Аквариумист продолжение Степень критики: на ваш взгляд
Короткое описание: Продолжение рассказа. Разговоры и впечатления.
ОЧЕРЕДНАЯ ВСТРЕЧА Время от времени я любил наведываться в мастерскую к Петру Дмитриевичу, посмотреть, как из-под его куцеобстриженной кисти на грубомелованном щите, появляются шрифтовые шедевры. Внимательно созерцая его кропотливую работу, я наглядно учился мастерству. Но к содержащейся в аквариумах живности я относился с равнодушным непониманием. С полным пренебрежением я поглядывал на рыбок в аквариумах, которые, готов поклясться, отвечали мне тем же. На одном дыхании, я проскакивал все четыре лестничных марша, открывал дверь и, вдыхая запах красок и столярного клея, попадал в ту заветную художественную мастерскую во фронтоне кинотеатра, в которой трудился этот удивительный человек. Всё здесь было до любопытного интересно. В глазах разноцветьем рябили краски в банках, одурманивающе пахло столярным клеем и лаком, со стен кричали и звали рекламные плакаты, по углам стояли огромные подрамники с натянутыми на них холстами, на которых искусная рука художника изобразила рекламы фильмов. Посреди мастерской творил чудеса на щите мой кумир: Макеенко Пётр Дмитриевич. Заворожённый, я, затаив дыхание, становился позади него, и с восхищением наблюдал, как из-под его волшебных кистей рождается декоративная радуга букв. Пробегало быстрое время. Постепенно мы привыкли друг к другу и стали друзьями. Петро не любил посетителей, делавших глубокозначимый вид, которые, однако же, сами, были профанами; но неузнаваемо менялся, попадая на настоящего любителя. Тут его словно подменяли. Таковых он встречал в позе древнегреческих философов, задумчиво уставив свой вставной стеклянный глаз в какую-то неопределённую точку. Другой, живой глаз буравил посетителя. Невозможно было понять, то ли он созерцает свой только что рождённый шрифтовой шедевр, то ли пытливо изучает тебя, как бы спрашивая про себя: «Что ты сейчас ляпнешь?» И вот, как-то однажды, когда, с момента начала нашей с ним дружбы, прошло уже порядочно много лет, в один прекрасный день, я снова, как обычно, переступил порог его мастерской. Я зашёл к нему во время его просвета в работе. Он только что закончил свою очередную рекламу, и уже обдумывал исполнение следующей работы. _А-а! Привет! Салют, коллега!!!_ бравурно, с пафосом поприветствовал меня Петро, бросив на меня мимолётный взгляд, отмеренный какой-то ничтожной долей мгновенья и небрежно выбросив куда-то в сторону руку с растопыренной пятернёй, другой яростно скребя себе затылок. Затем, отойдя назад, он оглядел свой только что рождённый шедевр, поглаживая свой впалый живот, и не отрывая своего натурального глаза от щита, затем, снова став в свою обычную, излюбленную позу древних мыслителей, спросил: _Ну что, дружбан, как дела? Как наша жизнь? Как наши успехи? _Отлично, замечательно, мы преуспеваем!_ бодро, в тон ему откликнулся я, пытаясь заглянуть из-за его спины на свежее произведение искусства. _Где же ты сейчас трудишься?_ снова для приличия спросил он, продолжая гладить живот, и сверля со всех сторон щит своим единственным уцелевшим глазом. Этим шаблонным обрядом он приветствовал всех, кто у него бывал. _Всё там же._ Как всегда однозначно ответил я, а сам с интересующимся видом подошёл к аквариуму. Постояв мгновенье, я покосился на Петра. Тот стоял всё в той же позе. Стеклянный глаз его оставался, неподвижен; второй, здоровый отчаянно бегал по изучаемой поверхности. Смущённо, я, вновь приступил к изучению рыбок. «Значит, говоришь: «Отлично, замечательно, мы преуспеваем!»