Хлесткий выстрел разбился о каменные стены храма, обогнул поросшие мхом стволы и растворился в беспокойных кронах. Птичьи крики возмущенным потоком наводнили вечернее небо. Потревоженные колокола утихли. Воин опустил громоздкий штуцер и обернулся. Все девять умерли. Цепочка изуродованных тел его товарищей беспорядочным узором тянулась от молчаливого святилища. Сине-зеленая форма впитала багряную кровь. В глазах покойных остался панический ужас. Кое-где жухлую траву примяли оторванные руки. Подумать только, один божок. Вселился в каменного Будду. Вот он, лежит с раскрошенной головой. Воин посмотрел на статую, затем на свои окровавленные ладони и ружье. «Кажется, всё. Удалось» – мысль, будто гонг, зазвенела в сознании. Кто он? Что делает? Понимание обрушилось лавиной — медлить нельзя. Воин затравленно осмотрелся. Тысячелетний Ооками-но-мори задумчивой громадиной окружал забытый храм. Лес молчал. Могучие деревья, подобные увязшим в земле ногам великанов, с хмурым интересом наблюдали. Казалось, даже сумрак, гуляющий меж стволов, остановился и глядит. Птицы смолкли. Ооками-но-мори ждет его хода. Воин потянулся к луне-пряжке на кожаном поясе. К чему символ знаменитой армии, когда он остался единственным солдатом? Те, кто не погибли в битве при утёсе Рандаму, нашли свой конец здесь. Железка, со свистом рассекая воздух, улетела в полумрак и с глухим стуком застряла в морщинистой коре. —Я Тобо! Тобо Токаге! «И я выберусь отсюда!». Лес молчал. «Выберусь», – шепотом повторил воин. Вот только – он оглянулся — в храме остались припасы. Надо идти за ними. Но страшно. Отпустит ли святилище? Вряд ли. Не захочет. В гнетущую тишину лезвием врезался тягучий сдавленный стон. Тобо вздрогнул. Под доспехами и шелком тело покрылось гусиной кожей. Взгляд застыл на входе в храм. Раздвижные створки ветхих дверей, разведенные, когда напал божок, дрожали. Опавшие листья, подхваченные ветром, срывались с порога, чтобы исчезнуть во мраке комнат. Стоная, храм всасывал воздух. Звал. Штуцер лучше оставить. Там ружье в рост человека не поможет, скорее наоборот. Воин зажал под мышкой каменный брусок – осталось от головы статуи. Катана звонко вышла из черных ножен. Тобо отлично понимал, что она полезна так же, как и штуцер. Но всё же… Гэта, деревянные сандалии, торопливо застучали по ступеням. У порога двенадцать колоколов, напоминающие шлемы китайских солдат, тихо гудели от ветра. Брусок воин поставил в дверном проеме так, чтобы створки не сошлись. На всякий случай. В паре шагов от входа, сложив руки в молитвенном жесте, сидел Будда. Он не кинется, нет. Божки живут одиноко, изливая печаль измученных душ только Обиталищу. Первым делом Тобо взялся за еду. Без неё – никуда. Запхав, что можно, в сумку, он бросил её на улицу. Нужно спешить. Оружие. Что мог унести: боеприпасы, аркебуза, пищаль, танто - очутились за дверью. Гранаты. Где-то должны лежать гранты. Воин принялся перерывать вещи товарищей. Где же? Где? У двери раздался оглушительный удар. Сердце замерло. Через мгновение оно уже выскакивало из груди. Спотыкаясь в потемках, Тобо побежал к выходу. Деревянные створки крошили камень. С силой пары слонов они давили на голову статуи. Брусок не выдерживал, раскалывался. Проход оказался слишком узким, шириной в руку – человеку никак не пройти. Тобо с разбегу налетел на двери. С таким же успехом мог попытать счастья со стеной. В первый момент он подумал, что сломал себе что-то. Но это, скорей всего, ушиб. А камень крошился. Натужно скрипело дерево. Храм прощаться не хотел. Если створки соприкоснутся – уже не выбраться. Ничего не оставалось, кроме попытки протиснуться. Будь он тощим крестьянином, а не тренированным солдатом… Звякнув, катана упала в траву. Воин осторожно, затаив дыхание, просунул правую руку. Плечо уже не вмещалось. Упереться ногами в пол. Оттолкнуться. Сандалии предательски заскользили, но плечо протиснуть удалось. Запылали огнем ссадины. Створки невыносимо давили. Такое ощущение, что его собрались расчленить. Стоная и рыча, Тобо продвигался. Больно. Ужасно больно. Страшнее всего оказалось с головой. Показалось, что слышит хруст черепа. Багровый от напряжения, воин продолжал. Большая часть тела уже снаружи. Но вторая – в сумраке забытого храма, в другом, чуждом мире. Камень с отчаянным треском разлетелся на осколки. Дикой волной хлынул мучительный крик. Он бешеной дробью ударялся о колокола, гулким потоком бился о стены, саваном накрывал бездыханных, облипал деревья и взлетал к первым звездам. — Пусти! Наи! Хватит! – несмотря на судорожные попытки выбраться, храм держал железными тисками. – Отпусти! Прошу! Створки разошлись. От неожиданности Тобо не устоял на ногах. Скатившись по ступеням, он упал рядом с изувеченным мертвецом. На него уставились блестящие страхом глаза. Смрад ударил в ноздри. Радостно жужжали мухи. Воин вскочил. Жгучая лента боли охватила тело. Он огляделся в ожидании подвоха. Но храм молчал. И лес молчал. Забери вас Преисподняя! Тобо собрал вещи и, хромая, направился к штуцеру. Бом . Нет. Бом. Не оборачивайся. Дзень-бом-дзень. Не надо. Он повернулся. «Бом» – говорит колокол. Загорелись бумажные фонарики. Из прохода полился гостеприимный свет. Уютное тепло, окутав серое здание, быстрыми шагами устремилось к воину. Храм разжег огонь. «Бом» – говорит колокол. — Нет, – Тобо покачал головой и отвернулся. «Бом» – отвечает. — Нет, – поднял штуцер. Тяжелый, бес бы его. А руки-то не держат, но можно привязать ремнем. – Не зови. «Бим-томб» – настаивает. Воин подошел к первому дереву. Они все так похожи, и в то же время… Корни размером с наевшегося питона вгрызались в землю. Недостижимые кроны безмолвно раскачивались. Угрюмый лес молчал. Как тебя земля держит, Ооками-но-мори? Бим. Бом. Бом. Томб-дзень. Бим. Тобо непроизвольно оглянулся. Что-то шевельнулось в душе. Двенадцать колоколов весело играли. Мастерски, заслушаться можно. И знает же треклятый, что это его любимая мелодия. Надо уйти. Почему же так тяжело? Будто душу разрываешь. — Я не вернусь! Уймись! – шагнул в сумрак. Он уходит. И не вернется. Пошел быстрее, увереннее. Болит. Левая рука отнимается. Но это так, ничего, можно стерпеть. Он ведь уходит. Чтобы не вернуться. Слышишь, лес? Конечно, ты всё слышишь. Деревья провожали воина равнодушными взглядами. Шелестел любопытный кустарник. Мерцали мертвенно-бледные грибы. И молчали древние валуны, покрытые островками лишайников. Молчали. Насмехаешься, Ооками-но-мори?! Цукуёми пустил луну по звездной дороге. Серебристый луч заглянул через прореху в кроне. Протяжно завыл волк. И сотни волков. Лес содрогнулся, загудел. Токаге еле удержался, чтоб не зажать уши. Пронзительный вой куполом накрыл лес и тысячами осколков посыпался на землю. Бушующая ярость, скользкая злоба, гнев и возмущение иглами впились в Тобо. Беситесь, волки? Давайте, беситесь. — Я ухожу! «Уходишь?». Воина пробрал озноб. Что-то не так. «Уходишь?». Сквозь общее негодование он услышал тихий, но отчетливый хохот. Мягкий грудной смех. Широи Оками, Белый Волк, веселился. «Далеко ли ты уйдёшь?». Тобо шагал, стараясь не обращать внимания на вой. Однако хохот бросал в дрожь. Тревожно щемило сердце. Иногда к слуху пробивался отдалённый «Бом». Храм будет ждать.
