Тест Степень критики: Разорвать в пух и прах. Желательно более детально описать ошибки.
Короткое описание: Первая глава.
Глава 1.
То было
прохладное весеннее утро, солнце только еще вставало из-за горизонта, а
ласковый майский ветер нежно покачивал стебли травинок на невспаханных полях.
Мы с Джимом ехали по проселочной дороге в сторону города, все дальше удаляясь
от дома. Джим вел автомобиль, наш старенький «Форд» на антигравитационной платформе,
который наша семья купила еще лет десять назад, и уже тогда он считался
раритетом.
- Джим, а как будет
проходить комиссия? – на протяжении нескольких месяцев это самый задаваемый мною
вопрос, и похоже моего брата это стало выводить из себя.
- Ты же знаешь, я не
могу рассказывать.
- Да ладно, Джим,
расскажи хоть сейчас, – не унимался я.
- Хочешь знать? Тебя
посадят в огромную прозрачную колбу, на подобие тех, что у тебя в комнате
стоят, и с каждым неправильным ответом будут наполнять ее водой. А потом, когда
ты начнешь идти ко дну, тебя выловят из нее и бросят в тюрьму.
- Иди ты! – меня
всегда раздражало чувство юмора моего брата. Особенно, когда в свои шуточки он
вплетал, мое любимое занятие – химию. – Мне через час проходить Тест, а тебе,
похоже, наплевать, пройду я его или нет.
- Знаешь, Ренди, мне
всегда было не понятно: действительно ты глуп или претворяешься? Ты же знаешь,
что еще ни один человек не прошел его с первого раза. С чего ты взял, что тебе
это удастся? Ты кроме химии ничего и не читал. Ты брал в руки книги по
философии, биологии, литературе?
- Да, брал! – повысив
голос, сказал я. – К твоему сведению, я прочитал половину из всех книг нашей
библиотеки.
Что в принципе было правдой лишь отчасти,
ибо, не одной книжки я так и не дочитал. А ведь должен был! Как ни крути, пока
не сдашь Тест, от тебя не отстанут. А пройти его можно было лишь одним способом
– читать все книги, что под руку попадутся. Даже ежемесячный журнал «Садовод»
мог помочь. Как говорится: «3нание -
столь драгоценная вещь, что его незазорно добывать из любого источника».
Конечно
же, я понимал всю ответственность данного мероприятия, коим являлся Тест, но
все же не спешил становиться книжным червем и глубоко зарываться в страницы
учебников. Ведь лень всегда идет впереди меня.
Я не боялся
завалить Тест. Тем более что, его, как верно подметил Джим, еще никто с первого
раза не проходил. Да и честно говоря, до тех пор, пока не окажешься в самом зале
комитета, можно лишь строить догадки относительно того, что тебя там ждет.
- Вот поэтому ты и не сдашь, – хладнокровно
произнес Джим, разворачивая автомобиль и выезжая на шоссе, в конце которого уже
показался город.
- Почему?
- Мне не хватило и
всех книг в библиотеке, чтобы сдать, также как и родителям.
- А если они зададут
именно те вопросы, ответы на которые я знаю? Ну, как в том очень старом фильме
про индийцев. Что тогда?
- Тогда тебя заберут
власти, и будут ставить на тебе эксперименты, чтобы узнать, в чем причины твоей
везучести.
- Ясно. – Сморщив
лицо в жуткой гримасе, ответил я.
Джим не плохой парень, но вот юмор у него
специфический. А ведь помню, когда ему еще не стукнуло двадцать пять, он был
таким же занудой, каким сейчас являюсь я. А изменился он, когда вернулся со
станции «Искупление», попав на нее после неудачной попытки сдать Тест. Что
происходит на той станции мне не известно, да и те, кто с нее возвращались, не
рассказывали об этом, отделываясь от расспросов фразами, типа: «Мной был
подписан акт о неразглашении принципов и методик Теста». Теми же словами
защищался и Джим, когда вернулся после трехлетнего пребывания на «Искуплении».
- Джим, скажи, а ты
хотел бы, чтобы не было никакого Теста, чтобы мы жили так же как, например,
живут люди на Венере?
