Пустота фрагментарно разбросана между деревьев. Лес топорщится и прорастает в пространство, насквозь Продирая пласт нижний, впиваясь верхушками в верхний, Не давая вращаться Земле, тормозя эту ось, И, остыв, застывает. А серый покров облаков Вдаль течёт, истекая из раны седыми ветрами По поверхности - от середины до самых окраин Неизвестной по картам, ничьей стороны дураков.
Зимний воздух пластами скрипит по верхушкам деревьев, На ветвях рассыпаясь в бесцветный пустой порошок. И последние листья висят бунтарями на реях, И глядят на своих у корней, ощущая лишь шок. И шуршат напоследок. А саван седых облаков - Позаброшенный и комковато закиснувший войлок, Пропитавшийся стылой водой, обернувшейся пойлом - Вдаль течёт, покрывая ветрами страну дураков.
Прорастают спонтанно из леса косые тропинки, Лёд бугрится по ним. Пустота, оступаясь, скользит И неловко в снег валится, медленно на половинки Расщепляясь стволами; и спит, извалявшись в грязи, И молчит, и дробится ещё. А покров облаков Расползается в стороны, сам же себя и латая. И по небу влачась, та бессмертная блеклая стая Вдаль несёт устаревшую весть о стране дураков.
II
За околицей скучного леса, на дальности взгляда, Безразличного к трещинам на перемёрзлых стволах, Возвышались цветные громады гигантского града. Там всё знали давно о самих о себе, дураках.
Штукатурка и мел осыпались со стен после стройки. Паутина из трещин, ветвясь, по бетону ползла. И стояли в грязи проржавелые старые койки, И скрипели натужно в осколках пивного стекла.
В этом городе люди когда-то рождались и были, Но в процессе случайно со всем окруженьем слились Так успешно, что если пройти даже многие мили, Не понять всё равно, где осталась разумная жизнь:
Где человек, а где парк; где фонарь, а где юность; Где ржавый автомобиль, а где просто дурак... Между домами прямились проспекты как струны - Всё остальное кривилось, всё как-то не так.
Эти люди врастали как плесень в глубины веков, А из окон топорщился сонм тараканьих усов...
Задержавшись немного над градом, покров облаков Развернулся обратно и скрылся в глубинах лесов.
Прошу прощения у всех (и у Бродского) за свою безграмотность. Мне правда стыдно ))) Надо почитать этого Бродского наконец. А то ведь я когда эту песню слушал думал как-то не современно что ли времени не соответствует а оно вот оно как...
Уважаемый А.В. Радригес. Во-первых, цитаты даются с полным именованием фамилии. Чтобы, как в вашем, А.В., случае люди не путались. Во-вторых, цитата эта - из Бродского, стихотворение "КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ" 1969 года.
Начну с того, что от этого стиха Еременком пахнет за версту. Добавлю тут же – это не самый плохой запах. Еще добавлю, что пахнет им только так – в общем, внешнем слое запаха, если рассматривать запах стихотворения (аромат?) как явление многослойное… Короче. Начну с языка. Он (язык) в данном стихотворении обладает своеобразной сухостью, околонаучностью, что сразу же настраивает на серьезное и вдумчивое восприятие. Частое повторение свистящего звука «с» вызывает невольную ассоциацию с шелестением опавшей листвы. Не берусь приписывать эту заслугу умышленному намерению автора, но скажу все-таки, что когда стихотворение начинается описанием леса и при этом у читателя возникает устойчивая ассоциация с шелестом листьев – это ведь здорово, да? Далее, хотелось бы рассмотреть образы, используемые автором в произведении. Их здесь, как в принципе, и в любом стихотворении, принявшем природно-описательную форму, – целая уйма. Попробуем выделить ключевые – это Лес, Облака и Град. Взаимное размещение образов видится мне так: есть некая плоскость – «страна дураков», на которую нанесены точки: Лес и Град. От Леса к Граду и дальше скользит вектор – Облака. Тут, на мой взгляд, возникает некоторая неувязка: Облака спешат из одной части «страны дураков» в другую ее часть, чтобы там рассказать о существовании «страны дураков»?
Далее, вот такой еще момент:
«Не давая вращаться земле, тормозя эту ось, И, застыв, застывает. И серый покров облаков Вдаль течёт, истекая из раны седыми ветрами»
- тут у меня сразу несколько замечаний. Во-первых, игра с «застыв, застывает» - только как игра и воспринимается. Ничего нового в текст она не добавляет, хотя необычная повторяюще-усиливающая форма как бы предполагает некий нетривиальный смысл. Но его не видно. Во-вторых, облака выходят на сцену как-то необоснованно. Даже если всего лишь заменить «И» на «А»: «А серый покров облаков» – уже получается более ясно. В авторском же варианте появление облаков подано в такой форме, словно оно, появление это, уже подразумевалось само собой из предыдущих строк. А это не так. В-третьих: какие еще раны? Откуда? Совершенно не необходимые раны, я вам скажу. Ах да, и еще: «покров облаков вдаль течёт» – не очень удобно читается. Хотя, это не такая уж и страшная беда, если бы не имели места предыдущие замечания.
