В гостях у некроманта Степень критики: прошу, как можно больше и конкретнее
Короткое описание: Первая проба пера, фэнтези.
Рагул заканчивал расставлять свечки по щербатым краям алтаря. За время работы ладони покрылись желтоватым воском. Лицо некроманта тронули морщины, черные волосы до плеч начали седеть, чем, впрочем, он гордился. Длинный нос и густые брови делали Рагула чем-то похожим на орла. Орла, давно насытившегося полетами, засевшего в своем гнезде. Некромант вставил последнюю свечу в большую трещину и критично осмотрел свою работу. Каменное ложе давно было обставлено необходимыми для ритуала вещами. А их было не так уж и много – несколько незатейливых рун и пепел недавно сожженных еловых ветвей, рассыпанный возле меловых узоров. Свечки Рагул расставил от скуки, да и соблюдение традиций как-никак. На самом деле он очень сомневался, что огонь как-то помогает в ловле душ. А также различные черепа, камни, кости и прочая мишура, нужная лишь для показушничества. Множественные эксперименты в попытке узнать, полезно ли это все на деле, результатов не дали. Впрочем, Рагул давно не возвращал души при посторонних, особенно при заказчике, поэтому визуальные эффекты лишними не будут. Заказчик… странное и непривычное слово для людей его профессии, имеющих обычно дело с мертвыми, а не живыми. Но та деваха, что однажды заявилась в его скрытую и отдаленную пещеру, предложила отличную сделку, соблазн был велик. Поначалу Рагул лишь посмеялся над предложением: пятнадцать свежих мертвецов в обмен на возврат одной души. Сам некромант знал, как тяжело договариваться по поводу трупов в городе неподалеку и сначала захотел просто сделать девчушку еще одним экспериментом. Что-то остановило его тогда, и не зря. Они расстались, и Рагул опять засел в свое гнездо, размышляя над верностью своего решения. Прошло еще четыре дня и он вернулся к своим привычным исследованиям, забыв про странную посетительницу. Но ровно через две ночи снаружи его грота скрипнула повозка, запряженная парой лошадей, с большим стогом травы сзади. На таких частенько ездили землепашцы, сено служило и пищей для лошадей, и прикрывало товары от непогоды. Уже знакомая девица раскидала стог свежескошенной травы, скрывавшего продолговатый серый мешок, и помогла отнести первую жертву в логово. Тогда-то Рагул и поинтересовался: - Послушай, как тебя там… - Тирель – коротко отозвалась девушка. - Послушай, Тирель. Со мной шутить не стоит, поверь мне. Твоя цена слишком высока за простой возврат души. Обычные женщины при одном слове “мертвый” падают на месте, а ты привозишь мне свежий труп с перерезанным горлом и обещаешь привезти еще четырнадцать. К тому же ты – молодая баба, но при этом отлично умеешь управлять лошадьми, и обладаешь прекрасным, сильным телом… - Рагул остановился, понимая, что заходит немного не туда.- …Я, некромант, проживший пять лет в этой пещере, лет десять изучающий искусство управлениями душами, ни разу не был арестован властями, я - и то удивлен! Ты должна объясниться! – Рагул резко замолчал, чтобы не выдать появляющейся злости. Уж кто, а некроманты не должны удивляться… Но именно это сейчас и происходило с ним. И невероятно раздражало. Тирель за время всего монолога не сняла с лица маски равнодушия и спокойствия. Ее не пугал ни старый некромант, о котором ходили кошмарные слухи, ни темная пещера, освещаемая лишь тлеющими угольками в жаровнях, ни каменный алтарь, в поверхность которого уже въелись мел и кровь. С таким хладнокровием здесь ходили только человеческие и животные тела, поднимаемые Рагулом. Разве что без огоньков разума в стеклянных глазах. - Я работаю в цирке, трюкачкой – незамысловато ответила Тирель. – и за жизнь я повидала многое, похуже мертвяков. Так уж сложилось... Голубые глаза, тонкие губы и темные, коротко остриженные волосы были под стать ледяному тону. Шло время. Каждый раз, как снаружи слышался скрип деревянных колес повозки и оклик Тирель, Рагул хотел объявить о разрыве договора, быстро вернуть душу в нужное Тирель тело и отправить ее прочь или вовсе убить. Но каждый раз, видя очередную жертву, жажда нового эксперимента овладевала им и заставляла молча помогать. Росла