На привал я остановился снова на том же самом месте. Было утро. Очень светлое утро. Я достал чистые свитки, перо и чернила. Их дал мне Чихран, ещё в Калисе... Когда-нибудь Калис должен быть описан. Кто-нибудь обязательно сделает это первым. Так почему не сейчас? Почему не я? Я стал писать, но когда дошёл до разговора с Силсетиром, рука сама остановилась и безвольно повисла. Перо упало на землю. И я понял – потому что не могу. Не могу! Ложь писать нельзя, а правду – страшно. Не могу... Я медленно опустил свиток в огонь. Смотрел, как прозрачные рыжие язычки-одиночки невесомо касаются бумаги, оставляя следы смертельных поцелуев. Они будто соревнуются – кто быстрей дотронется и исчезнет, как скоро бумага заметит, что горит. Наконец, они не вытерпели и накинулись на свиток все разом, уже не таясь и не осторожничая. А сгорел бы ты также, Линорелай! И земле и тебе самому облегчение будет... Пересилив себя, я вывел на следующем листке три слова. Всё... на большее меня не хватило. Страшно писать правду. Даже страшнее, чем говорить её. Когда говоришь, сам себя подбадриваешь звучанием своего же голоса. Когда говоришь, знаешь – кто-то может недослышать, кто-то не понять, но ты не повторишь, и со временем всё забудется. Слова исчезают, едва отзвучав. Когда пишешь – всё иначе. Ты заставляешь себя водить рукой, оставляя след на бумаге. Когда слова закончились – они не исчезли, как звуки. Они вот – перед твоими глазами. Тут уже не будет такого, что кто-то недослышал. Он прочтёт всё заново. И если забудет – тоже прочтёт. Сказанные слова могут и распространиться, но это уже не ты будешь говорить их. Да и вряд ли это будут те же самые слова. А то, что написано, не изменишь, не переврёшь. Оно так и будет – так, как ты написал, дословно. Да, конечно бывают слова, способные пережить любую надпись, не изменяясь и не теряя смысла. Но такие слова не каждый может произнести. «Калис это Линорелай». Не знаю, что станется с этими моими тремя словами. Это не так важно. Главное, что я написал их. Смог написать. Хоть это я смог... Я начал собираться в путь. Дождавшись, пока костёр закончит трапезу, я потушил его, привёл в первоначальный вид само кострище. Открыл коробок с травами, добавил в него немного из своих запасов. Из футляра я, не удержавшись, вынул два свитка. Текущий и тот, где я подписывался в прошлый раз. Вот и оно:
Сай-Лаш из Зелёной Бухты, Наро из Калиса
Я вгляделся в свой почерк, как будто мог там что-то увидеть. Нет, ничего... Проглядел список. После Наро – из Калиса никто не шёл. По крайней мере, записей нет. Что ж – сейчас будут. Я подписался. Как странно выглядят эти слова: Сай-Лаш из Калиса. Как смесь прошлых двух заметок, написанных моей рукой. И – так уж повелось – как знак, что я скоро сойду с дороги. А интересно – сойду ли? Пока не хочется. Свитки я положил обратно, добавив к ним ещё один. С тремя словами. Вот и дорога. Здравствуй, сестрица. Я снова с тобой... Каждый раз, как мои ноги ступают на дорогу, я переполняюсь радостью. Сейчас она вдвое больше и светлей – потому что я иду навстречу едва вставшему солнцу. Мир сквозь полуопущенные, освещённые солнцем ресницы – золотой, и тени в нём – светлые. Ну как тут не улыбаться! Интересно, а как там Таори? Я ведь отпустил его на свободу. Наверное, скачет по полям, упиваясь волей, которую вправе иметь. А может, стоит сейчас на бережку какого-нибудь ручья – милуется с молоденькой кобылкой. А может... – Таори?! Конь подошёл ко мне совсем тихо и ткнулся мордой в плечо. Как же он нашёл меня? – Эх ты, глупенький... Что ж ты не бегаешь, ты ведь свободный теперь... Таори потёрся мягким носом о мою руку, и я услышал всё, что он хотел сказать. «Это Харзаону всё побегать бы, а я, братец, – с тобой хочу...» Дальше мы пошли вдвоём. ...Я понял это только сутки спустя. Дорога может быть широкой, прямой и ровной. Может – узкой, извилистой, поросшей терновником. Но она всегда есть, она всегда дорога. И на ней неизбежны развилки. Ты волен выбирать. Один путь ведёт всегда налево, другой – направо. Ты волен выбирать, и ты выбираешь. И идёшь себе дальше – до следующей развилки, до следующего выбора. Это всегда. Так чем же жизнь не дорога? Почему мы, странники, отделяем её? Почему называем сестрой? Она ведь хозяйка нам, а мы её хозяева. Я рассмеялся вслух. Глупые странники, и я дурак вместе с ними. Ну зачем мы напридумывали себе всё то, что у нас уже есть? Мы назвали себя странниками. Мы отделились от других людей и создали своё Братство. Мы выбрали целью своей жизни дорогу. Дураки! Всё ведь гораздо проще! На что людям брататься? Они и так братья. И каждый человек сам по себе странник. А жизнь это и есть дорога. Я знаю, почему понял это. Потому что в Калисе всё это забыли и потеряли. А я увидел Калис. Наверное, мало в нём таких людей, как тот старик, который понимал и про путь, и про братьев... А Наро опять оказался прав! Он сказал тогда: «Я не сходил с дороги. Я всегда на ней». Он понимал всё то же, что и я сейчас. ...Таори рад был принять меня на спину и прокатить немножечко. Сесть на коня – значит сойти с дороги. Значит – предать Братство. Значит – отказаться от своей сущности странника. Как глупо!.. Я в жизни – я на дороге.
