» Проза » Для детей

Копирование материалов с сайта без прямого согласия владельцев авторских прав в письменной форме НЕ ДОПУСКАЕТСЯ и будет караться судом! Узнать владельца можно через администрацию сайта. ©for-writers.ru


Долина, глава 1
Степень критики: Адекватная и по существу
Короткое описание:
Долина – это красивый полный жизни край со своими обычаями и причудами. Вы познакомитесь с его подрастающим поколением в лице двенадцатилетнего мальчика Фали и его друзей. Мирному и счастливому существованию в сказочной стране угрожает опасность…

Есть на свете один красивый, полный жизни край с прекрасными и древними обычаями. Там журчит красивая речка богатая рыбой и жемчугом. Она разъединяет на два крутых берега Долину, убегая вдаль за высокие седые горы. Это удивительное место славится плодородными землями, на которых выращивают: хлопок, пшеницу, оливки, фрукты и самую большую гордость жителей – виноград. С рассвета до заката на плантациях трудятся фермеры, взращивая зерна. А после рабочего дня они не прочь выпить дома терпкого вина и растопить жаркую печку. Когда приходят праздники, фермеры оставляют работу, выкатывают бочки с вином из подвалов во двор и продают не дорого жителям всех городов Долины.
Этот край заселил славный народ. Он любит, защищает её и поддерживает в ней благополучную жизнь.
В двенадцать лет мальчики и девочки Долины поступают в детскую школу. Там им преподают чистописание, литературу, точные науки и грамматику. Милован Олик - один из учителей Ромонской детской школы, он преподает искусство и литературу. Дети и другие жители любят этого семьянина, находя в нем поддержку и бескорыстную помощь. Его младшему сыну Фали исполнилось двенадцать лет, и мальчик на этот год числится в списках поступающих. Отец хочет, чтобы сын тоже питал страсть к литературе, но Фали больше любит заниматься математикой. Вместе с другом Руфуром он не знает скуки, хотя их интересы и различны. Мальчику всего-то десять лет, но он уже мечтает, как пойдет учиться, и не будет вылезать из класса Милована Олика.
Руфур любит рисовать природу и птиц, а к обеду показывать рисунки отцу Фали или своему дедушке. Каждый раз он стремительно бежит, чуть ли не стирая подошву башмаков к крыльцу, обвитому ипомеей. Где сидит дряхлый старик Лоций, ждущий внука к подогретому супу.
Как раз напротив дома Лоция Боримира, живет семья Милована Олика. Его хижина полна детьми, доверием и редким спокойствием. Мужчина гордится белобрысым потомством, каждый день целуя и обнимая свою жену Лидию Милан.
Все жители Долины любят праздники и отмечают их всем городом. День, который помнит каждый – первый учебный. Этот праздник в отличие от некоторых других отмечается в кругу семьи. Вечером уставших и разволнованных учеников ждет ужин. Женщины будут топить печи, и накрывать на стол вкусно пахнущую еду.
И поэтому сейчас у Фали предвкушение хорошего завершения дня, но страх перед самим днем. Он нервничает, наблюдая за суматохой соседей в окно. А его мама достает отглаженную с вечера форму первокурсника и аккуратно раскладывает на постель. Старшая сестра Хала собирает школьную сумку: кладет туда четыре тетрадки и маленькое деревянное зеркальце, причесывает перед зеркалом свои длинные волосы и заплетает их в косу. Хала, как и другие женщины Долины не стрижет волосы до замужества. Девушка за ними бережно ухаживает, моет, использует масла, чтобы к свадьбе удивить их красотой множество гостей и мужа, позволив ему состричь первый локон. Этот свадебный ритуал существует долгие века в Долине, и девушки чтят его, готовясь к нему с рождения.
Около двери собралась вся семья Фали кроме его старшего брата. Ведь Татимир уже несколько дней в высшей школе далеко за горами. Рядом с поступающим Фали и его друг. Папа одергивает рубашку сыну.
- Сегодня ты познакомишься с директором и со всеми учителями. Мы все вместе поплывем до школы, но там я тебя оставлю. Ну что ты сильно волнуешься?
- Все хорошо я не боюсь пап, – руки у Фали трясутся, но показать страх всей семье и младшему товарищу не позволительная роскошь.
