В данном месяце на рассмотрении клуба Рецензентов научно-фантастический роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (жанр: научная фантастика, философский роман)
Автор: Филип Киндред Дик Произведение: «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Первая публикация: 1968 г.
Роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» был номинирован на «Небьюлу» 1968 года. В 1998 году он занял 51-е место в списке «Лучшие НФ-романы всех времён до 1990 года» (Locus Poll Award).
Об авторе: Фи́лип Ки́ндред Дик (англ. Philip Kindred Dick; 16 декабря 1928 года, Чикаго, США — 2 марта 1982 года, Санта-Ана, Калифорния, США) — американский писатель-фантаст.
Детство и молодость:
Филип Киндред Дик родился за шесть недель до срока вместе со своей сестрой-двойняшкой Джейн (умерла 26 января 1929 года, предположительно от недоедания) в Чикаго. Вскоре его родители (Дороти и Эдгар Дик) переехали в Сан-Франциско. В детстве Дик часто слушал истории о Первой мировой войне, которые рассказывал его отец. Когда Филипу было пять лет, отец был переведён на работу в Неваду; мать отказалась переезжать с ним, и родители развелись. Филип остался с матерью, которая вскоре переехала в поисках работы в Вашингтон. После развода и переезда Дик воспитывался в обстановке бедности, вызванной Великой депрессией. После развода отец периодически навещал сына, но после переезда в Вашингтон встречи с ним прекратились. В детстве Дик часто болел.
В 1938 году его мать вернулась в Калифорнию. После этого Филип вновь получил возможность видеться с отцом, но в 1940 году Министерство сельского хозяйства вновь перевело его. В 1940 году, по собственному признанию Дика, он впервые познакомился с научной фантастикой, прочитав журнал «Stirring Science Stories». При этом интерес к писательству он проявлял и раньше: в 1938 году он написал собственную газету «The Daily Dick». В 1944 году (по другим данным, в 1943) он поступил в Berkeley High School, в которой в это же время училась Урсула Ле Гуин (они с Диком не были знакомы). В школе Филип проучился три года. В этот период Филип много читал научную фантастику и фэнтези, а также пытался писать. Он сохранил вырезки из школьной газеты «Berk Gazette», где были напечатаны его рассказы «Ящик волшебника» (англ. The Magician’s Box) и «Раса рабов» (англ. The Slave Race) и благожелательные отзывы редактора газеты на них.
Осенью 1949 года он непродолжительное время посещал Калифорнийский университет в Беркли, где начал изучать философию, психологию и другие науки, но оставил его. Предположительно в этот период он познакомился с работами Платона. Исследователи творчества Дика предполагают, что он бросил университет не только из-за антивоенных настроений и нежелания проходить курс военной подготовки (эту версию отстаивал сам писатель), но также из-за своего разочарования системой высшего образования и растущим дискомфортом от нахождения среди людей. В 1948—1952 годах Дик работал в музыкальном магазине. Его биографы отмечают, что Филип очень любил слушать музыку, всегда покупал лучшее аудиооборудование и собирал коллекцию классической и современной популярной музыки (в частности, The Beatles и Grateful Dead). Любимыми его композиторами были Вагнер, Шуберт, Бах. Известно также, что тогда он читал не только научную фантастику, но и, например, Джеймса Джойса, Геродота, Ксенофонта.
По некоторым сведениям, около 1952 года из-за знакомства Дика и его второй жены Клео Апостолидес с активистами Коммунистической партии США их завербовали два агента ФБР и поручили шпионить за предполагаемыми «вражескими агентами». Отношения Дика с властями США повлияли на его жизнь и, как считается, на его мышление.
