Короткое описание: Еще один рассказ из цикла "Про Мишутку".
Загадка
Мама давно обещала Мишутке, что летом он поедет к бабушке в деревню. Мишутка там еще никогда не был, но из детских книжек знал: деревня - это маленький деревянный домик с печкой, речка, лес, зеленый, луг полный цветов. А на лугу пасутся коровы с забавными телятами. Еще деревня - это поле, где растет хлеб: пшеничные и ржаные колосья.
Всю зиму Мишутка мечтал о деревне. Но зима казалось долгой, а жаркое, солнечное лето очень далеким. Он катался с горки, строил крепость из снега, играл в снежки, учился ходить на лыжах… И вдруг, в один из дней горка начала оседать, сделалась сырой и совсем не скользкой. Мишутка посмотрел в голубое небо, где ярко светило солнышко. «Это весна пришла!» - догадался мальчик и запрыгал от радости. А дальше дни полетели быстро-быстро.
Мишутка с мамой ехали в поезде, за окном мелькал бесконечный лес. Мама нарядила сынишку: на нем были новая рубашка с корабликами и замечательные шорты с большими карманами. От нетерпения мальчик никак не мог усидеть на месте, постоянно вскакивал:
- Мама, скоро?
- Скоро, сынок, уже скоро, - терпеливо отвечала мама в сотый раз и улыбалась. - Потерпи еще чуть-чуть, скоро приедем, а там нас бабушка на вокзале встретит.
Мишутка не очень хорошо помнил бабушку, потому что она только один раз приезжала к ним в город. Сейчас ему вспомнилась высокая старая женщина, с внимательными, строгими глазами и тугим узлом седых волос на голове. Мишутка бабушку побаивался.
И вот они приехали! Мама едва могла удержать сына, так он рвался вперед.
- Ух, торопыга какой! А маме помогать разве не надо? – вдруг услышал Мишутка над собой голос бабушки. – Посмотри, какие у нее тяжелые сумки.
Мишутка растерянно замялся на перроне, потом подхватил рюкзачок со своими вещами, смущенно поглядывая на маму.
Утро было ярким, солнечным. Один лучик, словно играя, пощекотал Мишуткин нос - мальчик проснулся. Сладко потянулся и рассмеялся. В деревне ему понравилось. Правда, он еще мало увидел. Но здесь был и дом с печкой, и корову бабушка показала. Оказывается, что домик для коровы называется «хлев» - легко запомнилось это слово - почти как «хлеб». А еще были маленькие поросятки, очень смешные. Жаль только, что мама уехала обратно в город, потому что ей надо на работу. Но бабушка оказалась вовсе не строгая. Она угощала внука пирожками и парным молоком. Постирала в тазу новую рубашку и шортики - не ругалась даже, что Мишутка перемазал их вареньем. А ночью, когда он испугался стучавшейся в окно ветки, погладила по голове, прошептала ласково: «Спи, внучок. Это ветер на улице разбушевался».
Где же сейчас бабушка? В доме было тихо. Мишутка огляделся. В комнате никого не было. На столе стоял кувшин с молоком, чашка с нарисованным петушком, что-то лежало в тарелке, заботливо укрытое полотняной салфеткой. Рядом был листок бумаги. Мишутка вскочил с кровати, подбежал к столу, взял записку и медленно, по слогам прочитал: «Ушла на покос, приду в полдень, за околицу не ходи. Бабушка».
Мишутка ничего не понял. Куда бабушка ушла? Что такое «покос»? А «полдень»? А «околица»? Папа говорил Мишутке: «Если что-то непонятно, старайся разобраться, рассуждай. Если встретил незнакомое слово, повтори его несколько раз, подумай, на какое оно похоже».
- Попробуем, - сказал Мишутка громко, чтобы тишина не казалась страшной. – Покос, покос, покос… Коси коса, пока роса! – вспомнилось ему. Покос похоже на «коса», или «косить»! Значит, бабушка ушла косить траву для коровы!
- Ура! – радостно закричал Мишутка и тут же сосредоточенно нахмурился, - Продолжим! Полдень, полдень, полдень… «Пол» - это в доме, то почему ходят… Нет, это не подходит. Еще «пол» это половинка чего-то. «Пол» и «день». Значит, полдня. А мама говорила, что полдня прошло, если пора обедать. Значит, бабушка вернется к обеду!
С «околицей» дело затянулось. Все что придумывалось, никак не подходило. «Кол», «лИца», - твердил Мишутка, но загадка не хотела отгадываться! Но ведь, очень хочется узнать, что это за слово такое волшебное – околица? Мишутка подбежал к тумбочке, куда вчера сложил свои вещи. Достал карандаш и вернулся к столу. Написал на листке, прямо под бабушкиным письмом: «о»,«кол», «лИца». Мишутка подумал и поставил между «о» и «кол» большую букву «У». Получилось неприятное: «укол». Мишутка не любил уколов, поэтому сердито зачеркнул это слово. Но буква «У» получилась большая и корявая, поэтому все равно выглядывала из-под обрывистых, неровных штрихов. Зато в глаза Мишутке сразу бросилось новое слово.
-У-лица, – пробормотал Мишутка. – Остались «о» и «кол», ничего, что он зачеркнутый. А вместе «около», если одну буковку добавить. Получилось «около улицы». Значит, околица - это, то что около нашей улицы… ну или за ней! Я всё понял! Дальше нашей улицы уходить нельзя! Мишутка запрыгал от радости, стал хлопать в ладоши! Он сам отгадал трудную загадку, сам во всем разобрался!