- А я в свой первый день очень волновался, пока дошел до лодки упал, разодрал коленку и разрыдался, а домой возвращаться было уже поздно… - отец тревожно смотрел на каждого из собравшихся и размахивал руками.
- Папа! Все будет хорошо,- мальчик встал на носочки и обнял разволновавшегося отца.
Милован Олик закрыл глаза, сделал глубокий вдох и выдохнул.
- Пойдемте! – Лидия Милан взяла под руку мужа и все вышли на зеленую и неспокойную улицу.
Во дворе чувствуется праздник, суетятся взрослые и поторапливают детей. Скоро во дворах будет меньше шума, и только под поздний вечер дома наполняться детским смехом или слезами. Родителям становится грустно: вот он растет так быстро. Пройдет время, и он пойдет учиться в высшую школу, а вскоре создаст свою семью, и появятся внуки. Это приходит в голову каждой маме и каждому папе. Так тяжело порой отпускать своих детей дальше крыльца. Грустные мысли и в голове родителей Фали. Еще один ребенок стал старше. Тяжело не иначе.
На большой платформе около реки масса народа столпилась в ожидании лодки, что перенесет их на другой берег к детской школе. Легкий ветер обдувает лицо и нервируют мошки.
- Я тебе завидую. Тоже скорее хочу стоять на этой платформе, как поступающий первокурсник, – опять бурчал Руфур.
- Не завидуй! Мне совсем не хочется. Там не знакомые люди и вредные дети… - Фали улыбнулся другу.
- Такие вредные дети как ты? – Руфур улыбнулся в ответ и стукнул по плечу другу.
Фали рассмеялся и посмотрел вдаль, где виднелась башня детской школы, которая возвышается на невысоком холме. Выложено учебное заведение из красного кирпича. Оно с большими окнами, обвитыми ипомеей и лозой. Две высокие башни дымятся, а третья с острым концом держит официальный флаг школы: ярко синее полотно с желтой звездой. Синий цвет олицетворяет небо, а яркая звезда на нем символ стремления учеников к знаниям и просвещению.
Широкая лодка начала подплывать к платформе, разгоняя пенистые волны. Она всегда забирает людей только с Ромонского города и переносит их только к Ромонской детской школе. Все работает как часы в праздник. И кстати, в каждом городе своя детская школа. Только высшая школа одна на всю Долину находится за горами, где дети остаются на почти постоянное проживание.
Пока лодка плывет к другому берегу, Фали с Руфуром о чем-то болтают. Вдруг, совершенно неожиданно вокруг поднялся сильный ветер, отчего лодка поплыла быстрее. У мальчиков в ушах закладывает от порыва и, кажется, вот-вот пойдет дождик. Который вскоре намочит все дороги и крыши домов, оставив свежий воздух и сырую землю. Попасть ученику под дождь по пути в школу – большие хлопоты.
Неожиданно из толпы показалась девчонка в очках и двумя косичками. Абсолютно белобрысая – двоюродная сестра Фали, Лада Алов Маар Олик. Далеко не ленивая тринадцатилетняя девочка с книжными романами в голове. Ей относительно повезло, она получила двойное второе имя от матери. И вот, что важно: вторые имена - это имена предков достигших величия и общественного уважения. Например, могучие бойцы, великие умы или люди-искусства. Жители, послужившие Долине, сделавшие ее лучше заложившие еще один кирпичик в ее истории. В Долине, когда девушка выходит замуж она не берет второе имя мужа, но их дети получают сразу вторые имена и отца и матери, если у тех вообще есть выдающиеся предки. Чем длиннее второе имя, тем выше считается положение семьи и главное ребенка. Поэтому Лада считает себя лучше Фали и наверняка этого незнакомого ей мальчика с растрепанными русыми волосами.
- Привет, Фали! Первый день, наверно страшно? – еще не выходя из толпы, она завела разговор.
- Ух, ты! Кто это? – Руфур вытянул шею и присмотрелся.
- Это моя двоюродная сестра Лада, мерзкая, – Фали съежился и помахал рукой.
- Ну? Как тебе вылезти из детской шкуры? – Лада чихнула и снова взглянула на Фали, потом на Руфура, искривилась и повернулась к Фали опять.
- Да мы плывем к детской школе, вот когда поплывем за горы....