_ внезапно опять заговорил он из-за моей спины._ «Отлично!»_ значит,_ «Замечательно!» Ну, раз_ отлично, значит, действительно_ отлично»_ мудро изрёк он._ А если_ замечательно, то давай тогда будем чай пить»._ Радушно предложил он._ «Я тут прямо перед твоим приходом чайник поставил. Давай подождём, только_ он, закипит». Я повернулся к нему. Он в последний раз взглянул на давно уже готовую рекламу, и начал готовиться к занятию со следующим щитом. И тут, вдруг, я обратил внимание (чего раньше сегодня почему-то не замечал) на его возбуждённое состояние. Он нервничал и явно был чем-то недоволен. «Наверное, с рыбками что-нибудь; или заболели, или передохли, или забыл покормить, или ещё что-то сделать»_ подумал я. Бывало, когда Пётр Дмитриевич уходил на выходные, то передавал уборщице подкармливать, оставлял включённым единственный имевшийся у него электрический насос, который он по очереди перемещал из одного аквариума в своей мастерской в другой, подсыпал корму, и что-то ещё делал. В его рабочем режиме было два дня рабочих, два_ выходных. За эти выходные, рыбки вполне могли остаться и без корма, и без свежего воздуха. Петро временно оставил подготавливаемый к обработке щит, и, тихонько попросив меня отойти и не мешать ему, начал хлопотать возле аквариума. Я уже хотел, было спросить: «А что же случилось? Почему ты сегодня в таком неадекватном настроении? Наверное, что-то с рыбками?» Но потом передумал, решив, что, если надо, сам всё расскажет. Но Пётр Дмитриевич продолжал хлопотать молча. Также молча, он подошёл от аквариума и вернулся к подготавливаемому щиту. Мне стало неловко, и я снова подошёл с изучающим видом к аквариуму. И тут, вдруг, какой-то бес толкнул меня под руку постучать, непонятно зачем, по стеклянной стенке аквариума костяшкой пальца. Жёстко раздавшийся голос Петра заставил меня вздрогнуть и обернуться: «Отойди от аквариума! Нечего баловать!» Я отошёл от аквариума и внимательно поглядел на Дмитрича. Зловеще сверкнуло стекло протеза, живой глаз сурово вонзился в меня. Встретив мой удивлённый взгляд, он отвернулся и опять занялся работой. Переждав немного, Пётр Дмитрич заговорил: «Только на днях, забегал ко мне один деятель. Тоже по стеклу стучал»._ Поделился со мной неприязнью мой стеклоглазый приятель._ «Ну, этот артист ещё чище придумал. Прибежал»,_ продолжал рассказывать Дмитриевич,_ «подошёл к аквариуму, а потом берёт, достаёт ключик, и давай им по стеклу барабанить. Ну, я смотрел, смотрел, не выдержал и говорю: «Ты что ж делаешь-то хоть?! А?! Ты что ж делаешь?! Ты лучше головой об стенку побейся! Пользы будет больше! Головой об стенку стукаться не пробовал?! Ну, так попробуй! Головой об стенку…, или молотком себе по башке подолбать._ Очень даже интересно. А то, чего ты», _ говорю, _ «железкой по стеклу бьёшь?!» Следом за этим, помещение наполнилось матерной бранью. С уст бравого мастера художества и верного защитника своих жабродышащих подопечных безустанно сыпались всевозможные проклятья в адрес этих «приходящих тут всяких». Ругался он на них удивительно здорово. Я остолбенел от крайнего изумления._ Прежде, за все годы нашей с ним дружбы, мне ещё ни разу не приходилось слышать, чтоб тот ругался матом у себя на работе. _А чего он хотел? Что ему надо было?_ в конце концов, оправившись от остолбенения, поинтересовался я. _Так, ума покупал!