злость – и на себя, за безвольность, и на эту чертовку за вечное равнодушие и непоколебимость; рос и интерес, на который Рагул злился еще больше. Тирель приезжала раз в неделю, оставляла мешки и, перекинувшись парой слов с некромантом, уезжала. Материала она привозила более, чем достаточно, и Рагул погрузился в исследования, надеясь подавить ненужные эмоции. В конце концов, ей же будет хуже. В одном из коротких разговоров, случившимся у него с трюкачкой, она упомянула, что хочет вернуть душу возлюбленного. Хрупкая, наивная, печальная мечта каждой второй городской простушки, потерявшей любимого, ничего не смыслящей ни в магии, ни в некромантии. Мечта разбивается в дребезги, когда такие девицы узнают, что воскрешенный обладает разумом баклажана и навыками деревянного столба. Рагул и не думал предупреждать об этом Тирель. Сначала он посмотрит, как исказит ее непроницаемое лицо гримаса ужаса от содеянного, как дрогнет эта сухая ветка, возомнившая себя непоколебимой скалой, как разобьется маска силы и власти, обнажив ранимую и слабую натуру. Потом он расскажет, что выловленные таким образом души из океана эфира никогда не смогут туда вернуться и будут страдать на земле, неважно, в какой форме. Или в бесполезном теле или призраком, ненавидящим все на этом свете. И только после этого, если трюкачка не решит убить себя сама, он поможет ей в этом. Затем поймает ее душу и заставить вечно скитаться по земле. И то же сделает с ее возлюбленным. Это немного успокаивало злость Рагула и позволяло сосредотачиваться на работе, который теперь хватало.
И вот настал день, когда стук копыт по каменистому склону прозвучал в последний, пятнадцатый раз. Некромант вытер руки от воска и направился ко входу. Повозка, все с теми же лошадьми и тем же зеленым стогом, стояла на старом месте в объятиях ночи и серебряного света луны. Тирель уже сидела сверху и разбрасывала слой травы, уносимый впоследствии ветром. Были видны очертания двух больших серых мешков. - Может, поможешь мне? – немного устало, как показалось некроманту, спросила она - Да,да… задумался… - очнулся от собственных мыслей Рагул и потащил одно из тел. Расположив свою “долю” в углу пещеры, Рагул оставил свой мешок не развязанным и поспешил дотащить второй до алтаря. Любовь всей жизни циркачки оказалась не такой уж и красивой. Среднего роста, непримечательное лицо с веснушками, большой лоб и бурые кудрявые волосы. Хотя кое-что примечательное все же было. - Как живой! Даже кожа нормального цвета… Подожди-ка…- Рагул провел рукой над обнаженной грудью юноши. Знакомый холодок пополз по коже, заколол тонкими иглами ладонь. – да он же под какими-то чарами! – возмущенно сказал он - А как бы он еще сохранился, по-твоему? – в ранее непроницаемом голосе Тирель зазвучали нотки раздражения и даже волнения, что доставило несказанное удовольствие некроманту. – Барри умер… шесть лет назад. Такого поворота Рагул не ожидал. Руки невольно сжались в кулаки, задрожали губы. - Сколько? – воскликнул он. Вот ведь глупая коза! – шесть лет? Шесть?! Ты! Ты… - готовый высыпать на циркачку все выученные проклятия, он все же сдержался.- ты хоть понимаешь, насколько это долго? Насколько это долго для души? Всякие чародеи, шарлатаны и прочие им подобные может и могут сохранить тело свежим хоть до скончания веков, но никто, кроме некромантов, не может сохранить души! Да и что там, даже некроманты не могут нормально это сделать!... – Рагул осекся, понимая что начинает болтать лишнее, приготовленное на смертельный для гостьи десерт. – знаешь, что ты мне сейчас предлагаешь? Ловить рыбешку в океане! Которая, ко всему прочему, совсем не желает, чтобы ее поймали! - Не в океане. – помотала головой Тирель, вернувшая себе привычный, спокойный тон. Похоже, злость Рагула только успокаивала ее. – полгода назад я просила одного некроманта о той же услуге. Он почти вернул Барри, но в последний момент что-то случилось, и некромант вышел из этого вашего… сна, или как это там называется? Мы с ним договорились встретиться через неделю, чтобы завершить начатое, но внезапно он куда-то.. кхм... пропал. За полгода Барри не мог далеко “уйти”. Он должен быть где-то