В этом проклятом лесу не светлеет. Солнце стояло над кронами. С неба спускались колонны золотистого света, облегая изумрудную зелень папоротников. Но упрямый сумрак только ухмылялся. Он танцевал меж лучей, носился от дерева к дереву, раскачивался на ветвях, уцепившись бесформенными лапами. И глядел. Токаге то и дело оборачивался в страхе увидеть за спиной его лукавое лицо. Волки умолкли к середине ночи. Они не успокоились, нет. Лес пропитался их недовольством. Тобо ощутил себя на сцене императорского театра. Сотни глаз улавливали каждое движение, каждый вздох. Почему не пытались его остановить? Неужели им всё равно? Быть не может. Волки наблюдали. Липкой паутиной тянулось их ожидание. После короткого завтрака воин зашагал дальше. Идти становилось тяжелее. Штуцер, купленный у союзника-Рейха, давил на плечи. Пищаль и аркебуза, казалось, весили не меньше пушечных ядер. Левая нога опухла и налилась свинцом. Вдобавок по телу пролегла фиолетовая полоса. О сне думать нельзя. Лес этого не упустит. Токаге шел всю ночь и без остановок большую часть дня. Надо выбраться. Мысль плеткой хлестала сознание, заставляла делать шаг за шагом. Когда у человека есть цель — у него есть всё. Корабль бесстрашно разрезает волны, движимый целью, а пуля пробивает преграды. «Моя же цель проста – покинуть ненавистный лес». Воин с трудом переставлял ноги. «И меня не остановишь ни ты, Ооками-но-мори, ни твои визжащие собаки. Даже если…» Тобо замер. В двух шагах от него стоял вросший в землю каменный идол. Он едва ли доходил взрослому человеку до пояса. Воин подошел ближе. — Э-э, ты, смотрю, давно тут. Вон как мхом зарос… Отчего же я тебя не видел, когда шел? – Токаге нагнулся, чтобы лучше разглядеть. – На божка ты не похож. Идол изображал существо, весьма напоминавшее ребенка. Капюшон длиннополого наряда обрамлял детское лицо, большие глаза (совсем не детские, а скорее рыбьи) смотрели вдаль. Полоска сжатых губ покрылась сетью трещин. Маленькие ручки — одна, вытянутая вперед, держит небольшой, будто игрушечный, фонарик, а вторая прижимает к телу табличку. Похоже, статуе забыли сделать нос. — Да ты вообще ни на кого не похож. Сколько живу, таких не встречал. Что же ты за тварь? – он содрал мох с таблички, чтобы разглядеть иероглифы. – «Гаки»… Отродье? У Тобо побежали по спине мурашки. — Знаешь, ты не злись, но я пойду. Возникло желание понестись, сломя голову. Спокойнее. Держась неестественно прямо, воин зашагал прочь. Нельзя оглядываться. Нервно дрожали пальцы. Он испугался, но чего – сам не знал. «Это Ооками-но-мори. Здесь ничего просто так быть не может. Удивляюсь, почему деревья на меня не кидаются». Токаге шел, а страх не давал и головы повернуть. Когда показалось, что прошло достаточно времени, он позволил себе обернуться. Идол скрылся за стволами. «Кажется, пронесло» – Тобо вздохнул. Всё-таки если видеть опасность в каждом листке, далеко не уйти. Конечно, статую сделали люди. Ведь они же построили храмы и часовенки, раскиданные по лесу, подобно фигуркам на доске сёги. Ходили слухи даже о заброшенных поселениях. Века назад, когда только возвели злополучный мост Торабуру, здесь… — Чёрт!!! Тобо отпрыгнул назад, споткнулся о булыжник и грохнулся на землю. Голова ударилась о корень. Коробка с боеприпасами больно впилась в поясницу, а правая рука оказалась прижатой стволом штуцера. Не теряя времени, чтобы подняться, воин отполз в сторону. Шагах в четырех от него из земли торчал каменный идол. Рыбьи глаза без выраженья смотрели вдаль. Вытянутая рука держала фонарик. Как? Отродье будто всегда тут стояло. Но как оно появилось за спиной Токаге? Не мог же он не заметить. — Чёрт тебя возьми! Стараясь не подходить близко, Тобо обошел статую. Страшно. Колени трясутся. Часто оглядываясь, он пошел дальше. Идол стоял на месте, уставившись в другую сторону. «Останься там, останься!» – молил про себя воин. На морщинистом лбу выступила испарина. В висках стучало. Одно за другим мелькали деревья. Что-то друг с другом бурчали. Ноги то и дело цеплялись за наглые корни. Сумрак, прыгая по огромным, как голова великана, валунам, скалил зубы в едкой усмешке. Тобо не останавливался. Он чувствовал себя лошадью, безжалостно загоняемой страхом-кучером. Казалось, вот-вот вынырнет, разбрасывая прошлогодние листья, идол, протягивая в немом требовании крохотную ручку с фонариком. Токаге не замечал, как вместе с деревьями позади остаются часы. Уверенность в подвохе не покидала головы – в любой момент может показаться идол. Когда он оглядывался, то никого не видел. Ну и что? Статуя прячется за стволами. Конечно, она только и ждет минуты, чтобы подкрасться. Отродье… Лучи больше не касались земли. Небо, видневшееся сквозь прорехи в кронах, окрасилось в бледно-розовый, словно цветущий персик. Полумрак играл с тенями, впитывая их и разбухая, будто губка. Усталость взяла своё. Страх отступил. Воин больше не мог бежать. Он прислонился к влажному, пахнущему плесенью камню и сполз на землю. Сил не хватало даже на сколько-нибудь связные мысли. В голову пробрался серый, будто облачное небо, пустой сон.
