Главная претензия к НФ-составляющей романа – не взлетит. Ну не верю я в его Галанет. Самая идея того, что в процессе эволюции происходит объединение в коллективный разум, хороша, но автору показалось мало планетарных масштабов и он пошёл в межзвёздные масштабы. А тут, если рассмотреть задачу математически, есть теоретический предел – межзвёздные расстояния слишком велики. Сто лет ждать ответа – долго. Данные попросту успеют устареть за это время. Плюс чисто физическое ограничения по работоспособности материала. Другими словами, его Галанет банально нежизнеспособен. Вот и всё.
Вторая претензия – затянутость и большое количество лишних элементов. Все эти политические дрязги, например, на раскрытие идеи с Галанетом не влияют вообще. По сути, их можно выкинуть, слегка переделать и зашить остальное, и ничего не изменится. Если сравнивать, к примеру, с «Концом детства» Кларка (наиболее близкая по идее история, имхо), то там лишнего нет ничего. Там всё работает на идею. Вообще всё. Более того, Кларк умело вводит в сюжет метафизику, которая объясняет нестыковки, связанные с физическими ограничениями – например, той же самой связью Сверхразума. А здесь многотелы всё равно пользуются досветовой связью. Да не верю я. Не верю. Такой организм всё равно развалится на планетарных многотелов. Предел, если угодно. А в таком случае Галанет становится не нужна и тем самым запарывается весь сюжет романа.
Цитата Эльза (
)
Тем, кому осточертела научная безграмотность, идиотство и просто наглая тупорылость современных «метров» фантастики – тем эта книга безусловно зайдёт.
Хрен его знает, кого ты имеешь в виду под «современными мэтрами», но сомнительных моментов и просто ляпов в этой книге – масса. Они не критичны для неё как для художественного произведения, но начинают отсвечивать, если рассматривать её с научной точки зрения.
Я не буду рассказывать о технической сомнительности возможности постройки Роя и бесперспективности солнечных парусов, а просто ткну пальцем в наиболее простые косяки. Например, на Земле лоугравы ездят в инвалидных креслах. Хоспаде, граждане, на дворе XXV век! Сложно придумать решение, что ли? Экзоскелет, имплантация искусственных мышц (учитывая что всё равно дистрофикам придётся имплантировать кардиоводители, чтобы их сердца не отказали при земной тяжести) – сходу варианты. Но нет, кресла рулят. Далее в космос увезли, по словам автора, «законсервированные человеческие яйцеклетки, искусственные бактерии и другие биоматериалы для замкнутых экосистем в космических колониях». А дальше вдруг выясняется, что «космиков» слишком мало и они, понимаешь, вырождаются. Уважаемые! У вас там генетика на таком уровне, что современным людям и не снилось! Какое вырождение?
Куча предосторожностей, Уроборос, закрытая система, лишь бы инопланетные файлы не вылезли наружу – и дура-учёный, чёрт побери, подключается своим имплантом и запихивает инопланетные файлы в андроида. Ай-ай-ай.
Заражённый инопланетной хернёй мальчик всё время остаётся практически без надзора, хотя сопровождающий знает об инопланетной херне. Да в долбаном "Чужом" чувака с фейсхаггером на лице пускать даже на корабль не хотели, а тут ведь ЗНАЮТ, с чем имеют дело. Ай-ай-ай.
Экосистема астероида, завязанная на один-единственный компьютер, без дублирующих элементов – бред сивой кобылы. Даже в космических аппаратах XX века были дублирующие системы.
Трансляция на Юпитер? Серьёзно? А кто предоставит пацану ретранслятор, которые все должны быть направлены в стороны колоний? Все ретрансляторы, направленные в сторону нежилых планет, должны быть служебными. Ну просто потому, что с точки зрения их строителей никому в голову не придёт передавать в сторону Юпитера какую-то фигню. А тут – заплатил и пой себе.