рядом. Тебе придется искать не в океане, а в небольшом озере. Рагул уже почти кипел от злости. Да как это дрянь смеет учить его? - Или ты отказываешься из-за такого большого срока, как полгода? – бросила Тирель избитую уловку. - Что?! Да пожалуйста, сделаю, только не плачь потом! – яростно выкрикнул Рагул. Сейчас эта чертовка за все поплатится… Нет, он не убьет ее. Он заставит ее возлюбленного сделать это! Тогда девчонка получит сполна. Рагул резко воздел рук вверх и произнес несколько слов. Свечки на алтаре вспыхнули и осветили стены пещеры. Сейчас Рагула не волновало, как это будет выглядеть со стороны, он проверял степень сосредоточенности сознания. Три из двадцати одной свечки так и остались равнодушными к его заклинанию. Некромант повернулся спиной к алтарю и минуты две ходил туда-сюда. Ярость постепенно отступала, возвращался рассудок и злобное торжество над будущим девчонки. Тирель все это время молча стояла на одном месте – перед алтарем. Последний раз глубоко выдохнув, Рагул подошел к ложу и, не взглянув на циркачку, закрыл глаза, начиная привычный ритуал. Он знал, что по рунам уже побежало серебряное мерцание, а пепел начал нагреваться, создавая ловушку. Некромант пробормотал обычные слова и звуки капающей в пещере воды, дыхания Тирель, потрескивание огня в жаровнях пропали. Прошло несколько минут и мягкий, голубой свет затопил сознание Рагула. Эфирная параллель мира постепенно открывалась ему. Единственное место, где некромант чувствовал себя в безопасности и безмятежности… Вне собственного желания. Эти чувства сами окутывали его, из них словно и состояла вся эта реальность, со стороны кажущаяся лишь бесконечным океаном блеклого голубого света. В пространстве появились мерцающие сгустки – свободные от телесной оболочки души, обитающие здесь после смерти. Рагул не стал утруждать себя разглядыванием привычных вещей и сосредоточился, пытаясь почувствовать то же, что он чувствовал при прикосновении к телу умершего. Искать пришлось довольно долго, на “небольшое озеро” это точно не тянуло. Нужная ему душа беспокойно витала из стороны в сторону, в отличие от своих соседей, размеренно плывущих в голубоватой дымке. Как странно. Душа Барри источала… беспокойство и даже злость. В эфирной-то параллели! Обычно так ведут себя души, возвращенные на землю, лишенные покоя. Пока сомнение не вырвало его из лап транса, Рагул решил закончить дело как можно быстрее. Охота на души действительно чем-то напоминало ловлю рыбы – стоишь на берегу, единственной связью с далекой реальностью, и пытаешься ментальными "сетями" поймать и притянуть к себе добычу. Подобная вещь, считающаяся весьма сложной, исполнилась Рагулом легко, сказывался многолетний опыт. Душа Барри долго не сдавалась, увиливала от воли охотника, которая, словно змея, пыталась опутать и задушить мерцающую сущность. В конце концов душа подчинилась и медленно потекла к Рагулу. Когда она была уже совсем рядом, некромант начал постепенно выходить из убежища душ, чтобы не терять драгоценного времени… Но вдруг что-то резко схватило его и потащило обратно, словно беспомощную пташку, попавшую в водопад. - Стой! – отчаянно крикнул Рагул в попытке схватить душу, но было поздно. Сознание быстро возвращалось в свое обиталище, заполняя его, как ледяная вода чашу. Океан мерцающего света пропал, в голове вновь воцарилась темнота. Начали появляться звуки. Некромант открыл глаза. - Что это? Что ты наделала?! Я же предупреждал, нельзя меня трогать во время ритуала! – он уже собрался было кинуться на чертовку и убить ее прямо сейчас. Но вдруг почувствовал что-то неладное, что-то постороннее, непривычное… Он опустил голову вниз и тупо установился на украшенную рукоятку кинжала, загнанного под ребра до упора. На ступню сбежал ручеек горячей крови. - Что?... но… почему? – Рагул почувствовал, как ноги перестают слушаться его и он оседает на землю. – я же… я же не закончил… почему? - От тебя и не требовалось заканчивать. – прозвучал ледяной голос. В глазах потемнело, мысли утекали… Жизнь ушла из тела некроманта, оставив лежать его перед собственным алтарем. Тишина обволокла грот, и лишь тени от свечей беспокойно играли на стенах.