***
В глухой ночи, освещенной двурогим месяцем, завыл волк. Вздрогнув, словно от удара, Тобо проснулся. Первым, что он увидел, оказался каменный фонарик, висящий перед глазами. Токаге вскочил. Спина прижалась к валуну. Впереди стояло Отродье. Рыбьи глаза алчно смотрели на дрожащего человека. А губы… губы, растянув паутину трещин, исказились в хищной усмешке. С уголка рта стекала темная струйка. Воин побежал. Ужас не сковал, но подавил усталость. Ноги (левая от длительной ходьбы опухшая ещё больше) будто сами находили дорогу. Тобо проламывался через кустарник, перепрыгивал корни, петлял между деревьями, боясь оглянуться. Хрустели под сандалиями ветки. Частое дыхание отдавало в ушах хриплым шумом. «Как загнанный вепрь» – мелькнула мысль. Бледный луч впереди упал на фонарик. Токаге остановился. Чёрт возьми! Оглянулся. Сзади тоже стояла статуя. Два совершенно одинаковых отродья отрезали ему путь. Воин бросился влево. Как убежать от таких демонов? Из темноты вынырнула приземистая фигура. Проклятье! Он свернул ещё раз. «Загоняют». Ужас и отчаянье усиливались с каждым ударом сердца. Снова и снова в тени появлялись идолы. Уже не меньше пяти. Чудища гнали его по лесу, как охотники загоняют дичь. Тобо остановился. Он оказался на поляне, окруженной венцом невысоких холмов. Впереди стояло Отродье. Воин попятился. Что-то холодное коснулось ноги. За спиной ещё один. Чёрт возьми! Влево. И там. И справа. И… везде. Десятки каменных чудовищ повырастали на холмах. Будто слетелись коршуны. А добычей оказался он. Тишина. Внезапно одна статуя издала звук, от которого у Токаге возникло ощущение, словно души коснулась липкая, покрытая гнойниками и слизью когтистая рука. Детский смех. До омерзения искаженный скрипучими, словно метал по стеклу, нотами. Его подхватили остальные. Поляна превратилась в рупор. Многократно усиленный смех рвал воздух. Стоило Тобо моргнуть, как перед ним возник идол. Взгляд упал на табличку. Вместо «Отродья» на ней появились два слова: «Тобо Токаге». Ноги подкосились. Колени стукнулись о землю. Лунный свет танцевал на каменных лицах. Насмешливые рыбьи глаза смотрели на человека. Из хищных пастей водопадом полилась багровая кровь. Смех проникал в голову, разрываясь сотнями выстрелов. К нему примешался другой звук. Злорадный заливистый с визжащими нотками хохот. Он колючими нитями сплетался с детским смехом, превращаясь в жгучую веревку, узлом охватившую голову Тобо. Воин поднял руки, чтобы разорвать узел. Безуспешно. Тогда он зажал уши, чтобы остановить поток раскалённых игл. Но они протыкали ладони насквозь, впиваясь в мозг. Ног коснулась жирная кровь. Волки насмехались над ним. Над тем, кто осмелился. Хохот давил горой, прижимал к земле. Под его тяжестью Токаге склонил голову настолько, что чуть не дотронулся носом до пахнущей гнилью багряной жидкости. Тобо закричал. Он вложил всё отчаяние, всю ярость, которые распирали его изнутри. Крик вулканом взорвался над поляной, заглушив ненавистный смех. Лес замер, будто случилось то, чего он не ожидал. Идолы исчезли. Осталась только липкая кровь. Ооками-но-мори молчал. — Вот оно что,– прохрипел Тобо. От крика голос пропал. – Решил меня с ума свести? Кряхтя, он поднялся и вытер с ушей кровь. Поправив ремни сумок и штуцера, зашагал прочь. В тишине ветки под ногами хрустели непривычно громко. Ночной мрак, обступивший его, порой нагибался, приложив бесформенную ладонь к уху, чтобы разобрать едва слышный шепот: «…ни ты, ни твои визжащие собаки…». В душе воин всё ещё боялся увидеть Отродье.
Токаге выбился из сил. После пережитой ночи что-то в нём (и не только в нём) изменилось – он это чувствовал. И беспокоился. Страшило то, что он не мог понять причину. Полумрак неохотно уступал место утренним лучам. Сверху слышалось радостное пение птиц. Иногда между зарослями папоротника пробегало лесное зверье, скидывая с листьев алмазную росу. Между деревьев летали бабочки величиной с мужскую ладонь. Тобо прислушался. Вот что его беспокоило. Ооками-но-мори выглядел… довольным. Словно произошло то, чего хотел. Или должно произойти. — Ведешь себя как обычный лес? Меня ты не обманешь. Я спиной чувствую взгляды сотен твоих зверюг. В ответ где-то в чаще завыл волк. Воин стянул штуцер, аркебузу и пищаль, и, открыв коробку с боеприпасами, принялся заряжать. На всякий случай.
***
Токаге встретил божка. К полудню измученный настолько, что еле волочил ноги и едва держался под тяжестью ноши, он набрел на часовенку. С течением времени грунт просел, и святилище накренилось набок, будто сгорбленный старик. Потрескавшиеся стены облюбовал желтый мох. Из-под ковра листьев вытягивались на тонких болезненно скрюченных ножках коричневые грибы. Поляна находилась под открытым небом, но солнечный свет словно нарочно избегал касаться проклятой земли Обиталища. Рядом с часовенкой на истерзанном царапинами камне сидел он. Такими Тобо и представлял себе других божков. Они сохранили человеческое подобие, потому как сами когда-то назывались людьми. Лес поработил их души, вывернув наизнанку, забрав всё доброе и кинув на дно одиночества привязанными к Обиталищу. Полупрозрачные духи. Ни живые, ни мертвые. Но вечные. Вечные в своем страдании, смуте и скорби. Божок сидел, обхватив руками колени. Почуяв чужого, он поднял голову. Воин увидел, как по прозрачному лицу, искореженном гримасой, стекают белые ручейки. Плачущий божок – совсем не редкость. При виде этого одинокого беспомощного существа воина охватили жалость и сострадание. Будто он сам прожил века наедине с тоской, томясь в тесной поляне, пронизанной потусторонним холодом, и неспособный отойти от часовенки дальше, чем на десять шагов. Тобо знал, что жалость может быть для божков таким же оружием как и умение вселяться в статуи. Последних, на счастье, он нигде не увидел. Зато углядел кое-что другое – место для отдыха. Упавший ствол прислонился к дереву так, что оказалось возможным использовать его как лестницу, чтобы подняться к безопасным кронам. Божок безразлично смотрел, как воин лезет вверх, цепляясь за сучки, ветки и трещины в древней коре. На первый взгляд дерево казалось невысоким (рядом росли и вдвое выше), но спустя четверть часа, очутившись под кроной, Тобо чувствовал себя взобравшимся на скалу. Сняв сумки и отстегнув ремни оружий, он расположился удобней на толстых ветвях. Сон, не сдерживаемый больше волевыми усилиями, окунул в свои прохладные воды.
