Окончание денег Импотенция Взор смиренен Кирпичом лицо Больше не делается В груди, в лёгких пена и грязь.
Сгустится воздух, Мент прищурится - Не любит просто, - Жидко на улице. Скользкий птичий кал С неба упал (отжался) (мысли только об этом) Погнался за военным билетом, Потом не выдержал, исчез, Отчислили. Прогресс.
Прогресс налицо: Потеряло вкус винцо, А пью всё больше и больше. Килограмм давит на кожу На каждый сантиметр снаружи И килограмм на сантиметр изнутри. Я в этом процессе не нужен. Смотри: Красное колесо внутри Бесцветное колесо снаружи Между ними кожа.
А я кто же?
II
Теперь знаю - не отражение Плывущих облаков, столбов, дороги, А как бы само мысли движение, Как бы колесо или ноги.
И, поворачивая видимые грани, Я изменяю кал упавший - на росу, Мента - на черноземного родного Ваню, И колесо монтирую к другому колесу, И папироску счастливо сосу На службе в армии, сменив призвание на званье.
Part II Поясню: стих кардинально меняется. По глубине содержания. От обычного депрессивного описания и «причитания» делается резкий поворот вглубь самосозерцания. Вернее – созерцания «околосебя»:
«Килограмм давит на кожу На каждый сантиметр снаружи И килограмм на сантиметр изнутри. Я в этом процессе не нужен.»
Это все, что мы имеем – Вопрос. Под «мы», я имею ввиду всех нас. Вопрос, а потому он и вечно актуален, и вечно болезненный и вечно… вечен. Да-да, тот самый вопрос – «Кто я, что я?» Скажу, одно – этот Вопрос, (как и его родной брат – Вопрос «Зачем?») описывался столько раз, что сосчитать просто невозможно, так что единственное, на чем тут следует акцентироваться – на оригинальности его описания. Это и вправду оригинально, по крайней мере, мне ранее подобного видеть не доводилось. Кг/см2 снаружи, аналогично – изнутри. А в чем «я»? Теперь – о непонятном. Непонятность для меня заключается в повторении этого вопроса:
«Красное колесо внутри Бесцветное колесо снаружи Между ними кожа.»
«Красное колесо» ещё более-менее ассоциируется с кровеносной системой. Но что такое «бесцветное колесо»? Непонятно. Непонятно, а потому – неприятно. Это я опять-таки к вопросу об однозначности и искренности.
Многие, да и я сам – чего уж тут, только постановкой вопросов и ограничиваются. Автор же, однако решил показать себя «настоящим мужчиной» и придти-таки к какому-то ответу. По поводу «Кто я» есть, насколько мне известно, три основных теории. «Материалисты» утверждают, что «Я – тело». «Религионисты» заявляют: «Я - Дух». А вот третьи (даже не знаю, как их и обозвать)… Третьи считают, что «Я - мысль». Помниться, и Декарт был из таких. Подход эти, третьих на мой взгляд наиболее трагичен. Трагичен, ибо если «я - тело» опирается на праздность, а «я - Дух» - на несокрушимость Веры, то «я - мысль» не имеет опоры. Мысль – вопрошает. Вопрошает так, что порой не может найти ответы. Получается эдакая рекурсия: я – что? – мысль. Мысль – что? Вопрос. Вопрос: «Я что?». Понимает эту трагичность и ГГ стихотворения. Понимает и предпочитает… забыть обо всей этой хренотени с вопросами. Естественная реакция инстинкта самосохранения. Вот как это происходит:
«И, поворачивая видимые грани, Я изменяю кал упавший - на росу, Мента - на черноземного родного Ваню, И колесо монтирую к другому колесу, И папироску счастливо сосу На службе в армии, сменив призвание на званье. ...печатаю шаг чёткий на плацу И автомат несу.»
«Колесо монтирую к другому колесу» - здесь также очень интересный момент. Перед нами весьма интересное описание процесса обезличивания. Был некий «Я», теперь – всего-навсего колесо в длинной веренице таких же колёс. Поиск истин отброшен, призвание (а подобный поиск – не это ли единственно достойное Призвание?) сменяно на звание… Существование продолжается...
ГПИ (и да, это пиар) Вообще-то, гибкость мысли – это, конечно, хорошо, но коль уж автор придерживается сходного стиля в стихотворениях, почему бы и мне не придерживаться такого же однообразного стиля в своих рецензиях? И поэтому:
Part I Итак, стихотворение начинается с описания ситуации, в которой очутился ГГ, а именно – безденежье. Кому это знакомо, тот, думаю, согласиться, что безденежье – в некотором смысле действительно сходно с импотенцией. В плане бессилия. Очень мощная ассоциация. Далее, однако идут строчки мне не совсем понятные:
«Кирпичом лицо Больше не делается В груди, в лёгких пена и грязь.»
Буду искренен – я ведь намереваюсь создать не хвалебный лист, а более-менее качественную рецензию – мне не нравятся эти строки. Они – не однозначны, а неоднозначность рождает ощущение надуманности и неискренности. Как это – кирпичом? Я вот считал, что это некое такое непроницаемое выражение лица. Каким боком оно относиться к безденежью? Также, как и пена и грязь в легких. Непонятно…
«Сгустится воздух, Мент прищурится – Не любит просто, - Жидко на улице. Скользкий птичий кал С неба упал»
Вот эти строчки вместе с тремя самыми первыми строчками стихотворения образуют в сумме то, что я называю «приём наращивания пессимизма». То есть, если плохо что-то одно – фундаментальное, так сказать, – то плохо будет все. В данном случае – если нет денег, то и менты не любят, и на улице хреновая погода, и даже птички обгадили… плохо дело, что и говорить. Идём далее:
«С неба упал (отжался) (мысли только об этом)»
Вот это – переход, и переход чертовски удачный. От описания ситуации автор так «по-хитрому» переходит к мыслям ГГ. Фраза «упал – отжался» очень прочно ассоциируется с армией и всем, что с ней связано, и дальше по тексту мы видим, что ассоциация эта абсолютно правильна:
«Погнался за военным билетом, Потом не выдержал, исчез, Отчислили. Прогресс.»
Дальше опять погружаемся в ситуационное описание – как бы по прошествии некоторого времени:
«Прогресс налицо: Потеряло вкус винцо, А пью всё больше и больше.»
Окончание денег - это действительно импотенция! Полное бессилие...
(Блин, жалко нельзя уже скопипастить текст, ну да ладно)
Вот это особенно понравилось. Такого оригинального способа выразить недоумение по поводу собственного существования мне еще видеть не доводилось. +1
Очень образно автор ассоциирует себя с... велосипедом? (И колесо монтирую к другому колесу). Действительно, создаеться картина бездумного шествования по какой-то дороге, где птичий кал сменяется росой, мент - черноземным Ваней и т.д.
Да и сама жизнь - тоже ассоциируется в стихотворении с дорогой: институт, военная кафедра, загулы, отчисление, армия... что дальше? Дорога уходит за горизонт...
наверное армия жесть, если толкает на создание таких "kak bы" стихов, но одно мне понравилось- С неба упал (отжался) (мысли только об этом) Погнался за военным билетом,