_ резко и невежливо ответил хозяин. Немного помолчав, он продолжил рассказ про того самого заходившего к нему на днях знакомого. «Слушай, Петро»,_ говорит._ «Да хочешь, я тебе за него пятёрку дам? Давай за пятёрку. Хочешь? Продай». Я засмеялся, но осёкся. Пётр Дмитриевич строго посмотрел на меня._ «Чего смеёшься?!» Ну, я его так послал вместе с этой самой его пятёркой, далеко-далеко, и даже ещё дальше. Он ещё и обиделся!_ «Да что ты, мол, он дороже не стоит»._ В общем, вижу, он и впрямь, в этом деле полный невежа. Говорю: «Тут у меня простая гуппи, самая маленькая дороже стоит. Одна!» Что ему говорить! Подумал, что загнул, чтоб цену набить. Тут он мне ещё и говорит: «Что ты меня за дурака держишь! Да на что ж она одна такая маленькая за пять рублей! Лучше я их, на что другое потрачу». А я ему говорю: «А не нужно, так ума не покупай. А по стеклу нечего бить! Додумался железкой по стеклу стучать! Много ли стеклу надо. Чуть только стукнул по стеклу, и трещина. Тогда меняй весь аквариум». Тот, несимпатичный Петру Макеенко, гость был явным невежей в аквариумных рыбках. Но хозяина возмутила не только невежественная неосторожность гостя, а ещё и то, что совершенно не разбиравшийся в аквариумном рыбоводстве, и не понимавший ценности рыбок человек стал доказывать никчёмность этого занятия, и предлагать продать ему рыб вместе с аквариумом совсем дёшево, оценив прекрасных пёстрых созданий ниже всякого хлама. Дмитриевич так возмущался, что слушать мне было не по себе. А потом ещё, вдруг, для украшения и придания крепости своему рассказу, так загнул выражением, что уши увяли бы даже у неграмотных людей, пасущих свиней где-нибудь на нашей самой отдалённой периферии, и ни разу в жизни ничего больше в глаза не видевших, кроме одной только своей родимой глухомани; а будь наделены слухом рыбы, в аквариумах его мастерской, то покраснели бы ещё больше. Я с уважением посмотрел на мелькавших в аквариумах хвостатых рыбёшек. Но настоящий мой интерес к ним лежал где-то глубоко на дне пропасти. В конце концов, отыскав ту самую маленькую гупи, я, ткнув в неё пальцем, поинтересовался: «Это вот эта чтоль пятёрку стоит?» Макеенко фыркнул как кот, сверкнув стеклом вставного глаза._ Какую пятёрку!»_ сердито отрезал он._ «Я же говорил: такая больше пятёрки стоит. На базаре я отдал за неё червонец. Да причём здесь вообще: сколько стоит. Что вы все всё приценяетесь? Ты посмотри только на неё. Какая красота! Кто понимает, и кому действительно нужно, о цене не спрашивает. А тут ещё меченосцы, скалярии, малинезии чего стоят. А дома у меня ещё дороже есть». Авторитет владельца рыбок резко вырос на моих глазах. Я стал, как никогда, внимательно разглядывать рыбёшек. Не просто_ внимательно разглядывать,_ изучающе к ним, присматриваться. Действительно. Каких здесь только не было! Какие расцветки, просто поразительно! А хвосты, а плавники! Самые разнообразные формы и расцветки. Тут были, и полосатые, и пятнистые, и белоснежные, и чёрные как египетская ночь, и с пышными хвостами, переливающимися всеми цветами радуги и свисающими до самого дна аквариума. «Я не продаю!»_ стараясь разочаровать, предупредил мои желания Пётр Дмитриевич._ «Если хочешь иметь, зайди на птичий базар. Там всякие». Я стоял разочарованный. Тут подошёл он и говорит: «Заведи аквариум. Сам сделай. Помнишь, я тебе ещё тогда говорил? А ты, наверное, всерьёз задумался об этом только сейчас». И вдруг, отошёл от меня в самый дальний угол своей мастерской, чтобы выдернуть в нём из розетки шнур электроплитки, и снять с неё закипевший и пышущий паром чайник. «Ага, ну всё, закипел мой чайник»._ Завершая все разговоры, сказал Петро._ «Садись за стол. Давай попьём чай молча. Не будем портить себе аппетит всякими разговорами.
