Тутончанка Степень критики: как Вашей душеньке угодно!
Короткое описание: Можно я не буду пересказывать того, что ниже, ладно? Там текста немного...
Для чего играть в молчанку от зари и до зари? Речка, речка Тутончанка, ты со мной поговори. Ты бежишь струею чистой меж болот да волоков. Ты хранишь в долине мшистой след медведя, след волков. Ты дрожала дрожью мелкой, наблюдая, чуть жива, как охотилась за белкой хищноклювая сова. Берега твои богаты дивной ягодой, грибом. И спешит к тебе сохатый с плавно выгнутым горбом. Утки парами зорюют, спят на розовой волне. Хитрый хариус жирует и резвится в глубине. Посижу на перекате, подожду до той поры, как начнется на закате плавный танец мошкары. Потихоньку стихнет вечер. Встанет в заводи луна. И придут к тебе навстречу звезды, ночь и тишина. Станет тихо, станет глухо и таинственно вокруг. Буду слушать чутким ухом, не придет ли милый друг? Не играй со мной в молчанку от зари и до зари. Речка, речка Тутончанка, ты со мной поговори.
Добрый стих. Но как-то без изюминки. Хотя, как пейзажная поэзия, хорошо.
Не стану прикапываться к ладному ритму. Тут ямб помешан с анапестом. Ну разве что, отмечу те рифмы, которые особенно понравились. молчанку - Тутончанка чистой - мшистой волоков - волков богаты - сохатый Эти просто отличные. Остальные тоже не плохие. Есть одна глагольная: "зорюют - жируют", но смотрится очень даже ничего себе, наверное, оттого, что глаголы не повседневного употребления.
В качестве Лирического Героя имеем речку Тутончанку. Оживить речку у вас отчасти получилось, отчасти нет. Посмотрим почему. Оживляют речку следующие строчки: Речка, речка Тутончанка, ты со мной поговори. Ты дрожала дрожью мелкой, наблюдая, чуть жива Не играй со мной в молчанку от зари и до зари. И, по сути, это все. Все, что сделала речка: не поговорила, поиграла в молчанку и подрожала рябью. Мне кажется, этого недостаточно, для создания полноценного образа. Быть может не хватает ей какой-то динамики? Перетеканий? Волнений? Потемнений? Хотя, если рассматривать речку со стороны реализма, то ничего. Но у вас явно утверждается: Речка живая. Значит, это не совсем реализм. Немного спасает ситуацию речкина забота о живности, окружающей ее. Но речка тут в пассивной роли. Речка в роли наблюдателя. А весь "зоопарк", как заметил slavian, напротив - активен. И возможно, вы несколько переборщили с обилием живности. Может быть стоило чуть больше задержаться на описании статичной природы? Во всяком случае, все это мои придирки, но именно эти мелочи и мешают увидеть полноценного ЛГ в речке.
Напоследок, выделю понравившиеся строчки: Ты хранишь в долине мшистой наблюдая, чуть жива И спешит к тебе сохатый с плавно выгнутым горбом. Утки парами зорюют, спят на розовой волне. Хитрый хариус жирует и резвится в глубине. плавный танец мошкары. Встанет в заводи луна.
И косячиночки: Ты бежишь струею чистой - тогда у вас не речка, а ручей хищноклюваясова - чем-то смущает Ты дрожала дрожью мелкой - тавтология, не? Потихоньку стихнет вечер. - опять И придут к тебе навстречу - "приплывут" подойдет больше Буду слушать чутким ухом - такое чувство возникло, что ухо у вас одно, зато чуткое)
По части рифмы и размера претензий нет. Только вот речка самая обычная, стих самый обычный. Вроде того, как на праздники пишут. А тут надо речку похвалить