ну, гипертекстовый вариант с Маяковским меня не устроил бы).. мой свободный стих, кстати, странновато, что похож на него же.. возможно, это какие-то неосознанные наклонения в его сторону. далее: манифестации я не намечал - была цветопись, которая для вас вылилась, как видно, в такие ощущения. что ж, это хорошо.. красным цветом я действительно слегка нарочно перенасытил текст. глазные яблоки - это вполне себе сюрреалистическая зарисовка. хотелось посмотреть, на сколько она впишется в текст и как там будет выглядеть. далее: «не спас но висят не спас – но висит» для меня был скользкий, интуитивный вариант, о чём я писал, если вы посмотрите, в предыдущем своём ответе на критику Зеро. он был позже скорректирован так: "не спас но висят не спас но повис- -ло ломимое тело моё" до сих пор пытаюсь прояснить связи на основе различного рода омонимий, которые вижу очень перспективными для создания своего стихотворного полотна. скажу сразу, что историко-политические смыслы также полностью отданы на усмотрение читателю. Я не загадывал загадок. я просто писал "изнутри" - из себя. "резиновые солнца" в кармане - это средства контрацепции. всё очень просто) хотел, чтоб это метафора не вызвала вопросов) ну, и сонце - обычное ласкательное обращение к любимой. опять же эта омонимия.. кстати, вы говорили о Линор Горалик?) помните, "и красный зверь, и горло, сердце, горло", "Вот красным лесом красная лиса"
Нечто скандирующее и манифестирующее наличествует и в Ваших строках.
В стихотворении преобладает образная ассоциация, но есть и лингвистическая: обе свидетельствуют в пользу экспериментальной поэзии.
На мой взгляд автор довольно удачно одними и теми же словами объеденил ситуативный и рефлексивный уровни стихотворения.
«Захожу» - из названия, которое отдаёт советским душком, понятно, что в трамвай – локейшн ловко обозначен /дай Бог, чтоб все читатели читали название стиха как его обязательную и неотъемлемую часть!/. Глазные яблоки тоже легко доступны: «на яблоне» – скопление, множество – толпа.
Дальше увлекательней:
«не спас но висят
не спас – но висит»
К размеру букв и к пунктуации не буду придираться – Ваше дело. «Не спас но висят» - для меня сразу связалось с Яблочным Спасом. Отсюда через всёстихотворение прошла церковно-религиозная ассоциация. Поэтому последующее «не спас – но висит» предстало мне в виде Иисуса-спасителя на кресте, но принесшего бесплодную жертву – не спас он людей, по крайней мере, не этих. Звучит антирелигиозно, прямо скажу, атеистически – соцреализм сновапрезентен . Следующая строфа ещё более проявляет поколение, рождённое в СССР: «расплодилось безбилетных» - пенсионеры-льготники (? – тут я, извините, не особо компетентна, по причине проживания за рубежом), далее конкретный возраст: «60ти 70ти летних» - в общем, Красная Москва старой закалки. Лично для меня, в этой строфе звучит пренебрежение лирического героя к старикам. «Потею» - не аппетитно, но передаёт давку в трамвае. «С вокзала» - я для себя обозначила как место посадки в трамвай лирического героя. «В трамвае красном краснаямосква аж режет веки» - одеколон Красная Москва практически сразу приходит на ум, по крайней мере мне. Этот образ ещё более ярко прорисовывает место действия, обстановку в трамвае, людей в нём находящихся, реакцию лирического героя. Посмею лишь заметить, что слово «веки» я бы заменила на слово «глаза»: «режет веки» для меня как-то не звучит, а вот «глаза» были бы созвучны с последующим «и глас...». «Глас народа» - опять толпа, «глас народа прорезался» - можно связать с постсоветским временем. «Толкует за живот» - разговоры о жизни – устаревший оборот вызывает образ деревни, «до рези в животе» - надоедливо, вернее, въедливо, как резь от одеколона. А ещё мне в этих строках мерещится тень нищеты русских стариков.