ВОСПОМИНАНИЕ За чаем мне припомнился тот забавный случай, как когда-то давно, в каком-то незапамятном году, когда мы с Макеенко были ещё только недавно знакомы, а я ещё ничего не знал о его забавных страстных увлечениях, я, точно так же, как и теперь переступил порог его волшебной мастерской, и он точно так же меня поприветствовал в своей коронной позе, и так же угостил меня чаем, с той лишь разницей, что тогда он снял чайник сразу с моим приходом. Он накрыл на небольшой шкаф скатерть, одновременно служивший ему и тумбочкой и столом, и поставил на неё чайник с крепко заваренным чаем. Недолго думая, я составил ему компанию. Подкладывая себе и мне сахар, он начал что-то спрашивать. Но я, рассеянно, этого почти не замечал. Моё внимание привлекло совсем другое. Мастерская, на первый взгляд, казалась без изменений, но, ещё с порога, я почувствовал присутствие чего-то нового. Я, вдруг, увидел этот самый, новый предмет, присутствие которого почувствовал ещё на пороге. Это был причудливо оформленный аквариум. Средний по величине, он не занимал много места, и обрамлённый изысканно отделанным багетом, и отгороженный с боков шкафом и картиной, он стоял как в нише, и потому его было трудно заметить сразу. Как загипнотизированный, я, смотрел на эту диковину, всё по-прежнему, не слыша, что говорил Пётр Дмитриевич, подливая мне, ещё чай и подкладывая сахар. _Неужели ваш?_ с детской непосредственностью, недоумённо, спросил я. _Теперь мой._ Отозвался он. _Так, вы теперь аквариумными рыбками занялись? _Не теперь, а давно уже занимаюсь._ Неведомыми намёками парировал Пётр Дмитриевич. _Как же я его у вас раньше не замечал?_ недоумевал я. _Не замечал, потому, что его у меня ещё не было._ Как-то странно, как бы, про себя, засмеялся он. _Ничего не понимаю._ Вы говорите, что уже давно занимаетесь рыбками, и вдруг, сами же отрицаете и говорите, что аквариум появился у вас только-что._ растерянно и обиженно сказал я, чувствуя, что тот просто насмехается надо мной и моей дремучей неосведомлённостью. _Вот те раз!_ в свою очередь, изумлённо глянул на меня Пётр._ Да что же тут понимать? Ведь давно всё понятно. Ты что, разве не знаешь? Я давно аквариумными рыбками увлекаюсь. Только дома. У меня, их там столько, что места нет свободного._ И встретил мой недоверчивый взгляд. В моём понимании как-то не вязалось такое несерьёзное увлечение к художнику. В глубине души у меня уже закрадывалось разочарование в моём кумире. «У меня дома столько рыбок»,_ продолжал хвалиться тот,_ «что они меня наверно скоро выживут. А убирать жалко». Позднее, я прослышал от его знакомых о его, как сейчас бы сказали, доме-океанариуме, в котором совершенно отсутствует мебель, и его непредвзятом к ней отношении. Я ни во что не поверил, посчитав всё это сплетнями. И зайдя к нему в следующий раз, спросил его с серьёзным видом, словно прицениваясь к товару в магазине: _Дмитрич, а, сколько стоит такой большой аквариум? Тот посмотрел на меня видящим глазом, в то время, как стеклянный, будто ещё осматривал проделываемую работу, и, отвернувшись, спокойно, как будто, проще, чем на такие вопросы ему ещё не приходилось отвечать, сказал: _Да разве это большие. У меня дома тридцативёдерные стоят. Самые маленькие_ это вёдер пять. _Неужели! Где же ты их только держишь?_ удивлённо усмехнулся я. Никогда мне ещё не приходилось слышать от Дмитриевича, как он хвастает, а тем более_ врёт. Но тут закралось сомнение. _А вот так и стоят, в комнатах._ Насмешливо ответил он. Я представил себе унылый вид комнат, заставленных застеклёнными металлическими каркасами, и поморщился. Зачем такие огромные? И потом, где же у тебя мебель стоит?_ недоумевал я. _Мне эта мебель-рухлядь даром не нужна. Чтобы ею пыль собирать, да клопов разводить?_ саркастически заявил Пётр Дмитриевич, и добавил: _Мещанские пережитки! _Во даёт!_ восторженно подумал я. _Во-первых: у меня очень ценные рыбы в аквариумах живут, а во-вторых: ни один аквариум голый не стоит. Они у меня соответственно отделаны багетом. Я их сам отделывал. А багет у меня такой, какого ни у кого нет; хотя и самодельный. Орнаменты_ один на другой не похожи. Сам режу и формую. У меня не только много рыб разных в аквариумах, там и водоросли, ракушки, песок._ Гордостно похвалился он._ А ещё у меня клетки с птицами висят. Знаешь, как они поют? Душа отдыхает! Вот это настоящая природа! Красота!