Я было хотел и первую часть «Некроманта», разумеется с твоего разрешения, переписать, исправив, как и во второй части, языковые ошибки, убрать различные «шероховатости» текста, вычистить «мусор», перестроить предложения… Но, ознакомившись, с текстом, передумал. В отношении к первой части эта идея кажется мне совсем неудачной. Потому как одной «языковой» правкой здесь не обойтись, нужно латать «бреши», дописывая недостающие детали сюжета. Если во второй части явных сюжетных дыр и «недосказанностей» нет вовсе, (кроме недостаточного начального описания загробного мира), она представляет собой целостный законченный отрывок с явным намёком на продолжение, то с первой частью все совсем иначе. После прочтения остается множество вопросов, ибо ты, банально, спеша записать свою историю многое оставила «за кадром». И недосказала именно необходимое, то, что обязательно нужно было объяснить, или хотя бы дать полунамеком. Некоторая недосказанность, действительно, может придавать истории шарм, но не в твоем случае, я считаю. Первое, что сразу бросается в глаза, если сравнивать 1-ую и 2-ую части, это достаточно сильная разница в стилистике. Слишком уж не похожи эти две истории, и не похожи в первую очередь идейно. И если во второй части присутствует буйство фантазии – загробный мир с душами и верховным божеством, что меня и привлекло, кстати, то здесь все как-то обыденно, серо, без искорки в глазах. Посуди сама. Какая-то мутная деваха (о которой, мы, кстати, ничего не знаем вообще, кроме того, что она работает трюкачкой в цирке, что, на мой взгляд, выглядит странным) прибегает к услугам темного ритуала, чтобы вернуть душу своего возлюбленного. Ой, как банально, как избито, и приторно сладко.=) И причем, идея эта не развита вовсе, нам вообще ничего не рассказывается об ее возлюбленном, их история любви так же «осталась за кадром». Почему так, непонятно. И тот факт, что она готова убивать, вроде как ради спасения любимого, вызывает, лично у меня, неприятные ощущения. Зарезать пятнадцать человек, ради спасения, одного, пусть и любимого… О, да, в этом все женщины.=) В общем, воспринимается Тирель, лично мной, как отрицательный персонаж. А может быть, так и задумано? Лично мне непонятно, почему у некроманта нет никаких помощников, он что, лично сам добывал трупы? А кто ему помогал в проведении ритуалов, в его исследовательской работе? Почему Тирель назначила столь высокую цену за воскрешение одной души – аж, пятнадцать трупов! Что удивило даже Рагула. Зачем ей было нужно так излишне заморачиваться? Непонятно. Некромант согласился бы и на значительно меньшее количество, зачем самой себе создавать лишнюю работу, где логика, автор? И Рагул молодец, он, можно сказать, подставил ей спину. Сам. Видимо жить надоело, захотел в загробный мир отправиться раньше времени.=) Ну, действительно, если он прекрасно видел, что деваха эта особа подозрительная и опасная, то почему так беспечно подставился? Почему не предпринял достаточных мер безопасности. И главное, почему он позволил ей присутствовать рядом с собой во время проведения ритуала? Чтобы автору было легче его убить?=) Непонятно. Если бы я был некромантом, то я бы держал «клиентов» за железными решётками, чтобы они видели все, что я делаю, но не могли бы мне помешать никаким образом. Весь этот ворох сюжетных претензий,как мне кажется, должен заставить пересмотреть всю идею рассказа заново. Автор загнала себя в такие рамки, что, лично мне, непонятно как из них можно выбраться без особых затруднений. Первая и вторая части настолько различны идейно, что как их «склеить» вместе я что-то совсем не пойму. Первая часть требует полной «переработки», зато вторая - нет. Что делать не совсем ясно. На мой взгляд, есть три основных варианта: 1) Развивать идею первой части, латать «сюжетные бреши», прописывать предыстории персонажей и т.д., временно (или совсем) забыв о второй части. 2) Вовсе отказаться от первой части и начать работать только со второй, развивая именно ее идеи – загробный мир, божества и т.д. (Именно так бы я и поступил) 3) Залатать все дыры первой части и органично связать ее со второй. Что, на мой взгляд, будет совсем непростой задачей.
