Мы быстро взрослеем, и делает это - война... Вы скоро вернетесь, но есть ли куда возвращаться? Всегда неприступной была городская стена, - Но время настало, Нас было так мало - И мы не смогли удержаться. Но время настало, Нас было так мало - И мы не смогли.
Вы скоро вернетесь с победой великой домой. С добычей, с рабами вернетесь вы на пепелище. Ваш город родной пал под чьей-то жестокой рукой. Где ваши родные? Где ваши родные? Теперь только ветер отыщет... Где ваши родные? Где ваши родные? Теперь только ветер.
Пойдет ли вам впрок этот жизни жестокий урок? Одуматься - вряд ли, озлобиться - да, вероятно. Отстроится город опять - и красив, и высок... Но мы не вернемся, Уже не вернемся, Мы к вам не вернемся обратно. Но мы не вернемся, Уже не вернемся, Совсем не вернемся...
Техника. Последняя строка первого куплета (?) выбивается из ритма, хотя я понимаю: в песне можно пропеть что угодно. Кроме того, есть спондей (два ударных слога подряд) - роднОй пАл. Это не криминал, но здесь так: или применять его намеренно или избегать. Рифма простенькая, одна понравилась: пепелище-отыщет. Остальное. Да, есть такой литературный термин - повтор. Он призван усилить эмоциональную выразительность. Обычно это одно-два слова. Повторять четыре раза одну фразу (надо же, и тут рифмую) - моветон и риск наскучить читателю. Это я о втором куплете. А в третьем слово "вернемся" повторяется шесть раз - с этим нужно что-то делать. О грамматике. Первое тире мне кажется лишним. Фраза пасть под чьей-то рукой звучит немного странно - лучше уж по старинке "от". Смысла я, честно говоря, не понял. Начиналось понятно, но городская стена сбила с толку. А уж рабы... Потом я подумал о Карфагене, но тоже не связалось. Объясните, пожалуйста. И еще. В стихотворении понамешано "мы" и "вы". Вначале было понятно, но в третьем куплете я запутался, от чьего лица и о ком говорится. Понравился ритм. Напомнило "Диалог у новогодней елки" из "Москвы..." Уверен, что будь текст немного четче, направленней, то и комментов было бы больше.
Алекс, огромное спасибо за столь детальный разбор. Постараюсь ответить на все вопросы. Заранее прошу прощения за возможные ошибки: на компе инет отрубили, а сенсорный экран телефона бывает настолько непредсказуем, Вы не поверите. По порядку. Это песня. Писалась на конкретную музыку. Как у большинства песен, у нее есть припев. Четвертая строка каждого куплета является припевом. Видите, там мотив меняется, это по структуре заметно? Под чьей-то рукой - данное выражение призвано сориентировать слушателя во времени (так же, как и стена, добыча, рабы). "Под рукой князя находился отряд...", "под яростным натиском кавалерии лучники пали" - из той же оперы. Временной отрезок - период феодальной раздробленности на Руси (последнее не принципиально, ибо феодальная раздробленность - она и в Африке феодальная раздробленность: от смены декораций не меняется). Приметы времени: города-государства, куча разновеликих князей, братоубийственные войны ради добычи, новых земель, власти и т.п. Далее. Повествование идет от лица "нас", однако сюжетных линий, если я правильно применяю термин, две. О "нас" и про "вас". Вы - те, которые ушли на войну, те, кто возвращается с добычей - боеспособное мужское население, воины. Мы - те, кто остались дома: женщины, дети, старики. Мирное население. Все те, кого мужчины должны были бы защищать и которых они навсегда потеряли, позарившись на чужое добро. Именно в этом и состоит идея песни: что в погоне за чужим добром можно потерять неизмеримо большее, что не сможет заменить никакая добыча - любимых людей. "Отстроится город опять"... а нас уже нет, мы не вернемся. И поэтому в конце песни "мы не вернемся" так часто повторяется. Как суть, итог необдуманных действий, как плач, жалоба, как причитание. Для справки: толчком для написания песни послужил вычитанный, не помню где именно, такой исторический случай - князь с дружиной отправился грабить соседа, а пока он там шуровал, к нему тоже сосед нагрянул. Все, пожалуй)