_ вдохновенно продолжал Пётр. Я поймал себя на том, что слушал его с неподдельным интересом, и с восхищением наблюдал, как он играл мышцами оголённого торса, и передвигался по мастерской, жестикулируя руками. И вдруг, он остановился вплотную передо мной и радушно пригласил: «Слушай! Да ты сам приходи ко мне домой. Там всё и увидишь»._ И глядя на меня в упор своим единственным глазом, положил мне руку на плечо и добавил: «Я тебе ещё многое покажу. Приходи». После этого я ещё узнал, что все удовольствия в жизни Петра Дмитриевича заменяла живая природа. Он увлекался певчими птицами, голубями, белками, сурками, белыми мышами. Но в особенности, он ничего не обожал и не признавал так, как аквариумных рыбок. Я всё продолжал и продолжал открывать Петра Дмитриевича, который после того, как я основательно узнал его хобби, однажды доверительно сказал мне: «Дело не в самом аквариуме. Я его поставил здесь не из-за дефицита домашней территории, а потому, что он служит отсадником. В него я выпускаю молодь. Но причём, молодь особую… Для выведения нового вида; и не просто нового._ Я хочу, чтобы он был в немалой степени красивым»._ Снова замолчав, он отвернулся к своему аквариуму. Помолчав, он снова обратился ко мне: «Я не только развожу аквариумных рыб, но ещё и занимаюсь селекцией, вывожу новые виды. Для этого я специально отбираю наиболее ценные уже существующие виды рыб. Мальков, которые у них появляются, я отсаживаю. Из них выводится ещё более ценная порода. Обычно ещё более диковинной расцветки. Я ожидаю от будущего потомства этих видов, самой неповторимой окраски и самых необыкновенных форм плавников и хвоста. Они ценятся, малыш, не только потому, что чудовищно красивы, но ещё и потому, что… знаешь, сколько надо, чтоб вывести новый вид?»_ Я отрицательно покачал головой. Я не только не знал, какие бывают виды рыб, но и тем более, не подозревал, что они выводятся._ «Лет пять. Вот какой труд нужно селекционеру, чтобы создать такое чудо. Я мог бы почувствовать большее в его словах, нежели не посвящать меня в подробности его хобби, в котором я совершенно не разбирался. Позже я понял, что он многого не договаривал. Какой-то магнетизм исходил от аквариума. На меня он действовал гипнотизирующе. Но, главное, что всё внимание фокусировалось на неотразимо красивых рыбках, с грациозно извивающимися хвостами и переливающимися багрянцем и золотом, в зависимости от направления внутреннего освещения, боками. Поражающе и неотразимо глядели на меня огромные, выпученные глаза, от которых я цепенел и не мог оторвать взор. Чем больше я на них глядел, тем больше они намагничивали моё внимание, приковывали меня к месту и парализовывали мою волю. Вдруг, всё исчезло. Занавеска, задёрнувшаяся рукой Петра Дмитриевича, вывела меня из оцепенения. «Ты что? Что с тобой?»_ тронул он меня и заглянул мне в лицо, и потом засмеялся тихим внутренним смехом._ «Эх ты! Ну, ничего. Со мной то же самое было, когда я в первый раз увидел телескопов. Я тогда ещё мальчишкой был, примерно, таким же, как ты». Но он и сам выглядел не намного лучше меня. Единственный натуральный его глаз блуждал, и в нём его выдавал какой-то скрытый огонёк одержимости. Я встряхнулся и отвернулся. «Вот. Ты тоже заведи себе аквариум с рыбками, если хочешь. Я тебя научу, как это сделать»._ И поток информации хлынул на мою голову. Непонятно откуда, он, вдруг, вытащил книгу с цветными иллюстрациями, на которых были изображены аквариумные рыбы самых всевозможных видов и в самых бесподобных нарядах. «Начни вот с чего»._ Поток информации лился на меня как из ушата. Я узнал, что рыбы не могут жить в одной и той же воде. Её надо постоянно менять. Надо иметь компрессор, чтобы постоянно обогащать её кислородом. Чем рыбы болеют. Чем питаются. Как разводятся. Сколько раз в сутки за ними надо ухаживать. Характеристика на подвиды. Их достоинства и внешность. Информация не иссякала. Продолжение следовало за продолжением. Пётр Дмитриевич говорил не останавливаясь, объясняя особенности каждой рыбы, и её функциональное назначение в водной среде. Далее, без передышки, он переходил на флору, объясняя, какие растения необходимо сразу поместить в аквариум. Информация о составе дна. В голове моей перепутались названия рыб и водорослей. Как я ни пытался удержать в голове самое важное, повторяя про себя, чтобы не забыть, я всё равно никак не успевал запоминать. Но он не позволял мне переспрашивать. Дмитрич без пощады продолжал. Он всё рассказывал и рассказывал. У меня перехватило дух, но Петро не давал мне передышки. Он не позволял задать ни одного вопроса. Моя голова разбухла от мешанины из названий. В ней окончательно перепутались лилии, барбусы, скалярии, малинезии, краснохвостые меченосцы. Я ухватился за самое последнее название, и так и повторял его до самого ухода от Петра Дмитрича.
