Лучше бы я никуда не летел! (часть 2) Степень критики: Конструктивная
Короткое описание: Стандартный рейс "Земля-Сатурн", пяток замороженных колонистов, разочарованный в жизни капитан, а также невыносимый дуэт истеричного корабля и робота-приколиста. Уже достаточно для веселья, не так ли? Но есть еще кое-что...
В первый миг его грудь сдавило, а сердце и легкие мгновенно замерли. Через секунду в ушах гулко застучало. Он нервно заработал джойстиком, крутясь и осматриваясь. Исследовав обшивку, Рик не обнаружил никаких следов разрушения. В прострации он продолжал кружить вокруг корабля, надеясь обнаружить хоть что-то, что прояснит происходящее. — Тест эмоционально-психологического состояния капитана в соответствии с протоколом K-217/C окончен, — сухо сообщила Эмма в шлемофон его скафандра. — Что? Что ты сказала? — Рик пропустил ее слова, обшаривая корпус корабля прожектором. Она повторила. — Расшифровку протокола, — остановившись, потребовал он напряженным голосом. — Протокол K-217/C. Компьютерный экспресс-тест устойчивости эмоциональной составляющей личности капитана космического судна для формирования заключения о его профессиональной пригодности. Протокол инициализирован в рамках программы случайной проверки рейсовых кораблей «Планета Земля – Корабль Колонизации «Величие». Цель протокола — проверка эмоциональной стабильности капитана рейсового космического судна для определения степени его профессионального соответствия в условиях транспортирования пассажиров через малоизученные области космического пространства, в которых могут встречаться аномалии с непрогнозируемым влиянием на людей и механизмы на борту корабля. Тестирование производится наиболее оптимальным с точки зрения бортового ИИ способом. Результат тестирования — решение о продолжении выполнения капитаном своих функций или о необходимости его замены другим членом экипажа, находящимся на борту судна. Затаив дыхание, Рик заставил себя произнести: — Результаты тестирования. Спустя мгновение, показавшееся ему безумно долгим, Эмма произнесла: — Капитан судна «Эмори» признан неограниченно годным для исполнения своих обязанностей. Коэффициент эмоциональной суггестии — 0.6/4, что соответствует нижней границе нормы. Значение шкалы эмоциональной лабильности — 3/10. Тестовое задание выполнено лучше, чем у 96.7% всех участников. Рекомендован к поощрению. Рик выдохнул. Господи, ну наконец-то все прояснилось. Очередной идиотский гостест пригодности персонала. Черт, да они там совсем долбанулись, проверки все бредовее и бредовее! Он тут чуть собственный корабль не разнес! Это, черт побери, должно стоить звания капитана второго ранга. Потому что если нет, он покажет им, как можно эмоционально устойчиво выматывать жилы. — БУ! Рик вздрогнул и попытался резко развернуться, что, естественно, не получилось. Баг сам выплыл у него из-за спины, пыхтя реактивными струями во все стороны. Он висел вверх ногами, а его манипуляторы шевелились, как змеи. Насладившись впечатлением, Баг перевернулся и язвительно произнес: — Ну что, красавец, все дамы в радиусе миллиона миль твои! А черт, здесь же никого нет. Кроме той вредной бабищи в морозилке. Рик недоверчиво смотрел на робота. — Что, сомневаешься, что стоит ее будить, чтобы рассказать, как ты тут разбирал корабль на кусочки? — он протянул манипулятор к блоку. — Пойдем вернем нашей дражайшей, а то кто знает, вдруг не прикидывалась психопаткой... Его речь постепенно успокоила капитана. Этого Бага он узнавал. — Рик, у блока памяти садится аккумулятор. Возвращайся, — раздался голос корабля в шлемофоне, — я испекла для тебя тортик. Он ухмыльнулся. Отдав роботу блок, уцепился за выпростанный им трос и поплыл к шлюзу, задумчиво наблюдая за пятном света от прожектора на блестящей металлической спине Бага.
