0%
Не ворует, а перефразирует
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 1453
Замечания : 0%
№ 1 + Психологизм. Автор также упомянул государственное финансирование военных и что деньги не туда идут вечно... Мир на высоте. ГГ очень неплох. Но нет продуктивности. К развезке герой в тупике.
№ 2 Мне нравятся все фазы) Очень прогрессивно. Я нахожу уединенное место и насыщаю мир вокруг себя таинственной магией иллюзий, заточенной внутри каждого зверя и человека. Беснуюсь, распускаюсь веселым сумасшествием. Классно.
Голос за № 2
|
Группа: МАГИСТР
Сообщений: 1130
Замечания : 0%
Простите, а что тут сравнивать? Первый текст: великолепное произведение в лучших традициях Стивена Кинга с плюсом от Рея Бредбери (понравилось построение зверя, замечательно долго и ужасно подводил к мертвецам, понравилось как показано потусторонне, постсмертное), второе – чистый и довольно слабенький сюр.
Голос за текст №1.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 410
Замечания : 0%
Начну со второго. Автора узнал сразу. Образы как всегда великолепны. Но вот сюжет малость сумбурен. Первое. Мастер слова. Честно. Так захватило, прочитал на духу. Я признаться поклонник книг Кинга. Так вот скажу абсолютно честно - этот рассказ затмил рассказы Кинга. (Любопытно Волчек ту же аналогию провел).
Голос за первое.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 455
Замечания : 0%
Я в полнейшей растерянности. Оба автора узнаваемы в самом лучшем смысле этого слова. И оба произведения понравились, каждое по-своему.
Первое вначале смутило своими размерами и вступительная часть показалась нудной и затянутой, и непонятно было, зачем автор вообще постоянно дает намеки на то, что будет в дальнейшем, зачем тянет кота за все подробности. Это вызывало некое раздражение, но тем не менее по тихому все же подкидывало поленьев в будущую атмосферу произведения. Атмосфера жуткая, и я не первая кто вспомнил при прочтении пресловутые рассказы Кинга. Под конец старалась не вчитываться потому что слишком явная картина и так стояла у меня перед глазами - мерзкая, склизкая, отталкивающая.
Второе, как всегда, кладезь цитат и образов. Что порадовало, так это неожиданная концовка, по сравнению с первым, где все пришло к своему логическому завершению. Не скажу, что это плохо, в данном случае - наоборот... Первое произведение неумолимо шло к окончанию, к такому, каким рисовал его автор, к такому, какое рисовало воображение и логическое мышление меня как читателя, и избежать которого так безуспешно хотелось. Второе же неуловимое, местами меткое, колкое, затем снова невесомое, завораживающее, как песня, но словно песня на другом языке.
А вообще, это сложный выбор. Это разные категории авторов. и заранее предвзятое, в хорошем смысле отношение к одному из них Мастерский рассказ и не менее мастерская зарисовка, причем, по сравнению с произведением автора второго в первом туре - это более, чем. Но и противник более чем, тоже.
Все таки, первое. (Прости, Макс. Мне твое очень понравилось)
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 129
Замечания : 0%
Первый: сюжет не слишком закручен и концовка отчасти предсказуема. Но понятно, что автор сделал это сознательно, он "рассказал" нам еще в начале, что будет какая-то катастрофа и герой в ней останется жив. Зато вид катастрофы мы узнаем не сразу - мастерски, малыми порциями, нагнетается обстановка и подогревается читательский интерес. А вот дальше, когда происходит страшное событие, начинается самое интересное (для меня) - страдания героя, находящегося в кошмарном положении. Видимо у меня есть зачатки технофобии (а может и клаустрофобии), потому что я задумывался раньше, "а что, если?" Представлял себя на месте главгера. У меня в первую очередь (наверно) началась бы паника, что нечем дышать, что кислород скоро кончится. Из-за паники, понятно, дышать станет еще труднее. придется успокаивать себя. Смогу ли? В общем, интересно было читать этот рассказ. Интересный ход с кровью. Никогда не задумывался об этом (лошадь - да, но человеческая кровь...) Интересна идея с машиной памяти и как все это связано с нехваткой кислорода. Герой, конечно, получился объемный и живой (несмотря на то, что умирает :). Не слишком поверил именно в такую первую любовь (поведение героя адекватно возрасту, а вот то, что на всю жизнь... возможно, в моей жизни не было подобного, поэтому прикапываться не буду В общем, нужно жить в настоящем, нужно любить каждое мгновение жизни, не стоит стремиться к смерти, даже в сложной ситуации, когда хочется сдаться - всегда успеешь умереть. Идея понятна, она даже не оригинальна (из-за множества статей и книг на эту тему "Как улучшить качество жизни" и проч.) А вот воплощение идеи, ее "доказательство" в этом рассказе, очень понравилось. И недосказанность тоже. Вот и думай теперь, настоящие это были духи-друзья или же его сознание сгенерировало их, чтобы помочь герою выжить? Психом он стал или действительно заглянул за грань, которую всем нам придется пересечь когда-то? PS Забыл сказать про пульки - у меня в детстве не было такого пластмассового пистолетика, который мог бы ТАК напугать пацана. Не поверил. Хотя детство мое было без китайских игрушек, так что... может быть, может быть.
