Короткое описание: Рассказ-приключение о детях и для детей
Городок Стрежевой затерялся в бесконечных сибирских лесах и с высоты птичьего полёта казался маленькой точкой на лице величественной и красивой, загадочной и суровой Тайги. Думаю, я не ошибусь, если скажу, что край этот наверняка в каждом вызывает чувство глубокого уважения и скрытого, неясного страха. Вот этот край и приехали покорять родители Маши и Ани приплыв сюда на грузовой барже по неширокой, но достаточно глубокой реке под смешным названием Пасал. Сёстры были в своих тёплых чёрных шубках и с сожалением смотрели на голый песчаный берег, покрытый крупной галькой. Они вспоминали как ещё несколько дней назад на «Большой Земле», как называли их Родину родители, они, греясь на солнышке, бегали среди пышных зелёных кустов сирени и черёмухи в лёгких летних платьях. А здесь, в мае месяце, они одеты как снеговики и дышат холодным освежающим воздухом. Первой очнулась Маша: - Папа, зачем мы здесь! Давай поедем обратно! Нам тут не нравится! -Да как же обратно, - ответил ей отец, - мы же только приехали. Посмотрите лучше, красота какая! А воздух какой! Просто прелесть. Но у девчат, как они ни пытались высмотреть где-то прелесть, ничего не получалось. Лишь монотонный тоскливый пейзаж смотрел на них со всех сторон, будто подсмеиваясь над их детской искренней непосредственностью и тая в себе ту загадку прелести, которую разглядишь не сразу, а увидев и поняв, уже не забудешь никогда. Высадившись на берег, они побрели по лысой песчаной дороге вверх к деревне, где родители купили дом. Вдоль дороги то и дело бегали трясогузки, прыгали воробьи, смешно наклоняли свои небольшие головки, бросали на приезжих любопытные взгляды, как бы говоря: «Здравствуйте, здравствуйте! Вам здесь понравится, понравится!» Через год сёстры уже знали все свои «владения» - а именно деревню, которая была опоясана дорогами и имела форму почти правильного прямоугольника, засеянного ровными рядами новых, крепких сибирских домов и имела всего 10 -15 улиц. С целой ватагой ребятишек они бегали по улицам, поднимая неимоверный шум и беспокоя родителей. Но сегодня было скучно: небо серое и вот-вот норовил пойти дождик. Дома сидеть не хотелось, и девчата пошли гулять. Выйдя за ворота они, по давно установленной договоренности, разбежались в разные стороны, чтобы выяснить, где и что есть интересного. Затем пошли на пустырь. Там, среди топких луж, паслась высокая чёрная лошадь, а рядом был крохотный жеребёнок. - Лошадка, лошадка, - стали звать Аня и Маша. - Иди сюда, иди. Лошадь подняла морду и внимательно наблюдала за ними. Сёстры присели, и стали дёргать траву. - Давай побольше соберём, - предложила Аня, не сводя глаз с Лошади. - Ей это понравится. А то наклоняйся каждый раз, ешь головой вниз. Неудобно, наверное. Набрав по охапке тонкой молодой травы, они медленно стали подходить к лошади. Но то ли лошади не нравилось угощение, то ли она волновалась за жеребёнка, но она отвернулась от них и начала брыкать задними ногами. Девчата сделали ещё несколько попыток привлечь к себе животное, но из этого ничего не получилось. - А давай, - предложила Маша, - мы сюда каждый день приходить будем и с ней знакомиться, так она к нам и привыкнет. - Давай, - согласилась Аня, - ведь не последний же день она здесь пасётся. Ещё подружимся! Но Лошади больше видно не было ни на следующий день, ни через день, ни через неделю. Девчата каждый день ходили на пустырь и даже собрали несколько кучек сочной зелёной травы, чтобы привлечь длинноногую красавицу. В конце концов, собранная трава пожухла, и ветер разметал её по пустырю. И вот, когда все надежды были уже оставлены и даже забыты, через высокие железные прутья забора детского сада Маша увидела белоснежного коня. Это был настоящий гигант, царственно шагающий вдоль ограды и щиплющий траву. Маша потихоньку направилась к сестре. - Аня, Ань, там конь, белый, большой, - прошептала она. -Где? - так же шепотом спросила Аня, превратившись в