Активная литературная деятельность:
Филип Дик начал делать себе имя в мире научной фантастики в 1950-х. Очень большое влияние на Дика оказало знакомство с Энтони Бучером, которому после его смерти Филип посвятил «Убик». Дик писал рассказы для дешёвых журналов и разрабатывал свой собственный уникальный стиль, который значительно отличался от стиля других фантастов того времени. Его первый роман, «Солнечная лотерея», был опубликован в 1954 году. Сам он критически относился к своей деятельности. В 1957 году, несмотря на благожелательные отзывы на «Глаз в небе» (англ. Eye in the Sky), он заявил, что перестаёт писать, и некоторое время был верен своему обещанию.
В 1958 году Дик переехал из Беркли. Очень скоро на курорте Пойнт-Рейс он познакомился с Энн Рубинштейн и вскоре развёлся со своей второй женой Клео. Вообще, у Дика была довольно сложная личная жизнь, и некоторые её детали нашли отражение в его работах. Всего Дик был женат пять раз: на Жанет Марлин (в 1948 году), Клео Апостолидес (1950—59), Энн Вильямс-Рубинштейн (1959—65), Нэнси Хакетт (1966—72) и Лесли (Тессе) Басби (1973—77). У него было трое детей: Лора Арчер (род. 1960), Изольда Фрея (Иза Дик Хакетт; род. 1967) и Кристофер Кеннет (род. 1973).
После свадьбы с Анной Филип был вынужден писать много (16 романов), поскольку Анна тратила очень много денег на себя, на троих детей от своего первого брака и на Лору. По разным причинам с ним не работали элитные издательства и Дик получал сравнительно небольшие гонорары. Уже к началу 1960-х годов у него сложился своеобразный метод написания книг: несколько месяцев обдумывания новой книги, после чего следовало несколько недель или даже дней интенсивной работы над черновиком. Как правило, окончательный вариант не слишком сильно отличался от чернового. В этот период у Дика начала развиваться паранойя, которую иногда объясняют сочетанием психологического опыта и амфетаминов. Кроме того, Дик начал принимать антидепрессанты. Анна позднее вспоминала, что из аптек приходили счета на множество разных лекарств. Тем не менее, эти годы стали самым продуктивным периодом его творчества. В 1962 году он завоевал высшую награду в мире научной фантастики, премию «Хьюго», за роман «Человек в высоком замке».
В 1964—67-х годах из-за проблем в личной жизни (развод, депрессии и другое) он практически не писал. В середине 1960-х годов, после развода с Энн, Дик впервые принял ЛСД в компании тогдашних друзей, но затем отказался от его употребления будучи напуган страшными галлюцинациями. Вскоре он познакомился с Нэнси Хакетт. 15 марта 1967 года у них родилась дочь, после чего Филип вновь начал активно писать. Тогда, в конце 1960-х — 1970-м году, он пишет такие известные книги, как «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и «„Лейтесь, слёзы“, — сказал полицейский».
Последние годы жизни:
Однако уже в начале 1970-х годов он практически перестал писать. В 1971 году Дик трижды попадал в психиатрическую больницу в Стэнфорде, где он утверждал, что принимал до тысячи таблеток метедрина (метамфетамина) в неделю. Лечащий врач, однако, хорошо отзывался о нём и описывал его как «оптимистичного, дружелюбного и сострадательного». Приблизительно в начале 1972 года в его доме, где жили также его друзья-наркоманы (Дик называл их стилягами: «…it was stilyagi (the teen-age hoodlums) that I lived with and associated with»), произошёл взрыв. После этого Дик перебрался в Канаду (по его словам, это было следствием давления со стороны полиции), где прежде всего посетил Ванкуверскую научно-фантастическую конвенцию в качестве почётного гостя.
Находясь в депрессии, 23 марта 1972 года Дик совершил попытку самоубийства, но чудом выжил, и был доставлен в реабилитационную клинику. Там он прекратил принимать наркотики. Уже в апреле 1972 года Дик вернулся в США.
