Зрак истины. Часть 4. Степень критики: Сразу скажу, что описанию боёв я только учусь, а в остальном, не стесняйтесь высказываться.
Короткое описание: Всё становится только запутанней даже для меня. Дальше события будут набирать оборот, а пока очередной сон.
- Давай, Роуд, ты сможешь! – Голос Кэрола звучал громче всех. Вся гильдия сейчас смотрела на пятнадцатилетнего Роуда Найса, который сдавал свой выпускной экзамен. Суть его заключалась в простой вещи, проявить себя в бою на мечах с Ириадом Станисом – сильнейшим странствующим рыцарем. Конечно, ни один ученик не сможет победить Станиса, но проявить себя в бою с превосходящим противником - вот основная цель. Экзаменатор выбирается путём жребия, и Найсу выпало сражаться с сильнейшим из них. Его бой последний, но и самый важный. Победив, у Найса будет возможность стать телохранителем кого-нибудь из самых знатных людей империи. Кэрол был горд за Роуда, хоть и сам неплохо показал себя в бою с Аланом Ринградом – вторым по силе странствующим рыцарем. За последние семь лет Кэрол Раладон и Роуд Найс стали лучшими друзьями. Поначалу Кэрол помогал своему неопытному товарищу, но вскоре оказалось, что Найс не уступает талантом ему самому. В итоге дружеское соперничество сделало из них лучших выпускников гильдии. И вот настал момент для Роуда подтвердить своё умение. Арена, на которой проходил экзамен, была наполнена до отказа. Все, до последнего человека, находились сейчас здесь. Роуд стоял в центре арены, облачённый в доспехи с мечом и щитом в руках. Сквозь прорези шлема он следил за главной трибуной ожидая начала. В десятке метров от него стоял Станис. Он был почти дух метров ростом, а тяжелый доспех придавал ему ещё более грозный вид. Глава гильдии дал условный сигнал и бой начался. Противники, отсалютовав друг другу, стали медленно сближаться. На Роуде был кольчужный доспех с металлическими пластинами, в котором он был подвижнее Станиса, чем и хотел воспользоваться. Уклонившись от нескольких ударов, Найс провёл несколько своих, но меч лишь отскочил от доспехов противника. Пока Станис не воспринимал его всерьёз, Роуд кружил вокруг, проверяя уязвимые места защиты. Приняв несколько ударов на щит, Найс убедился, что удары рыцаря слишком сильны для него. Затем Станис, словно на тренировке, провёл несложную серию, ускорившись и закончив резким взмахом мечом снизу вверх. Роуд оступился на песке и последняя атака пришлась прямо в голову. Рыцарь не остановился, продолжив наступление. Роуд отбивался на одних инстинктах, приняв последний удар ногой на щит и отлетев на пару метров назад, он свалился на землю. На мгновение ему показалось, что сознание покидает его, а мир вокруг меркнет, но всё обошлось. Слегка пошатываясь, Найс поднялся на ноги. Сбросив шлем, парень вытер лицо перчаткой, которая после этого стала красной от крови. Левый глаз заплыл. Трибуны стихли, наблюдая за происходящим на арене. - Эй, Роуд, может прекратим. – обратился к нему Станис. - Продолжаем. – Выдавил Роуд, и стал надвигаться на противника. - Как скажешь. – Ответил рыцарь, готовясь защищаться. Бой разгорелся с новой силой. Найс всё также кружил вокруг Станиса, выжидая удобный момент, который вскоре представился. После очередной атаки рыцаря, парень проскочил ему за спину и с разворота ударил нижней частью щита сзади. Станис пошатнулся, а на его доспехе осталась заметная вмятина. Затем Роуд ударил по обратной стороне колена ногой и попытался завалить противника на землю. Рыцарь, однако, устоял и смог на удивление быстро повернуться, нанеся мощный удар мечом, который смял щит Найса и отбросил его самого. Плечо невыносимо болело, а рука дрожала. Щит в своём нынешнем состоянии был бесполезен и Роуд откинул его в сторону. Левый глаз ничего не видел, всё тело болело. Он окинул взглядом трибуны, которые скандировали его имя, желая поддержать. Рыцарь уже стоял в боевой стойке, готовый продолжать бой. Собрав последние силы, парень двинулся в атаку. Каждый шаг прибавлял боли, но Роуд сконцентрировался на противнике, стараясь не замечать её. Промелькнула мысль, что эта атака будет последней, ибо на большее просто не хватит сил. И вот, вновь Станис встречает его ударом меча, который парень отклоняет вниз, и рукоятью своего оружия бьет по запястью рыцаря. Продолжая движение, Найс замахивается для очередной атаки, пытаясь нанести урон противнику. Станис роняет оружие и лишь в последний момент уклоняется от меча, оказываясь по левую сторону от Роуда. Парень не видит противника и пропускает удар кулаком в бок. Его бросает на землю и мир меркнет в темноте безсознания.
