Стихи с этого турнира.
Думаю, вполне могу позволить себе наглость опубликовать сразу все мои работы девятого поэтического турнира. Некоторые стихи не прошли даже внутренний отбор, и потому вообще нигде не светились — надо же было блюсти конспирацию по поводу участия.
Оговорюсь, что некоторые тексты после выкладки правились, здесь приведены их актуальные версии. А собственно турнирные — лежат в теме турнира.
Отборочный тур.
Тема: «по головам»
Совершенно не знал, чего ждать от нового ресурса, какую поэзию здесь любят, удастся ли новичку прийтись ко двору. Решил сделать два текста, «типа-авангард» и «слегка под Серебряный век». «Обойма» была выбрана именно потому, что больше я такой подход использовать не планировал, а вот сонеты ещё могли пригодиться. Кроме того, я по-прежнему недоволен рифмой в последней строке «Поголовного сонета», но заменить мне её не на что.
Обойма
– Гул экзекуций – расставятся плюсы,
Головы бьются, как белые блюдца,
И разрываются в брызгах костей.
Ну же, обойма! Лишь не опустей!
Что здесь анализ? К чему здесь твой палец?
Головы – завязь, свистя, разлетаясь,
В землю уронят свои семена,
Цели на мушке, с них каплет слюна.
Прочь все сомнения, жарко и в пене я,
Но, тем не менее, стрельбе назначения
Нет веселее, чем по головам,
Пусть их живучесть – порою обман.
Головы-марево, гаснут фонарики
Головы-шарики, головы маленьких,
Головы взрослых - слегка впереди...
Что говоришь ты мне?
– Дозаряди.
Поголовный сонет
Что принесёт душе покой и сон –
Расцвет культуры? Счастье всем и даром?
Владыка света мнит себя нестарым,
Смотри: мечтой он к раю унесён.
Расчёт его надёжен и весом,
Но многим станет призрачным ударом,
Мир губит многих - это поделом,
Сколь кровь ни пьёт – ни капли не измаран.
Сюда, к вершине властной вертикали,
Убийца не заявится незван,
Но, как и прежде, ждёт его веками.
С тем, чтобы воплотить желанный план,
Давно готов идти по головам;
Голов, увы, серьёзно не хватает.
Первый тур.
Тема: «роль злодея»
Головокружение от успехов! Получив тему, написал эту безделицу за полчаса и более не морочился. Результат — второе место в туре после Окуджавы. Не слишком честно, Булат Шалвович: я вам девятку, а вы мне - ?..
Роль злодея
Ты уступишь, смея, но не споря,
Взмах его клинка - в твоей груди:
Роль злодея - оттенять героя,
Роль героя - скучно победить.
Чернокнижник не погубит принца,
Ведьма - деву, спецагента - шпик,
Это очень древний, важный принцип,
Базис фильмов, новостей и книг.
Даже если ты - достойный крендель
(харизматик, вертихвост, шутник) -
Публике потребны хэппи-энды,
Их она готова оплатить.
И за это будешь укокошен,
Ты ведь - мысль такая прошмыгнёт -
Всё равно не смог бы стать хорошим,
(впрочем, деконструкции не в счёт).
А когда тебя перемололи,
Оценить иронию успей:
Кто-то наверху смешает роли,
Ты теперь герой, а он - злодей.
Второй тур.
Темы на выбор:
— Поезд дальше не идет
— Минута молчания
— Крайне высокое напряжение
— Платформа 9 2/4
— Чуть дольше, чем жизнь
— Патент на бездарность
— По ту сторону книжной полки
— Последнее путешествие Алисы
— Исповедь музейного смотрителя
— Самый скромный человек на земле
С небес на землю! В этом туре мне было суждено по полной огрести за заносчивость.
«С другой стороны книжной полки» вполне мог бы выстрелить успешно — он полностью соответствует лекалам успешной работы предыдущего тура.
Но именно поэтому мне хотелось его заменить — публика вполне могла вознегодовать, что я подаю одно и то же блюдо, пусть неплохое, по второму разу.