Второй: Блин, я уже забыл, о чем рассказ Нет, читал я его не вторым по счету, как они расположены в посте. Читал я его в перемешку с другими, чтобы сразу не сравнивать конкурентов. И уже забыл. Помню лису. Даже многохвостую. Не мог понять, кто же главный герой - лиса или человек. В конце вроде бы оказалось - человек, но который больше не хочет быть человеком. В связи с моей памятью, о сюжете и о герое ничего хорошего/плохого не могу сказать. Читать было скорее интересно, хотелось ведь узнать, чем все закончится, но в моем случае автор опять меня обманул - ведь я этого не узнал (как вариант - не понял). Дочитав рассказ, представил стоянку с искореженными автомобилями (на запчасти). И здесь и там можно найти много интересного, много ценных запчастей (грамматических конструкций, интересных выражений, сравнений), но в целом - ни один из автомобилей уже не поедет. Да, если перечитаю рассказ, то может быть пойму больше. Но я не люблю перечитывать. Тем более, это конкурс. Голос однозначно за рассказ № 1.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 989
Замечания : 0%
не знаю как тут голосовать. Оба текста на достойном уровне. У каждого есть свои изюминки. В первом - это офигенская атмосфера и напряжение, в котором находишься пока читаешь. Во втором - это шикарные образы. Правда иногда приходилось поломать голову над тем, чтобы сквозь эти образы уловить смысл. Тема тоже раскрыта и в первом, и во втором.
Голос все же отдам за первое. Повлияла сама подача, кинговский стиль, который я обажаю. Объем тоже сыграл свою роль, так как за время чтения с героем успеваешь свыкнуться настолько, что начинаешь вместе с ним испытывать все его ощущения, тот ужас в котором он находится. Единственно, я почему то ждала, что моменту освобождения ГГ из-под завалов будет уделено больше места. Хотелось почувствовать вкус свежего воздуха, увидеть эмоции. Мне кажется, это тоже важный кусочек.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 467
Замечания : 0%
Первый. Саспенса не увидела. Опечалило, что все рассказали сразу в первых же абзацах - будет обвал, могила, вытянут, лечебница и тю-тю. Логически все уже просчитывается - значит ждем от текста - ожидание трагедии, клаустрофобию, бред и галлюцинации, разговоры с мертвецами и радостное избавление с описанием лечебной реабилитации в конце. Где тут ожидание неизвестного? Кинг - он всегда держит в этом - неизвестном, тяжелом, завораживающем ожидании. Здесь замечательный психологический триллер получился. Это описание будней казармы и периодически вклинивание - они еще не знали что их ждет - выглядело как напоминание читателю - эй не спи, сейчас начнется, вот только образ героя прорисую и все. И ждешь покорно обвала. Вот его поведение в экстремальной ситуации интересно подано, как-то вывернуто на изнанку. В начале стараются продумать способы спасения - телефон, крик, просчитывать время спасения ( кстати ни разу по тексту, даже найдя телефон герой не задумался - сколько он там сидит - очень странно) еда, питье, возможность выжить, а уж потом апатия и выставление стен воспоминаний в попытке уберечь разум, самозащита так сказать. А здесь наоборот, попаниковал для приличия и сразу в нирвану ушел - с чего непонятно. Страха закрытого пространства не наблюдается, его больше волновала пыль, а не многотонная толща бетона над головой. Еще и шести часов не прошло (судя по не переваренному обеду в рвоте) а он уже каннибализмом занялся с чего-то...И так на заметку, через столько времени ничего с трупа не льется. Но все же, как ни крути, даже если автору захотелось крови трупа, ну с чего ГГ, еще в разуме своем (еще на тот момент) канибальничать? Стресс? Не верю. Простите. Видать не настроена была - бояться. Очень понравились истории из прошлого и особенно разговор с мертвецами, ситуация со Зверем и извлечение на поверхность. Чем больше читала тем реальнее я его воспринимала,тем сильнее мне не нравился герой, - это несомненный плюс - приблизить читателя к герою. Ситуация с пистолетиком - а чего стоило опустить голову вору? ведь не смертельность игрушки уже продемонстрирована была на руке? опять - скепсис. Второй рассказ. После прочтения первого такой резкий переход в иной стиль. Легкое, очаровательное, прозрачное. Сравнивать первый и второй, все равно что впрягать в тяжело груженую телегу тяжеловоза и ахалтекинца. Голос за первое.