Вот и мои имхи по тексту: «Суть его заключалась в простой вещи, проявить себя в бою на мечах с Ириадом Станисом – сильнейшим странствующим рыцарем.» выделен канцелярит, и по сути есть придирки: станет ли странствующий рыцарь (это значит дворянин, безземельный возможно но все равно – гордый до жути) биться с мальчишкой в какой-то там школе телохранителей? Да и кто сравнивал силу рыцарей, чтобы определить сильнейшего? Они же не гладиаторы и не боксеры, чтобы всегда быть на виду. Дальше – если рыцари странствующие, но оказались в одном месте в одно время – возможно в это время у них назначена встреча? И не лучше ли рыцарей этих заменить на выпускников той же школы? Мне кажется это было бы логичней. Ведь, согласитесь, навыки конного воина и навыки телохранителя должны отличаться, да и задачи у них разные. Лучше бы расписать все это в тексте. Эти детали придадут достоверности тексту, пока же н слишком скомкан, сух, что по содержанию что по стилю.
Что касается стиля, по-прежнему много кацелярита: Про «проявить себя» - уже говорили, повтор + канцелярит Да и вся фраза: «а, но проявить себя в бою с превосходящим противником - вот основная цель.» - как будто выдернута из отчета «Его бой последний, но и самый важный.» - сразу ассоциация «последний бой он важный самый»)) Здесь двоякий смысл: либо героя убьют, либо он просто последний в очереди. «Победив, у Найса будет возможность стать телохранителем кого-нибудь из самых знатных людей империи» - деепричастия всегда связаны с глаголами, глагол тут один «будет» - в итоге кажется , что победит – возможность) А еще канцелярские обороты, если написать проще: «И если он победит – сможет стать телохранителем…» - хуже будет?)
Еще интересно: героиня видит сон: видит все со стороны или она чувствует себя в шкуре мальчишки? Если первое – отстраненность понятна, но ее надо скомпенсировать описанием деталей не связанных напрямую с описанием боя: цвета, звуки,запахи… Если второе – лучше бы глубже прописать ощущения героя. В любом случае – тексту не хватает деталей Вот здесь, например: «Слегка пошатываясь, Найс поднялся на ноги. Сбросив шлем, парень вытер лицо перчаткой, которая после этого стала красной от крови. Левый глаз заплыл.» - а боли он не чувствовал? А вкус крови во рту? А поплывшие пред глазами краски?
Или тут: «Уклонившись от нескольких ударов, Найс провёл несколько своих, но меч лишь отскочил от доспехов противника.» Как будто не художественный текст пишите, футбольный матч комментируете: описание основных событий без попыток показать происходящее читателю. Где лязг металла о металл? Ощущение от удара? Дальше, в описании боев важна такая штука как темп . Герой устал, дышит прерывисто – значит фразы должны быть короткими рваными. Фокал не герое – а значит описываем то, что способен заметить и осознать герой в короткие промежутки между ударами. А значит все сложные предложения, длинные фразы, слова связки типа «Затем», «который» - не подходят. Сложные описания: «по обратной стороне колена ногой», «смог на удивление быстро повернуться, нанеся мощный удар мечом, который смял щит Найса и отбросил его самого.» - создают у читателя чувство, что все происходит медленно, обстоятельно, нет ощущения динамики происходящего.
