Герцог принципиально не верил в
смерть. И правильно, надо сказать, делал, потому как верят обычно в бога, или
на худой конец, в дьявола, однако…
Теперь уже трудно сказать наверняка,
было ли это неверие его игрой или же его
безумием. Главное: смерти он отказывал в праве на существование. И его
нисколько не смущал факт алогичности такой постановки проблемы: ведь смерть
сама по себе уже исключает «существование» и наоборот; и как может вообще идти
речь о правомерности или неправомерности для явлений даже не природного, а
космического, если не сказать божественного порядка? Однако, герцог являл собою
фигуру творческую и в высшей степени аристократическую, а потому такие мелочи,
как неточность формулировок, его нисколько не беспокоили. Когда же какой-нибудь
полемист, человек, разумеется, не менее благородной породы, чем сам герцог, в
пылу дискуссии обращал внимание его светлости на это поразительное
несоответствие понятий, герцог терял равновесие и становился поистине страшен в
своём благородном гневе.
– Сударь! Неужели вы считаете меня
глупцом?! – восклицал он, и гордо приосанившись, клал ладонь на рукоять свое
шпаги, показывая тем самым, что задета его честь. Оппонент, естественно,
пускался в извинения, дескать, его не так поняли и прочее, и прочее, если,
конечно, он не был готов оказаться вызванным на дуэль. А последнее иногда все-таки
случалось… Но, герцог жил долго – он был отличным фехтовальщиком. Да и без
дракипосчитать герцога глупцом не
представлялось никакой возможностихотя
бы уже потому, что в его окружении находились люди гораздо глупее него. Ведь
они отождествляли смерть с концом, а по христианской традициии с новым началом, с чем герцог вообще-то
соглашался, только вот, концы началами, а смерть, она всё-таки сама по себе…
Вот в чём парадокс то.
Герцог был очень набожным человеком.
Как дворянин и как христианин он верил в «господа нашего Иисуса Христа», в
воскресение мёртвых и в вечную жизнь; но жизнь не здесь и не сейчас, а там, за
краем гроба, за небесным экватором. Мысль о своей богоизбранности или
какой-либо космической особости от других представителей дворянского сословия
никогда не приходила ему в голову, а если даже и появлялись ростки губительной
гордыни в благородной аристократической душе, то он их безжалостно и со христианским
рвением выкорчевывал.
Конечно, в мире происходят войны,
случаются эпидемии, неурожаи, голод, наконец, можно повстречать на дороге
похоронную процессию. От обилия мертвецов не зажмуришься и не отвернёшься. Ведь даже древние учили, что
Сократ смертен, а Сократ человек, следовательно… Смерти нет! – делал
недвусмысленный вывод из всех подобных умозаключений герцог. Странно? Ан нет.
Фокус в том, что в те далёкие от нас
времена, когда античные классики всеразрушающего критицизма уже перевелись во
всей европейской ойкумене, а глашатаи нового века всепобеждающего просвещения
ещё пешком под стол не ходили, Бог был ещё жив; жив, ибо была ещё жива вера в
Него. Слово «религия» и слово «церковь» ещё не были пустыми звуками. Люди
исправно посещали мессу, принимали святое причастие, исповедались и даже
выполняли наложенную святым отцом епитимью, да что там! воевали, на почве согласия
или не согласия с девяноста пятью тезисами, прибитыми некогда на воротах
Виттенбергского собора. А наш герцог был христианин, более того, он был
истинный католик, а потому все обязанности выше перечисленные, выполнял с
неуёмным старанием и прилежанием, ну а в вопросе о тезисах, естественно, был с
ними не согласен. Жаль только, что помимо бога и тезисов, герцог, подобно большинству
своих современников (и к слову, не только своих, а и современников всех времён,
включая и наше с вами), для удобства восприятия природных, а тем более
сверхприродных явлений, предпочитал их персонифицировать, тем самым вводя в
заблуждение будущих историков. И получалось, что «смерть» – это не некий
процесс неизбежного и необратимого увядания, или, скажем, не некая точка обрыва
(тут ещё можно поспорить), а вполне человекоподобная бабушка, о двух руках, о
двух ногах, в капюшоне и с косой. От такой скромницы и убежать и спрятаться не
грех. И вот именно её и имел ввиду наш герой, утверждая, что «смерти нет», а
вернее, не отрицая её саму как таковую, а лишь, исключая для человека
возможность с ней повстречаться. «Смерти нет» не просто самой по себе, «смерти
нет» для человека. Уже потому нет, что он способен её осознать.
А рассуждал он приблизительно так:
Однажды,
ясным летним утром, прогуливаясь в дворцовом парке, герцог обратился к своему
секретарю с таким вопросом:
–
Друг мой, вы прожили по боле моего и срок ваш уже не за горами, – герцог
выдержал паузу, и, опустив свою ладонь на плечо старого слуги, продолжил: – Не
может быть так, что бы вас не волновал вопрос о приближающейся развязке.
Секретарь,
зная характер своего патрона, ничего не отвечал, предоставляя ему возможность
выговориться.