- Ага, конечно, и
целыми днями ничего ни делать, а лишь развлекаться в свое удовольствие. Нет,
спасибо, когда-нибудь декаданс поглотит их, и они либо с ума сойдут, либо
покончат жизнь самоубийством.
- Ну ладно, а что если
не Венера, а тот же Марс?
- А там ты
собираешься горбатиться на рудниках, да? Да и быть таким же глупым и
необразованным как эти землекопы, мне не очень то и хочется. Нам с тобой
повезло родиться на Юпитере, и мы должны гордиться этим. Ты пока много не
понимаешь, но скоро ты сам узнаешь, что Юпитер – лучшее место для появления на
свете, – он повернулся и впервые за всю нашу поездку посмотрел на меня. В этот
миг мне показалось, что в его лице я увидел некое высокомерие, свойственное
людям, рьяно презирающим чужие недостатки и превозносящие свои достоинства до
уровня идеала.
- Думаю, ты прав,
Джим, – сказал я, чтобы не нагнетать обстановку.
До конца поездки
я решил, что лучше посидеть в тишине. Тем более что все мои вопросы были
связаны скорее с волнением, чем с любопытством.
Наконец, мы
въехали в город.
Мейсснер - этот типично
провинциальный образчик серости и блеклости. Проезжая по улицам этого
городишки, названного в честь малоизвестного ученого двадцатого века Георга
Мейсснера, занимавшегося вопросами физиологии и анатомии, мы видели редких прохожих,
спешивших по своим делам. Все как один - одетые в отлично пошитые деловые
костюмы они направлялись к центру города, где располагались все административные
здания города. В этих людях узнавались исконные жители нашей планеты. Умные,
педантичные, высокомерные. Но лишь те, кто прошел Тест. Остальные, к коим и я
на данный момент отношусь, отличались от них.
- Все. Приехали. -
Джим возвестил меня об окончании нашего пути. Спасибо «умник».
Я вышел из машины и увидел перед собой
здание, если не ошибаюсь, построенное в палладианском стиле. Впервые, я увидел,
что-то по настоящему красивое, завораживающее. Сравнивать это чудо зодческой
мысли с неказистыми, всеми как на подбор, другими сооружениями города было
бессмысленно. Знакомые мной, только по иллюстрациям в книгах, дома, теперь предстали
перед моими глазами в явь в виде здания, где заседает комитет.
- Понравилось? -
голос из окна автомобиля, оторвал меня от созерцания этой красоты.
- Да, впечатляет.
- Работа Августа
Бронтия с Венеры, - проговорил Джим - Палладианский стиль. Классический портик
с фронтом, окна, состоящие из трех просветов, гладкие стены, лишенные
украшений. Изысканная простота. Тем не менее, выделяется среди этих коробок из
кирпича, созданных нашими архитекторами, не правда ли?
- Еще как! – ответил
я.
- Думаю, если бы ни
дань уважения венерианцам, это здание уже давно снесли бы, – высокомерие
заговорило.
- Почему?
- Потому что все
красивое не долговечно. В этом и заключается философия Венеры. Но мы живем не
на синей планете, так что должны стремится к большему, нежели эти гедонисты, -
высокомерие закончило.
- Ясно, произнес я и
направился к входу в здание.
- Ну что же удачи тебе. Когда все закончится, позвони, что
бы мы знали, куда тебя направят после комиссии.
- А куда меня
направят после комиссии? – спросил я и уже через секунду пожалел об этом.
- В бюро «находок».
Таких как ты, там еще не находили! – с мерзкой улыбкой на лице ответил Джим,
затем, посмотрев на часы, добавил. – Ну все, иди. Сразу свяжись с нами, как
только будет возможность. Папа или я приедем к тебе и привезем тебе все что
нужно. И не забывай: «Знание есть сила, сила есть знание».
С этими словами
окно в автомобиле закрылось, и наш старенький «Форд» скрылся за ближайшим
поворотом.
Ну что же,
теперь мне осталось открыть дверь и направиться в эту непроглядную тьму неизвестности.
Прислушайтесь к советам Эльзы, всё таки астроном...