Идем дальше:
«Штукатурка и мел осыпались со стен после стройки. Паутина из трещин, ветвясь, по бетону ползла. И стояли в грязи проржавелые старые койки, И скрипели натужно в осколках пивного стекла.»
Здесь мне видится совершенно недопустимая неуклюжесть со стороны автора. Дело в том, что в первой строфе второй части стихотворения дано краткое внешнее описание города. В третье строфе описание сие продолжено. А вставленная между ними непонятно откуда взявшаяся вторая строфа рассказывает нам о каком-то непонятном интерьере. Что смотрится, как минимум, неуместно. Зачем она здесь?
Ну и последняя оплошность автора, которую мне удалось заметить, заключена в следующем фрагменте:
«Где человек, а где парк; где фонарь, а где юность; Где ржавый автомобиль, а где просто дурак... Между домами прямились проспекты как струны – Всё остальное кривилось, да как-то не так.»
Читая эти строки, пришел к неутешительному выводу, что: 1) либо автору надоел ритм стихотворения и ему вздумалось «взбрыкнуться», вследствие чего получился этот неоковырный фрагмент; 2) либо же автор выделить через разрыв ритма какую-то очень важную мысль, заключенную в этой строфе, что ему не удалось, ибо никакой гениальной или великой мысли лично я здесь не вижу. В любом случае, данная несуразица выглядит весьма нелепо и некрасиво.
Итак, обобщая все вышесказанное, хочу сделать такой вывод: автор уже достаточно, (я бы даже сказал – весьма) силен в «локальных» описаниях, умеет вводить в текст довольно симпатичные тропы, интересные образы. Но не хватает еще ему то ли опыта, то ли целеустремленности, чтобы с помощью этих, скорее вспомогательных, умений провести какую-то основную, стержневую идею, суть стихотворения.
Начнем с идеи. Страна дураков помоему как-то банально, и помоему не совсем отвечает действительности. Общее настроение, что вроде "ЭЭЭх, за державу обидно." С идеей немного не соглашусь, скорее страна непризнанных гениев. Хотя нет, скорее бесполезных философов. Вот более точная формулировка. Каждый философствует на достигнутом уровне. Кто большего достиг, просебя смеётся над более простыми философами. Упивается своей развитостью, и это ему лучше всяких конфет. А патриотов в этой стране больше чем где либо(в процентах на душу населения разумеется а не на квадратный метр, т.к. страна эта необъятна) но все они любят свою родину такой какая она есть. Радуются что живут в ней, не смотря на все её недостатки, мало того, даже если станет ещё хуже, они с гордостью скажут, что даже в этом случае, никуда из неё не уедут.
Теперь пройдусь по образам.
В первой строфе, описывается лес - виновник вечной замороженности и застоя. В чем он на самом деле виновен я непонимаю. Что подразумевается под лесом тоже не понял, но красиво.
И последние листья висят бунтарями на реях,
Очень хороший образ, мысленно аплодирую. Но реи, это ведь какие-то там перекладины на парусниках. Морская тематика как-то не очень тут вписывается. Речь ведь не о морской державе... Бунтари на реях - пираты... Пираты тут точно не причем.
Пропитавшийся стылой водой, обернувшейся пойлом - Осталось не понято.
Третья строфа о чемто не определенном но смысл ясен.
II
Первая строфа кажется дает понять что лес это вся страна кроме столицы. весь этот лес с благоговением смотрит на град. Но в дальнейшем ясно что нечего туда смотреть.
Дескать там плесень ржавые кровати и осколки зелёных пивных бутылок, тараканы... Вобщем везде одно и тоже, только собор Василия Блаженного со своими разноцветными куполами да Кремль со своими красными стенами еще хранят образ великого государства (меня понесло)
Потому что искуство поэзии требует слов Я один из глухих облысевших угрюмых послов Второсортной державы связавшейся с этой. Не желая насиловать собственный мозг, сам себе подавая одежду спускаюсь в киоск за вечерней газетой....
...Ветер гонит листву, старых лампочек тусклый накал в этих грустных краях, чей эпиграф - победа зеркал При содействии луж порождает эффект изобилья...
...Этот край нерушим представляя объём валовой чугуна и свинца, оболделой тряхнёш головой, вспомнишь прежнюю власть, на штыках и казачьих нагайках. Но садятся орлы как магнит на железную смесь, даже стулья плетеные держатся сдесь на болтах и на гайках...
А.В.
Я добавлю в рейтинг. Мне рифмованные стихи нравятся больше чем белые или недорифмованные, или недоритмованные... Вот.