Переход на настоящее время в конце отрывка – выглядит странно. Либо ведите все описание боя в настоящем времени, либо откажитесь от скачков времен вовсе.
«Его бросает на землю и мир меркнет в темноте безсознания.» - нет такого существительного - «безсознание», лучше убрать – и без него все понятно)
Мне ваш отрывок чем-то сцену боя напомнил из книги "Кровь и железо"Джо Аберкромби. Стала читать и сразу вспомнила...
Его яростный удар застал соперника врасплох, выбил из равновесия и заставил неловко отступить на пару шагов. Толпа мгновенно ожила и одобрительно взревела. Джезаль провел укол, потом еще один. Бройя отчаянно пытался защититься, по-прежнему неустойчиво держась на ногах. Вот он пошатнулся, в последний раз попытался парировать удар, потом споткнулся, взмахнул руками, так что короткий клинок полетел в сторону, и вывалился за границу круга, приземлившись на ягодицы. Толпа разразилась смехом, и Джезаль присоединился к нему. Поверженный болван действительно выглядел очень забавно, когда лежал на спине, задрав ноги кверху, похожий на перевернутую черепаху.– Капитан Луфар победил! – взревел арбитр. – Два к нулю!Смех публики перешел в овации. Бройя тем временем перевернулся на живот. Он выглядел так, будто был готов расплакаться. Осел. Джезаль шагнул к нему и протянул руку, самодовольно улыбаясь. Его побежденный соперник не принял предложенную помощь, тяжело поднялся с земли и наделил победителя взглядом враждебным и обиженным. Джезаль благодушно пожал плечами:– Не моя вина, что ты такое дерьмо...
Но это конечно, мало имеет отношения к критике. А вообще я читала до конца только из-за этой ассоциации. Язык не уровне тех фэнтезюшек, что сейчас штампуют. И сама сцена слишком уж штампованна. Видите, я даже похожую нашла без особого усердия. А ведь еще найду штук 15, если захочу. И при чем тут сон? Может воспоминание? Или воспоминание во сне? Два во одном?
Найсу выпало сражаться с сильнейшим из них. Его бой последний, но и самый важный. Победив, у Найса будет возможность стать телохранителем кого-нибудь из самых знатных людей империи. Кэрол был горд за Роуда, хоть и сам неплохо показал себя в бою с Аланом Ринградом – вторым по силе странствующим рыцарем. За последние семь лет Кэрол Раладон и Роуд Найс стали лучшими друзьями. Поначалу Кэрол помогал своему неопытному товарищу, но вскоре оказалось, что Найс не уступает талантом ему самому. В итоге дружеское соперничество сделало из них лучших выпускников гильдии. И вот настал момент для Роуда подтвердить своё умение.
И падать в обморок во сне до темного бессознания, это несколько странно.
Когда ты видишь сон, то не осознаёшь этого. Риана лишь переживает чувства этого паренька и ничего более. Качество сцены меня и самого удручает, но само наличие этого эпизода важно для сюжета.
Ну допустим не осознаешь. Но зачем такие подробности, как у вас, те которые под спойлером? Она может видеть происходящее, даже чувствовать боль, но откуда она знает что там происходило? Кэрол был горд за Роуда, хоть и сам неплохо показал себя в бою с Аланом Ринградом – вторым по силе странствующим рыцарем. За последние семь лет Кэрол Раладон и Роуд Найс стали лучшими друзьями. ...
Выходит, что она поняла из сна, что некий Кэрол был горд за Роуда... Ну да, во сне оно так и происходит.