- Я Руфур! – друг Фали протянул влажную ладонь Ладе и улыбнулся слишком широко.
- Привет маленький мальчик я Лада! – она пожала руку Руфуру и резко, без промедления начала разговоры о том, как гуляла, как плавала на лодке с парнем, который старше ее на 3 года. Хвасталась, разводила сплетни и как всегда преувеличивала. Но наконец, лодка подплывала, Ладе стояло начинать успокаиваться и замолкать.
- Ой, мы уже подплываем! Вон там мои друзья, я пошла! Увидимся в школе! Пока!- она убежала, а Фали еще раз съежился.
- Мерзкая девчонка, – прошептал он.
- Еще бы!– Руфур с облегчением выдохнул.
Лодка почти подплыла. Фали схватил друга за руку и полез через толпу к родителям.
На берегу стояло много обычных жителей и сопровождающих-руководителей. Последние провожали в Ромонскую школу свой курс.
- Вот ваш руководитель! Иди к нему, – отец Фали подтолкнул мальчика.
Рядом стоял, протирая очки краешком серого костюма, невысокий мужчина средних лет с зачесанными и редкими рыжими волосами. Он что-то бурчал под нос, вел себя весьма странно и просто всем видом отталкивал и пугал детей. Наконец мужчина в сером костюме повел детей подготовительного курса в школу. Небо все еще хмурилось, предупреждая о дожде, пахнет свежим аккуратно выстриженным газоном. В клумбах цветут орхидеи, а с боку школы стоит здание поменьше – библиотека Ромонской школы.
Первокурсники зашли в помещение увешанное картинами и портретами. Их окружали диваны, кофейные деревянные столики, а прямо перед ними высилась широкая лестница вверх. Руководитель Фали встал в стороне, чтобы пропустить других провожающих с учениками. С громким топотом, все начальные средние и высшие курсы поднялись вверх и постепенно скрылись. Среди них Фали заметил старшую сестру. Она шла в другой группе и искала брата глазами. Мальчик помахав Хале, печально вздохнул и проводил ее взглядом. Вокруг него стояли совсем не знакомые дети, и только некоторых он уже видел, но не играл с ними никогда. Когда все курсы прошли, наш знакомый рыжий мужчина поднялся на одну ступеньку лестницы и заговорил:
- Дорогие ребята! Мальчики и девочки! – все внимательно прислушались, – сегодня ваш первый день в стенах этой прекрасной Ромонской детской школы! Меня зовут Бард Дунгад Рэв Эвар Бальки …
- Какое длинное второе имя, - кто-то прошептал в толпе, Фали тут же обернулся, но не успел никого заметить.
- Я ваш преподаватель по чистописанию и руковожу вашим курсом: представляю его на собраниях всех учителей и всех детских школ Долины. Сейчас я укажу ваш класс, а далее вы познакомитесь с учителями Ромонской школы.
Мужчина начал подниматься, и вся группа Фали пошла за ним по пятам. Шаг за шагом появлялись узкие коридоры, через каждые десять метров еще коридоры налево, направо, налево и снова направо, а потом развилки и лестницы. «Только бы в следующий раз не заблудиться и найти класс» – проскользнуло в голове у Фали. Мальчику часто встречались большие окна, через которые в коридоры проливалось много света. На подоконниках и в углах большие растения. От них царит чудесный запах, что придает спокойную атмосферу. Наконец подготовительный курс прошел в большой класс, и все дети сели по местам. Наступила тишина, и немного помолчав, учитель вышел из аудитории. Фали посмотрел по сторонам и разглядел уже познакомившихся парней и девушек. Они тихо разговаривали, а остальные поступающие, напротив, сидели молча. Прошло несколько минут и Фали стало не комфортно: его парта, поскрипывая, качалась. Отчего он боялся двинуться и привлечь к себе внимание.
Класс был достаточно уютен. В пять рядов стояли одноместные парты, впереди огромная доска. Фали разглядел в углу стальное ведерко - его, по-видимому, забыла уборщица. В классе порядок и чистота, из окна опять пахнет распускающимися цветами. Наконец в дверях показались несколько мужчин. Они вошли к ученикам, а за ними прошли еще немолодые мужчины и женщины. Они прошли перед доской, и среди них Фали разглядел отца. Мальчик почувствовал поддержку во взгляде родного человека: ему стало легче, он выдохнул и улыбнулся.