Первое предложение можно вообще выкинуть солнце встаёт - вообще плохо, встают одушевлённые, а солнце "всходит" "поднимается" но всё это изъезженные штампы. (сам этим грешу)
Вообще-то колымагу на антигравитации принято обзывать "антиграв", но вам видней...
лет десять назад, и уже тогда он считался раритетом. - "и" можно выкинуть без сожаления.
Ты кроме химии ничего и не читал. - читал? ну конечно можно и химию ЧИТАТЬ (на мой взгляд это особенная форма извращения) но уместнее "изучал" ИМХО конечно.
разворачивая автомобиль и выезжая на шоссе, в конце которого уже показался - "в конце" мне не понравилось, конец шоссе... там что тупик? Да и нужной образности не создаёт.
дома, теперь предстали перед моими глазами в явь в виде здания, - перегруз конкретный, старайтесь писать так, чтоб читатель не тормозил и не перечитывал. Думаю здесь не "в явь", а "наяву"
и наш старенький «Форд» - ну и зачем повторять? да ещё слово в слово? Лучше уж: Старый драбаган дребезжа ржавым фаэтоном... Есть термин "территория слова". Соблюдайте однако!
Мне понравилось. Не супер конечно, но узнать что будет дальше я хочу. Это замечательно. Диалоги неплохие... Пишите дальше почитаем.
"Спросите старожилов, у кого неплохо с описаниями на сайте. Они вам помогут." - спасибо, так и сделаю.
"Информация всегда просачивается. Хотя бы через элиту. А оттуда - вниз". На Юпитере два типа людей - те кто прошел Тест, и соответственно кто нет (о людях с других планет я не говорю, к ним жители Юпитера относятся мягко говоря с недрожилюбием). Те кто не прошел не могут догадываться о происходящем, что в принципе логично, а те кто прошел - действуют как единый организм, то бишь, один за всех и все за одного. Почему? Думаю на станции "Искупление" все станет ясно. А это думаю будет третья или четвертая глава.
"Как бы вы не пытались раскрыть это и объяснить, общего молчания не бывает." - на то есть главный герой.)))
"Выместите вторую часть прямо сейчас. Или она не написана? " - честно признаюсь уже вся повесть готова, но работы еще предстоит много. Написал ее я года два назад, тогда еще толком выразить мысль и не мог (сейчас прогресс есть, но все еще есть к чему стремиться), так что изменить еще много чего предстоит. Так что пока первую главу буду переделывать, а там уже и вторую начну...
"Хочу посмотреть, что за тест, который, я уверена, совершенно не на знания." Может быть зря раскрываю замысел заранее, но: "Вы ошиблись".
"Хочу посмотреть, какая идет после него промывка мозгов. " - вот здесь почти угадали. Промывка будет, но кажется ни теми способами, что вы думаете.
"Хочу увидеть банальный мир антиутопии, в надежде на то, что он не банален. " - вот здесь могу накосячить. Опыта мало. И как правильно сказала Эльза: "...мир остался неубедительным." Думаю не ошибусь если скажу, что создание понятного и достоверного мира - есть главная движущая сила в таком жанре как "антиутопия". Так что, если мне не удастся донести до читателя тот мир в котором происходит действие, то мою повесть не спасут ни интересные персонажи (опять же, если смогу создать таких), ни сюжет, ни что-либо еще.
"Самый злой штамп - это все молчат. Что тут происходит?! И никто не может сказать. Мол сам узнаешь, что будет на тесте. Это глупость какая-то." - это будет раскрыто (если получится) во второй главе.
"Нет описаний. А там, где они есть, они ужасны." Честно признаюсь: описания - это моя Ахиллесова пята. В голове есть мысль, но на бумаге выразить ее не выходит. Но это думаю вопрос времени и опыта. Если не трудно, можете подсказать как в этом совершенствоваться.
Я тут как и вы, новая. Спросите старожилов, у кого неплохо с описаниями на сайте. Они вам помогут.
Тест на знания? Что ж. Я посмотрю) Выместите вторую часть прямо сейчас. Или она не написана?
А все молчать не могут. Как бы вы не пытались раскрыть это и объяснить, общего молчания не бывает. Информация всегда просачивается. Хотя бы через элиту. А оттуда - вниз
Не знаю. Прочитала. Надо сказать что-то, вроде. А особо и не хочется.