В 1973 году Дик в очередной раз женился, и вскоре у него родился сын Кристофер. Попытки его новой жены, 18-летней студентки, создать атмосферу семейного уюта в доме были неодобрительно встречены Филипом. Писатель резко выступал против превращения семьи в типичных представителей среднего класса. В феврале-марте 1974 года Дик столкнулся с серией видений, снов и событий, которые он истолковал как религиозные символы. Тогда он начал вести журнал «Экзегезы» (богословские толкования; англ. Exegesis), который к концу жизни Филипа достиг восьми тысяч страниц. «Экзегезы» послужили основой для романов «ВАЛИС» и «Свободное радио Альбемута». В этот период Дик, по собственному признанию, стал видеть свои прежние жизни и тексты на незнакомых ему языках. В письме Клаудии Буш он сообщал это так: «Все мои мысли и переживания во снах концентрируются на эллинистическом периоде, с некоторыми включениями из предшествовавших культур. Лучший способ описать это — сказать, что ночью мой разум полон мыслей, идей, слов и теорий, которые можно было бы найти у высокообразованного греко-говорящего учёного, жившего не позднее III века н. э. где-то в Средиземноморье в Римской империи» (англ. All my thoughts and experiences, focussing mainly in dreams, seem to constellate around the Hellenistic Period, with accretions one would expect from previous cultures. The best way to describe it is to say at night my mind is full of thoughts, ideas, words and concepts that you’d expect to find in a highly educated Greek-speaking scholar of the 3rd Century A.D., at the latest, living somewhere in the Mediterranean Area of the Roman Empire). Позднее он говорил о том, что его эзотерический опыт продлился 11 месяцев, и предположил, что он мог быть связан «с дисфункцией пространства-времени». Друг Дика Норман Спинрад, с которым он делился переживаниями, позднее писал о том, что Филип не столько верил в происходящее с ним, сколько пытался найти всему разумное объяснение. В этот период Дик также написал множество писем в ФБР, в частности, с обвинениями в адрес Станислава Лема и группы американских и французских «критиков-марксистов» (в письме ФБР от 2 сентября 1974 года Дик обвинил Лема в «пропаганде коммунизма в США», утверждая, что под этим именем действует «целый комитет» из троих марксистов, включающий философа и литературного критика Фредерика Джеймисона, литературоведа Питера Фиттинга (который впоследствии будет членом жюри посмертной Премии Филипа К. Дика) и австрийского переводчика Франца Роттенштайнера (переводившего не только Лема, но и самого Дика, которого считал одним из величайших фантастов), выполняющих приказы «Партии» за «Железным занавесом»). Впрочем, ФБР не начало ни одного расследования по итогам этих писем. Биографы Дика полагают, что таким образом писатель убедил самого себя в своей лояльности США после периода напряжённых отношений с властями. Позднее Дик написал также письмо Ричарду Никсону.
В начале 1979 года здоровье Дика заметно ухудшилось — у него резко выросло давление и начались микроинсульты. 18 февраля 1982 года писатель в тяжёлом состоянии был доставлен в больницу, где через несколько дней он перенёс очередной инсульт, вызвавший прекращение мозговой активности. Спустя пять дней, 2 марта 1982 года Филип Дик скончался.
Жизнь и творчество:
Считается, что всю свою жизнь он не мог оправиться от психологической травмы, вызванной гибелью его сестры-близнеца от несчастного случая в возрасте пяти недель. В 1970 году в одном из своих писем Дик ссылался на результаты психологического теста, указывавшего на то, что самым сильным потрясением в его жизни стала именно смерть сестры. Смерть сестры впоследствии повлияла и на его отношения с родителями — он винил их в халатности, из-за которой его сестра умерла. По словам его третьей жены (Энн Уильямс-Рубинштейн), Филип верил в то, что каким-то образом его сестра живёт в нём. Исследователи творчества Дика предполагают, что его переживания были вызваны чувством вины за то, что он не смог предотвратить её смерть.
Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на его отношение к наркотикам. Поскольку резкой трансформации его стиля на протяжении четверти века не наблюдается, маловероятно, что наркотики серьёзно повлияли на его творчество. Оно, скорее, эволюционировало естественным образом. Некоторые, однако, утверждают, что он наркотиками злоупотреблял. Впрочем, следует заметить, что в мартирологе своим близким друзьям, приводимом в авторском послесловии к «Помутнению», он не обвиняет наркотики в их несчастьях. Вместо этого он недвусмысленно называет причиной «ошибку в игре». В одном из интервью Дик говорит: «Многое из того, что я написал и что выглядит как результат применения наркотиков, на самом деле является результатом очень серьезного чтения Ван Вогта!» Однако Дик признавался в систематическом употреблении амфетаминов, позволивших ему «всего за пять лет выдать шестнадцать романов». При этом он утверждал, что амфетамины ему были прописаны.
В статье «Шизофрения и Книга Перемен» («Schizophrenia and The Book of Changes»), опубликованной в фэнзине Niekas № 11 март 1965 года, Филип Дик разделяет людей на «полностью шизофреников» (totally schizophrenic), «частично шизофреников» (partially schizophrenic), к которым приписывает и себя («… что спрашиваем мы, частично шизофреники» / «… what we partial schizophrenics do») и «не шизофреников» (nonschizophrenic). Филип использовал Книгу Перемен для написания романа «Человек в высоком замке». И согласно его статье он мог использовать Книгу только для получения ответов на наиболее важные вопросы (Big Questions). Кстати, написать часть, в которой Филип объясняет, почему не следует использовать советы Книги, ему сказала сама Книга: «Оракул — Книга Перемен — сказала мне написать эту часть» («The Oracle — the I Ching — told me to write this piece»).
Работы Дика во многом автобиографичны. Роман «Свободное радио Альбемута» написан от лица живущего в Беркли молодого фантаста по имени Филип. «Исповедь недоумка» основана на реальных событиях из жизни Дика. Трилогия «ВАЛИС» размывает границу между творчеством и биографией Дика и считается самым сложным из всех его произведений.
В 1993 году вышла биографическая книга Эмманюэля Каррер «Филип Дик. Я жив, это вы умерли». Русский перевод был опубликован издательством «Амфора» в 2008 году. Биографию называли «описанием жизненного пути героя как странствия от одного комплекса к следующему, от одной мании к другой». Также отмечается, что «Каррэру удалось избежать довольно распространенной ошибки тех биографов, которые объясняют гениальность Достоевского его эпилепсией, а особенности позднего творчества Ван Гога — пристрастием к абсенту» и что автор «не усложняет образ писателя — он следует фактам».
Эмманюэль Каррер также приводит высказывание, что знай Филип в своё время популярный во Франции комикс «Астерикс», ему было что ответить на намёк упоминания действия ЛСД в романе «Три стигмата Палмера Элдрича»: «Обеликсу, чтобы стать сверхсильным, вовсе не требовалось пить магическое зелье, так как он упал в чан, когда ещё был маленьким».
В январе 2007 года издательство Tor Books выпустило ранний реалистический роман Филипа К. Дика «Голоса с улицы» («Voices from the Street»), написанный в 1952—1953 годах и ранее никогда не издававшийся.
(Осторожно! Нижепредставленные рецензии могут содержать спойлеры!)