Очевидно, что первую и вторую части рассказа автору придется переписывать заново, дабы "выровнять" их. Правка существующего текста, с добавлением новых эпизодов станет более трудоемкой, на мой взгляд.
Возможно. Правка существующего текста первой части станет особенно трудоемкой, ее, я считаю, нужно вовсе переписывать, а вот со второй можно "обойтись малой кровью". Вопрос тут вот в чем. Идеи какой части станет развивать автор, первой или второй?
Большое спасибо всем за критику, в особенности lokizzz, Smeagol и Stupidness.
Благодаря вам я увидела множество логических дыр, лишних недосказанностей, технических ошибок, мусора. Наработки на эту тему у меня были, и довольно много, а осветила я лишь момент из этих наработок. В итоге не увидела разницы между законченным рассказом и зарисовкой. Не хочу бросать эту тему, поэтому решила написать продолжение, где заполню те дыры, которые зияют в этом.. в этой зарисовке (спасибо lokizzz за поддержку в этом плане).
Большое спасибо за детальный разбор полетов. Особенно ценны замечания по поводу ошибок "двух глаголов", подобные промашки я (хоть убей) не вижу, хоть и перечитываю/исправляю много раз текст. Дилетанство - да, присутствует, именно критикой я и буду исправлять его.
Насчет стремительности вы опять правы. Написано сие под пьянящим влиянием вдохновения. Сначала пытаешься что-то придумать, описать, мучаешься... И тут ни с того ни с сего - опа! Картинка и ситуация резко и четко прорисовывается в голове, торопишься не упустить момент и быстро записываешь основной сюжет. А когда перечитываешь позже - вроде и не видишь скудости описаний, характеров, ведь ты их и так знаешь. Стараешься добавить деталей (которые лично тебе на тот момент кажутся лишними) но в итоге и их оказывается крайне мало. Наверное, мне стоит откладывать написанное на недельку-две, чтобы потом править более трезвым взглядом.
Хм, а я суть понял. Почему Тирель так поступила с некромантом, и зачем она прибегла к его услугам. Если внимательно читать, то пояснения не нужны. И вообще некая недосказанность привносит шарм. Дает право читателю самому додумать. Яркий пример - произведения Кинга. Так что, автор пусть не спешит посыпать голову пеплом:)
Что ж, поздравляю с боевым крещением! Уверена, это не первое ваше произведение, просто первое, которое вы выкладываете на сайт. Присоединяюсь к предыдущему оратору, готова подписаться почти под каждым словом. Мысль хорошая, рассказана неплохо, язык у вас приятный, прилагательных не так уж много (а я не люблю, когда в повествовании много описаний). Опять же, фэнтези крайне тяжело писать хотя бы потому, что фэнтези не писал только ленивый. Но у вас есть оригинальные идеи, так что не бросайте.
Что не понравилось.
Затем словит ее душу и заставить вечно скитаться по земле. - ненавижу слово "словит". Вставьте "поймает", и все будет в порядке.
Я тоже споткнулась на "более достоверно". Наверно, надо заменить.
Иногда в одном абзаце могут встретиться от трех до пяти слов "это". Отвлекает.
И мне бы чуть менее размыто сам процесс "ловли душ"! Понятно, что вы его видите хорошо, но лично я не до конца там все увидела. Хотя, повторяюсь, это лично я.
Вы очень проницательны. На самом деле это второй, но название "Вторая проба пера" звучало бы как-то странно, да и разница между ними не так велика =). Хотя свою лепту первый рассказ, безусловно, внес. Без критики друзей о первом рассказе "В гостях у некроманта" вышел бы куда более сухим (хотя он и сейчас не особо блещет красками, как по мне). Первый я написала по компьютерной игре, и разослала только друзьям. Выкладывать здесь не видела большого смысла, так как без опыта игры многое было бы не ясно, не чувствовалась бы атмосфера. Расписывать сюжет игры даже вкратце для одной зарисовки не хотелось, предыстория получилась бы очень большой (при коротком сюжете).
Спасибо за критику, обязательно учту все замечания!