Ну что? Я не такая многословная, как Эльза. А еще опыта у меня гораздо меньше... Приступим, в общем.
Было интересно читать. Самый главный плюс. И интересно, что будет дальше. Хочу посмотреть, что за тест, который, я уверена, совершенно не на знания. Хочу посмотреть, какая идет после него промывка мозгов. Хочу увидеть банальный мир антиутопии, в надежде на то, что он не банален.
Но мы то с вами, автор, знаем, как все скорее всего окажется.
Эльза права. Текст действительно штампован до жути. Старый форд на волшебной подстилке, научное описание здания, которое вообще ни к месту в диалоге двух братьев. Рудники на марсе. И какое-то место, где все живут счастливо и припеваюче. И по вашему, автор, описанию, Венерцы не гендонисты, а сибариты. Гедонист - это пошел в баньку, выпил пива, полапал баб. Вы поняли, надеюсь.
Самый злой штамп - это все молчат. Что тут происходит?! И никто не может сказать. Мол сам узнаешь, что будет на тесте. Это глупость какая-то. У них, что ли коллективный разум? Или промывка мозгов действует на ура? Это уже слишком фантастично. Не может быть такого. Понимаете? Люди не настолько внушаемы, чтобы создавать массовые тайны. От того и происходит выражение - Все тайное становится явным.
Нет описаний. А там, где они есть, они ужасны. Так что я уже заранее знаю, на чем автор будет валиться и как он будет строить свой текст. А текст на диалогах - литературный мусор или же сценарий. А сценарий строится по особым законам, и я сомневаюсь, что Вы их знаете. Это более техничная вещь, в отличие от прозы.
Но зато диалоги живые. И этим приятные. Они реалистичны. А еще нравится то, что автор заставил заинтересоваться. Это саоме главное. Я жду продолжения немедля.
Спасибо за критику, Эльза. Во всем с вами согласен.
В разделе краткое описание хотел написать: "Первая глава из недописанной мной повести. Жанр: "Фантастика", "Антиутопия". Хотя, скорее всего последний не будет ярко просматриваться в этой главе. Так же характер главного персонажа будет раскрыт во второй главе." Но из-за "длинного текста" пришлось ограничиться "Первая глава".
Самый первый абзац, как вы уже наверно заметили был за уши притянут. Я и сам это понимал, просто хотелось убедится, сильно ли это бросается в глаза. Значит сильно, а значит долой его в топку.
Упоминаемые мной Венера, Марс, Юпитер - пока что выглядят шаблонно, если не сказать смешно. Признаю. Обрасти "шкуркой" они должны будут в последующих главах. Ошибки вроде: "Насчёт Венеры, надеюсь вы подразумевали её терраформацию в прошлом. Иначе же жить на её поверхности не возможно." исправлю в этой же главе.
Еще хотелось бы добавить по поводу вашего замечания: "Герои мертвы, даже несмотря на конфликтные диалоги." Действительно, как я и писал выше, раскрыть характер главгероя я собирался во второй главе, поэтому в первой он кажется тряпичной куклой. Хотя характер его брата попытался раскрыть уже и в первой, что к сожалению не удалось.
Несмотря на: "А всё остальное есть баян. Мне не понравилось, то бишь. Удачи в работе." я очень доволен. Да есть ошибки, может быть много ошибок, но все они думаю исправимы. Буду приятно удивлен, Эльза, если по окончании этой повести вы скажите: "На тройку с большим минусом тянет".
То было прохладное весеннее утро, солнце только еще вставало из-за горизонта, а ласковый майский ветер нежно покачивал стебли травинок на невспаханных полях - плин, "любование на ядерный закат" так называется этот штамп-ход, он есть БАЯН! Честно - такое начало отбивает желание читать дальше. Но, раз уж "проза-фантастика" я читаю...
старенький Форд - реклама дядюшки Генри всегда была популярна в художественной литературе. Да и в кино. Штамп. Баян. антигравитационной платформе - тут уже только придираюсь, без фанатизма: что за платформа? Генератор направленной тёмной энергии? Привод левитации Шаубергера?