Свидетельство о публикации № 16747 | Дата публикации: 16:30 (15.02.2012) © Copyright: Автор: Здесь стоит имя автора, но в целях объективности рецензирования, видно оно только руководству сайта. Все права на произведение сохраняются за автором. Копирование без согласия владельца авторских прав не допускается и будет караться. При желании скопировать текст обратитесь к администрации сайта.
Просмотров: 922 | Добавлено в рейтинг: 0
Данными кнопками вы можете показать ваше отношение
к произведению
Оценка: 0.0
Всего комментариев: 3
+1 Спам
3 Wall-de-Mar   (15.02.2012 22:00) [Материал]
Еще проблема. Некоторое время мне зудело что-то глаза, теперь понял. Время. Вы скачете от прошедшего к настоящему, описывая один и тот же временной промежуток. Это ого-го как плохо. Люди "собрались", но ветерок "обдувает". Фу-фу-фу. Искореняйте ваши прыжки по времени.
Вместе с простотой сюжета, темы, задумки есть еще и простота языка. У вас всюду элементарная подача информации "он такой-то", "происходит то-то", "пошел", "вышли", "началось", "оно было красивое". Я думаю, не слишком ошибусь, если скажу, что такая банальность языка гораздо опаснее банальности сюжета. Это не просто скучно - это мертво и нормальный человек долго читать это не сможет (а вы, извиняюсь, сколько глав задумали?).
"Лада Алов Маар Олик" - вы серьено или издеваетесь?
"люди-искусства" - бугашенька. Вы, наверное, зря здесь дефис поставили, а то получается весьма забавно. Идет такой человек-искусство, слепленный из книг, картин и музыкальных пластинок...
"Чем длиннее второе имя, тем выше считается положение семьи и главное ребенка" - пойдем именами померяемся, ага. Чувствуете здесь некое дикрство, нет?
"- Я Руфур! – друг Фали протянул влажную ладонь Ладе и улыбнулся слишком широко.
- Привет маленький мальчик я Лада! – она пожала руку Руфуру" - о, эти неуклюжые попытки изобразить представление людей друг другу. Эти восклицательные знаки... боже мой. "Я Руфур!" - и сразу представляется как этот мальчик бьет себя кулаком в гордо выпятенную грудь, как вожак стаи шимпанзе. И с пунктуацией у вас катастрофа, да.
"Ладе стояло начинать" - серьезно? Уверены? Первое - "стоИло". Второе - у вас постоянно это слово - "начинать". Оно ужасно. "Начинать замолкать" может только магнитофон с севшей батарейкой. А человек - вряд ли.
"Небо все еще хмурилось, предупреждая о дожде, пахнет свежим аккуратно выстриженным газоном" - апофеоз вашего стиля. Вы вообще не умеете строить предложения. Стоит с прискорбием это признать.
"высилась широкая лестница вверх" - лестница вряд ли будет "выситься". Если конечно, она не слишком крутая.
"наш знакомый" - а вот и обращение к читателю. Весьма неуместно. Видимо, подсознательно вы понимали, что пишете что-то весьма банальное и неинтересное и попытались скокетничать, но получилось это неуклюже в силу неумения. Кокетничать с читатетлем - плохо. А-та-та!
"Бард Дунгад Рэв Эвар Бальки" - коллекция нашей прекрасной кунсткамеры пополняется!
"начал подниматься" - о! рецидив.