Отзыв на научно-фантастический роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» от рецензента Чосера:
Книга оставила неоднозначное впечатление. Даже не могу с уверенностью сказать, что понравилась - в некоторых моментах показалась скучноватой и затянутой. Наверно, это вина центральной идеи, внутреннего конфликта, сомнений главного героя - который пытался разобраться в себе, в своих противоречиях по отношению к андроидам (по атмосфере чем-то даже напомнило "Солярис" Лема). Финал это дело подчёркивает. Но есть моменты интересные. С точки зрения апокалипсиса - а в представленном мире некогда произошла глобальная катастрофа - книга не похожа на всё, что знал ранее. В мире есть активный спрос на живых (да-да) животных. Стоят они весьма дорого, по финансовым проблемам сравнимы с большим кредитом или даже ипотекой. Эта деталь, вынесенная практически на первую полосу повествования, натолкнула лишний раз на мысль, что в хорошей работе все элементы - (герои, сюжет, мир и пр) - должны быть взаимосвязаны. С точки зрения НФ тут вот что: герой по сути сталкивается с вопросом - как людям стоит относиться к роботам? Принимать как равных? Бояться, уничтожать? Несёт ли ИИ угрозу? И судя по финалу и переживаниям героя - ответ таков, что андроиды заслуживают место среди людей. Одно непонятно: почему вообще на них охота открыта? Какую угрозу они несут? Зачем с Марса бегут на Землю? Кто их делает в таком случае? Причины гонения остались непонятны. В целом, книгу, конечно, прочитать стоит. Особенно тем, кто любит вопросы.
___________________________________
Отзыв на научно-фантастический роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» от рецензента Диана:
Моё знакомство с данным автором началось именно с этого романа. Сравнительно небольшой по объёму, но именно он пробудил мой интерес к Дику и вообще научной фантастике как жанру. По правде сказать, не помню, сколько раз уже возвращаюсь к данному произведению и перечитываю. Что-то есть в нём особенное лично для меня. Нет ничего лишнего. Автор скрупулёзно продумал мир, персонажей и сеттинг. Сеттинг Дика вообще не имеет равных себе, на мой взгляд! Завораживающе, чётко и эмоционально!
С первого предложения чувствуется атмосфера, приковывающая к себе читателя. Антиутопия в лучших традициях, я бы сказала. Мир, отравленный радиацией, домашние животные, разновидность которых определяет социальный статус того или иного человека, модуляторы настроения... Всё это создаёт некий гелевый шар, поглощающий читателя целиком и полностью. Динамичность повествования буквально не отпускает читателя до самого конца. Много действительно ярких и врезающихся в память эпизодов: с пауком, жабой (которая потом оказалась механической) и т.д, и т.п.
Что мы видим? Серых людей (словно бы призраков прежних времён) и андроидов, только внешне схожих с человеком. Автором не идеализируется ни тот вид, ни иной. Скорее наоборот, показывается то, до чего может докатиться мир.
Единственное, что меня смутило - тест на эмпатию. Ммм. Как бы сказать... Лично мне данное кажется авторским косяком. Сейчас объясню почему.
Неужели только андроиды могут не испытывать сострадание? Да я вас умоляю! Чушь собачья! Люди тоже бывают бесчувственными и даже получающими удовольствие от жестокости! Или в будущем мы каким-то образом избавились от подобных моральных уродов с отклонениями, но автор забыл упомянуть об этом?
Однако несмотря ни на что, это произведение остаётся одним из моих любимых, живущих где-то внутри и упорно не желающих быть забытыми. Цепляет.
Само название уже является неким крюком, на который попадаешься, заставляющим читать, чтобы получить ответ на вопрос.
Мечтают ли андроиды об электроовцах? Интерпретировать можно по-разному. Лично я считаю, что не мечтают. Животные (механические или живые) - это часть мира людей. Они как последнее звено, соединяющее человечество с таким миром, каким он был ранее - таким, каким мы имеем его сейчас.
Обожаю Ф. К. Дика, а "Электроовцы" - одно из самых ярких произведений, которое прочитал еще в детстве. Может поэтому и яркое ^_^
По поводу теста на эмпатию - полностью согласен с автором рецензии. Недавно встретил такого "асоциального" главного героя в новом кибер-панк романе "Дилер реальности" Николаса Димитрова. И это недалекое будущее - а они все еще там! Кто-нибудь уже читал, кстати?