«Тоскует воскресенье / красное кровяное весеннее» - тоже любопытные строки: в них и образ Пасхи, но не пасхального воскресения, а скорее страстной пятницы, если с религиозной позиции – жертва Иисуса во искупление первородного греха имеет логическую связь с Яблочным Спасом; а если посмотреть с соц-коммунистической, то в словах как-будто заложена надежда стариков на воскресение страны, канувшей в прошлое, тоска по ней. «Резиновые солнца» - это для меня загадка. «Где ты моёсонце?» - рефлексия лир. героя, возможно, здесь и прорывается «гибнет село родимое...у меня ж корни оттуда..». Однако до конца мне эти строки неясны. «Трамвай пересекает сердце горло сердце» - движение трамвая по улицам, ритм его движения, духота внутри трамвая, тоска лирического героя – эта строка как кода охватывает всё отображённое встихотворении, фиксирует ассоциативную картину. Последний аккорд: «выхожу» - снимает напряжение.
То ли Васильев вспомнился, то ли Чиграков... Наверное больше песня, по форме... И, несомненно, стих - по содержанию. Острый и цепкий взгляд, лаконичный язык, только то, что есть, ничего лишнего. Впечатления "на пять", рейтинг.
Украинская диаспора сильна, беспристрастна, пунктуальна, брутальна и мне нра как никогда! (sыплю комплементы))
Объясняю задумку) ехал на нг выходных в трамвае (перед праздником то есть). на моей родине исторической в такие дни много дедов и бабок из районов понаезжают - кто на рынок, кто в больницу, кто ещё куда... от этого такая постиндустриальная депрессейя наступает... гибнет село родимое...у меня ж корни оттуда.. пытался изобразить некий живописный фрагмент. как получилось - судите уж вы)
не спас но висят.
насчёт глазных яблок - это сюрреалистическое письмо в моём исполнении (не знаю, вышло ли...). от него пришёл к образу "минус яблочный Спас" - праздник такой. Вот и яблоки глазные висят, глазеют. Но, говорю ж, не Спас, а Воскресенье (Пасха "кровавая"). Цветопись некоторая была опробована - с красным цветом-то. Поэтому кровяная, красная - простые, "колбасные" эпитеты с целью сохранения цвета и языка и сохранения простоты некоторой. Ну и Красная Москва - духи такие.. им старый люд любит надухариться, отправляясь в город. Не оч.приятный сейчас на фоне других благих воней запах. Это на Москву - столицу - крамола такая. Ну, и тут красный, естественно.
Кстати, Беллоу, понюхайте, какой он на самом деле есть, этот красный, вами любимый, - Красная Москва. Советую переходить на неё с Лакостов с целью идеологической выверенности.
Про строчную букву: ну, там всё с маленькой буквы, поскольку сейчас всё чьё-то (ценности культурные, например), кроме своего, не имеет цены (бесценно в плохом смысле). Вот я и не выделил прописью.
а вот насчёт не спас но висит - ты опять же увидел. Да.. прилепил я эту строчку. Она по наитию пришла, но с текстом её связать не смог. Так и оставил подвешенной до озарения, вдохновления. Посоветуй, как с картинкой увязать? Были варианты написать так:
не спас но висят не спас но вишу на поручне
но как-то не очень получается.. синтаксический параллелизм теряется, а смысловой шум добавляется.. (лишние непрояснённые смыслы).
Спасибо тебе! пишу сичаз на твои весчи отзыв. К вечеру, надеюсь, выложу)
Нелегко тебя комментировать, true нелегко. Но попробую. Без всяких там научных методологий рецензирования (надоели они мне, горше редьки)
Итак, во-первых: почему это Спас с маленькой буквы? Или это такая игра слов? (Для справки: "-а! Они тебя вспросют, — ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас — загибает он желтый от политуры палец, страшно расплющенный, — медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается... уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает.")
Если это игра слов, то она какая-то... непонятная для меня. По-моему, все же лучше в первой строке с большой Спаса прописать.
И второй момент: "тоскует воскресенье красное кровяное весеннее"
Вот зачем это -нье? Не лучше ли -ние? Уменьшает разрыв в размере.
И зачем целых три слова? Как-то смазывают силу этой фразы... Надо что-то типо: "окровавленное, весеннее". Чтоб резче было.
Это не тот же автор, случайно, предыдущее произведение накропал? Непризнанные гении - тяжелая штука. И критиковать не знаешь, за что, и хвалить рука не поднимается.