Короче. В целом так - на двойку. Вы банальны и скучны, ничего интересного ни для детей, ни для взрослых, ни для менеджеров, ни для пенсионеров. Ваше произведение будет никому не интересно, поверьте, у него нет аудитории просто в силу того, что текст ваш заранее мертв.
Где зацепка, где мысли, где новое, где, черт побери, впечатление? Ничего. Как в могиле. Точнее там-то покруче будет. Это скорее что-то типа "хорошо в деревне летом". В общем, любая пасторальная картинка - коровки, барашки, дядьки в лаптях, все, что погружает в сон и скуку - посмотрите на это внимательно и вы увидите в этом свой текст.
Причины, я надеюсь, вы усвоили.

0 Спам
2 Wall-de-Mar   (15.02.2012 22:00) [Материал]
Нет ничего хуже, чем начинать повествование с описания. Да и еще с такого притчевого - есть-де в том мире райский уголок. Кроме того вы усугубили ситуацию искрящимся пасторальным позитивом.
Помимо всего прочего вы постарались еще и впихнуть в это описание все скудное мироустройство созданной вами реальности. Это наименее интересные и цепляющие вещи.
"Милован Олик - один из учителей Ромонской детской школы, он преподает искусство и литературу" - полностью провальное предложение. Оно не несет в себе ни грамма действия, нагружено под завязку и нформацией и построено ужасно неуклюже. Милован Олик появляется достаточно ВНЕЗАПНО, что аж режет глаз, и при этом ничего не делает - это есть плохо. Героя надо вводить сразу, а раскрывать - в процессе. Та же профессия - гораздо проще и естественнее вообще не сообщать читателю род занятий своего персонажа, все равно вокруг, если вы, конечно, этим озаботитесь (и если это важно для повествования), будет масса атрибутов его работы, что и наведет читателя на. А так вы его просто мучаете бесполезными ударами по лбу. ЧТо касается неуклюжести, то схема "имя/тире/профессия/метоимение/уточнение" - является наиболее неудачной для подачи персонажа. Имя и местоимение в одном предложении - это, если говорить строго, вообще речевая ошибка, которую, к сожалению, ко многим прилипает в школьные годы ("Владимир Маяковский, он был..."). А имя человека и его профессия в одном предложении - это уже ошибка литератора, который плохо следит за стилем своего письма.
"семьянина" - слово требует либо набора однородных членов предложения рядом, либо срочной ликвидации. Оно звучит чрезвычайно тяжело и неуместно в середине подобного предложения. Я понимаю, что вы старались создать "старое доброе" впечатление на читателя, но. Ход показать героя положительным, обзывая его семьянином весьма старомоден и уж точно совсем не для этого предложения.
"Руфур" - отвратительно. Придумайте, что-нибудь получше.
"Мужчина гордится белобрысым потомством, каждый день целуя и обнимая свою жену Лидию Милан" - меня, честно, начало уже подташнивать. Перегруз с мимими, очень сильный. Розовый слоники - плохой показатель. Вы показываете стандартные и причем христианские ценности, выдаете их за эталон - семья, много детей, доброта, обнимай жену, вари суп... Короче, its boring! Очень, очень скучно. Я не представляю аудитории вашего творения. Разве что можно это выдать за детскую литературу, где и должны подаваться простые ценности, причем так наглядно, но... и детям это будет вряд ли интересно. Это из разряда кнута - когда родитель или учитель пихает книжку и заставляет читать. Обычно такое случается только с плохими книжками.
"И поэтому сейчас у Фали предвкушение хорошего завершения дня, но страх перед самим днем" - итак весьма неудачно началось наконец-то повествование конкретное с направлением какого-то временного вектора. Во-первых, поздно, во-вторых коряво. Не из каких предыдущих предложений не следует, что этот праздник "первый учебный" именно сейчас, а вы снова (да вас возненавидят!) ударяете читателя в лоб: СЕЙЧАС первый учебный день, понял? Так нельзя. Ваш позитив мучителен.
"Татимир" - к Руфусу. Или он татарин?
"отец тревожно смотрел на каждого из собравшихся и размахивал руками.
- Папа! Все будет хорошо,- мальчик встал на носочки и обнял разволновавшегося отца.
Милован Олик закрыл глаза, сделал глубокий вдох и выдохнул" - фейспалм. Нервный мужик-то.
"Это приходит в голову каждой маме и каждому папе. Так тяжело порой отпускать своих детей дальше крыльца" - спаибо, ваш КО. Этот добрый и грустный позитивчик навевает такую тоску, что аж невыносимо. СКУЧНО! Вы придумали нечто невероятно унылое. Конечно, на меня в любой момент могут накинутся защитники простых истин и пасторальных положительных сюжетов, но одно я знаю точно: у произведения должен быть читатель и чтатель должен быть доволен. ПРостой истиной сейчас никого не убедишь, более того - даже сложной истиной уже никого убедить нельзя, очень трудно быть небанальным. У вас - ситуация мертвая. Аудитория ваша чрезвычайно мала и, я вас уверяю, не потому что у вас элитное чтиво "не для всех".