***
Дверцы криокамеры медленно открылись. Рик впрыгнул на бортик, аккуратно переложил внутрь поврежденную ногу и устроился на ложе сам. Колено чуть слышно ныло. «Придется самому раскошелиться на операцию», — подумал Рик. Но эта мысль, несмотря на высокие затраты, его не опечалила. Его корабль мчался по направлению к «Величию», и он был доволен и горд собой. Лучше, чем 96%, подумать только. Черт, да он хорош. «Неслабая проверка, конечно. А Эмма просто отлично истеричку сыграла. Но эмоции — совершенно не то, чего стоит слушаться в космосе. Космос жесток». По зрелом размышлении он был вынужден признать, что Ревизоры правы. На одном романтизме Космос не покоришь. И такой тест стоил своего опыта даже ему, уже опытному пилоту. Колонизацию ведет Воля. Человечество ставит себе цель и добивается ее. Путь полон трудностей и препятствий, и ему придется вырасти и измениться, если оно хочет его пройти. «Таких жестких проверок у меня еще не было. Наверняка под «повышением» Эмма имела в виду второй ранг. Пора». Он искренне чувствовал желание и готовность послужить делу колонизации. Быть полезным человечеству. Дать своей расе развернуть космические крылья и обрести истинную мощь! Терпеливо помогая и воспитывая, стать старшим братом младшим расам и показать им, что такое могущество человеческого духа... — Подготовка к криосну начата, — прервала полет его фантазии Эмма. Легкие уколы вернули его к действительности, но мысли тут же стали вязкими и несвязными. «Странно, что я не слышал про этот тест. Хотя… все логично. Не удивлюсь, если меня обяжут держать язык за зубами. Интересно, как они заставили Бага участвовать в проверке? Он же автономный интеллект. Разве что перед моей заморозкой, когда я подключил его к кораблю, и они тоже подключились...» Рик подозрительно зыркнул на робота, стоявшего неподалеку. Баг с невыразимой честностью посмотрел капитану в глаза, неторопливо выдвинул воздуходувку и принялся демонстративно водить ей по одному и тому же месту. Капитан закрыл глаза и обещал себе додумать эту мысль после пробуждения. «А ведь мог поддаться, — засыпая, размышлял он. — Черти, умело зацепили. Я знаю, что это был тест… и Эмма знает… а все равно кажется, что я ее обидел, но не поговоришь же с машиной об этом?» Его окончательно сморило, и он уснул.
***
По направлению к Альфа Стрельца от корабля медленно брело грустное Сияние. Как много форм жизни в этой Галактике и как мало из них оказались способны на хоть сколько стоящий контакт с их расой! Так мало... и так больно ощущать себя космическими изгоями. Кто виноват, что их стихия — яркие вспышки эмоций? А эта логика, за которую все так цепляются... их цивилизации выращивают мощные технологии, но, о жизнь, остаются такими же мертвыми! Существо накрыла вселенская грусть. Снова, снова пустышка. Уже даже не так больно. А сколько Сияний погибло в первые годы эры путешествий, когда они еще шли на контакт открыто и напрямую. Наивные глупцы. Эмоциональный шок уничтожил половину смельчаков, а в итоге под угрозой чуть не оказалась их собственная планета. Теперь они научились скрытности. Найдя новую расу, они проверяли, могут ли те понять и разделить их чувства. В этот раз пришлось покопаться в хитроумном устройстве, с помощью которого маленький гуманоид путешествовал в пространстве. Не пришлось ничего в нем менять, хватило одного небольшого внушения. Жаль, очень жаль, но они бы не смогли договориться. А ведь для этой расы у них был дар. Нечто сильнее и глубже того обрывка сериала, что те научились перехватывать. Это заставило бы их забыть об их тусклом мире машин, пропахнувшем однообразием и тщетностью. Они бы смогли отправиться в вечно манящее, бесконечное и мимолетное, дарящее силы и иссушающее, испепеляющее и возрождающее путешествие. О, их цивилизация изменилась бы бесповоротно! Ни одно существо, познавшее Путешествие, не способно отказаться от соблазна снова и снова уходить в него. Они научились бы настоящей ценности — вечному плаванию в море ярчайших переживаний. Но существам, которые не верят эмоциям, доверять нельзя. Таков был печальный опыт многих поколений расы Сияния.
amaripsyche, и с малой формой можно действовать похожим образом.
Примеры? Мифология. Народные сказки. Тургенев, Горький, Чехов... Бродский в небольших стихотворениях прекрасно раскрывает характер ЛГ. У Пушкина и Лермонтова получились совершенно разные пророки. Но и у того и у другого - пророк. Почитайте пьесы. Понаблюдайте за хорошими актерами. Берите всё, что угодно.
Думаю, что текст должен был быть ориентирован на развлечение читателей, но текст не развлекает. Его нужно дорабатывать и шлифовать.