–
Нет, нет, – продолжал между тем тот, – Я нисколько не сомневаюсь в силе вашей
веры в милость Божиюк вашей грешной
душе. Меня интересует лишь сама смерть. Так сказать, факт умирания?
–
Но монсеньор, – с легким поклоном тихо произнес старик. – Что же я вам могу
ответить? Ведь я пока ещё жив.
–
Действительно. Вы, слава Богу, пока ещё меня не покинули. Но вы человек. А
Господь тем о отличил нас от других чад своих бессловесных, что даровал нам
разум.
–
Но умираем мы наравне со всеми другими тварями земными.
–
Действительно. – герцог задумался. – Давайте разберёмся.
–
Давайте.
–
Я – живой человек. Я жив – это есть факт. Меня окружают живые люди, скажем, вы,
– это тоже есть факт. Людям свойственно умирать, в том числе и тем, кто меня
окружает, скажем, вам, – и это тоже соответственно есть факт. Но вижу ли я их
смерть? A вот это уже
не факт. – Герцог помолчал минуту, будто не решаясь сказать. Потом -таки
сказал: – Вы знаете, я часто вспоминаю своего отца, да сохранит Господь его
душу. Вот, он жив, полон планов на будущее… А вот, он уже умирает... Будущее,
увы, не началось, прошлое уже закончилось… Я стою возле его кровати… Он ещё
дышит. В нём пока теплится огонёк… Стоп! Не дышит. Он умер. Факт! … … …
Внимание, вопрос: видел ли я его смерть?
–
Нет.
–
И почему, вы думаете?
–
Вы, монсеньор, не видели смерти. Вы видели своего отца. Сначала живого, потом
мёртвого. Только лишь.
– Именно! – Герцог aж закричал от радости столь редкого взаимопонимания. –
Вот он живой, а вот он мёртвый! И это есть два неопровержимых факта. Третьего,
то есть, смерти, не дано. Теория не выдерживает критического анализа. Значит, я
никогда не повстречаюсь со смертью, ибо пока я жив – я есть, а её нет, ибо я
жив, когда же я буду мёртв, то тем паче, её нет, потому как нет уже и меня, ибо
я уже мёртв.
…
Герцог в своих рассужденияхучёл множество фактов. Забыл лишь об одном. О
том, что людям свойственно не только умирать, людям свойственно ещё и
заблуждаться, а заблудившись, лгать, дабы скрыть, или, на худой конец,
оправдать свою некомпетентность, если не сказать, невежество.
О чём речь? А вот о чём:
…Герцог
совершенно опешил, услышав от своего секретаря слова: «Feuroid’Espagne» (покойный
король Испании).
– Feuroi, Monsieur? – весь побагровев от гнева и возмущения, спросил
герцог.
– Monseigneur, – затрясся от страха, но быстро
нашёлся секретарь, – c’estuntitrequ’ilsprennet. (Монсеньор,
такой титул у них принят).
Здесь герцог уже не философ и даже не герцог, а
безумец.
Анекдот? Пожалуй, да. Как, впрочем, и вся история
всего человечества.
Ничто не вечно под луной. Настал черёд и нашего героя.
В лето господне 1686 от рождества Христова герцог отпраздновал своё
шестидесятипятилетние ожидания встречи с ней. Столько лет он терпел и надеялся,
и вот, счёт уже пошел не на часы, а на минуты…
День выдался по осеннему хмурым, но
очень уж тихим. Подозрительно тихим. В воздухе витало ожидание чего-то такого…
Герцог с самого утра чувствовал несвойственную ему в последние годы бодрость. Будучи
в прекрасном расположении духа, что тоже случалось редко в последнее время,
герцог сразу же после обеда отправился, несмотря на моросящий дождик, на
прогулку в парк. Он долго бродил по пустым аллеям, всё выискивая… кого бы вы
думали? Да, да, именно её. Все сегодня ждали чего-то, но только лишь «чего-то»,
а он единственный, кто знал, чего именно. Но время шло, а свидание всё никак не
состоялось. Время шло, а её всё не было. Время шло, и герцог уже устал и весь вымок.
Время шло… Время шло медленно. Потом ещё медленнее. И ещё. Вот, оно уже ползёт.
Тихо, тихо. Остановилось.
Имеющий глаза, не увидит; имеющий уши, не услышит.
"герцог терял равновесие и становился поистине страшен в своём благородном гневе." - "терял равновесие" значит - падал. Наверное "терял уравновешенность" хотя, это словосочетание тоже не красиво. Ведь они отождествляли смерть с концом, а по христианской традиции и с новым началом, с чем герцог вообще-то соглашался, только вот, концы началами, а смерть, она всё-таки сама по себе… - очень трудно для понимания предложение. Я так, ничего не понял. Хотя по тексту понятно что здесь ключевой момент. в воскресение мёртвых - "в воскресение УСОПШИХ". мёртвые и усопшие разные понятия. Что же, смысл сего творения понятен: Пока мы живы смерти нет, а когда мертвы то уже не важно... Если честно слабовато, больше похоже на игру слов. Да и подано в странной форме, то ли притча, то ли рассказ.