- Какой я умный! В школу пора! – похвалил он сам себя. – Вот осенью в первый класс и пойду! А теперь можно и подкрепиться! Мишутка налил себе молока в кружку с петушком, съел блинчики. Надел чистую рубашку с корабликами, шорты с большими карманами, и пошел на улицу, за которую уходить было нельзя.
Ну что ж, начнём как меня учили. Сначала положительное. Рассказ для детей - это очень мило и трогательно. Сюжет не заезженный и, главное, поданный легко, как весенний ветерок. Но пара тапок всё-таки будет. Описание того, что по представлению Мишутки есть деревня написано неплохо, но повествование чуть сбито. Смотрите сами: Всю зиму Мишутка мечтал о деревне. Но зима казалось долгой, а жаркое, солнечное лето очень далеким. Он катался с горки, строил крепость из снега, играл в снежки, учился ходить на лыжах… Только прочитав в третий раз, я поняла, что мечтал-то он о лете. Первые же два раза меня цепляла связка зима-лето-зима. Мне кажется, что лето надо перенести в одну сторону, зиму же в другую. Остальное же - пунктуация. Пропущенные крючочки, сделали своё дело.
- Попробуем, - сказал Мишутка громко, чтобы тишина не казалась страшной. – Покос, покос, покос… Коси коса, пока роса! – вспомнилось ему. Покос похоже на «коса», или «косить»! Значит, бабушка ушла косить траву для коровы!
После "ему" идут опять идёт мысли/слова мальчика? Видимо, да, потому что стиль изложения простой и детский. Иначе, рассмотрим второй пример:
-У-лица, – пробормотал Мишутка. – Остались «о» и «кол», ничего, что он зачеркнутый. А вместе «около», если одну буковку добавить. Получилось «около улицы». Значит, околица - это, то что около нашей улицы… ну или за ней! Я всё понял! Дальше нашей улицы уходить нельзя!
Первый пример - детская речь. И мы верим. А во втором примере слова "получилось" и "значит", и мы уже не верим. В целом, мелки цепки смяли общий "силуэт", но от этого платье не стало мешком.
Спасибо за позитивный текст. Надеюсь, вы воспримите критику как конструктивную.
Ремесленник: ну не знаю, моему сыну 7 лет и я каждое утро вижу его улыбку и сладкие потягуши Он всегда с радостью входит в новый день - капризов, или хмурости не было никогда, даже зимой. Вообще, этот рассказ написан с моего сына, поэтому путаницы с возрастом нет, в рассказе сказано: Мишутка будущий первоклассник.
Вероятно я не совсем точно выразился, я хотел заметить, что улыбаться и смеяться большая разница. Конечно, когда ребёнок просыпается и видит вас он будет улыбаться и обниматься. Но что бывает когда ребёнок просыпается один? Да ещё один в пустом доме? Можно предположить, что он встревожится. Но, это всё мои мелочные придирки.
- мальчик проснулся. Сладко потянулся и рассмеялся. - у меня трое детей, вот не припомню случая чтоб они просыпались и весело смеялись в одиночестве. Хотя...
С возрастом путаница, в школе не учится, вроде маленький однако его оставляют одного и он не напуган. умеет читать и писать... ребусы в уме решает...
зеленый луг(,)полный цветов. строгими глазами, и тугим узлом седых волос на голове. - лишняя зпт Но, ведь, очень хочется узнать - лишние зпт Чудесно. )) *блин, кажется, я начинаю повторяться* Такая немного наивная, по-детски трогательная история, мироощущение ребенка прорисовано замечательно. Он вообще хорошо получился, Ваш Мишутка, верится в него) Так что ловите пряник и пишите еще
Йожег: Почему именно "у"? Или это интуиция? Не интуиция, просто ребенок играл Что значит слово "полдень" я объясняла своему сынишке зимой, до этого он не знал, хотя мальчик умный. А ему семь уже, осенью в первый класс идет. Так что вы слишком переоцениваете возможности дошкольников
Здорово написано. Мышление мальчика неординарное. Впечатление от прочитанного хорошее, ощущение чего-то светлого, доброжелательного. Однако в некоторых моментах все же присутствует излишне часто употребляющиеся "уменьшительно-ласкательные" суффиксы. Милая и добрая детская сказка.
Понравилось, но есть пара моментов... Первый - быстрый переход к отсутствию бабушки, нужно слово "утро" или "проснулся" - иначе чувство потерянности есть. С околицей получилось излишне тяжеловесно, что называется "на грани фола", но за грань, Валентина, вы невыпали, так что можно посчитать эти мои слова - придиркой. Текст понравился, особенно понравилось то детское восприятие, что так замечательно прописано - есть должное ощущение, эмоциональная наполненность и главное - чувство некой первичности, то бишь читаешь и прямо таки чувствуешь - у Мишутки очень многое в первый раз и оттого ярко все, сильно. Рейтинг.
Ура! Произведение для детей! Только за одно это Вам, автор, плюсик от меня (если отзоветесь) Мне кажется, что тут больше подошло бы повествование от лица автора. Пересказ, а не взгляд со стороны самого Мишутки. Или наоборот, от первого лица. Но это, разумеется, всего лишь ИМХО. Сколько Мишутке лет? Как я поняла, лет пять, раз он читать и писать умеет. И в таком возрасте не знать слово "полдень"? Странно. И еще логика мальчика удивила:
Quote
Мишутка подумал и поставил между «о» и «кол» большую букву «У».
Почему именно "у"? Или это интуиция? В общем, хорошая очень детская история. С уважением.