Запомнил я только, как напоследок он мне сказал: «Хочешь, я помогу тебе сделать большой аквариум, во всю стену, как у меня? Но это потом. Сначала купи мальков, и посади их в банку». Уходил я от него ошеломлённым.
ДОМ Безудержно шли годы. Я всё по-прежнему продолжал наведываться к своему близкому приятелю аквариумисту-любителю Петру Макеенко в его художественную мастерскую. Всё менялось в пору с быстро бегущим временем. В мастерской Петра Дмитриевича появлялись всё новые и новые аквариумы, обрамлённые изящноотделанным багетом, коллекция чешуйчатых обитателей которых постепенно росла. Он покупал всё новых и новых рыбок; занимался селекцией, выводил новые, красивые и ценные виды. Дважды ему посчастливилось побывать за границей, на выставках новых ценных самовыведенных видов аквариумных рыб, в Польше и в Японии. Художник-аквариумист всё продолжал обучать меня основам аквариумизма. Мне уже не было от этого покоя. Узнав от его знакомых по работе его адрес, я стал приходить к нему домой. Придя в его дом в первый раз, я был поражён необыкновенным видом его прямо-таки сказочного жилья. От пребывания в окружении со всех сторон гигантских аквариумов, занимавших пространства, практически, от пола до потолка, и от одного угла стены до другого, создавалась иллюзия, что я нахожусь где-то в морском царстве. Всюду мимо нас проплывали поодиночке и целыми стаями мелкие рыбёшки и огромные рыбины, сверкая в глазах всеми цветами радуги. Если не больше, то половину дома занимала водная среда. «Люди живут среди воды! Как в подводной лодке. Вокруг них растут водоросли и плавают рыбы. Ну и чудеса! Сроду себе не мог представить ничего подобного»._ Ворочалась в голове мысль. Половина пространства каждой комнаты была занята аквариумами. На подоконниках тоже стояли аквариумы. На окнах ещё висели клетки с птицами; канарейки, попугаи, щеглы. По незанятому водой пространству помещений разносились их трели и чириканье. Казалось, мы находимся на дне морском, в каком-то подводном замке. Впечатления усиливали украшения жилища: обрамлявшие колоссальные сосуды багеты; отделанные украшениями углы стен и потолков; украшенные плиточными, изразцовыми, расписными, лепными и резными орнаментами полы и потолки. На кухне была печь, служившая кухонной плитой, а в холодное время года ещё и для отопления помещений. Она была чуть больше обычной стандартной кухонной плиты, и тоже выложена изразцовыми украшениями. Дом и впрямь был точно дворец в подводном царстве. «Ого! Вот это да! Ну, Дмитрич! Ну, ты и даёшь! (Я тогда к нему только недавно перешел на «ты».) Вот это аквариумы у тебя! Да лопнет, такой аквариум_ в доме наводнение, будет»._ Восхищался я. В нетесном помещении рядом с прихожей стояли ещё такие же огромные аквариумы. Но они были пусты. Там же были ещё большие стёкла и металлические детали для сооружения конструкций новых аквариумов. (Все аквариумы у него дома и на работе были исключительно самодельные. Тогда многие себе делали аквариумы сами. Соединяли металлическими планками пол и стенки из стёкол. Бреши заделывали цементом.) Стёкла у него были простые, нетолстые. У него дома надо было быть особо аккуратным, чтобы случайно не повредить стекло аквариума или гипсовый багет его отделки. Я сначала думал, что пустые аквариумы он тоже собирается наполнять содержимым, но, как он мне потом объяснил, они служили ему для замены уже действующих во время их чистки или ремонта. С течением времени они у него изнашивались, и он целиком заменял их новыми, которые тут же производил из специально заготовленных для этой цели материалов в том помещении. Когда я приходил к нему домой, дома у него, кроме его самого никого не было. Жена его в это время была на работе, дети_ возможно в школе. Из-за своей глупой нерешительности, я так и не спросил его, сколько у него детей, как их дела, где работает его жена, и ещё, судя по фамилии и формой имени, которой его звали товарищи, не относится ли он к малороссийской народности. Я просто боялся, не будет ли это малоэтичным, ведь в то время у нас такие разговоры: о семейном положении и национальной принадлежности мало приветствовались. Больше полагалось говорить о работе, трудовых успехах.
