О графоманстве Светлана Городецкая Графомания - явление психического порядка, когда человек, не обладающий литературным чутьём, талантом, подлинным чувством, этикой и необходимым культурным уровнем - пишет якобы литературные произведения. Мало того, не умея оценить свои "произведения", обижается на критику, считая себя писателем, или поэтом.
Чем же отличается графоманское произведение от подлинного стиха? Графомания - это имитация, подражание поэзии. Поэтому произведение неприятно поражает своей пустотой, серостью, убогостью приёмов и скукой. Как правило, большого объёма и "водянистое" по содержанию. Очень часто напоминает зарифмованную газетную статью, письмо или рассказ, не содержащие поэтических литературных приёмов. Читать такое произведение тяжело и неинтересно, потому, что оно ничего не даёт читателю, оно только забирает его время.
Рассмотрим подробнее. Чаще всего графоман начинает писать под воздействием прочитанных им стихов настоящего поэта, поэтому эпигонство и часто просто плагиат - явление распространённое среди графоманов. Греха они в этом не видят. Воруется чаще всего архитектоника стиха: ритмы, стихотворные размеры, рифмосочетания, но это, само по себе, грех небольшой и допускаемый, особенно в шуточных стихах, или если, форма наполнена авторскими идеями, находками, чувствами. При великом множестве различных стилей очень трудно найти свои яркие, узнаваемые особенности. Но графоманов привлекает именно яркие, очень характерные чужие стили. Кроме этого, воруются идеи произведения и получаются перепевы с хорошего на посредственный лад одного и того же. Часто "берутся" слова, строки, художественные образы. Поскольку графоман, как правило, мало читает, то и обворовываются поэты школьной программы: Пушкин, Лермонтов, Есенин. Хотя не исключено имитирование и других поэтов.
И наверно самое основное отличие - отвратительное качество произведений существенно не меняется с возрастом и стажем писательской деятельности.
Поскольку "мук творчества" графоман не испытывает и над произведением не работает /не шлифует, не подбирает слова, не выдумывает ничего своего/, то, как правило, очень продуктивен. Пишет тоннами и преподносит всё это, как гениальные произведения. Критики не понимает, и не признаёт. Есть даже совершенно дикое утверждение, будто стихи нельзя править (исправлять, шлифовать, сокращать). Что, мол, вышло из тебя, то и стихи. Это утверждение лодырей и графоманов. Это полный абсурд! Любое произведение искусства: картину, скульптуру, архитектурное строение, стилистический образ, роман, стихи - необходимо доводить до совершенства. Это то, что человек оставляет Миру.
1. "Нанайская песня" - что вижу, то пою. Обычно о природе, или воспоминания.
2. "Наставления человечеству" - обычно уровня ниже среднего образования.
3. "Плач" - по чему-то утерянному, или по кому-то утерянному.
4. "Любовные" - обычно, как варианты плача, или стиха в альбом.
5. "Посвящение" - обязательно великому человеку /чаще Пушкину/, вообще страсть к великим именам, великим событиям. "Дежурный стих".Есть негласное правило: "О великих людях или событиях надо писать великие стихи. Не можете, не беритесь. Ибо нет ничего омерзительнее, чем увеличить свою значимость за счёт великого имени.
6. "Политические" - ниспровергательные или кликушество.
Полутемой может служить, так называемая "Душевная" тема, когда автор копается в себе, Но это, как вариант "Плача", или "Наставления человечеству".
Хочу сказать, что подобные темы могут быть у любого автора, но, пейзажная зарисовка у поэта не превратит перечисление природных явлений в "нанайскую песню", поскольку поэт наполнит его своим видением мира, художественными образами, душой, настроением, глубоким философским смыслом или нежной красотой. То есть, отдаст частичку себя читателям.
Поэты могут придумать ещё сотни тем, графоманы обычно других тем не имеют.
Есть запрещённые темы, Восхваляющие или призывающие к противоправным деяниям, террору, суициду, потреблению наркотиков, восхваляющие автора (не в шутку), глубоко оскорбляющие читателей, унижающих человеческое достоинство, в частности - достоинство женщины.
Основные, чаще других встречающиеся, отличительные огрехи.
1. Вольное "гуляние" (Метров, размеров и ритмов). Так как не знают, что это такое, а чувства ритма не имеют. При этом часто страдают стройность стиха и ударения в словах. К этому можно добавить неумение подобрать "музыку стиха" к его теме. То есть ритм и размер стиха должны усиливать, поддерживать тему и идею стиха. Здесь эффект может быть прямой и обратный. Это очень зависит от чутья автора. Ярким примером может служить песня "У деревни Крюково погибает взвод"... Трагическое произведение о тяжёлом бое и гибели солдат написали на мелодию "вальс-бостон" и вся песня превратилась в издевательство над погибшими и слушателями.