+1 Спам
1 Содомит   (15.02.2012 18:52) [Материал]
Да, ну тут все ясно.

Мне это культурно-описательное повествование напомнило Фазиля Искандера. Вы бы почитали "Сандро из Чегема" например (да множно тащем-то любой рассказ про Чика и компанию), чтобы понять как нужно писать об изолированном народе и его обычаях, как это нужно преподносить и на чем заострять внимание.

Если не хотите, ну чеж, могу попытаться объяснить на пальцах. У вас проблема с детальным воображением. Ваши персонажи не запоминаются, ситуации невыразительны.

Вот возьмем к примеру Фали и Руфура. Для меня они совершенно одинаковые картонные профили. Вы не потрудились дать им даже минимальное внешнее описание, составить характеры и придумать замашки. Они абсолютно, невыносимо, удручающе формальны. Фактически едиснтвенное, что я знаю о Руфуре, допустим, это то, что он любит рисовать птичек. Я по этой его наклонности должен составить о нем целостное мнение?

Или же заявленная в самом названии Долина.

Есть на свете один красивый, полный жизни край с прекрасными и древними обычаями. Там журчит красивая речка богатая рыбой и жемчугом. Она разъединяет на два крутых берега Долину, убегая вдаль за высокие седые горы. Это удивительное место славится плодородными землями, на которых выращивают: хлопок, пшеницу, оливки, фрукты и самую большую гордость жителей – виноград. С рассвета до заката на плантациях трудятся фермеры, взращивая зерна. А после рабочего дня они не прочь выпить дома терпкого вина и растопить жаркую печку. Когда приходят праздники, фермеры оставляют работу, выкатывают бочки с вином из подвалов во двор и продают не дорого жителям всех городов Долины.

И все? Это все, что вы можете мне рассказать про нее, как местность? Про великолепную полную жизни долину, сказочную и неповторимую? Это пригород Крыма, а не Долина.

Вы обешали сказачность как впечатление. Вы ее не обеспечили. Самая обыкновенная школа, самый обыкновенный ручей через который ходит понтон, самое обыкновенное вино, которое пьют самые обыкновенные фермеры.

Слушайте, вам явно не хватает опыта и словарного запса, но вы замахиваетесь на крупное повествование. Вам тут любой ОПЫТНЫЙ или МАСТЕР скажет, не только я, что это заведомо беда. Вы просто еще не готовы к такой нагрузке. Начните с рассказа. С одного маленького персонажа. Выпишите его поведение, привычки, настроение в мельчайших подробностях. Все, что придет в голову, понимаете? То же самое с описанием пейзажей и местности.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи....читать правила
[ Регистрация | Вход ]
Информер ТИЦ
svjatobor@gmail.com
 

svjatobor@gmail.com