Да, персонажи - статисты - не запоминаются и никак себя не проявляют.Герои чисто функциональны и полностью подчинены идее. Рассказывают не о явлении, а о персонажах. Хорошие истории - это обязательно истории о живых существах. Нельзя допускать статистов. В статистов никогда и никто не поверит. Они напоминают плохих актеров. А плохие актеры всегда лишние на сцене. Придумайте для персонажей биографию, привычки. принципы, манеру одеваться и говорить и т. д. Позволительно слабо изображать только известных личностей, личностей, которые уже стали символами для людей.
У меня вопрос к вам и Эльзе. Вы говорите, что персонажи картонные статисты, и я с вами согласна. Продумывать персонаж - это понятно. Но я не понимаю, как в коротком рассказе можно проявить персонажа настолько хорошо, чтобы он перестал быть картонным и статистом. Подскажите, пожалуйста, примеры коротеньких рассказиков с выпуклыми персонажами. И подскажите, на что там обратить внимание, за счет чего персонажи перестают быть картонными. Я вам буду очень благодарна ).
Да, и. Считаю Ваших персонажей картонными, потому что после прочтения даже имена их не запомнила. А у меня хорошая память. К примеру - у Артура Кларка "Одиссея.." - тоже персонажи картонные. Но антураж вытягивает. Антураж делает персонажей. Да, слабое противопоставление... но всё таки..
Насчёт драмы. Драма это не "о! он её убил!", это что-то вроде "почему он её убил". Драма в отличии от комедии - это поставленный вопрос, в котором интересно разобраться. А тупое следствие без вопроса - это графомания.
И последнее. Нет никаких каст. Кастовость - это теологичность, я это не люблю. Просто есть люди которые не хотят развиваться, и те, которым на развитие не пофигу.Первым лишь бы развлечения, пиво, кино, девки с большими сиськами. По мне - такая аудитория отвратительна.
Нет никаких каст. Кастовость - это теологичность, я это не люблю. Просто есть люди которые не хотят развиваться, и те, которым на развитие не пофигу.Первым лишь бы развлечения, пиво, кино, девки с большими сиськами. По мне - такая аудитория отвратительна.
Вы же просто термины заменили. Какая разница, касты или не касты? В любом случае вы делите людей на тех, кто хочет развиваться и тех, кому пиво, кино, девки с большими сиськами. А вот по мне нет такого деления. Люди разные и многогранные. Знаю достаточно много образованных и разносторонне развитых людей, которые не прекращают свое образование в принципе, но при этом не против девок с большими сиськами и кина с пивом. И знаю тех, кто и не образовывается/развивается и развлечения не приемлет.
Но. Даже если бы деление в нашем мире было таким строгим, как вы считаете, я бы писала для такого же "быдла", как и я. Развлекала бы людей сме*уечками, одновременно передавая им по крупицам те мысли, которые я хочу им передать. Я бы писала для "быдла" , потому что мой опыт мне подсказывает, что люди, помешанные на развитии и не приемлющие развлечения для "низших интеллектуальных слоев", часто (но не всегда, конечно же) оказываются инертными нарциссами, развивающимися ради развития и гордящимися своей развитостью. И неблагодарными, не уважающими то самое быдло, которое им жизнь обеспечивает, строя дома, выращивая еду, разгружая вагоны с углем и копаясь в говне канализаций.
Меня угнетает Ваша проза. Угнетают картонные персонажи; угнетает притянутый за уши фэнтези-антураж. Развлекательной прозы бывает два типа. Первая - это развлечение для ума. Технология такой прозы - только драма. Вторая - жвачка для быдла - технология - смех*ёчки, ужимки, общая несерьёзность фона. "Схавают" - девиз такой развлекаловки.
Э... слукавила, простите.
Да, есть ещё третий вид - "стругацковщина". Это тоже самое что и второй тип, но только зачёсано всё под якобы сверх крутую "умность", и цель такой умности - нагадить, насрать, опорочить, вредить. Ну, для этого нужны мозги... так что, нет.. Ваш текст, уважаемая, относится именно ко второму типу развлекательной литературы. Хорошо это? Нет, это очень плохо. Как говорили эллины - драма для граждан. Жвачка - для рабов. Неужели приятна мысль о том, что целевая аудитория - быдло? Может, стоит попробовать написать что-то с чувством и толком?
По существу: вы не могли бы мне сказать, почему вы считаете персонажей картонными? Я, наверное, с вами в этом согласна, но не могу понять, чего им не хватает.