У меня случился настоящий стихоразгул. В итоге на турнир отправилась «Алиса», написанная по всем предложенным темам сразу. Публика оттопталась по ней вдоволь, и в следующий тур я вышел буквально на соплях, с последнего места. Это стало хорошим уроком — не надо думать, что владеешь публикой, это она владеет тобой, у неё в руках рычаги.
Оговорка: я не поклонник «Гарри Поттера» и тему про платформу на тот момент никак с ним не отождествил. Думаю, результату это добавило некоторой пикантности.
Алиса
Пора последних приключений. Алиса знает наперёд:
Ей путь — к изнанке книжной полки, пока писания свежи.
«Платформа девять-две четвёртых, и поезд дальше не идёт» -
Она сюда стремилась дольше, чем довелось пока пожить.
Музейный сторож перед смертью успел дорогу ей шепнуть
(Он был скромнейшим человеком, секрет не выдал никому).
В вагоне стынет напряженье. Под мышкой в градуснике — ртуть,
Задумчиво сползает сказка в реальности больную тьму.
Алиса вздрагивает, словно коснулся кожи взмах бича
(Валет напротив потирает своё затёкшее брюшко),
Здесь полустанок между главок, минуту время помолчать,
Рельс дальше нет, но что осталось — преодолеет и пешком.
Ей всё давно осторчертело - лишь болтовня и беготня!
И вот — она упорно ищет освобождающий патент,
Там — разрешенье быть бездарной, и впредь миров не сочинять,
Ничьих фантазий не тревожить, иметь надежду повзрослеть,
Вернуться в мир банальной правды и посеревших городов,
Где, если встретится Болванщик — покрутишь пальцем у виска...
А за Алисой наблюдают две Королевы и Додо,
Когда она оставит книгу — замену будут ей искать.
Платформа 9 2/4
Если мир отпустить не может тебя ревнивый,
если тоска закатом легла на плечи,
то однажды (вечер)
явится перед тобой (а для прочих пройдёт незримой)
платформа девять с половиной –
промежуточная станция между конечной
и бесконечной.
Запахи солидола, мочи, тумана,
резкий свисток разрывает морозный воздух.
Здесь от стихов безопасно (и это странно) –
не выживают, и мир нарисован прозой,
и не посмотрит косо
ни алкоголик, ни резаная путана,
просто явись с повинной,
будешь всегда здоровым,
невыездной, да зато с непробитой грудью,
скучно, но боль отступит;
платформа девять с половиной –
опорный пункт тех, кому не даётся слово.
Девять – две четверти (так слегонца точнее),
здесь остаются люди навеки теми,
кто осознал всю несносносность версификаций.
Ну же, залезь в свой панцирь,
и в ритме колёс по шпалам
сразу поймёшь: отказу быть стоит в малом.
Самый скромный человек на земле
Самый скромный человек на земле
Изучает ярлыки на белье
Не в уборной а при всех не стыдясь
Пальцем водит где китайская вязь
Самый скромный человек на земле
Вчера сифилисом вдруг заболел
С проституткой загулял на слабо
Он не знал что так коварна любовь
Самый скромный человек на земле
Звуки издаёт прохожим вослед
Если кто-то обернётся из них
Наготове и язвительный стих
Самый скромный человек на земле
Не боржоми пьёт, а строго перье
И не водку а сугубо вискарь
И не с тумблера из горла как встарь
Самый скромный человек на земле
Из-за этого всего только злей
Но характер проявлять не готов
Покраснеет убежит и таков
C другой стороны книжной полки
Границы сегодня так тонки,
Взгляни на свой дом сквозь спондей:
C другой стороны книжной полки
Романы читают людей.
Листает Джек Лондон лениво
Кого-то (суровая стать!),
Глядят в сыскаря детективы,
Ужастики... лучше не знать.
Толстой крайне пристален - просто
Уставился, словно скорбя,
И Сэлинджер смотрит в подростка,
А Оруэлл шепчет тебя.
Там свинг изучает Эрато,
Очками блестит Стивен Кинг...