Понятно, что отрывок мал даже для рассказа, ни то что для главы. Но заметно усердие, непренебрежение красотой языка. Да и для главы событий очень мало. К тому же не совсем понятен смысл, ну то есть как в дальнейшем эта сцена может повлиять на сюжет, насколько сильно. Складывается ощущение (что скорей всего так и есть), что автор прекрасно представляет поединок для самого себя зрительно, словно в кино, и тщательно старался передать все детали словами, забывая при этом, что литература и кино разных кустов ягоды. Не забывайте о смысле, который должен нести текст, потому что одним действие не удивить. Удачи автору, все равно молодец.
Суть его заключалась в простой вещи, проявить себя в бою на мечах с Ириадом Станисом – сильнейшим странствующим рыцарем. Конечно, ни один ученик не сможет победить Станиса, нопроявить себя в бою с превосходящим противником - вот основная цель Кэрол был горд за Роуда, хоть и сам неплохо показал себя в бою с Аланом Ринградом – вторым по силе странствующим рыцарем.
Роудстоял в центре арены, облачённый в доспехи с мечом и щитом в руках. Сквозь прорези шлема он следил за главной трибуной ожидая начала. В десятке метров от негостоял Станис.
Частое употребление "был", "была". Не надо констатировать факт. К примеру: Арена, на которой проходил экзамен, была наполнена до отказа. - Арена шумела тысячью зрителей. На Роуде был кольчужный доспех с металлическими пластинами, в котором он был подвижнее Станиса - Легкий кольчужный доспех почти не тяжелил, Роуд двигался в нем гораздо быстрее Станиса. Как я это вижу.
Найс провёл несколько своих, но меч лишь отскочил от доспехов противника. - доспехи непробиваемые? Меч царапнул. Или же "Роуд умело блокировал удары", "Роуд постоянно уворачивался от ударов".
Уклонившись от нескольких ударов, Найс провёл несколько своих, но меч лишь отскочил от доспехов противника. Пока Станис не воспринимал его всерьёз, Роуд кружил вокруг, проверяя уязвимые места защиты. Приняв несколько ударов на щит, Найс убедился, что ударырыцаря слишком сильны для него.
В боевке та же ошибка: констатируете факты, а не рисуете картинку. Роуд оступился на песке и последняя атака пришлась прямо в голову - Ноги Роуда утонули в песке, он споткнулся, чувствуя над собой замах. Не успел среагировать, как тяжелый удар обрушился на его голову, и мир на мгновение померк.
Сбросив шлем, парень вытер лицо перчаткой, которая после этого стала красной от крови. - понятно, что после этого. Не разбавляйте фразы "водой"
После очередной атаки рыцаря, парень проскочил ему за спину и с разворотаударил нижней частью щита сзади. Станис пошатнулся, а на его доспехе осталась заметная вмятина. Затем Роуд ударил по обратной стороне колена
Плечо невыносимо болело, а рука дрожала. Щит в своём нынешнем состоянии был бесполезен и Роуд откинул его в сторону. Левый глаз ничего не видел, всё тело болело - вот. Это приблизительно, то чего вы должны придерживаться. И картинка, и ощущения героя на фоне ее.
Рыцарь уже стоял в боевой стойке, - принял боевую стойку. Моя знакомая по ролевому форуму однажды написала "Встала из стойкой стойки в более стойкую стойку"
И вот, вновь Станис встречает его ударом меча, который парень отклоняет вниз, и рукоятью своего оружия бьет по запястью рыцаря - здесь вы сбились на настоящее время.
в темноте безсознания - как по мне, жуткое словосочетание. Образности не добавляет.
Есть динамика, нет опять же стыковки с основным сюжетом. Той черточки, что соединяла бы эпизоды. Словно читаешь два разных произведения. Допустим, чужие воспоминания в голове героини при прикосновении к маске. Только что прочел в описании, что это сон. Не понятно, что это именно так. Да и не слишком ли банально?
Спасибо за поправления. Что же касаеться сюжета, то он сейчас подвергаеться масштабному улучшению, ибо то, что я задумывал изначально, сейчас меня не очень устраивает.