***
Токаге проснулся. Кроны заинтересовано шептались. Яркие лучи ночного светила тяжелыми занавесами обрушивались на лес. Несколько мгновений воин глядел на вздрагивающие листья, не понимая, что его выхватило из объятий сна. Рядом с ухом что-то клацнуло. Повернув голову, Тобо увидел ворона. Птица сидела на расстоянии вытянутой руки, уцепившись серповидными когтями за стонущую ветку. Ворон клацал клювом, ловя невидимых насекомых. Воин боялся птиц. Давно, когда ему ещё не исполнилось шести лет, горные орлы на его глазах схватили Митико, младшего брата. Ворон захлопнул клюв и уставился на человека. — Ужас, – птица заговорила голосом Тобо, от чего тот вжался в ветку, боясь шевельнуться. – Ужас. Ооками-но-мори изверг его. Волки довольны. Хозяева улыбаются. Ужас рыщет по лесу. Его направляет жажда. Ужас. Ооками-но-мори изверг его. Лес шепнул ему, где мы. Ужас хочет забрать нас. Токаге привстал, ладони сжались в кулаки. Чувство, куда более сильное, чем боязнь птиц, окатило горячей волной. Про Ужас Ооками-но-мори он знал. И эти знания бросали в панику. — Как от него скрыться? Ворон мотнул клювом. — Никак,– он глянул вниз.– Ужас уже здесь. Тобо ощутил, как тело облипает холодный пот. Поначалу он никого кроме смотревшего в мрак божка не видел. Вскоре послышалось рычание. Утробное. С примесью чего-то булькающего. Из темноты появилось чудовище. Двенадцать покрытых жесткими ворсинками лап, напоминающие паучьи, когда выпрямлялись, достигали высоты самых старых деревьев. Бесформенное тело, бывшее словно сгустком мрака, оторванным от чёрного сердца Ооками-но-мори, то растягивалось, оседая на камнях, то сжималось в подрагивающий комок. Ни головы, ни лица. Дитя леса. Плоть и кровь. Тварь древняя, как сам Ооками-но-мори. Чудовище заняло почти всю поляну. Божок в отчаянии заметался. Каждый раз, отбегая от часовенки, он наталкивался на невидимую стену. Обиталище покинуть нельзя. Длиннющая лапа протянулась над поляной и рывком нырнула вниз. Божок пытался вырываться. Немой крик исказил заплаканную маску. Тобо увидел, как из черного тягучего месива проступили очертания. Человеческая пасть с отвратительно белыми тупыми зубами могла бы без хлопот проглотить быка. Лапа запихнула сопротивляющегося божка в липкие объятия языка. Зубы смыкались и размыкались, пережевывая бледный дух, который превратился в белую массу. Божок исчез в ненасытной утробе. Над пастью забурлило. Веко распахнулось, обнажив глазное яблоко с темно-зеленым как гниющая тина зрачком. В момент, когда их взгляды столкнулись, Тобо сорвался. Он падал вниз головой, скованный цепями, а под ним разверзалась бездна. Не существовало ни дна, ни края этой черной пропасти. Бесчисленные мертвые стволы вздымались из ниоткуда, равнодушно минуя падающего человека. Они мчали вверх, всеми своими прогнившими душами желая покинуть пропасть, пробиться к солнцу. Но гибла их надежда, когда они с удивлением узнавали, что неба нет. Обреченные вечно стремиться в бесконечность в поисках исчезнувшего голубого спасения. Чернота подалась навстречу Тобо. Вынырнувшие лапы ухватились за безжизненные деревья. Распахнулась пасть с худыми, впалыми щеками. Вот-вот Токаге канет в бездну. Скрежещущий птичий крик раздался просто возле уха. Ужас и безысходность, сковавшие воина неразрывными цепями, раскрошились подобно хрупкому льду. Цепкие когти схватили за шиворот. Ещё один крик. И рывок. Пасть сомкнулась у ног Токаге. От рычания вздрогнула бездна, и задрожали стволы. Но Тобо уже взмыл вверх. Ликующие крики ворона стали его криками. А огромные сильные крылья – его крыльями. И каждый взмах, наполненный надеждой, нес его туда, куда не могли дотянуться мёртвые деревья.
***
Ужас злился. Рёв разносился лесом, заставляя дрожать каждое живое существо. Земля стонала, когда в неё впивались двенадцать жгучих лап. Он ринулся напрямик, круша валуны и сметая деревья. Ворон помог тому сбежать. Он не знал, откуда взялся ворон, но теперь питал к птице неукротимую ненависть. Надо убить. Без неё тот поддастся ужасу и сорвётся в пропасть. Убить птицу.
***
— Ужас захочет убить меня, – ворон опустил Тобо и уселся на ближний куст. — Я улечу на север. Ты пойдешь на юг. Должен торопиться. Иди на юг. Там Лесник. Останься там. Ужас к Леснику не подойдет. От рычания затряслись деревья. Ворон мотнул клювом и взлетел. — Из леса тебе не уйти, – птица отдалялась. Воин услышал её последние слова: – Когда Ужас меня схватит, ты должен быть уже у Лесника. Торопись…
***
Тобо не мог сказать, сколько часов уже идет. Но одно знал точно: достаточно, чтобы закончилась обычная ночь. Почему же луна уцепилась за небосвод? Иногда Токаге казалось, что это не луна, а огромный глаз со зрачком цвета тины. Тогда воин вспоминал птицу. Он догадался, кто такой ворон. И от того ещё тревожнее становилось думать, что скоро его сожрут. Где же Лесник? Внезапно Тобо упал, хватаясь за сердце. Руки и ноги дрожали, а голова будто провалилась в ледяную воду. Захохотали волки. Это могло означать только одно. Когда шок прошел, воин попытался подняться. Удалось не сразу. Нужно торопиться. Теперь Ужас ищёт его.