натянутую струну. -Там, вдоль забора гуляет, - и Маша ткнула рукой в сторону забора. Девчата отошли на самый край детской площадки, присели на оградительные разноцветные колёса и, вытянув шеи, стали за ним наблюдать. Им казалось, что это вовсе не конь, а сам белоснежный пегас спустился с небес, и вот сейчас он подойдёт к ним и их заветная мечта исполнится – они будут его гладить, обнимать и целовать в мягкий, нежный, тёплый нос. Время шло, а пегас почему-то к ним не шел. Ждать уже не хватало терпения. - Слушай, - сказала Аня, - а давай сами к нему пойдём, а? -Давай, только как? Нина Викторовна обязательно увидит, что мы с площадки ушли. Аня немного подумала: - А давай дождемся, когда она отвернётся. Вон к ней с соседней группы уже воспитатель идёт. Маша поддержала эту идею и они принялись взрыхлять землю под колесами, чтобы не привлекать внимание воспитателя, ведь они и так уже были под строгим надзором после того, как на прошлой неделе через дыру в заборе всех детей с площадки увели в ближайший магазин. В магазин, где работала МАМА. Что было, когда они вернулись! Лучше и не вспоминать… А дыру в заборе тут же заварили. Нина Викторовна отвернулась. Девочки спокойно поднялись и также спокойно, как бы прогуливаясь, направились к забору. Конь всё ещё бродил там. Некоторое время они стояли, прижавшись лбами к железным прутьям и заворожённо глядя на него. Потом опустились на колени и, срывая весёлые белые ромашки и зелёную траву, стали его подзывать. - Пойдём. Смотри, какие беленькие, вкусненькие. Конь и в самом деле оценил сладкие летние цветы и с удовольствием брал их из рук. Так, потихоньку срывая цветочек за цветочком, они неожиданно для себя подошли к воротам в детский сад. Ворота оказались не запертыми. Решение пришло мгновенно: «А давай его на площадку приведём! Вот здорово то будет!» Эта идея пришлась им обеим по вкусу, и они с воодушевлением принялись за её воплощение. Они открыли ворота и, протягивая траву к морде лошади, повели его на площадку. - Хороший, хороший, пойдём. С нами поиграешь, и травка там есть, - приговаривали они. Подойдя к детской площадке, они крикнули: - Смотрите! К нам лошадка пришла! Дети подняли головы и тут же повскакивали со своих мест, готовые броситься к лошади. Но тут над площадкой разнёсся надрывный крик Нины Викторовны и дети вросли в землю. От интересной беседы с подругой её отвлёк шум, и, обернувшись, она чуть не превратилась в соляной столб. Прямо перед собой она увидела неизвестно как сюда попавшего огромного белого коня, и лишь многолетний опыт работы в детском саду и понимание, что нельзя терять ни секунды, заставил её собрать все свои силы и крикнуть: - Стоять!- её лицо стало бледным, как полотно. Она смотрела на коня как на огромное страшное чудовище, появившиеся перед ней прямо из под земли. -Как он здесь оказался? - спросила она. - Он добрый, добрый, - наперебой стали говорить девчата. - Смотрите, какой он красивый и травку ест. - Как он сюда попал?! - повторила Нина Викторовна свой вопрос и в её голосе послышалась гроза. - Мы его привели, - признались сёстры, - чтобы все его погладили. Вот видите, мы его кормим, а он за нами идёт. Видя, что девчата вместе с конём надвигаются на неё, Нина Викторовна попятилась назад. - Быстро все на площадку, - сказала она. Оставшись один на один с Конём, Нина Викторовна некоторое время с осторожностью наблюдала за ним. Затем, взяв прутик, принялась его прогонять. Но гордое животное никак не хотело подчиняться: Конь вставал на дыбы, фыркал и бил копытами, но с места не двигался. Промучившись некоторое время и прейдя в отчаяние, она решила, что всё же легче с площадки увести детей. - Дети, за мной по одному, цепочкой, - обратилась она к группе. Дети шли за ней в детского сада и с сожалением смотрели на коня, которого им так и не довелось погладить. Когда все были эвакуированы, воспитатель задержала сестёр и строго сказала:
- Уберите его отсюда. Как привели, так и уводите. Нельзя ему здесь оставаться.
