Короткое описание: написано опять же под влиянием Кавказа
На машине я ехал по горным местам И в ложбину попал у холмистой гряды. В ней стояли домишек кривые ряды, Но по карте деревни не значилось там.
Обороты я сбавил, почти что пешком, Вперевалку, качаясь, проехал по ней. И чем дальше в конец, тем серей и скучней. И пейзаж перестал быть хоть мало знаком.
Вот, увидев последний некрашеный дом, Я заехал к нему, как на кончик крыла. Я заехал – а дальше дорога не шла, И холмы замыкались подковным крюком.
Кое-как развернувшись, я двинул назад, Огорченный немного задержкой такой. Я холмов ощущал молчаливый покой И боялся, не зная, с чем страх свой связать.
А вернувшись обратно – я руки разжал, И машина безвольно вильнула рулем. Где же путь, что по центру зарос ковылем? Где же врытая в землю за годы межа?
Будто не было. Будто второе крыло, И такой же конец – маховое перо. И подкова холмов, и небес серебро, И снегами вершины уже замело.
Оглянулся я в ужасе – местность жила: Неприступной стеной поднималась гряда, Стали склоны утесами, из подо льда Обнажилась порода, как бивни бела.
Я метался, должно быть, еще полчаса Из начала деревни в конец и опять – Ровно столько, чтоб страшно, бессильно понять, Что начала здесь нет – только оба конца;
Что, возможно, я тут до последнего дня Заключен, и никто не узнает о том, Что в деревне без имени новенький дом Сам собою возник из земли – для меня.
Прежде чем начать отзыв, хотел бы обратится лично к Дарье. Вы знаете, что ваши стихи я не люблю. Но что, возможно, не столь очевидно - как поэта я вас уважаю. Один стих - не поэзия, и даже сотня... Вы редко выражаете в стихах свои собственные, не украденные мысли; вы редко говорите своими словами вне эстетики романтизма ("гордая" "свобода"). Это нормально, как мне кажется; и, как мне кажется, это уйдёт.
В стихотворении "Деревня без имени" я услышал ваш собственный голос. Я увидел попытку (на мой взгляд неудавшуюся, но честную) выразить экзистенциальный ужас, ужас от мира, не подчиняющегося сознательным представлениям. Поэтому и решился высказать своё несколько навязчивое, подчас чересчур нравоучительное, и уж совершенно точно - скверно выраженное мнение; поэтому, и по тому, как вы ответили на мой текст "Предупреждение" (если помните, конечно).
Итак. Каждое стихотворение на сайте, как правило, пишется следующим образом: автор, увлечённый некоей смутной идеей, вдруг выхватывает из своей головы зачин стиха - первые строчки. Они определяют будущий стихотворный размер. Далее рифма и ритм начальных строк подводят автора к дереву подходящих лексических и семантических следствий; поэт выбраковывает вариант за вариантом, пока не выберет достаточно подходящий. Тот, в свою очередь, также несёт в себе некую идею, первоначально возможно и не подразумевавшуюся; и соответствующие поэтические следствия. Основное отличие "классиков" от "экспериментаторов" состоит, пожалуй, в отношении их к налагаемым первоначальной задумкой ограничениям, к "метасценарию" - "классики" сходу откидывают неподходящие ветви развития стиха; "экспериментаторы" склонны увлекаться, причём до такой степени, что от их первоначальной задумки ничего и не остаётся (да и от промежуточных тоже). В первом случае имеем тиранию задумки ("начала" стиха), в последнем - тиранию следствия ("конца" стиха). В любом случае, произведение всегда построено на ряде ключевых моментов, соединяемых (хорошо ли, плохо) стихотворным коллоидом несущих малое смысловое значение связок, чья задача - залепить дыры в силлабо-тонике и сюжете.