Болото источало отвратительное зловоние. Вязкая жижа шипела и булькала. В воздухе висела липкая пелена испарений. Изъеденные гнилью корни болезненно скрючились. Некогда могучие деревья зачахли, опустив в изнеможении голые ветви. Гиганты ждали, когда же гниль окончательно изувечит их корни, и они присоединятся к мёртвым товарищам, чьи облепленные слизью бока наполовину поглотила жижа. Над болотом носились небольшие, размером с кулак, ярко-синие огоньки. Десяток таких собрался возле группы камней, что возвышались над черно-зеленым месивом, образуя маленький островок. Уцепившись за край валуна, Тобо, погрязший по пояс, пытался взобраться. Оружие и сумка уже лежали там. Воин промучился не меньше пяти минут, прежде чем оказался на камнях. Токаге глянул вперед – примерно шагах в трёхстах болото заканчивалось. Островок находился почти на середине. Краем глаза Тобо заметил, как разбегаются огоньки. Он оглянулся, и его сердце замерло. С того берега на него смотрел Ужас. Прошла секунда. Вторая. Третья. Воин не провалился в бездну. Поняв это, он кинулся вперед. Токаге схватил штуцер. Прогремел выстрел. Пуля врезалась в темное тело и прошила его насквозь, чуть не задев око. Ужас заревел от боли. Сколько же он сожрал, чтобы сотворить себе осязаемое тело? Через пару мгновений стало понятно, что много хлопот рана ему не доставляет. Тобо вскинул на плечо пищаль. Руки дрожали. Ужас оказался в каких-то пятидесяти шагах. Воин прицелился. Содрогнувшись, пищаль извергла потоки искр вперемешку с дымом. В этот раз пуля пробила лапу, что тянулась к Тобо, и впилась в глаз. Рёв твари, наверное, заглушил бы даже вулкан. Ужас заметался. Токаге взял аркебузу, но выстрелить не успел. Лапа сдавила рёбра и подняла вверх. Ружье, выпав, утонуло в жиже. Задыхаясь, воин выхватил короткое танто и по самую рукоять вогнал его под острый коготь. Лапа, дернувшись, разжалась. Он грохнулся просто на камни. Превозмогая боль, Тобо приподнялся на четвереньки. Схватил ремень штуцера и сумку, намереваясь достать боеприпасы. Тварь беспорядочно размахивала лапами, разбивая деревья, а если удавалось ухватиться, вырывая их с корнями. Крик не смолкал ни на секунду. От удара Токаге пролетел все триста шагов, проломил спиной гнилой ствол и погрузился в зловонную трясину. Удивительно, как он сумел не выпустить из рук ни штуцер, ни сумку, да и вообще остаться в живых. Выползши на берег, воин вытряхнул содержимое сумки, надеясь, что коробка с боеприпасами не намокла. На счастье, большая часть осталась сухой. К коробке тут же слетелись синие огоньки. Когда Тобо спешно попытался отогнать, чтобы не подпалили порох, руки прошли сквозь них. Кое-где появились небольшие ожоги. Рёв стал ближе. Воин схватил наугад свёрток бумаги и развернул. Из него на ладонь выпал увесистый предмет, напоминающий маленькую коробку с фитилём. Дальше всё произошло за каких-то пару секунд. Не успел Токаге удивиться гранате – впереди от него в землю впились две огромные лапы. Он ощутил, как над ним навис Ужас. Из пасти несло бездной. Тобо успел провести фитилём по убегающему огоньку и бросить гранату, не глядя, вверх. Он схватил вещи и, как мог быстро, побежал. Взрыв гранаты на мгновение остановил рёв, чтобы затем тот хлынул с удвоенной силой. Загудели деревья, по земле пошли трещины. Воин оглянулся. Граната угодила твари в глазную впадину. Переднюю часть черного туловища, где, по-видимому, находилась голова, разнесло почти наполовину. Ужас обезумел, но, безусловно, остался жив. Дух Ооками-но-мори цеплялся за растекающееся тело. Поняв, что скоро тварь справится с болью и продолжит охоту, Тобо заторопился вперёд.
Ночь не закончилась. Токаге бежал, падал в изнеможении, лежал на сырой дрожащей земле, поднимался и снова бежал, пока опять не падал. Ужас давно затих, но за Тобо не погнался. Наверное, побрел искать пищи, чтобы восстановить тело. Деревья перешептывались, провожая воина покачиванием скрипящих ветвей. Холодный ветер опрокидывал его на спину, присоединялся к ночному мраку. Рассказывал ему о досаде волков. А мрак скалил зубы. Над ним волки не властны. Только солнце, а оно что-то не спешило появляться. Взбираясь на высокий холм, Тобо услышал журчание потока. По ту сторону лежала поляна. Стремительный ручей пересекал её поперек. Тесно сплетенные ветки пропускали лишь маленькие лучи, которые, впрочем, сразу же тонули во мраке, заставляя искриться поверхность воды. Вдоль русла развалились валуны. Тобо ещё не встречал таких гигантов. Один из них, пожалуй, мог бы сравниться с домом зажиточного купца. Когда Токаге оказался в долине, он зашевелился. Черный Волк, которого воин в темноте принял за громадный камень, поднял с лап голову и уставился на человека. — А вот и ты. Я уже начал думать, что ты сдался. Возможно, в другой ситуации Тобо мог бы рассмеяться, наблюдая за тем как волчья морда пытается копировать мимику людей, однако сейчас от едкого голоса на мгновение его сковал страх. Уже через секунду он направил дуло штуцера на зверя. — Стрелять будешь? – Волк оскалился в ухмылке. – А заряжать-то когда собираешься? У Тобо похолодело в груди. Как он мог забыть? Штуцер упал в траву, и катана покинула ножны. — Это другое дело, – Куро Оками вытянул вперед лапу. Его когти превосходили размерами клинок, по меньшей мере, вдвое. – Нападай. Токаге ощутил дрожь в коленях. Волк зашелся хохотом. В отличие от брата, Широи Оками, его смех больше напоминал противный лай. — А ты молодец, – Черный продолжал скалиться. – Даже добыл себе имя. У нас тебя называют Бегущий. Это брат дал прозвище. — Мое имя – Тобо Токаге! — Ты так уверен? А не кажется тебе, что Тобо Токаге остался там, у храма? И твое, твое, Бегущий, место – тоже там. — Я сбегу из этого проклятого леса, Куро Оками! — Сбежишь?! – у зверя на загривке вздыбилась шерсть. Ухмылка превратилась в оскал. Казалось, его разозлило то, что Тобо произнес его имя. – Да куда ты сбежишь? Это Ооками-но-мори, это Волчий Лес! Думаешь, сможешь обмануть нас? Обмануть себя? Люди построили Торабуру и теперь расплачиваются за свою глупость. Воину хотелось что-нибудь возразить, ошеломить Волка. — Я сбегу! – Всё, что он смог из себя выдавить. В ответ Тобо снова услышал противный гавкающий хохот. — Потрясающе! Ты уже и говорить еле можешь! Видишь? Слишком много времени прошло. За пределами тебе не жить. Лес содрогнулся от рёва, словно боги ударили по нему кулаками. Воин понял, что Ужас напал на его след. Токаге подхватил штуцер, перепрыгнул ручей и скрылся во мраке. Жгучими плетьми его нагнал хохот. — Это Ооками-но-мори, Бегущий! Волчий Лес!