- Ничего она не понимает, - сказала Маша после того, как воспитатель закрыла за собой дверь.- Чего его бояться-то. Вон спокойный какой стоит, травку щиплет, - и, сорвав ромашку, протянула её Коню. Он взял цветок мягкими, тёплыми губами. - Да уж, точно, - подтвердила Аня и тоже сорвала цветочек и дала его Коню. Он повернул морду и смотрел на них влажными, тёмно-синими глазами, как-будто понимая всё, что они говорят. -Как ты думаешь,- спросила она,- он нас понимает? Маша посмотрела на коня и сказала: -Конечно, понимает. Мама с папой говорят, что лошади очень умные животные. Они даже в цирке выступают. Только вот говорить не умеют. - А жалко, - вздохнула Аня. Так, потихоньку переговариваясь, они дошли до ворот. Конь, как-будто понимая, что сейчас он расстанется со своими новыми знакомыми, остановился и внимательно смотрел на них. Конь был действительно большой и сильный, и девчата всё же немного его побаивались, поэтому до сих пор его ни разу не погладили. - Лошадка, можно мы тебя погладим? - спросила Аня. Конь продолжал стоять и, как им показалось, дружелюбно смотреть, как бы отвечая – «Можно, Можно». Тогда они протянули руки к его морде и гладили его мягкий, тёплый нос, лоб, покрытый жёсткой щетиной, белую, длинную гриву. В эту самую минуту осуществилась их заветная мечта, и в сердце появился ещё один друг. Друг на всю жизнь. Затем они открыли ворота и выпустили его. Конь пошёл по своим делам, а сёстры долго ещё стояли у ворот и махали ему вслед руками.
История интересная, но, честно говоря, не могу понять мораль. Для детей - самое то, но всё же... Чему этот рассказ учит? Думаю, прочитав, ребёнок не поймёт, что воспитатель пыталась уберечь детей, выполняла профессиональный долг. Для них она будет отрицательным персонажем. Ведь она не разрешила погладить коня, а он такой хороший... Смутила фраза "превратившись в натянутую струну". Как это?
Александра, добрый день! Благодарю за отзыв. Уже второй раз вижу Ваш комментарий и снова вы ищете глубокую мораль. С одной стороны это, несомненно, хорошо, но с другой стороны где же просто увлеченность, риск, дух первооткрывателя, готовность ломать установленные правила? детям это наиболее свойственно, и эти герои это делают. и если в этой истории "нет" морали, не значит, что из девчат вырастут аморальные люди. Мир состоит не из одной морали. Поэтому это просто рассказ, а не учебник хорошего тона. Это просто переживания, чувства детей. Таких рассказов много, и не только рассказов - "Эмиль из Леннеберге" чего стоит, что не глава - сплошное приключение мальчика проказника, одни подзатыльники от мамки да папки. И к "Пеппи длинный чулок", следуя такой логике, тоже можно придраться - брошенная папкой бунтарша, фантазерша, спорящая с учителями, подрывающая устои благодетельного общества, подначивающая детей. В конце приехал отец, надавал всем "злодеям"по шее и снова скрылся - дочке лучше одной? И супер ведь! В любом случае, благодарю. P.S.А мораль здесь всё же есть (может быть она вам и не понравится)- ради своей мечты стоит рисковать.
Спасибо за разъяснения. Я просто смотрю на это произведение со своей точки зрения. Если бы я была ребёнком, то даже бы и не задумывалась о морали рассказа. Но ваш комментарий многое для меня прояснил и помог посмотреть на рассказ с другой стороны.
И ваша мораль мне очень нравится. Наверное, я её просто упустила.