Я не знаю, какова была доля спонтанно появляющихся по ходу творения идей в вашем стихе. Но я знаю, что стихотворный коллоид разлит в нём необычайно щедро. Что для меня - минус несомненный. Фактически, ваше изложение близко к прозаическому; наличие внешней стихотворной формы только усугубляет негативное впечатление от навязчивого нарратива ЛГ.
Теперь немного по мелочам, если позволите. Ритм и рифму корить не буду; для этого у нас на сайте теперь есть специально обученная категория людей под лейблом "Автор". Я же пока по сюжету и семантике.
"И чем дальше в конец, тем серей и скучней" - ..что? Неконкретно написано; по контрасту выглядит невыигрышно. "Я заехал к нему, как на кончик крыла" - я не понимаю. Какого такого крыла? Откуда тут крыло? Не пояснено. Ну хотя бы "Я заехал на кончик дороги-крыла". "Заехал к [дому]" - ммм... несколько спорное обращение с грамматикой. "А вернувшись обратно – я руки разжал" - обратно к дому? ) "Где же врытая в землю за годы межа?" - ну, во-первых, "межа" у БОЛЬШИНСТВА читателей, знающих это слово (и у меня поначалу), вызывает ассоциацию с границей, пограничным столбом и т.п. Что не подходит. Ваш вариант, "межа - середина колеи", он немного архаичен. Ведь сейчас же никто не употребляет слово "позор" в значении "зрелище", как это делал иногда Пушкин... "Я метался, должно быть, еще полчаса" - аж целых полчаса? оО
Теперь более глобально. Картинка, возникающая при прочтении, прежде всего рисует нам рассказчика, травящего байку / рассказывающего путевую заметку нам, слушателям. Что никак не гармонирует с окончанием стиха. "- ...и тут ревнивец выстрелил в меня! - Ну, а потом?! - А потом... я умер."
Если опустить это, то вкратце стихотворение состоит из следующих опорных пунктов: * Кавказ * Неожиданная деревня * Конец дороги * При возвращении - путь обрывается * Оживающая природа * Возникший из земли дом Всё остальное - коллоид. Представьте, во сколько строк можно уложить эти опорные пункты - ну, по-хорошему? И сколько места нужно уделить каждому? У вас такое сильное место, как 4 пункт, совсем не показано - а оно основное в эмоциональном плане. А вы выложили всё напрямки: "страшно, бессильно" - вот прямо даже эти слова употребили. "Мотался туда-сюда - и за полчаса (sic!) страшно, бессильно понял...". И где здесь накал? Или вот ваша вторая строфа. Скажите честно - она нужна в стихе? Четвёртую, например, ещё можно обосновать: ЛГ начинает что-то чувствовать, какое-то беспокойство. Появляются эмоции; путешествие выбито из колеи. Ну а вторая?
Пожалуй, не стоит препарировать дальше - меня и так упрекнут в предвзятости. Отмечу напоследок лишь неуместность (=неподтверждённость) образа крыльев, и совершенно не нашедшую отражения в стихе, но простую мысль - если это деревня, то в ней живут люди...
Технически хорошее стихотворение. Ритм, рифмы все грамотно... толькоэто же мистика, не понимаю... Где страх который должен охватывать читателя вместе с главным героем? Где ожидание что вот вот должно произойти что-то страшное? Где леденящие кровь образы, зловещие пейзажи и просто гнетущие знамения? нет этого. как то все буднично - ехал ехал заблудился пропал. Не понравилось.(Имхо)
Меня порадовало стихотворение. Действительно - читается на одном дыхании. Правда, по-моему, "назад-связать" это не рифма. Это единственное, что меня немного покоробило (я ошибки в стихах вообще искать не умею). Но в целом - очень даже здорово получилось
Замечательно,автор! Браво! Мне очень понравился данный стих... Вы идете по стопам М. Ю. Лермонтова, воодушевляясь Кавказом На одном дыхании прочитала стихотворение - атмосфера передана великолепно! На ошибки, често признаюсь, не глядела... Пусть их ищут те, у кого это лучше получается. В общем, аплодирую стоя!