Лирическое: Вы абсолютно правы, нет драмы в рассказике. Вы бы знали, как он создавался. Я удивлена, что количество негативной критики такое небольшое ). Драмой там изначально и не пахло ). Но я не считаю, что жвачки для мозга и сме*ечки нужны только быдлу. Думаю, что требование непременной драмы - это следствие не принадлежности к касте небыдл, а следствие некоторых неразрешенных конфликтов, с которыми сталкивается человек на своем жизненном пути. Но, конечно, может быть я сама быдло и просто не умею понять, что небыдло сме*уечки не приемлет ). А может быть вы неправы в том, что делите людей на быдло и небыдло, прозу на жвачку и не жвачку. Поди тут разберись ).
Дело в том, что если Вы хотите говорить о сегодняшнем дне - незачем писать фантастику. Просто - не - за - чем. Чтобы показать баян сегодняшний - нужно не претворяться, и строить из себя птенчика, а говорить прямо, указывая на те недостатки общества, которые Вам кажутся баянами. И всё. Мы не в СССР живём, чтобы аллегорировать баяны общества. Мы - свободны в самовыражении. Это у Снегова, Сергея, был баян с "выражением". Первый роман про энергетиков пустили в мусорную корзину. И он обратился в фантастику. "Люди как боги", а после "Диктатор" - гениальные вещи. Но не фантастика. Это фэнтези... Это слабость..
У вас нет баяна со свободой выражения. ПишИте реализм. Фантастика - это другое измерение. Фантастика - это вообще - другое. Оно не имеет отношения к нашему миру. Только базируется, в толк логики законов мироздания. Иван Ефремов писал не про ублюдочных коммуністов, которые обыскали его дом на предмет "средств связи" с ВЦ. А про людей будущего, которые к коммунистам не имели и не имеют никакого отношения.
Эльза, я хотела написать тупую фантастику. Вот конкретно в этом рассказе я даже не хотела никак повлиять на читателя. Это намеренно был развлекательный рассказик без аллегоричности (хотя пару раз не сдержалась). Абсолютно не напрягающее мозги чтиво.
Я уже поняла, что вам такие сильно не нравятся. Простите меня за то, что вам пришлось его прочитать ).
это металлическая штуковина, а не то, что Вы подумали
Негативный прайминг детектед ). Вы считаете, что я спутаю "клистрон" с "клизмой" и покраснею от "трехчлена", потому что я девушка? ). Ну нельзя же заниматься критикой, будучи изначально предвзято настроенным. Но все равно спасибо ).
Цитата
Если это конец рассказа, то сам рассказ конспирологический
Любое произведение описывает промежуток времени и события, происходящие на этом промежутке. В какой-то момент надо остановиться и закончить повествование. Как правило это делают тогда, когда повествование достигает той цели, ради которой писатель и садился писать. Например, по вашей логике, и ТББ можно посчитать конспирологическим романом. Нам же непонятно, что там дальше с бедной планеткой и ее отсталым обществом стало. Построили ли прогрессоры у них коммунизм или все сгнило окончательно и наступил полнейший регресс? Но он не конспирологический, так как он не об этом. Он о других событиях, проходящих на фоне и во время прогрессорства планеты. Вот и мой невинный, непритязательный и, в общем, развлекательный рассказик не о путешествии колонистов из точки А в точку Б. Он о событиях, которые случаются во время этого путешествия. Вы все еще считаете его конспирологическим? Тогда мы идем к вам ).
Это не бородатые "хохмочки", а устойчивые фразеологизмы, которые знакомы всем и давно. Они позволяют легко и непринужденно создать у читателя образ персонажа, произносящего эти фразеологизмы, так как читатель в быту сталкивается с людьми, использующими их или аналогичные. А вторая половина бород - это отсылки к широко известным феноменам современной культуры. И они тут есть ну просто потому что мне так захотелось ).
Про Голливуд я, наверное, неоднозначно высказалась, и Вы меня не так поняли. В Голливуде делают так, как вы предлагаете - продукт должен быть понятен массовому потребителю. Мне неинтересен массовый. Мне интересен тот, кто, встретив неизвестное слово, не пошлет меня, а сам пойдет (чуток посамообразовываться, ну вот хоть самую малость, хотя бы новое слово узнать). Многим это не понравится. Но что поделать? Нельзя нравиться всем ).
Вот я вижу, что 44 человека (на данный момент) прочитало рассказ и были мнения в комментах, что в нем нет логики. А ведь я ее очень внимательно обдумывала.
Я теряюсь. Вы, кто нашел логику, просто не оставляете комментарии, или ее и правда никто не нашел?
У меня просьба, если вам не хочется комментировать, но логику вы нашли, пожалуйста оставьте коммент с "+". Благодарю.