ФЕЕРИЧЕСКИЙ СОН Страсть Петра Дмитриевича меня обуяла. Мысли о рыбках не давали мне покоя. На протяжении целого месяца у меня пропали покой и аппетит, а сны были сплошными кошмарами. Всё это время моя голова была забита аквариумами с целыми сонмами прекрасных рыбок. Я постоянно вскакивал во сне посреди ночи и бежал к несуществующим аквариумам с рыбками. Мне снилось, что я завёл аквариум и забыл покормить рыбок, или они задохнулись. Потом являлся Пётр Дмитриевич и распекал меня. Затем он давал весьма содержательный инструктаж. Однажды, когда моя нервная система стала сдавать, а я стал уже похож на дистрофика, во сне опять явился мой злой гений. Мне приснилось, что я опять среди мириадов его пёстрых рыб. Это было подводное царство. За умонепостижимых размеров стёклами, подсвеченные мягким светом, в зелёной водяной стихии висели, шныряли, кружились, резвились, стремительно проносились мимо меня, мелькали, соперничая красотой расцветки радужные особи. Тёмными тенями проносились крылатые скалярии; стаи гупи, как светлячки, играли разноцветьем огоньков в тёмных углах ужасающей величины аквариумов, золотые рыбы и вуалехвосты пучили неотразимые, размером с крупные бриллианты, глаза и плавно шевелили огромными шлейфами хвостов, бархатно-чёрные и ситцевые, золотисто-оранжевые с металлическим блеском и огненно-красные пятнистые телескопы рябили в глазах, сверкая огромными цилиндрическими и конусообразными глазами. И ещё сотни тысяч неведомых тропических рыб в этих стеклянных водоёмах ошеломляли своей бесподобной и неповторимой окраской. Полосатые, пятнистые, жемчужные, с окантованными хвостами и сросшимися плавниками, с рогатыми головами и шарообразными телами_ от такого разнообразия у меня перехватило дух. Неутомимо сменялись лимонно-жёлтые, фиолетовые, голубые, красные, лиловые, нежно-розовые краски. Воистину праздник для глаз! Такой живой палитры цветов, обновлявшейся прямо на глазах, которую создала сама природа, мне никогда в жизни не приходилось видеть наяву. Дно диковинно украшали причудливые раковины. Разбросанный галечник создавал хаотическую мозаику. Под стать содержимому было обрамление чудовищной величины ёмкостей. Ваятели эпохи ренессанса позавидовали бы тем произведениям искусства, в которые заключены были все эти чудеса, каковыми, впрочем, являлись и сами те изумительные багеты. Каждый из этих аквариумов был с пятиэтажный дом. Рыб в них было целые миллиарды, каждая из которых была размером, начиная с человеческий рост, и, кончая в пять раз его превосходящими. Водоросли были настоящими лесными чащобами. Каждая песчинка_ целый валун. Раковины и каменья галечника_ как древнегреческие амфоры. Незаметно появился Пётр Дмитриевич. Он поманил меня и подвёл к самому оригинальному по форме аквариуму. В нём величаво обитали пышные рыбы с огромными выпуклыми и сверкающими огнём, как у кошки, глазами. Необозримые шлейфы хвостов, переливающиеся радугой и окантованные золотистыми полосами, волочились за ними по дну. Рыбы примагничивали неотразимым взором сверкающих глаз и разноцветьем наряда. Рыбы шевелили шлейфами, разевали рот и пучили на меня неотразимые сверкающие перламутром, как жемчужины или бриллианты глаза. Медленно к аквариуму подходил Пётр Дмитриевич. В руках он держал над собой огромную банку с чудовищными мальками. Он взобрался на аквариум по какой-то невидимой лестнице и одним повелением руки отворил верх; затем, осторожно открыл банку, и выпустил в аквариум мелькнувших золотистым блеском и радугой цветов рыбок. «Ты даже не подозреваешь, какая это рыба. Ей цены нет. Это самая редкая, самая дорогая и самая любимая моя рыба!»_ Завораживающим эхом разнёсся вокруг рокочущим эхом голос моего кумира._ «Это я её вывел! Я-а-а-а-а!»_ мягко и настойчиво провещал он и исчез в тумане. Я очень не хотел просыпаться. Мне до боли было жалко прощаться с таким необыкновенным сном. Я долго лежал с закрытыми глазами, но сон ушёл безвозвратно. Его сменили другие сны. Мне снилось, что я одержимо, с головой окунулся в деятельное занятие, что я всюду бегал не останавливаясь и не щадя живота своего, доставал мальков и корм для них, водяные растения и всякие принадлежности, и напрочь лишился покоя.