Грамматика (я специально не искал, мог где-то ошибиться и не все сказал, что нашел – на некоторые ошибки уже указывали и вообще я не шарю): Глава 1. 1. «По тому, как он шёл становилось видно – он в дороге отдыхает.» – «шёл, становилось». 2. «Вторые ворота были естественно закрыты» – не надо выделить запятыми «естественно»? Ну, ведь это равносильно «конечно», а не закрыты они были «как?» – естественно. 3. «Видно Силсетира знала половина города» – вроде «Видно, Силсетира». 4. «Есть у Братства такая примета: если первый, с кем доведётся познакомится в городе будет хороший человек – значит, и город добрый окажется...» – «в городе, будет». Глава 3. 1. «Только, чтобы потешиться властью над обоими – и странником и тигрицей.» – «и странником, и тигрицей». И разве после «только» запятая нужна? 2. «И тут же пожалел о вырвавшихся словах: всадник тут же сменил привычную ему надменность на бешенство, похоже не менее привычное» – «похоже, не менее привычное». Глава 4. 1. «Я приветствую вас, добрые люди на Турнире Всадников в честь весеннего цветения!» – «добрые люди, на турнире». Глава 5. 1. «Странник подробно объяснил, зачем он здесь, и получил позволение пройти дальше только после того, как завернул нож в специальный чехол, и стражники как-то по-особому завязали его прочным шнурком, так что странник нипочём не распутал бы.» – «так, что странник».
Так. Персонаж мне показался похожим на Дзирта из «Тёмного Эльфа». Но не сильно.
И я не знаю, что ещё сказать. Мои впечатление – не плохо, но и не было интересно.
Город мало раскрыт. Показано только несколько аспектов его жизни. Вот если бы вообще ничего доброго там не было, было бы круто. Старик и дочка стражника – классически добрые. Неприкольно. Значит, не такой уж и нехороший город, если рядом со сказочно злыми людьми есть сказочно добрые. Из персонажей порадовал второй всадник. Я думал, он окажется хорошим. Вот если бы и старик, и дочка стражника были тоже с какой-то стороны плохими, тогда действительно плохой город, а так… Может, так и надо, но мне не сильно понравилось. Не прочувствовал город, не кажется он мне цельным.
А ещё мне было странно, когда странник ругал странников в эпилоге. Я не сразу понял, что конец хороший. Думал, что, может, город и его испортил. Ведь всё-таки странники не дураки. Их законы - это очень хорошо до какого-то момента. А дальше уже не нужны.
Мне очень понравилось. В один присест прочитала от начала до конца. Вроде бы написано о грустном (ну там город, выросший на крови, жестокие и злые люди), а впечатления все равно остаются такие светлые и добрые ))) Впечатлила сцена танцев коней. Так живо себе ее представила )) Особенно понравились пролог и эпилог, где про дорогу и странников. Люблю я эту тему Ну что еще можно сказать? Читаешь и оторваться трудно. Вот понравилось, и всё тут )) Спасибо!
А жизнь это и есть дорога - ну, чтобы хоть к чему-нибудь придраться, вот тут можно впихнуть тире. Вообще, выше есть несколько спорных моментов, но за ошибки я их принять не могу. Наверное, мало в нём таких людей, как тот старик - какое смелое и, увы, поспешное суждение... НЕ ВЕРЮ. Нельзя так говорить про город, который видел только с одной стороны, да и то мельком. Никакого сверхординарного зла там нет.
Да, любопытно. Всё хорошо, всё замечательно. Опять же, радует язык повествования. Иногда даже забываешь, что надо ошибки выискивать, и просто читаешь. Это хорошо... Хорошо, да не очень. Концовка претендует на атмосферность, но... В общем, не дотянула. Мысли высказаны интересные, неожиданностей почти никаких не было по ходу повествования. Поведение странника не всегда было однозначным, иногда даже не верилось, что он ведёт себя в сходных ситуациях так по-разному. То, что нам показали город с не лучшей стороны, конечно, отображает задумку произведения. Но!!! Трижды НО! Я бы хотел узнать о Нижнем городе. Я бы хотел узнать о ближайшем окружении старика. Я бы хотел увидеть эмоции стражника, когда странник передал ему привет от дочки. Всего этого нет. Как нет и глубины. В целом я доволен прочитанным. Но не до конца. Надеюсь, понимаешь...
Снимаю шляпу. Замечательно. Хотел спросить. В самом-самом первом диалоге, что ещё в первой главе, у героя проявляется какая-то жуткая прозорливость на грани экстрсенсорности. Таким образом подчёркивается родство с другим странником?