Рецензия Part I Ох, не люблю я критиковать стихотворения, которые мне нравятся. Люблю их хвалить. Но, вот, перечитал тут на днях – что такое «Рецензия», и какую пользу способен извлечь автор из хорошей рецензии, и понял – единственное, чем я могу отблагодарить автора за удовольствие, полученное от прочтения его стихотворения – это критика. Объективная, но – критика. Итак, что может не понравиться в этом замечательном стихотворении? Отвечаю – недостаточно скрупулезная точность строчек. Вот, например, здесь: «в комнате осталась кислая атмосфера от дешевого кофе и яичницы а я всё пялюсь на голых баб а яичница пялится на меня жёлтыми глазами» Когда мы говорим, что от чего-то осталось что-то, то мы подразумеваем, что именно только это и осталось от того чего-то – так? Если ваш мозг еще жив после этой фразы, то вы согласитесь со мной, что это именно так. А раз от яичницы осталась только «кислая атмосфера» - откуда, спрашивается, взялись еще какие-то желтые глаза? Неоткуда им взяться, а значит и быть их не может быть. А устранить эту неточность можно всего-навсего заменив слово «осталось» каким-нибудь другим. Например: «в комнате разлита кислая атмосфера…». Ну, или что-то в этом роде. Последняя строчка первого «куска» стихотворения – ну очень мощная. Мощь ее состоит в ее простоте. Конец жизни описан не Пафосно и Офигитительно-Кричаще, а так просто, обыденно. И это сильно. Ибо, как я уже неоднократно заявлял, сила стихотворения – в его искренности. А простота – очень часто является синонимом искренности. Хотя, конечно, не всегда… Part II «по воскресениям хожу в краденых трусах и такое ощущение будто мир украден и помещается в них свободно» Это интересно – даже очень! Вообще-то, всегда интересно читать неожиданные сравнения, которые, однако – при всей своей неожиданности – вызывают вполне четкое представление о том, что же хотел сказать автор. В данном случае, то, что трусы великоваты размером и что ГГ чувствует себя не совсем комфортно, ощущается очень хорошо… И это хорошо! =) Далее… Над строками: «по воскресениям воскресно украден» я думал долго и еще дольше. В процессе обдумывания у меня родилась одна догадка, и родилась она, когда я перечитывал вышеприведенные строки вместе с остальными: «но не мной а пинавшими у метро в 6 часов утра крысу та отскакивала от стен в немом восторге по воскресениям пинать крыс - последний писк моды вот уроды» Не знаю, правильна ли моя догадка, но если правильна – это значит, что стихотворение намного глубже, чем можно подумать при поверхностном прочтении… Поясняю: я слышал лишь об одном человеке, которого можно было назвать «воскресно украденным». Приведу цитату, из которой все должно стать понятно: «Велие чудо, невидимых Содетель, за человеколюбие плотию пострадав, воскресе Безсмертный… Кто виде, кто слыша, мертвеца украдена когда, паче же помазана и нага, оставльша и во гробе погребальная Своя? » (Воскресные стихиры на "Господи, воззвах", 5 глас.) Что может символизировать применение этих строк в стихотворении? Как мы помним, «воскресно украденный» воскрес из мертвых. Родился заново. Переродился. Так не являются ли эти слова символом перерождения главного героя, после наблюдаемой им сцены насилия над пойманной крысой? Думаю, что это именно так. Это, вероятно – самый главный момент в стихотворении: человек (ГГ) вплотную сталкивается с насилием, бессмысленной жестокостью себе подобных, и это сотрясает весь его внутренний мир. Последние строчки – «ну что она вам сделала а вдруг она несла чуму в наш город или еду в дом своим крысятам а вы этот важный процесс прервали вот бы вас самих запинали» - это и выражение негодования, и осуждение, и «с трудом выдыхаемые» слова жалости к «крысятам». Это замечательное стихотворение…
|