Лесник знал, что Тобо придёт. Знал он и кто такой Тобо, и от кого бежит, и куда стремится. Токаге понял это, когда их взгляды встретились. Старик сидел возле костра, пламя которого могло обрисовать лишь контуры хижины и небольшого дворика, окруженных плотным кольцом деревьев. Как только воин ступил сюда, у него появилась уверенность, что это Обиталище. — Я не божок, – послышался хриплый голос. Лесник словно прочитал его мысли. Старик указал рукой на хижину. – Можешь остаться у меня. Ужас сюда не придет – лес его не пустит. — Почему? – Тобо с горечью заметил, что хотел сказать совсем не это. Он и вправду мог говорить теперь только односложные фразы. — Ооками-но-мори благодарен мне. Тысячи лет назад я позволил поселиться ему на этом острове. Тишину нарушал только треск костра. Токаге и подумать не мог, что существует кто-то древнее Ооками-но-мори. — А Волки? — Волки пришли вместе с ним. Когда лес начал разрастаться на весь остров, они обратили волков, живших здесь, в своих. — На острове жили люди? — Только я. — Вы — человек? Старик задумчиво оглядел свои морщинистые огрубелые руки. — Отчасти. — Вы знаете, в какой стороне Торабуру? Лицо старика вытянулось. — Ты собираешься уйти? Тобо кивнул. — Я предлагаю тебе свое гостеприимство. В этот раз воин покачал головой. — Мне нужно сбежать с этого острова. Покинуть Ооками-но-мори. Лесник нахмурил брови и уставился на пламя. — Выспись. Утром я покажу тебе мост. Токаге замер. — Утро будет? — Я попрошу лес. Идти в хижину воин не стал. Он лег у костра, развернувшись к нему спиной, и, обхватив руками сумку и штуцер, отворил двери глубокому сну.
***
Проснулся Тобо от того, что его рука упала в пустоту. Воин распахнул глаза и рывком приподнялся, едва сохранив равновесие. Детали окружения, подобно пушечным ядрам, врезались в его сознание. Сумка, катана и штуцер исчезли. Он сидел на узком каменном выступе. В десяти шагах под ним гремел океан, который простирался до горизонта, где соприкасался с угрюмым серым небом. Вверху росли деревья. От него до них – десять шагов отвесной скалы. Вдобавок, рядом из трещины послышалось шипение, ясно говорившее, кто там живет. Краем глаза воин увидел вдали размытые очертания моста Торабуру. Казалось, волки не могли хохотать громче и неистовее чем сейчас.
***
Осталось совсем немного. Какой-то шаг. Но это расстояние требовало нечеловеческих усилий. Тобо цеплялся за трещины и выступы настолько мелкие, что на поиск одного уходило до полминуты. Не обращая внимания на бесчисленные царапины и ссадины, он продолжал подниматься. Огромная змея в ожидании покачивалась внизу. Её шипение казалось воину насмешкой. Но вот его пальцы нащупали траву. Он почти добрался. Рука схватила камень. Изо всех сил Тобо потянулся вверх. Камень не выдержал. Его осколки посыпались вниз. Опора ушла из-под ног. Воин сорвался. От удара о выступ помутнело сознание. Волчий хохот хлынул в него вместе с солёной водой.
Вклинюсь. Скажу в защиту стиля, что он достаточно плотен, и если автор посмотри незамыленным глазом и уберет нюансы, то подобный стиль буде оправдан. ОБращу внимание на то, что герой несет на себе штуцер, пищаль, аркебузу, катана тоже не соломинка, плюс ящикис боеприпасами - и это через лес идет. Он будет не Бегущий а Арсенал Несущий. ОБращу внимание на то, что аркебуза и пищаль часто употребляются как синонимы. Если автор разграничивает эти понятия, то ему придется это указать. В ЗАЩИТУ СТИЛЯ- Воин посмотрел на статую, затем на свои окровавленные ладони и ружье. «Кажется, всё. Удалось» – мысль, будто гонг, зазвенела в сознании. Кто он? Что делает? - ИОЕ МНЕНИЕ: хороший ход для вводной в начале. так, как будто читатель о нем знает для того, чтобы проникнуться колоритом. Это один из приемов привнесения колорита и ничего крамольного я лично в нем не вижу. ЦИТАТА КРИТИЧЕСКОГО ПОСТА: "Человеческая пасть с отвратительно белыми тупыми зубами могла бы без хлопот проглотить быка. – у героя прямо-таки глаз-алмаз. Попав в дико напряженную ситуацию, заметил, что зубы не просто белые, но еще и тупые." МОЙ КОММЕНТ: а тут и не надо иметь глаза-алмаза - она же крупная. ОБраз ужаса создан достаточно последовательно. Очень интересная инерпритация японской мифологии. ЦИТАТА КРИТЧЕСКОГО КОММЕНТА:"Воин увидел, как по прозрачному лицу, искореженномУ гримасой, стекают белые ручейки.– что-то я засомневалась, как можно разглядеть выражение прозрачного лица. " - прозрачное не означает невидимое настолько, что нельзя увидеть выражение лица. МОЙ КОММЕНТ: Невидимым от прозрачности могут быть только безупречно вымытые стекла да и то ненадолго. А там лес не стерильный. К тому же ручейки слез должны его оформить. КРИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НИЖЕ:Схватил ремень штуцера и сумку, намереваясь достать боеприпасы. – "намереваясь достать» смущает. Как-то не по-вашему. Еще вот что смущает: Лес Древний и старый, а припасы и боевые орудия кажутся слишком современными. - МОЙ КОММЕНТ:Штуцер из 17 века, пищаль с аркебузами и того позже. Какая еще современность?! А если это и была бы япония начала двадцатого века, то что - это преступление против жанра? Повесить автора на первом же суку? КРИТЧЕСКИЙ ПОСТ НИЖЕ:Из пасти несло бездной – представляю, но большой натяжкой. - легко представить. МОЙ КОММЕНТ: При поэтичности языка - да. КРИТИЧЕСКИЙ ПОСТ НИЖЕ:— Ты так уверен? А не кажется тебе, что Тобо Токаге остался там, у храма? И твое, твое, Бегущий, место – тоже там. – тупой вопрос: почему там? С самого начала задаюсь вопросом, что Тобо потерял в храме. Работал? На экскурсию пришел? МОЙ КОММЕНТ:Отвечу за автора на этот вопрос: там главный герой потерял остатки своего отделения (не важно, как более точно называлась его часть). Он последний в армии, армия умерла, солдат ТОбо Токаге умер, выбросив свою пряжку! В десяти шагах под ним гремел океан, который простирался до горизонта, где соприкасался с угрюмым серым небом. Вверху росли деревья. От него до них – десять шагов отвесной скалы.– не поняла: от чего до чего? От героя до деревьев? Или от горизонта? Или океана? И в этом эпизоде я мысленно картинку не нарисовала. - МОЙ КОММЕНТ на обрыве росли. Здесь автор действительно может уточнить, но это такой мелкий нюансик, что заострять не следует. КРИТИЧЕСКИЙ ПОСТ НИЖЕ:огда воин вспоминал птицу. Он догадался, кто такой ворон. – а вот я не догадалась МОЙ КОММЕНТ:- Здесь догадываться необязательно. Художественная условноть. Или же попросту надо обратиться к японской мифологии. Но это необязательно для понимания. КРИИТИЧЕСКИЦ ПОСТ НИЖЕ:Могучие деревья, подобные увязшим в земле ногам великанов, с хмурым интересом наблюдали. Казалось, даже сумрак, гуляющий меж стволов, остановился и глядит. – здесь так и хочется спросить: на что глядит? За чем наблюдает? За героем? Храмом? Трупами? - МОЙ КОММЕНТ: НЕ ВАЖНО, КУДА и на чтоглавное, что у него есть глаза. АВТОР, Я ХОЧУ ВАС ВЫЧИТЫВАТЬ, ЕСЛИ ЧТО, ГОСПОЖА 2 flamet НЕ СВИРЕПСТВУЙТЕ, УМОЛЯЮ! ВЕЩЬ ТОНКАЯ, НЕ РУБИТЕ С ПЛЕЧА!