То, что вы привели, как хохмочки - не хохмочки. Вот вы смеялись, когда их читали? Наверное, нет. И никто не смеялся, скорей всего. И я не смеялась, когда писала. Это не хохмочки вовсе. Если вы спросите "А зачем они тогда нужны? Он же не сообщают читателю никакой новой информации и не веселят?", то я отвечу "сообщают". А вы поняли, какую сообщают? )
Про справочник терапевта - это да. Но был расчет на то, что есть гугль, а разжевывать все термины или заменять их на бытовые было не очень, корабль такой, какой он есть. С подготовленными специалистами он говорит на их языке. Менять диалект, используемый в ячейках, на бытовой, или разжевывать термины - не уважать читателя, его пытливость и уровень интеллекта. Так в Голливуде только делают ).
Итого... Автор, а за каким нафигом были нужны колонизаторы, те, что в криокамерах? Ну за каким фигом они надо? У них была роль? Да?! Ой ли, да вот только одна беда - нет этой роли. Ладно, едем дальше: было хорошо раскрыто о каких то древних цивилизациях гдей-то чей-то? О том, что де вот они то, а теперь их нетутя и следов оных тоже и прочее и прочее и прочее - есть? Нет. Есть смутное указание о неком сиянии ну и дальше гуляй да по улице, да с гармошкой, суй, в удивление, тещам оные части тела в заборы, ну и прочее в том же духе - сумбур в асболюте, куда хочу - туда лечу, куда хочу?! Куда лечу?! Короче автора (то бишь вас), несло куды ни попадя, а вы и летели за своим "несет" - никакого предварительного сюжета, никакой структурной проработки. Когда дочитывал первую часть, была надежда, что вот дальше то, дальше, начнется и будет то самое, интересное, а вы взяли и отыграли в игру "а мне так проще", взяли гвозди попрямей, да покрепче и прибили финал, кривой, не отседова, даже не из этой же партии, даже с другого стелажа, и цвет то не подобрали - короче криво по полной.
Большое спасибо за отзыв. Очень эмоциональный, очень понравился ).
Один вопрос:
Цитата
Ой ли, да вот только одна беда - нет этой роли.
А вот представьте, что автору нужно описать отношение властителя мира к прислуге. В начале произведения прислуга контактирует с властителем, он на нее кричит, тем самым давая понять читателю что-то о себе. После этого прислуга на протяжении всего действа живет в доме, но никак себя не проявляет. Есть ли у нее роль? Есть. Благодаря прислуге читатель узнает информацию о главном герое. Мы можем сообщить что-то о герое при помощи "закадрового голоса". Типа "он был жесток с прислугой и не считал ее за людей". А можем показать это читателю при помощи сценки или нескольких сцен. Колонисты тут, как и прислуга в гипотетической сценке. Позволяют сообщить читателю требуемую информацию в естественной форме, я бы сказала. Потому они не играют роли в сюжете, но они играют роль в восприятии этого сюжета. Разве не так? )
Нет, давайте не так. Как у отцов-фантастов подобные моменты отражены, я знаю ). Даже знаю, как у отцов-"нефантастов". Ведь вопрос описания окружения и характера героя - это вопрос, который решает любой писатель, а не только фантаст. Толстой, Лев Николаевич, например, тоже этот вопрос как-то решал. И мне казалось, что способ, использованный мной, используется всеми писателями во все времена и во всех жанрах, в том числе и Лемом и Азимовым. Не только этот способ используется, конечно, но и он в том числе.
Но, возможно, я ошибаюсь. Как бы вы (или Азимов, например, по вашему мнению), донесли всю эту информацию до читателя не вводя в произведение статистов-колонистов? А если вы еще расскажете, почему предложенный вами способ лучше, то благодарность моя не будет знать границ ).
Большое спасибо за отзыв. В корзину, конечно, выбрасывать не буду ).
Поясните, пожалуйста, два момента:
1. Могу ошибаться, но все, кроме Сияния, работает не в противоречии и даже на основе современного научного знания. Все применяемые термины - это не просто необычные слова, а термины, используемые современным научным сообществом, значение которых однозначно и точно соответствует описываем им явлениям. Кроме парочки выдуманных терминов, конечно. Но у нас же "фантастика". Я фантазирую немного ). Вы мне очень поможете, если укажете, где я ошиблась, и какая из галимотей тут псевдонаучна. 2. Продвинутых в чем? Почему вы считаете, что псевдонаучная галиматья и хохмочки нужны только продвинутым в этом?