Рецензия Итак, очередное замечательное упражнение в стиле «Угадайте смысл». Мозг заводится с полуоборота. Но для начала – немного о форме. Экспериментальности, как таковой – то есть игры со структурой стихотворения для усиления ритмичности (а ритмичность – в свою очередь усиливает образность и атмосферность) – здесь не наблюдается. Наоборот – к этому стихотворению вполне допустимо применение «стандартного» четырехстрочного разбиения. Таким образом, форма, а точнее ее безликость... разочаровывает. По крайней мере – лично меня. Ну что ж – займемся смыслом. «Красные окна безумно сверкают, Серые камни спокойно лежат» Если честно – воспринять эти строчки буквально мне удалось не сразу. Сразу закопошилась мысль о чем-то подспудном, скрытом... А потом – бац! Думаю: «Тысяча чертей! Да это ж прямее некуда!» Обыкновенный дом. Из обыкновенных камней. В окнах которого горит свет. Но вот восприятие героем этой обстановки столь неординарным образом... – оно сразу же настраивает читателя на некое нестандартное восприятие, если можно так выразиться. Можно. И вот уже в этих, самых первых строчках, чувствуется дух Эксперимента. Далее идет объяснение такого состояния, вернее – указание на «диапазон переживаний», которыми насыщен ГГ: «Смерть и любовь пред глазами мелькают, Тело и разум от боли дрожат.» Сразу скажу, что объяснение это – слабое. Слабое по двум причинам: во-первых – оно дается слишком рано, во-вторых – оно слишком явное. Далее: «Ты как огонь обжигала мне руки, Я разлагался, пытаясь помочь. В следующий час мы погибнем от скуки, Что нам готовит грядущая ночь?» Это мне не очень понятно. Если бы было написано ««Ты как огонь обжигала мне руки... а через час я уснул как убитый» – это было бы реалистично и понятно... Возможно – это попытка игры на контрастах? Автор хочет показать, как быстро страсть сменяется безразличием? Может быть. Но только... как-то это вымучено смотрится. И вообще – возникает у меня почему-то ощущение, что смысл тут несколько ущемлен в правах ради рифмы. А это не есть хорошо. «Лихо закручен сюжет оправданий, Нежно коснется волшебных волос.» - очередная непонятность. Только что была скука, теперь вдруг возникли какие-то оправдания. Откуда? Зачем? Непонятно. Идем дальше: «... Грязный мирок из кирпичных желаний, С мокрой тоской черно-белых полос. В нем человек, как в коробке закрытой, Мечется словно нейтрон хаотичный ...» Вот это хорошо. Это скупо и сильно. И просто. И как следствие – понятно, а значит – порождает чувство доверие к автору. К сожалению, следующими строчками: «Лишь на вершине, туманом покрытой, Тайно покоится смысл безличный.» автор это доверие сразу же после зарождения и убивает. Зачем эта муть нужна? Зачем эта пустая словесность? Я там на этой вершине не был. И никто не был. Зачем же писать то, что строится на догадках, которые невозможно подтвердить? Ну а в конце – идет возврат к той самой картинке, которую автор начал рисовать в начале: «Крики и смех, обманувшись, исчезли Что это? - крикнет безумная дочь. В голову мысли о смерти полезли: Что нам готовит грядущая ночь?» Опять в голове всплывают этакие темно-багровые тона, какое-то мрачное, тревожное ожидание чего-то.... Очень хорошо. Я вот думаю, что если б автор не привязывался к рифме, и не напихал бы бессмысленных промежуточных строк, то вышло бы отличное атмосферное стихотворение. А так... мешанина. Печально.
|