Я вернулся) 12) «Сумрак, прыгая по огромным, как голова великана, валунам, скалил зубы в едкой усмешке.» - как головы великанов. Но как-то не вяжется. Тут затрудняюсь.
13) «До омерзения искаженный скрипучими, словно метал по стеклу, нотами.» - все-таки мне как музыканту, не нравится, когда ноты сравниваются с противными звуками. Ведь по своему определению, нота это звук на определенной высоте, приятный для нашего слуха. Исключением может быть крик. Например: «Вопль раненого оборвался на самой высокой ноте». И в это можно поверить, ведь в экстремальных ситуациях, ощущая страшную боль, человек может «запеть» как никогда в жизни. Если уже придерживаться музыкальной терминологии, то пусть будет диссонанс, какофония. Пусть Гаки хором запоют в разных тональностях и это действительно будет страшное испытание для ГГ!)) Или например, пусть Тобо почувствует себя посреди оркестра, в котором обезьяны играют на расстроенных этнических инструментах. Еще хуже))) Это даже не замечание, а придирка ревностного музыканта. Потому забить на пункт №13 моей критики у вас больше всего оснований.))))
14) «Из хищных пастей водопадом полилась багровая кровь» - все таки водопадом это громко сказано. Может, лучше ручьем? Это легче представить.
15) «Он колючими нитями сплетался с детским смехом, превращаясь в жгучую веревку, узлом охватившую голову Тобо.» - тут все хорошо, но меня опять прет вставить свои пять копеек. Может лучше заменить нити и веревку на колючую проволоку? Я бы так сделал.
16) «Под его тяжестью Токаге склонил голову настолько, что чуть не дотронулся носом до пахнущей гнилью багряной жидкости.» - это он стоя так нагнулся? Или я не заметил, как он упал?
17) «Между деревьев летали бабочки величиной с мужскую ладонь» - все нормально. Но мне кажется, что будет почитабельней, если заменить «величиной» на «размером».
18) «…но солнечный свет словно нарочно избегал касаться проклятой земли Обиталища.» - или избегал касания, или просто избегал.
19) «Ворон клацал клювом, ловя невидимых насекомых.» - лучше щелкал клювом. Он уже клацал три предложения назад. Интервал большой, но мне, почему-то, повторение сильно бросилось в глаза.
Всё же велик он и могуч... Не перестаешь удивляться разнообразию порождаемых человеком смыслов, образующихся, будто постапокалиптические мутанты, из сочетаний значений простых слов. И мутанты эти настолько сбивают с толку, что поневоле вспоминаешь Ницше: ''В мире еще так много несказанного и неподуманного...'' После такого тянет писать. Чтобы уж наверняка погрузиться хотя бы самому в беспредельный сюр. Это насчет названия.Дальше не читал.
Я автор начинающий, потому стоит учитывать, что все написанное мною – скромное ИМХО. Могу ошибиться, могу не понять. Критикую, как умею. Не смог пройти мимо. Сразу должен сказать, что перечитал историю несколько раз, и мне очень понравилось. А потому буду придираться! Так как хочу попробовать помочь автору, которого очень уважаю.
1) «Хлесткий выстрел разбился о каменные стены храма, обогнул поросшие мхом стволы и растворился в беспокойных кронах.» - не понял я первое предложение. Вернее смутило образное описание. Сперва, звук обогнул стволы деревьев, а потом растворился в их кронах – представляю с трудом. Возможно причина тому моя глупость, но я увидел, как звуковая волна обогнула ствол дерева (то есть полетела дальше), а потом развернулась и по дуге залетела, наверх, в крону этого же дерева. Ведь крона – верхняя часть дерева, так? Буду признателен, если автор докажет мне мою неправоту и объяснит в чем же дело. Я бы переписал. «Беспокойные кроны» - значит, был ветер? Почему бы капризному воздуху не поиграть со звуком? Ведь все вокруг (и живая и неживая природа) стремится напакостить ГГ. Пусть после одного выстрела эхо вернет целые очереди и персонаж с испуганно кинется на землю или побежит в храм, прячась от несуществующих стрелков. А затем какой-нибудь божок засмеется в его голове и ГГ поймет что случилось.
2) «Птичьи крики возмущенным потоком наводнили вечернее небо» - я бы написал «заполнили вечернее небо». Не нравится мне наводняющий крик. Такое впечатление, что он должен журчать внизу, а не звучать в небе.
3) «Потревоженные колокола утихли.» - потревоженные кем или чем? Сомневаюсь, что ветер мог их потревожить, потому я себе представляю либо каких-то монахов, что дергали колокола, либо опять тут нечистая сила развлекалась. Кстати, то что колокола затихли, можно привязать к тому, что храм притих, заманивая ГГ внутрь. И еще. Колокола притихли. А как они звучали до этого? Просто, я полагаю, читателю сложно понять молчание колокол, если он их и не слышал. Может, пусть лучше прозвучит последний удар колокола, а затем наступит молчание, которой ГГ перепугается больше чем недавнего шума?
4) «Цепочка изуродованных тел его товарищей беспорядочным узором тянулась от молчаливого святилища» - я бы просто написал «беспорядочно тянулась». Не нравится мне здесь узор. Это ведь красивый рисунок или орнамент. А там трупы. Но, повторюсь, тут исключительно имхо.
5) «В глазах покойных остался панический ужас» - все хорошо. Но я тут подумал. Может лучше не разглядывать со стороны, а показать глазами ГГ? Пусть персонаж попробует закрыть веки погибшему товарищу (кстати, ведь если там мертвые товарищи, то должно же сердце героя как-нибудь да сжаться), но увидит в остекленевших глазах что-нибудь отвратительное. Например, почувствует, как глазами мертвого товарища на него смотрит лесной божок. Или прочитает в них: «Ты! Ты должен был погибнуть! А не я!». Ну, как то так))
6) «Кое-где жухлую траву примяли оторванные руки.» - понравилось. Но я опять задумался. Почему трава жухлая? Рядом такой дремучий зеленый лес, а трава жухлая. Но не в этом дело. Я бы написал так. Пусть ГГ смутно припомнит, что трава вроде жухлая была раньше. А сейчас стала зеленой, высокой, сочной, словно земля напилась кровью товарищей и теперь трава ожила.
7) «Могучие деревья, подобные увязшим в земле ногам великанов, с хмурым интересом наблюдали» - Понравилось. Хорошо написано.