P.S. У вас ведь не осуждается редактирование рассказов после размещения, с поправкой недочетов? Или не принято так?
Для пробы пера очень неплохо написано. Даже хорошо:)
Обычно, читая произведение начинающего автора, на страницу текста две-три страницы исправлений набирается. Здесь же – нет. Смысловых ошибок я не заметил, равно как и орфографических. По крайней мере, явных, которые бросались бы в глаза. Автор – грамотный человек, что приятно. Так и хочется сказать: «Наконец-то!»
По сюжету. Доска в заборе? Это вряд ли… По крайней мере, я ничего подобного не читал. Для меня, идея свежая. И, что самое главное, непредсказуемая. Иногда только начинаешь читать, и сразу становится ясно, чем закончится история. Здесь же, весьма неожиданный поворот. Я был уверен, что девушка хочет «воскресить» своего возлюбленного. Но вдруг…
На пару моментов по тексту, я все же обращу внимание автора. В них нет особых ошибок или недочетов. Просто, кое-какие фразы, на мой взгляд, могут звучать лучше.
«Каменное ложе, или, если более достоверно, большой плоский камень, давно уже был обставлен необходимыми для ритуала вещами»
Более достоверно – как-то протокольно смотрится. Лучше: Каменное ложе, или просто большой камень…
«- Я работаю в цирке, трюкачкой – незамысловато ответила Тирель на вопрос об управлении повозкой и поджаром теле, словно у гончей. – и за жизнь я повидала многое, похуже мертвяков. Так уж сложилось. – голубые глаза, тонкие губы и темные, коротко остриженные волосы были под стать ледяному тону»
На вопрос об управлении повозкой и поджаром теле, словно у гончей – лишнее пояснение. По тексту и так ясно, а фразу грузит. Знаки в реплике расставлены не совсем верно. Описание внешности девушки лучше выделить в отдельном абзаце.
Вот так, должно в финале получиться: - Я работаю в цирке, трюкачкой, – незамысловато ответила Тирель. – И за жизнь я повидала многое, похуже мертвяков. Так уж сложилось… Голубые глаза, тонкие губы и темные, коротко остриженные волосы были под стать ледяному тону.
«Это немного успокаивало злость Рагула и позволяло сосредотачиваться на работе, который всегда хватало из-за постоянного наличия материала»
Несколько лишних слов и казенная фраза. Проще убрать. Вот так: Это немного успокаивало Рагула и позволяло сосредоточиться на работе, которой теперь хватало.
«…он заставит этого ее возлюбленного сделатьэто! Тогда эта дрянь получит сполна. Рагул сделал резкое движение рук вверх и произнес несколько слов…»
Повторы: это, этого, эта, сделать, сделал. Нужно исправить, например: «… он заставит ее возлюбленного сделать это! И тогда девчонка получит сполна! Рагул резко воздел руки вверх и произнес несколько слов…»
Искренне желаю успехов в творчестве! С удовольствием прочитаю ваши новые рассказы. Первый блин получился совсем не комом. Хороший такой блин – вкусный:)
Согласна, ничего нового здесь нет, хоть я и пыталась сделать нечто интересное в конце. Возможно, это всего лишь доска в заборе. Но я сомневаюсь, что новички когда-либо строили дворцы без опыта и практики, сразу. Я не пытаюсь выдать свой рассказ что нечто сногшибательное, новое и уникальное. Я прошу указать на главные проблемы в этой доске, в этой первой моей пробе, чтобы в будущем строить дворцы на прочном фундаменте, а не халтуре из бумажной макулатуры. Спасибо за комментарий, любая критика полезна.
Хотите прочный фундамент - уходите от фентези, это уже всех задолбало и лишь в тоску вгоняет. Тут штука-то в чем, вот Вы думаете, чего бы мне написать своего, но уши так завешаны фентезёй, что "своего" ничего не может выйти. Откажитесь от этих стереотипов, это было круто в России, когда писал Никитин в начале 90-ых, и то он это на серьезных оригинальных щах делал, но сейчас...
KOMONDOR, если Никитин про которого вы упоминали, это тот самый Юрий Никитин, то для меня он скорее антигерой. Честно пробовал читать его книги, но абсолютно никак не пошли. Так что, его произведения, как эталон фэнтези, я бы точно не поставил.