Конструкция постдиаложья приятная. В конце уже пошли баяны: -ответил я. -спросил я -ответил Джим
Ну да это не столь уж сильный баян. В тексте по-больше, можно даже сделать допущение, главное что бы в меру.
Юпитер – лучшее место для появления на свете - какая фраза! С точки зрения авангарда - признаться, красиво! С точки зрения реализма - ага, прекрасно родиться на газовом шарике, где силы ветров мягко выражаясь сдирают кожу с костей, а воздух есть горючие смеси гелия, водорода, гидрида германия... романтизьм! Гм, значиться с точки зрения непрямого авангарда - отличная находка, с точки зрения реалистической сцены - БАЯН.
Следующий баян - штампованное утверждение о "рудниках на Марсе". Тут как раз наоборот, где-где, а на красной планете добывать есть что. Просто очень часто у многих авторов проскакивали эти самые "рудники". Ну, штамп не грубый, можете считать, что я просто придираюсь)
Насчёт Венеры, надеюсь вы подразумевали её терраформацию в прошлом. Иначе же жить на её поверхности не возможно. Ну, думаю вы и так знаете.
С баянами закончила. Теперь поговорим о сюжете и ведении изложения в целом. Что ж, как ни странно, особо ругать тут можно только за стиль язык, которые право мне не понравились. Насчёт ведения конфликта у меня вопросов нет, кроме как кажущейся (мерещащийся) мне его примитивности. Но ход правильный. Есть интрига, что-то обсуждается, что-то таинственное присутствует. За это бесспорный плюс. Сам этот тест, и так далее.
Следующий антибаян который я могу отметить - маломальский намёк на МИР. Вот, даже приведу пример, где он чётко, тупо, без фанатизма выражен: Понравилось? - голос из окна автомобиля, оторвал меня от созерцания этой красоты.
- Да, впечатляет. - Работа Августа Бронтия с Венеры, - проговорил Джим - Палладианский стиль. Классический портик с фронтом, окна, состоящие из трех просветов, гладкие стены, лишенные украшений. Изысканная простота. Тем не менее, выделяется среди этих коробок из кирпича, созданных нашими
Ефремовский подход. Тот тоже раскрывал мир будущего. Через конфликт в диалоге, вы так же раскрываете (нелинейно, о чудо!) какой-то намёк на побочную историю, которая работает на дополнение и раскрытие атмосферы мира. Понятно, что действия в будущем, нет этого тупого: "2234-ый год, планета Земля... " т.е преподносите вы информацию хитрее, через действие, через спор, через диалог, через нелинейность с посвящением читателя в мир. Хорошо! Ход этот запомните, ему требуется лишь грамотное оформление, а это уже пардон дело языка, стиля, передачи и чувства напряжения. Для начинающего писателя это почти невыполнимая задача, так она требует некоторого опыта. Если будите много работать оно придёт, причём само по себе. Но, пака уровень очень слабый.
Что касается информации - её нужно наращивать как медведю жир по зиме. Изучайте материал, изучайте Венеру и Юпитер, ну, тд тп.
Недосказанность. Тоже плюс. Интрига осталась нерешённой. Я понимаю, что у вас есть продолжение, и наверняка там баян, но просто вот такая вещь как недосказанность, ("возбудим но не дадим", по женски выражаясь) создаёт дополнительное напряжения для текста. Пользуйтесь этим в будущем.
И наконец, при всей хитрости нелинейной подачи, мир остался неубедительным. Есть намёк, есть ход - мира всё равно нет. Разговоры о Юпитере, Марсе и Венеры на уровне детского сада. Всё дело в том, что атмосфера и начальная композиция взята с кальки нашего времени. Герои мертвы, даже несмотря на конфликтные диалоги. Мы узнаём какие-то баяны о Марсе, но ничего о характерах персонажей. Да и если бы узнавали, ставлю свои чулки, что герои были бы наши с вами современниками. Тут дело это очень сложное для начфантаста. Нередко, пытаясь представить людей будущего они получаются абстрактными, декоративными и неубедительными. Но, как говорил Иван Антипович Ефремов - нужно на эту гору лезть, и когда-нить всё получиться. Главное не бояться материала, нести за собой некие мысли, и тд.
А всё остальное есть баян. Мне не понравилось, то бишь. Удачи в работе.