И место в строю - для когда-то
Тобой не написанных книг,
Его не заполнит ни классик,
Ни модный творец сетевой,
Вот тем неписец и опасен:
Влачась, он играет тобой.
Третий тур (полуфинал)
Тема: Маска и есть лицо.
Писал, борясь с физиологией — гипертония, отравление, раздавленный палец, и всё это сразу. Сутки выбирал тему. Ещё двое суток думал о каком-то финте, способном её «расцветить». Остановился на этом. Будь я здоров — разумеется, сразу вспомнил бы, что «Сиамские сонеты» были уже у Бродского, и простые правила приличия требуют как-то соотнести себя с этим; но было совсем не до того. Сил на достойное содержание также не хватило, мало того — даже однородные рифмы в тексте есть. Всё, что у меня было, вложил в шкурку стиха.
(почему-то оно синее. ничего не могу с этим поделать)
Сиамские сонеты
|
|
|
Сквозь прорези глаза блестят сурово,
И ловят отблеск мутным витражом,
Пусть плоть срослась с форзацами покрова —
Себя уже давно не бережём,
Играй смелей, в том нет греха большого,
Что образ скрыт и голос искажён,
Пусть истину опять упрячет слово
(да не своё — укроешь и в чужом),
Что приоткроет тусклый свет лучины,
Явившейся из порванной груди?
Едва ли правда будет впереди, |
|
Лицо открыто, пышет свежей сдобой
(по правде говоря — слегка сырой),
И вновь грустишь полночною порой,
Толпой друзей обложен узколобой.
К чему игра? Серьёзным стать попробуй,
А страх разоблачения укрой,
Ты — лишь пчела, вокруг — всё тот же рой,
Тем более (нет мудрости особой) —
Едины все, ты только погляди:
Костюмы, маски, женщины, мужчины,
Вещатели, пропащие, вожди: |
|
Финал.
Тема: "Продолжение следует..."
Не сразу даже понял, что «продолжение следует...» - это и есть тема; сначала думал, что это некое обещание выложить тему чуть позже.
Что же, задержка пошла на пользу. В одной из дуэлей читатель дал мне простой, но действенный совет — быть проще, и потому понятнее. Решил последовать этому совету, и «Сиквел», уже почти написанный — забросил. Он неплох, но тяжеловат, опять же, со счётом слогов в нём всё совсем не строго, он требует, возможно, чтения вслух. «Персонаж» - стих гладкий, простой, что вообще может быть легче чередования четырёх- и трёхстопного хорея? 8-5-8-5…. - в один глоток кушается.
Персонаж сбежал из книги
Персонаж мой, ты уехал,
Ход интриги строг.
Ищешь, что ли, человека
Где-то между строк?
Фонарём в толпе безлюдной
Больше не свети!
Продолжения не будет:
Здесь — конец пути.
Обрывается дорожка,
Мостик к чудесам,
Верю: ты, вполне возможно,
Взялся сделать сам.
Заготовка брызжет стружкой,
Расшифрован знак:
Продолжения не нужно —
Мысль и так ясна.
Что тебе тропинка к раю?
Молча пролистай.
Возвращайся! Обещаю:
Меньше станет тайн,
Замысел раскрою честно,
Пыль стряхну с манжет...
Продолжению нет места —
Завершён сюжет.
Продолжение следует
Продолжение - будет. Касса ещё видна,
Но, ты знаешь, пусть даже мерч идёт нарасхват,
Мы с тобой и без сиквела - парочка хоть куда:
С прибауткой побив злодея, ушли в закат.
Красота такая — Бетховена не играй!
Нам отпущено счастья — финансовый год почти;
Хэппи-энд промежуточен — маленький личный рай
Сборов ради окажется ленточкой на пути.
Сцену после титров в характере сбереги,
Ведь её отбросит дальнейшая круговерть:
Предадут друзья и удвоят свой счёт враги,
А иначе едва ли зритель пойдёт смотреть.
Сценарист улыбается - пляшут кусочки льда,
Капли влаги пометят его вожделенный труд:
Лицедей, что меня играет, всё ждёт, когда
В первой сцене второго фильма тебя убьют.