И снова меня мучили кошмары, будто что-то случилось с моими аквариумными питомцами, и я порывался вскочить и бежать к ним. В темноте я вскакивал, и блуждающими глазами смотрел, и никак не мог определить, где я нахожусь. Потом, наконец, поняв, что я в постели, обессилев, падал, и опять погружался в сон, чтобы вновь вскочить от мучивших меня кошмаров. Дела у меня совсем не клеились. Ещё далеко было до заветной цели, а я совсем измучился. Но я был настойчив и спешил завершить задуманное. Пасмурным утром следующего дня, совершенно обессиленный, я, решил зайти к своему знакомому, чтобы поделиться своими кошмарами, а про себя твёрдо решил выбросить навсегда из головы эту химеру с аквариумами, пока ещё хожу, и пока ещё могу справляться со своей работой. Ноги сами собой привели меня к Петру Дмитриевичу. Взбежав по маршам лестницы в его мастерскую кинотеатра, я остановился, приготовившись встретиться взглядом с его аквариумами, но неожиданно, первым делом, встретил его. Пётр, в знак приветствия, махнул мне рукой. По всем признакам было видно, что он пришёл чуть раньше меня. Вид его был возбуждённый. И не замечая в себе этого, он, вдруг, удивил меня своим вопросом, тем же самым, какой хотел задать ему я: «С чего бы это ты сегодня такой возбуждённый?» Не ожидая ответа, тот решительно взял что-то большое, завёрнутое в материю, и подошёл к аквариуму. Когда он аккуратно развернул ношу, я увидел, что это была банка, в которой мелькала неописуемой красоты маленькая рыбка, каких в этом аквариуме ещё не было. Я от удивления раскрыл рот. Это была та самая рыбка, которую я видел во сне. И точно так же, как в моём сне, Пётр, в позе совершавшего таинство жреца, невозмутимо и величественно, нёс эту банку к аквариуму, и привычным движением, открыв крышку, стал выпускать туда красавиц-рыбок. Нет. Он непросто их выпускал, он священнодействовал. Сон сбылся. Поражённый, я, молчал, и долго не мог выговорить ни слова. Я хотел рассказать ему сон, но, потеряв всякую волю, так и не смог. Пётр Дмитриевич сел, и долго, как заворожённый смотрел на рыбок. «Пётр Дмитриевич, а что это за рыбки?»_ несмело спросил я. Не поворачиваясь ко мне, он выговорил трудное японское название. Я переспросил. «Самки»._ Еле слышно сказал Пётр Дмитрич, и повторил сложное и неподдающееся моей памяти название. «А те, что до этих принёс, были самцы, но другой породы»._ И он произнёс слово ещё труднее, которое я не смог бы повторить при всём старании. «Если бы ты знал, что это за рыбка. Ты даже не подозреваешь!_ доверился мне Петро. И неожиданно повернувшись с горящим единственным глазом, сказал: «Им цены нет!!!» И воззрившись опять на аквариум, долго не мог оторваться от гипнотизирующего действия рыб. Наконец, сделав над собой усилие, он задёрнул занавеску. Встал и начал носиться по мастерской. «Хотя, во всяком случае, цену ей давали… На выставках в Варшаве и в Японии ей давали очень даже высокую… Даже в Японии…»,_ Говорил он с жаром._ «Разновидность, которую я принёс, могут оценить, … даже трудно назвать, … очень высоко… Но это ещё не всё. Мальков, которые появятся у неё, я отсажу. Из них выведется ещё более ценная порода. И, как я надеюсь, ещё более диковинной расцветки».
Извините, я полный чайник в этом деле... но стиль мне кажется СЛИШКОМ вычурным и, в то же время, не очень... правильным: такие выражения, как "Все здесь было до любопытного интересно", "пробегало быстрое время" и подобные как-то сильно смущают даже такого профана, как я. Интересно - и значит любопытно. И наоборот, любопытно - т.е. интересно. Время не быстрое, оно может БЫСТРО пробегать или медленно ползти.... а если уж оно пробегает, то коню понятно что оно быстро это делает. В общем, вот такие мелочи мне, извините, резали глаз во время чтения. Автор, не обижайтесь! Это только мое ИМХО, может я и не права...