Лев Толстой. Правда и вымысел.
Только от одного имени “Лев Толстой” большинству читателей становится грустно. Сразу всплывает в памяти навязанный школой образ благообразного старца с мохнатыми бровями и лопатообразной бородой. Ярого поборника нравственности и морали.
С другой стороны, через пелену официозного тумана проступают факты, которые ну совершенно не вяжутся с этим образом. “Била жена”, “отлучили от церкви”, “на старости лет сбежал из дома”.
Что касается творчества, Лев Толстой известен широкой публике по двум скучным и бессовестно затянутым романам: “Война и мир” и “Анна Каренина”. Да, в них есть сильные сцены, есть то, что сейчас называют “энциклопедией русской жизни”. Но все это тонет в море скучных описаний, нудных диалогов, навязчивого морализаторства.
Ладно, были бы там достойные гения идеи, но и их тоже нет. Все на уровне средненького сериала. И в тоже время, Толстой считается одним из величайших писателей всех времен и народов. Неувязочка однако. Попробуем разобраться.
Кризис.
В конце 80-х годов XIX века автор “Войны и мира” и “Анны Карениной” переживал тяжелейший духовный и творческий кризис. «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными» - запись из дневника писателя.
Неудачный брак, разложение патриархальных устоев русской деревни, смена общественной формации, заставили Толстого по новому взглянуть на жизнь, на литературу, заставили искать новые ориентиры и творческие подходы. И вот, начиная с 1989 года увидели свет несколько повестей, которые и обеспечили автору всемирную славу и бессмертие.
“Крейцерова соната”, “Холстомер”, “Смерть Ивана Ильича”, “Отец Сергий” буквально взорвали общество. Безжалостные, циничные, предельно откровенные, они разносили в пух и прах моральные ориентиры капитализма. Заставляли читателя впервые смело и честно взглянуть в глаза действительности.
Не удержусь, вставлю для иллюстрации цитату из повести “Смерть Ивана Ильича”: “...самый факт смерти близкого знакомого вызвал во всех, узнавших про нее, как всегда, чувство радости о том, что умер он, а не я.«Каково, умер; а я вот нет», — подумал или почувствовал каждый.”
Крейцерова соната.
Особое место среди вышеперечисленных повестей занимает “Крейцерова соната”. Самая первая и самая известная.
В 1889 году Толстой направил ее в Петербургское издательство «Посредник», где сразу усомнились в том, что произведение будет пропущено цензурой. Сотрудники издательства потрудились собственноручно переписать произведение и распространить его копии по всему Петербургу. Оно произвело эффект разорвавшейся бомбы.
Однако до официальной публикации было еще очень далеко. Мнение работников Главного управления по делам печати было однозначным: повесть никогда не будет опубликована в России, а книга подлежит немедленному уничтожению. Тринадцатый том собрания сочинений Л. Толстого отказались печатать по тем же соображениям – в него была включена «Крейцерова соната». И лишь личное разрешение Александра III, которого добилась жена Толстого, Софья Андреевна, позволило опубликовать скандальную книгу в 1891 году. Даже американская почта в 1890 году запретила рассылку газет, где была напечатана повесть.
Все мыслящее человечество в это время поделилось на два лагеря: тех, кто поддерживал идеи повести и тех кто нет. Обсуждение того, прав Толстой или нет стало основной темой дискуссий во всем цивилизованном мире. Чем же так зацепил читателя автор? О чем это произведение?
Во второй половине 19 века патриархальный брак начал постепенно заменяться браком по любви. Большей частью общества это было встречено с восторгом. Считалось, что причина появления таких браков — победа гуманистических идей, однако многие мыслители того времени ставили этот факт под сомнение. В частности Энгельс считал, что здесь на первом месте стоят экономические причины: окрепшему капитализму были нужны новые потребители.
Но основным критиком и разоблачителем браков по любви стал Толстой со своей “Крейцеровой сонатой”. Вопреки господствующей догме, он показывает брак по любви еще большим злом, чем брак патриархальный. Злом, основанным на невежестве, самообмане и взаимном обмане супругов.
Повесть во многом автобиографическая. Автор использовал опыт своей неудачной женитьбы, но в тоже время ему удалось обобщить информацию, четко определить причинно-следственные связи. Не буду пересказывать содержание — читайте.
Что же касается чисто литературных аспектов, хочется выделить спор в вагоне поезда. Авторская идея здесь в том, что обе стороны, по мнению Толстого, не правы и в ходе спора дискредитируют себя. Вообще, диалоги в повести на высшем уровне. Также отмечу запредельный психологизм двух последних глав.
Так в чем же гениальность.
Надеюсь, все читали сказку “Голый король”. В которой два жулика обманывали короля, что одевают его в самые изысканные наряды. Никто не смел возразить королю, и только маленький мальчик закричал: “А король-то голый!”
Вот таким мальчиком и стал в конце XIX века Лев Толстой. Он сумел разглядеть обман в общественных отношениях, в морали, навязываемой нам капиталистическим обществом. Обман, к которому мы все привыкли и считаем нормой жизни.
Конечно же, он не был единственным, и наверное был не первым. Вспоминается, например, роман Мопассана “Жизнь”. Но только Толстой сумел заявить: “А король-то голый!” так, что его услышали во всем мире. Высокохудожественно и в тоже время с почти научной убедительностью.
Последствия.
В итоге, правительствам цивилизованных стран удалось подавить и успокоить общественный резонанс, вызванный творчеством Толстого. Все поднятые им проблемы не решены до сих пор. Читая эти повести всегда удивляешься, насколько они актуальны и в наше время.
Для самого автора последствия были более чем плачевными: конфликт с государством, отлучение от церкви, испорченные отношения с женой.
Критика.
Конечно же, творчество Толстого не лишено недостатков. Многие его убеждения кажутся сейчас наивными. Зачастую он увлекается, ударяется в скучные разглагольствования, морализаторство. К “Крейцеровой сонате” это все относится в меньшей степени, но все равно читателю стоит запастись терпением.
Что же касается идей Толстого, то как все гениальные разоблачители, он не смог предложить ничего взамен. Все его идеи по изменению общественного строя оказались обычной утопией. Вторая и третья государственные думы в значительной степени состояли из толстовцев. Но все их реформы обернулись полным провалом, столкнувшись с российской действительностью.
Возрастные ограничения.
Не рекомендую для чтения женщинам до 25 и мужчинам до 30 лет. Все же для понимания нужен определенный жизненный опыт. |