Черные совы Степень критики: ладно уж, давайте правду-матку...
Короткое описание: Ночные мысли
Черные совы
Когда в закате мягко солнце тает, Религиозный страх снедает изнутри. Так хочется примкнуть к совиной стае, Чтоб другом тьма ночная стала до зари,
Но крыльев не расправить черноперых, Пока в ночной охоте жертва - это ты. В предчувствии немом кошмаров скорых Нетерпеливо ждешь прихода... пустоты.
Ты с детства по ночам дрожала, плача, Лишь стоило луне взойти на небосклон, И, с детской попрощавшись передачей, Старалась побыстрее провалиться в сон.
Но мысли яростно клевали память, Не отпуская в безмятежных грез покой И продолжали твою душу ранить, Стирая грани между страхом и мечтой.
Луны мертвецки-бледный свет, сияя, Сквозь взор широких глаз сочился не спеша. Оцепененьем полнилась до края Невинной девочки ранимая душа.
Ты слышала подлунных тварей шепот, Что разрывал своей гармонией твой слух: Мелодии, кровь леденящей, ноты, Симфония, захватывающая дух.
Теней крылатых вихри оплетали Бездвижный силуэт, вцепившийся в кровать. Взгляд желтых глаз и клюв из черной стали - Кошмарный образ, не дававший тебе спать.
Ты выросла, но до сих пор безумно В тисках сжимает твое сердце едкий страх. Ты слышишь черных сов полет бесшумный, И тонет лунный свет в испуганных глазах.
Грамотно написано, что радует. черноперый - нет такого отдельного прилагательного, а только в конкретных названиях, например: чернопёрый тунец, чернопёрая акула... Мелодии, кровь леденящей, ноты, - какой-то перебор с запятыми.
Техника. Рифмы есть хорошие - тает-стае, это ты-пустоты есть плохие - покой-мечтой, безумно-бесшумный а есть, что и нет - шепот-ноты Ритм. Количество слогов в строках ровненькое - тут не придраться. Но случаются выпадения из размера (надеюсь, что автор знает разницу). Был выбран шестистопный ямб. Первые две строчки задают настрой на метр (1-ударный слог, 0-безударный): Когда в закате мягко солнце тает, 01010101010 Религиозный страх снедает изнутри. 010101010101 Сравнить И продолжали твою душу ранить здесь размерное ударение в слове твою приходится на о, тогда как словарное - на ю. Мелодии, кровь леденящей, ноты, здесь слово кровь осталось совсем без ударения То же со словом взгляд Кошмарный образ, не дававший тебе спать здесь размерное ударение в слове тебе приходится на первое е, тогда как словарное - на второе е. В принципе, шестистопный ямб без цезуры очень тяжеловесный для чтения размер.
Немного добавлю к словам Хильды. Немое предчувствие - тавтология (а есть говорящее?) Нетерпеливо ждешь прихода... пустоты. Не могу отделаться от впечатления, что пустота здесь для рифмы. Луны мертвецки-бледный свет, сияя, Сквозь взор широких глаз сочился не спеша. Автор, как Вы любите перекручивать свою мысль. Ведь просто нужно было сказать, что девочка видит лунный свет сквозь широко открытые глаза. На интуитивном уровне понятно, но неправильно с точки зрения языка. Сочиться можно наружу, а не вовнутрь, т.е. свет не может сочиться из луны сквозь взор!!! в глаза. А еще у мужуков сомнения насчет шепота, который разрывал гармонией. Гармония - согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. Она не разрывает, а наоборот. И это двоеточие после "слух": к какому слову оно относится? Стихотворение очень затянуто - можно без ущерба сократить на треть. Очень много притяжательных местоимений: своей гармонией твой слух. Практически нет литературных приемов. Тем не менее, автор может выйти на более серьезный уровень, если почитает немного о литературных приемах, а затем стихи известных поэтов, на предмет применения этих самых приемов. Удачи!