2. Пренебрежение к рифме. Преобладание глагольных рифм. Хотя глагольная рифма может быть и у поэтов, (иногда), если смысл того требует. Главное, что бы, рифма была чёткой.
3. Слова - паразиты: УЖ, Ж, ИЛЬ, ВОТ, ВДРУГ, БЫ, Б, ТАК и другие, поставленные не к месту, а лишь для поддержания ритма.
4. Смешные слова и сочетания в серьёзных или проникновенных стихах, превращающие стихи в пародию на самих себя. /без зигзаг, без каприз, оборвать корешок, качать испарину земли, брать природу в руки, задрав тормашки и т.п./
5. Пренебрежение к чувствам читателей. Слова отвратительные, грязные, мат не к месту и без остроумия. /кишки, слизь, блевота, и тому подобное/. Излишние интимные и бытовые подробности, далёкие от литературы, смакование жестоких или слезливых сцен.
6. Художественные штампы. /алмазы, бирюза, изумрудная и так далее/.
7. Анахронизмы - старинный слог не к месту, (очи, ланиты, перси, вотще и тому подобное), написанные неоправданно содержанием темы стиха, а лишь подражая стилю поэтов эпохи Пушкина и Державина/.
8. НИЗКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ, СКУДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, УБОГОСТЬ ЗНАНИЙ, УБОГОЕ МЫШЛЕНИЕ, НЕ ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА ИЛИ ИДЕИ стихотворного произведения. Отсутствие возвышенных идей.
9. Душевная пустота, отсутствие чувств автора в произведении.(Газетная статья).
10. Собственное самоуничижение: "Я знаю, что поэтом мне не быть"... , "Если б стал я вдруг поэтом" и тому подобное. Если не поэт, то и не берись издаваться, а если выходишь к читателям, старайся расти, совершенствуйся и не требуй к себе снисхождения:- меня нельзя судить, я не поэт.
11. Отсутствие себя в стихах и своего стиля,своего отношения.
12. Отсутствие собственных художественных образов, идей, сюжетов, переживаний, раздумий.
13. ВременнЫе искажения в стихе. Делает сейчас, делал когда-то, или будет делать. В разных строках встречаются действия разного времени./автор забывает в каком времени действует его герой или процесс/. Сюда же можно отнести и ошибки места действия. И предпочтение автора местоимению МЫ, вместо Я, или конкретного лица(группы лиц), когда это не оправдано темой стиха.
14. Чрезвычайно большой объём произведения при скудном содержании, (водянистость). Излишние подробности, незначащие в сюжете отступления, малозначимые действия, что превращает стих в нанайскую песню.
Примерные формулировки фраз, по которым на стихире можно поставить диагноз *графоман*.
1. Я пишу душой! Мои стихи непрофессиональные, но от сердца, и не тычьте меня в вашу теорию, я её не знаю и знать не хочу, и не нужна она мне.
2. Стихи - они же как дети, как можно их ругать, кромсать, удалять???
3. Сам дурак, на себя посмотри, рецензент хренов!
4. Критики - злобные твари, которые сами писать не умеют, вот и мстят из зависти, тошно от них, задолбали!
5. Как вы чудесно пишИте, вы такой прекрасный поэт, изумительно, волшебно, гениально, божественно, вы ТАЛАНТ!! Забегайте.
6. Отличная штука - чёрный список, у меня там уже три десятка уродов, и всё никак не успокоятся...
7. Я регулярно в первой десятке рейтинга, учитесь, салаги, как писать надо.
8. Вам непонятно - ваши проблемы, лечите слабоумие. Мне лично всё понятно, и тем, кто мне сорок положительных рецензий написал, - тоже. Мне высшие сферы диктуют, до которых вы не доросли, сочувствую.
9. Я член СП и пять книжек уже издал, вам ли меня учить!
マスター для начала потрудись и узнай, чем отличается научное от эстетического и наконец выучи наизусть тот бред что выудил из интернета или себе в туалете не двери прикрепи, чтобы перед глазами был.Запомни твоё мнение для меня это развлечение и ничего больше.Хорошие или плохие мои стихи ни тебе судить. Ты никто!
JanHarper - поразвлекусь ещё с одним о держаным самолюбием. Ты не тот человек, мнение которого надо учесть. Со скандальными бабами связаться, людей рассмешить.