Уходящему (так вдевай свою ногу в стремя) Степень критики: На ваше усмотрение... И все молчат. Скажите наконец хоть что-нибудь, не стесняйтесь)
Короткое описание: Размышления вослед.
Так вдевай свою ногу в стремя - Я калитку тебе открою… По камням утекает время Ледяной, ключевой водою… Говорят, нет путей обратно - Кто-то новый домой вернется… По кровавой тропе заката Мы уйдем за лучами солнца… Быть беспамятным – некрасиво… Ива ветви в воде полощет... Если завтра уйдешь с разливом, Хоть кому-нибудь станет проще? Ветер шепчет в осоках синих Имена тех, кто канул в Лету… В черном небе созвездья стынут И аукает эхо где-то… Пыль дорог упадет на плечи… Палый лист над водою кружит… Если имя осока шепчет, Значит, все же кому-то нужен?..
Пусть осока и шепчет имя, Да аукает в звездах эхо... Не услышу я их, - отныне, Слух мой занят лишь детским смехом! *** Многоточия лишку. А так, рейтинг)!
Никак не могу понять, где были мои глаза, когда я спутал иву и осоку. Наверное, на краю земли. А может, нужно больше высыпаться, кто знает. Но ошибка за мной, да. Шевченко - нет, не вспомнил, но две другие параллели возникли. Строки Заболоцкого "Лишь одни созвездья Магадана / Засверкают, став над головой" - у него так же образ стынущих звезд напрямую связан с мотивом смерти; и строка "упадет печаль дождями на плечи" Розенбаума.
Огромное спасибо всем за комментарии. Мне было очень интересно их читать, даже не ожидала, что столько человек откликнутся. Теперь по порядку. Анвонари – спасибо. Вы решили написать… Можно, я немного задеру нос?))
Фримен (Вы позволите? уж больно у Вас ник заковыристый), под «быть беспамятным – некрасиво» именно это и имелось в виду: что жаловаться на жизнь, забывая всё то хорошее, что она тебе давала, по меньшей мере, некрасиво. Насчет осоки… Осока – это такое травянистое растение. Вроде камыша, остролиста и т.п. Растет по берегам водоемов. Высокие, острые, узкие, жесткие листья шуршат на ветру. Шепчут. Так что – ветер шепчет в осоке, осока шепчет ветру… Этот образ перекликается с Шевченковской «Утопленницей». Читали? Тілько вітер з осокою Шепче: «Хто се, хто се Сидить сумно над водою, Чеше довгі коси?» А ива грустно полощет свои длинные ветви в воде и в разговоре не участвует. Насчет «мы уйдем»… Все уйдут, Фримен. Кто-то – раньше, кто-то – позже… Вы ведь не думаете, что будете жить вечно, да? Все уйдут, но торопиться за грань, обидевшись на весь мир, и забыв тех, кто тебя любил и согревал – не правильно и никому не принесет облегчения. Не воспринимайте образ уходящего однозначно, буквальный смысл в нем – не единственный.
Колдфлейм… Ваш комментарий безмерно порадовал. Не ожидала его увидеть. Вы верно заметили, стих писался именно с осенним настроением. И, да, стихи я давно пишу, можно сказать, всю сознательную жизнь)
Колямбус – спасибо. Стих действительно интимный, но слишком дорогие для меня вещи я просто не выкладываю, так что не бойтесь. Мне было очень интересно прочесть Ваше мнение. Насчет пыли на плечах… да, пыль падает и на голову, и на ноги, ботинки… но так уж повелось, что если выпадают нам (людям) тяжести, мы их принимаем на плечи (и атланты держат небо на плечах, помните?). А дорога – это не только новые встречи, но и разлуки. Когда уходишь в нее от безысходности и одиночества, она способна раздавить... Где-то так
А реагировать, действительно, сложно. И дело совершенно не в стеснении. Я сам уже раз четвёртый к этому стиху подхожу... Он какой-то слишком личный, что ли. Я бы даже сказал "интимный", если из этого слова изъять всю сексуальную составляющую. Напишешь что-нибудь не так - и обидешь автора невзначай, а этого совсем не хочется.
"Упадёт" неподалёку от "палый" немного смазывает приятное ощущение от стиха (заменить бы чем-нибудь это "упадёт"...). Да и вообще: пыль, падающая на плечи, - как-то не очень: она ведь с таким же успехом падает и на голову, и на одежду, и на обувь.
Еще можно постараться избегать комичных разночтений. Например, "осока шепчет" - самоочевидно, что ветер колышет ветви, ветви шуршат и героине чудится в этом шорохе звук чьего-то имени, так сильны ее переживания. Но именно эта схема здесь не работает, у вас отдельно шепчет ветер, и отдельно - ива. Ветру можно, а вот если дерево само по себе что-то нашептывает, то либо мы имеем дело с дендромутантом, либо "это были не опята". И если уходит кто-то один, то почему в середине "мы уйдем"? Наше величество?
Создаётся ощущение, что у автора на душе уже что-то выцвело, осыпается... Приятный, лирически-грустный стих. Такой и комментировать как-то не тянет. Можно придираться к мелочам, жадно набрасываясь на каждую ошибку... Но злободневная критика ещё никого не сделала счастливым. Стих спокойный, как уже говорилось ниже, зрелый. Он не требует чьего-то внимания, он живёт сам по себе. И, прочитав его, не хочется ковыряться в нём пилочкой критики. Он просто есть. Вне зависимости от мнения окружающих. Он не станет бомбой, ибо ему не хватает напора, но он и не окажется заваленным горой критики. Вы пишете для себя. Только для себя. И я искренне вам в этом завидую. Удачи в ваших работах, возможно когда-то они войдут в сборник мировой поэзии. Потому что они целостны. Единственное что, вам пока не хватает опыта. Пишите дальше, мастерство ведь всегда приходит с опытом.)
Может, не знают, как реагировать. У меня так было, после пары прочтений этого, без иронии, симпатичного столбика. Не вдумываясь, тут ничего дельного не скажешь, а вдумываться было лень. Цель любого предложения - установление пространственно-временного соответствия между выраженной мыслью и зафиксированной в предложении действительностью. Если не требуется дополнительных пояснений - а что автор имел в виду? - значит, все хорошо. Если нет... Ну, нет так нет. Так вот. Мне кажется, вам хорошо живется со своими стихами, вы понимаете их, они понимают вас. В них чувствуется определенная зрелость, что позволяет мне сделать такое предположение. И если так, значит стих целостен от начала до конца, логичен и завершен, а мое непонимание, к примеру, фразы "быть беспамятным - некрасиво" - лишь мое непонимание. Все, что могу посоветовать - попробовать в будущем разнообразить рифмы.