Насчет замечаний: черноперых вообще было подчеркнуто проверкой орфографии, но я посчитал возможным использовать его в стихе, ибо не всегда автор руководствуется нормами Мелодии, кровь леденящей, ноты - при прямом порядке слов ноты мелодии, леденящей кровь. В оригинале, согласно правилам грамматики, обособил причастный оборот, стоящий после определяемого слова. Лишних запятых нет. Выпадение из размера я заметил только в Симфония, захватывающая дух. Не могу понять причины, по слогам норма... Возможно, из-за того, что слишком много слогов (7), приходится на одно слово?.. С несоответствием ритмового и словарного ударения ничего не могу поделать (во всяком случае, пока) Надеюсь, что оно не очень сильно искажает восприятие. Нетерпеливо ждешь прихода... пустоты - в процессе написания было Нетерпеливо ждешь прихода сна и... пустоты, но из-за лишних слогов сны были убраны. Пустота подразумевает в контексте отсутствие каких-л. эмоций, в первую очередь страха перед ночью. Перекручивание мыслей, можно сказать, мое хобби И насчет гармонии и литературных приемов. Двоеточие объясняет, почему гармония разрывает: шепот одновременно и гармоничен подобно симфонии, но ее ноты леденят кровь. Возможно, я перемудрил, но замысел был такой. Так сказать антитеза с оксюмороном.
Благодарю за отзыв: много профессиональных, хм, наставлений ( ), которые, несомненно, пригодятся!
Ты слышишь черных сов полет бесшумный Вот это смутило) А вообще из всех увиденных мною тут пока стихотворений ваше (я только пришла, но впечатлений уже масса) - самое достойное. И это не ирония, ваше стихотворение действительно приятно было читать. Только мне показалось, что в процессе вы увлеклись высокими словами. Это лично мое мнение, но все эти старинные красивые слова подходят только к таким же красивым и пафосным темам, а у вас рассказ ребенке, который боялся темноты. Вряд ли она в детстве знала так много сложных слов. Может быть, если бы вы убрали часть "красивостей", стихотворение получилось бы более живое и вызывало больше эмоций. Но, опять же, это только мое впечатление, и я признаю, что каждый пишет так, как ему нравится. Кстати, самое начало стихотворения понравилось больше, чем конец, потому что в нем было больше мистики. Слово "религиозный" сразу натолкнуло меня на мысли о том, что дальше появятся святая вода, колы и ведьмы. Увы. Ну да ладно. Но может быть поэтому у меня дальше не увязался придуманный по первым строчкам образ с телевизионной передачей. Я уже настроилась на повествование в старинном стиле и, стало быть, о старинных временах. А тут, оказывается, речь идет о настоящем. Телевизионные передачи сразу мысленно переносят из глухого дома в лесу в современную городскую квартиру, а потом вы снова пишите, что по ночам девочка слышала голоса диких животных за окном. И опять впечатление сбивается. Может, ну ее, эту передачу? Тогда бы образ не ломался на середине. В общем, как могла, описала свои впечатления, но, повторяю опять же, что стихотворение мне понравилось. И хотя, насколько я знаю, совы не перелетные птицы и стаями не летают, образ все от этого получился только более красивый и мистический. Как сонм демонов, право слово. В общем, спасибо вам, автор!
Огромное спасибо за столь детальный разбор Постараюсь учесть все замечания
Насчет красивостей, которые девочка знать не должна. Согласен, однако стих представляет собой воспоминание уже взрослой девушки, наблюдающей закат. Начало воспоминания Ты с детства по ночам дрожала, плача, а конец Ты выросла. По всей видимости, это не заметно, но этим я оправдываю выбор "красивостей"
ой. Мистика... Щас спаю. "шёпот подлунных творей" - не фкусно и притарно. Зато ровно и трезво написано. Но это литературная пародия на кока-колу. И в голову не даёт, и сладковато, и вообще противно как-то.