Сегодня тепло. Относительно. Льёт дождь. Точнее крапает. Питер... Рядом с домом стоит особняк. Точнее здание, похожее на особняк.
Это здание разделено на два корпуса. В одном детский сад. В другом часовня. Питер... На крыше водружён небольшой купол. Слева в землю вставлен крест, осыпанный листьями осенней печали.
Крест-воспоминание о храме. Питер... Идёшь по улицам, незаглядывая в лица прохожих. Не ищешь в людях истину.
Дует ветер, или не дует. Питер... Доходишь до моста имени кого-то. Грязная речка. Течение. Утки.
Решаешь, что сегодня в метро не поедешь. О, эти скопления людских лиц. Становится тошно. Питер... Поворот направо, потом налево. Завод, аллея. Завод, аллея. Питер... Прошло уже минут двадцать. Ты всё в пути. Остановиться. Развернуться. Уйти? Нет. Чёрный зонт над моей головой - состояние души. Ночь. Крапает дождь. Падают листья. Шуршат зонты. Питер...
Слово "Питер" в литературном произведении (или в претензии на таковое) очень красноречиво говорит о том, что сам автор родом откуда-то еще.
«Рядом с домом стоит особняк»
Рядом с машиной стоит «Запорожец».
Все бы было ничего, но автор не смог передать ощущение того, что это действительно «Питер». Ведь Петербург, не Москва, например. Он разный. Он красив Староневским, и ужасен соседними дворами. Он сер фасадами, но чист позолотой. Он страшен заводскими выселками, но прекрасен патриархальным центром. Он разный. И писать про Петербург вообще – дело неблагодарное. Нужно писать про Петербург в частности.
Технически стихотворение стихотворением не является.
В любом другом городе с архитектурным разнообразием попроще. И это лишь один из примеров, когда один район представляет собой сталинскую промышленную слободку, другой – нетронутый прогрессом кусок совдепии, третий – музейный комплекс под открытым небом, четвертый – паутину кривых улочек, пятый – бесконечные пляжи Финского залива, а энный - скопище жилых высоток. Повторюсь, это лишь один из пример Петербурга, как города контрастов.
Что из этого разнообразия описывает автор – одному ему известно.
Могло бы стать подходящим названием для данного текста. Если бы он заслуживал названия. Даже будь я родом из Петрограда, такое творение меня бы не зацепило, скорее наоборот. Автор зря бравирует названием культурной столицы нашей родины, здесь оно ничем не оправданно. В качестве иллюстрации рекомендовал бы стихи Ю. Шевчука к песне "Черный пёс Петербург".
Что не понравилось. Надоедливый рефрен. Он очень не к месту при данном стиле изложения. Типа "Ты идёшь за хлебом. Встал, положил кошелёк в карман. Идёшь за хлебом. Надел куртку, ботинки, закрыл за собой дверь. Идёшь за хлебом. Спустился, вышел из подъезда. На тротуаре дети играют в скучные игры. Ты идёшь за хлебом. Прошёл угол дома, остановился, закурил. Идёшь за хлебом..." ну и так далее. Незачем постоянно повторять-обобщать происходящее, не вижу художественной обоснованности приёма (в данном случае, только в данном случае!)
Что не понравилось. Спонтанная рифма. Вот, правда, в отличие от "плавающей", "случайная" рифма - это очень сложный приём. Она значительно сгущает на себе внимание и поэтому не может использоваться в стилях со слабой силлабо-тонической или хотя бы фонетической нагрузкой, потому что будет вырывать из контекста.
Что не понравилось. Стилистическая невыверенность: "листья осенней печали", "не ищешь в людях истину", "становится тошно" - дико пафосно выглядит на фоне. "мост имени кого-то" - хм. А может, лучше "имени такого-то"? Просто предложение.
Что понравилось. Спокойный эмоциональный фон (с исключениями, это "тошно" и это "О, [...]" с точкой в конце, и... ладно). По образам ещё - архитектура. Видно. Ещё - понравились две, возможно ненамеренные, находки в рифме: дактилическая-женская "относительно/Питер" и мужская-женская "особняк/часовня".
В целом - вторая половина текста испортила настрой первой. Форма для ресурса нетривиальна, что хорошо. И нереализована - что плохо.
Стихотворение тянет на 0. Согласен с Лимонио. Если подставить Мухосранск, тоже неплохо получится. Ладно. Ну, Питер и Питер, да , иногда грязь, заводы, иногда красивые здания. И что дальше? А ничего дальше. Я в Питере не был и от вас ничего про него не узнал, скорее увидел свой провинциальный город.
Я думаю, что если вместо слова "Питер" подставить, допустим, "Кейптаун", то ничего не изменится. Автор хочет рассказать, что его раздражает окружающая обстановка, но он с этим смирился. И мы все, наверное, очень должны радоваться за него... Н-да...