Но этим всё не заканчивается. От ляпов перейдём к стилистическим приёмам. Концепт «люди с XXI века сильно поглупели» вызывает фейспалм. А почему, простите, они поглупели все и сразу, учитывая изоляцию колоний друг от друга? Почему тогда их общество не развалилось и не деградировало? Это банально неприятно – всю книгу фейспалмить с глупостей героев а потом узнать, что на самом деле просто люди поглупели, и вот этим, понимаешь, всё объясняется. Выглядит как глупая отмазка, а не хитрый ход, когда все детали головоломки вдруг встают на свои места. Но этого мало, ближе к концу книги вообще всё скатывается в дешёвый фарс. Максвелл Янг превращается в совсем уж карикатурного злодея. «ВЫ МЕНЯ РАЗОЧАРОВАЛИ». Уныние. Хуже ход сложно было придумать.
От секты реалиан потянуло блевать. Тут, понимаешь, стоеросовая серьёзность во всём, и вдруг такая убогая попытка сострить. В юмористической фантастике это было бы уместно, здесь - нет. Ай-ди-ди-кью-ди, блин. Читкоды и Разработчик. Идиотизм. Это я про форму, а не содержание. Чёрт побери, когда я читал «Пасынки вселенной» Хайнлайна, я офигевал. Вот где по-настоящему круто описана эволюция религии в замкнутом пространстве. Где закон всемирного тяготения Ньютона трактуют как «закон притяжения любви», типа, люди когда находятся близко, любят друг друга сильно, а когда расстаются, любовь угасает, и все считают «древних» романтиками, а себя – прагматиками, хотя свято верят, что Корабль – вся вселенная. Здесь же чит-коды из Дума, нубы и казуалы выглядят унылой юмореской посреди серьёзности. Буэээ.
Унылые запросы-уроки-досье-пьесы унылы донельзя. Читать их было сущим мучением. Главная проблема этих решений – неясна их цель. Зачем стилизовать кусок текста под отправляемое письмо – понятно: это усиливает погружение и это вполне красивое и логичное решение. Зачем нужна пьеса – хрен его знает.
Числительные цифрами. Ну, я уже объяснял, почему так делать не надо.
Стиль ничем не блещет, но и читалось без отвращения. Никаких красивостей и действительно завлекающего потока слов, как у классиков и, к примеру, в переводах Норы Галь кларковских текстов, нет, но нет и нагромождения канцеляризмов и прочих стилистических ошибок. В общем, хороший, но без претензии на что-то большее стиль.
Ну и наконец, слитая концовка. В «Конце детства», где тоже описывался переход цивилизации на новую ступень, всё заканчивалось закономерно и очень мощно – вернувшийся с планеты Сверхправителей последний человек на Земле наблюдал гибель этой самой Земли и исчезновение цивилизации. А здесь всё обрывается на полуслове, оставляя чувство незавершённости.
Несмотря на это, не могу сказать, что прочитал зря. Книга не плоха, а в условиях отсутствия качественной НФ вообще хороша. Но увы, автору не хватило чувства меры и точности. Никаких пошатываний устоев я не обнаружил. Ну, если не считать пошатываниями все эти пьесы и доклады, от которых клонит в сон. Какие такие табу автор ломал - тоже неясно. Сходу, например, я могу назвать фентезню, где чувак попадает в Русь XII века и где довольно умело выписана борьба между язычниками и христианами, причём изрядно достаётся от автора и тем, и тем. То есть религия пинается во все бока.
Из плюсов: не картонные персонажи, неплохо выписанный мир. Достаточно интересно закрученный сюжет. По большей части критика вызвана расхождением между моим восприятием текста и восторгом в открывающем посте. Не то чтобы я разочаровался - я вообще скептически отношусь как к восторгам, так и к поливаниям грязью, но всё же. Кроме того, эта книга побудила меня засесть плотнее за собственную НФ, что не может не радовать.