|
Группа: ЗАВСЕГДАТАЙ
Сообщений: 797
Замечания : 0%
Фух, ребят Вы настоящие молодцы, я серьёзно. Первый автор - поразил тем, насколько осторожно он может войти в личное пространство читателя. Ему веришь и чувствуешь, как невольно тянешься следом. Он ненавязчив и предельно искренен, отчего остаётся ощущение близости с героем и невероятный уют. Второй автор - постарался на славу (хотя я и знаю, что за текстом вполне может стоять прокрастинация, присущая большинству людей, мол, - напишу, успеется. А когда дедлайн уже недвусмысленно поджаривает задницу - нате вам!). Образы на высоте. Но нет близости с рассказчиком (обрати пожалуйста на это внимание, если планируешь расти в этом ремесле дальше - образы образами, но мы, в первую очередь, рассказчики). Для меня, как читателя, и в первую очередь человека - это очень важно. Предельно субъективная мысль, согласна, но сегодня я буду судить исключительно как читатель, а не как критик. Стиль второго автора я безумно люблю (потому что, наверно, сама такая - как давану образов!). Но, если мне приходится выбирать, то могу сказать вот что - я отдам предпочтение кропотливой проработанности мира, самой структуре и мыслям. И дело вовсе не в объеме, черт с ним, ей богу. Первый автор впускает в самое сокровенное, второй рассказывает со стороны, мол, понравится хорошо, не понравится - хрен с вами.
Меня подкупает психологизм и детальность проработки. По этой причине - голос тексту номер один.
Хочу поделиться заметками по первому тексту (наверно, больше с автором). Герой умудряется всматриваться в такие вещи, в которые обычный человек не успевает вглядываться в силу сильного течения жизни. Поначалу хочется спросить "Как это возможно? так спокойно и вдумчиво..." - "Затаи дыхание и ты услышишь тоже", - шепчет тебе герой. И ты начинаешь слышать. Сначала слышишь спокойный голос героя, потом с ним начинают резонировать шепчущие голоса каких-то других. Только потом начинаешь понимать, почему. Но грань этого всматривания очень тонкая, главное не переборщить. Где-то временнАя граница может дать трещину, когда все уровни погружения уже исчерпаны (взять сон, который в реальности длится 5 минут, а там, глубже, - час. Вот если использовать вместо часа - полтора, произойдет разрыв. Этот разрыв для читателя будет означать "Да ну, так не бывает! Херня какая-то..."). Однако автор ходит по лезвию и умело меневрирует, так что всё на своих местах.
Что порадовало - невероятная выдержанность ритма всего текста, его целостность. Окунаешься сразу же (или я так люблю повествование от первого лица). Это погружение я ощущала на физическом уровне, с самых первых фраз героя, смотрящего в прошлое, до более глубоких погружений (из прошлого - в еще более прошлое). Ты буквально ощущаешь этот процесс вспоминания, можешь представить себе, как автор бережно перебирал эти детали, рассматривая их с разных сторон. Потом возвращал на свои места - и они начинали дышать своей сутью еще мощнее после очередного рассматривания. А теперь - ты тут. Читатель и наблюдатель. А автор уже ведет тебя тропинками своей памяти. Ненавязчиво, просто рассказывая историю. Но ты всё сильнее тянешься следом. До самого конца. И не суть, что сюжет лежит на ладони. Всё дело в погружении, искренности (если и показной, то очень умело поставленной) и тонких связях. У меня в голове(ассоциация тонких связей) сформировалось несколько пастелевых полотен, лежащих друг на друге. Берёшь верхнее, чуть тянешь кверху и остальные тянутся следом, расправляя разноцветные нити, связующие их между собой в множестве разных мест. А это уже художественно. За это жму руку.
Жалость героя к себе есть, но она не навязчива и не отталкивает. Это человечно. И порой очень близко тебе самому.
Не могу не сказать о художественном кинематографическом эффекте. Для меня текст расположился на грани литературы и кино. В особенности это постепенное нагнетание, а потом изображение всего того же, но уже в контексте случившегося (мол, кто мог представить, что случится такое, или, он и подумать не мог, наверно, что это будут его последние слова. А потом раз, - и уже тёплая капля крови сверху, оттуда, где недавно лежал твой товарищ). Отличный эффект.
Что не понравилось. Могу выделить две вещи - сущая мелочь и кое-что посерьёзнее. Начну с сущей мелочи. До происшествия автор аккуратно подводит читателя к случившемуся. Но почти перед самым самым происшествием вдруг выскакивает слово "обвал". Черт. Вот ей богу, мое читательское удовольствие подпортилось на этом месте. Ты только догадываешься, а тут раз - баг проскочил какой-то, ты увидел что-то, раскрывающее всю интригу. Эх, ладно. Вот оно: Quote (chew) Все, кому посчастливилось остаться в живых после обвала, изменили свое отношение к жизни. А вторая штука состоит в том, что прорисован только сам герой и непосредственно то, что его волнует (Надя, детально выведена сама атмосфера, окружающая героя обстановка), но остальные герои совершенно одинаковы - прапорщики и товарищи различаются только именами. Может, это умышленный эффект - создание толпы вокруг и безразличие. Такие дела ))
Начинала читать я перед сном, в мягком свете ночника. Вскоре из-за других обитателей моего жилища, пришлось заканчивать чтение при свете фонарика. Что это значит? Ответ: не хотелось отрываться до самого конца. А это большой плюс автору. Жму ему руку и отдаю свой голос.
|
|
|