8) «Казалось, даже сумрак, гуляющий меж стволов, остановился и глядит. Птицы смолкли». – не просто так он глядит, а следит. Птицы смолкли. Я бы написал «Птицы заткнулись». Мне кажется, их возмущенные крики должны были мешать сосредоточится ГГ.
9) «У порога двенадцать колоколов, напоминающие шлемы китайских солдат, тихо гудели от ветра.» - вроде правильно будет «напоминавшие шлемы».
10) Сцена схватки со створками ворот очень понравилась. Впечатляет.
11) «Корни размером с наевшегося питона вгрызались в землю» - и опять мне все нравится)))
Еще не все. Пока делаю паузу и убегаю, пока в меня чем-то не кинули)))
Что не сказала раньше. Он бешеной дробью ударялся о колокола, гулким потоком бился о стены, саваном накрывал бездыханных, облипал деревья и взлетал к первым звездам. – заметила еще несколько предложений аналогичного типа. Одна из примет стиля автора. Да и сама я люблю такие «завороты». Главное – не перестараться со сказуемыми, иначе получится неудобоваримая "гусеница", но, думаю, автор не перегнул палку. Что еще бросилось в глаза. В начале автор часто чередовал короткие предложения с длинными. Текст казался отрывистым, «рубленным». Как нарезанная на куски колбаса. Сантиметр, нож отрезает ломоть, затем другой. А потом вдруг выдает толстый кусок, что едва в рот поместится. Середина и конец получились плавными. Примерно, от эпизода с рыбьеглазыми божками. Или это я втянулась в работу… Деепричастные обороты. Штука полезная, но здесь они почти в каждом предложении, притормаживают сюжет. Это не замечание, скорее, наблюдение. Язык цветастый, немного похож на язык еще одного писателя с сайта (сначала даже подумала на него ). Сравнимый с густым супом, не пустым бульоном. Как ранее писала, читаешь и словно насыщаешься. Но есть пара эпизодов, где «насыщение» кажется излишним. В эпизоде с падением с дерева, и как герой выбирался из храма. Лишь со второго прочтения поняла, что ж случилось. 2. Главный герой. Определенно понятно лишь одно: он хочет выбраться из леса и готов сделать все, что понадобится. Вне зависимости, потянет или нет. Переживаниям Тобо я поверила. Смелости хоть отбавляй. Внешнего описания нет, но, в общем-то хватает и слова «воин». Но, как уже задавалась вопросом, большущая загадка – чего его понесло в заколдованный лес. Нет предыстории. Главный волк – хоть он участвовал лишь заочно, но образ сложился довольно ясный. Показалось, что он нарочно мучает главного героя. Этакий садист. Легко мог бы раздавить того в храме, но по каким-то причинам не сделал. Видать, заскучал… Ворон – бывший друг главного героя? 3. Сюжет сводится к одному простому вопросу: выберется герой из волшебного леса, или волки окажутся сильнее. Отдам должное: автору это удалось. Причем это стремление всеми силами удержать интригу, привело к логическим «дырам». Сложилось впечатление, что автор выложил середину произведения, начало по каким-то причинам оставил при себе. Лично для меня маловато пояснений, поэтому почти через каждый абзац я постоянно задавала себе вопросы. А почему так? А как получилось? Эпизод с черным волком послужил некоторой разрядкой накала страстей, но нес ли он смысл… уверена, волк прирезал героя, если б сражался в полную силу. А так, он его помучил, снова сказал, что Тобо не выберется, потом исчез куда-то… 4. Фэнтезийность чувствуется. Да, это в работе есть. Особенно мне понравились преследующие героя божки с рыбьими глазами. Ужас вышел чуть хуже. Говорящий с лесом лесник в сторожке… Вообще, по ходу чтения я не раз подумала о произведениях несравненного Хаяо Миядзаки. В частности, вспомнилась Принцесса Мононоке. Если не обратить внимания на оружие Тобо, то текст мог бы вписаться в эпизод новой работы мастера. 5. В целом, работа хороша. Даже очень. Затягивает, появляется желание дочитать до конца, разобраться в деталях (это мой пунктик, не люблю то, чего не знаю). Но из-за ряда непоняток произведение похоже на отработку стиля автором, на желание поиграть со словами. Но даже так получилось достойно. В этой части все.
1. Внушает уважение. Воин посмотрел на статую, затем на свои окровавленные ладони и ружье. «Кажется, всё. Удалось» – мысль, будто гонг, зазвенела в сознании. Кто он? Что делает? – об этом и я подумала. То ли он всех поубивал, то ли Тобо убил того, кто «порвал» его друзей… и чем они все насолили? Запхав, что можно, в сумку, он бросил её на улицу. – «запхав» как-то выбивается из вашего стиля. И бросил сумку через окно? Или герой вернулся к дверям и лишь тогда выбросил сумку? Просто непонятно, если было окно, то что помешало вылезти через него, а не протискиваться через двери? Цукуёми пустил луну по звездной дороге. – кто такой Цукуеми? Очередной божок? Лес замер, будто случилось то, чего он никак не ожидал. - лишнее Воин увидел, как по прозрачному лицу, искореженномУ гримасой, стекают белые ручейки.– что-то я засомневалась, как можно разглядеть выражение прозрачного лица. Человеческая пасть с отвратительно белыми тупыми зубами могла бы без хлопот проглотить быка. – у героя прямо-таки глаз-алмаз. Попав в дико напряженную ситуацию, заметил, что зубы не просто белые, но еще и тупые. Схватил ремень штуцера и сумку, намереваясь достать боеприпасы. – "намереваясь достать» смущает. Как-то не по-вашему. Еще вот что смущает: Лес Древний и старый, а припасы и боевые орудия кажутся слишком современными. Из пасти несло бездной – представляю, но большой натяжкой. — Ты так уверен? А не кажется тебе, что Тобо Токаге остался там, у храма? И твое, твое, Бегущий, место – тоже там. – тупой вопрос: почему там? С самого начала задаюсь вопросом, что Тобо потерял в храме. Работал? На экскурсию пришел? Воин понял, что Ужас — Это Ооками-но-мори, Бегущий! Волчий Лес! напал на его след. – что-то непонятное со знаками. В десяти шагах под ним гремел океан, который простирался до горизонта, где соприкасался с угрюмым серым небом. Вверху росли деревья. От него до них – десять шагов отвесной скалы.– не поняла: от чего до чего? От героя до деревьев? Или от горизонта? Или океана? И в этом эпизоде я мысленно картинку не нарисовала. Могучие деревья, подобные увязшим в земле ногам великанов, с хмурым интересом наблюдали. Казалось, даже сумрак, гуляющий меж стволов, остановился и глядит. – здесь так и хочется спросить: на что глядит? За чем наблюдает? За героем? Храмом? Трупами? Тогда воин вспоминал птицу. Он догадался, кто такой ворон. – а вот я не догадалась. Не бейте меня тапками... Еще продолжу. Не все сказала.