Не принимайте близко к сердцу… Хотя нет, лучше принимайте!
Итак, мы – «писатели». Почему в кавычках? Ну как же?! Я ведь автор, а значит, имею полное право ставить любые знаки препинания там, где захочу! И сам черт пунктуации мне не брат. Вот-с. А теперь представим себе архетипический вечер творчества – за окном тихо падает снег, где-то во тьме лает собака, а из динамиков магнитофона успокаивающей волной льется музыка. Что-нибудь этакое, не напрягающее и не бьющее по ушам. Скажем, Роберт Майлз со своей, сделавшейся уже классикой, а вместе с тем и приевшейся до тошноты композицией «Детишки». Но речь сейчас не об этом. Главное, чтобы музыка была атмосферной – расслабляла, создавала настроение, направляла мысли в нужное русло. А еще – заставляла ленивую шлюшку, которую мы гордо именуем «Муза!» (следуя современным тенденциям, у некоторых эти создания и вовсе меняют пол, примеряя на себя пугающее «Муз»), ворочаться, подталкивая нас, горемык, на свершение новых литературных подвигов. Лишь тогда, настроившись и почувствовав себя более-менее комфортно – в крайне необходимой для всякого творчества благоприятной обстановке! – мы начинаем великое таинство… Для полноты образа рядом просто обязана находиться чашка кофе (в угоду дамам, и всем, кто не курит), но еще лучше – пепельница, в которой будет медленно растлевать собственную недолгую жизнь позабытая сигарета. И ее грустные воспоминания примут вид синеватого дыма – извивающегося, словно танцующего, безвозвратно тающего в воздухе. Тающего сродни мыслям в голове, по мере того, как посредством неугомонных пальцев эти самые мысли будут переноситься на «бумагу» текстового редактора. Мысли, естественно, не о сигарете. Как-никак, смерть одной сигареты – лишь смерть. Рядом все равно лежит целая пачка. И количество этих пачек превращается в статистику, готовую обернуться смертью уже для человека. Но чего это мы? Размышления о смерти и прочих «извечных» материях запланированы чуть позже, а в данный момент важна исключительно обстановка – без отвлекания на тявканье блохастых дворняг, как и на ругань супружеской пары за стенкой, как и на прочую суету сует. Важен антураж художника, без которого, признаем, не было бы и самого художника. Ведь в первую очередь убедить, что ты действительно творец, нужно самого себя. Так что обстановка наше все. И еще амбиции. О да, амбиции! Дополним интерьер вечера парой книжных полок – большего не требуется, таки квартира не резиновая. И пусть фамилии на томах будут довольно известными и не менее приевшимися, нежели «Детишки» Майлза. Итак, фамилии: Толстой, Достоевский, Булгаков, Набоков, Сервантес, Вольтер, Гюго, Бальзак, Флобер, Пруст, Кафка, Гёте, Манн, Гессе, Ремарк, Шекспир, Мильтон, Диккенс, Теккерей и т. д. – до бесконечности и дальше (в пределах книжных полок, естественно). Это вам не хухры-мухры, никаких брэндов и маркетингового «читает весь мир», – все серьезно. Исключительно классика! Классика ради классики, ради идеи классики, или… ради все того же антуража? Согласимся, читать это безобразие вовсе не обязательно, достаточно находиться рядом, питая свои амбиции. Амбиции, в данном случае, весьма предсказуемые: очутиться на одном уровне со столь достойными личностями, внесшими немалый вклад в развитие мировой литературы. Ну и… блеск славы да внушительные суммы на банковских счетах тоже не помешают. А еще неплохо бы – даже крайне желательно! – привнести светоч известной нам одним истины в окружающее нас общество непробиваемых Homo debilus. В том, что мы не принадлежим к этой необразованной массе – сомнений абсолютно никаких. Мы пишем, они читают. Понимают ли? В общем-то, не наши с вами проблемы, верно? Если не способны понять, значит, настолько де-гра-ди-ро-ва-ли, что хуже некуда. Эволюция устала, развернулась и пошла в обратную сторону. Это что касается их. Не нас! Итак, чего бы такого насочинять? Хочется, чтобы написанное не просто брало за душу, а прямо таки хватало, трясло, било головой об стенку и… увлекся, увлекся, прошу прощения. В общем, хочется, чтобы эффект был как после прочтения «Вина из одуванчиков» Брэдбери или «Судьбы человека» Шолохова. Это для меня. Для вас эталоном совершенства вполне может послужить и «Властелин колец» Толкиена, «Гарри Поттер» Роулинг, либо же занимательные саги о душках-вампирах миссис Райс, а то и миссис Майер. Так или иначе, все лишь вопрос предпочтений. Кто-то произнес слово «вкус»? Да бросьте! Важно другое – чтобы в новоявленном сюжете грядущего шедевра-бестселлера наличествовало побольше динамики, сюжетных кульбитов, экшена. Ведь современный читатель в современном мире вечно куда-то спешит, и ему некогда засыпать над бездейственными описаниями по три страницы каждое или зубодробительными размышлениями, достойными диссертаций французских структуралистов. Хотя… приправить свою нетленку парочкой философских рассуждений таки стоит – мы же серьезные «писатели», а значит, просто обязаны о чем-нибудь рассуждать. Требуется простая такая, жизненная – то есть понятная рядовому обывателю – философия. Например, как у Франсуа-Мари Аруэ-э-эм… зазнался. Как у Вольтера, я хотел сказать. Как у Вольтера в его «Задиге» или «Кандиде». На худой конец и Коэльо со своим «мактубом» сгодится. И вот тогда, если дело выгорит, мы утвердимся на персональном Олимпе, а наше собственное тщеславие не только поможет туда вскарабкаться, но и собственноручно сработает нам лавровый венок из драгоценного металла пирит. И не спрашивайте, на каком основании я применил слово «собственноручно» к тому, у чего и рук-то отродясь не было, – этот прием обычно именуют просопопеей, иначе говоря, классический антропоморфизм… Короче, обыкновенная метафора, – вы ж меня поняли, а если нет, то задействуйте уже фантазию. Теперь касательно Олимпа – плюньте на мысль, что все это лишь очередной воздушный замок. Важно лишь то, что отныне мы перестанем таращиться на него сквозь серые будни земного однообразия. Займем его по праву, прогнав оттуда ворчливого старпера Зевса со всей его плешивой братией, да еще и крикнув им напоследок: «Дни вашего могущества миновали! Народ больше не верит в вас, а значит, вы больше не боги! Вы лишь жалкий миф! Миф! Уха-ха!» Хотя с пафосом лучше не перебарщивать, нынче это не в моде. Для тех, кто недоволен Олимпом – слишком вычурно или, скажем, погода не устраивает, – существует куча других воздушных замков. Возьмите аналог в виде Парнаса или, к примеру, лавкрафтовский Кадат – хотя, мрачновато там, как мне кажется. Не желаете брать чужой, придуманный кем-то до вас? Ох, ну конечно! Забыл, каюсь. Претензия на оригинальность! Без этого великий писатель – не великий. И уж тем более – не писатель. Что ж, тогда стройте собственные. Гордыня поможет. Назарянин стерпит. Главное, создать нечто этакое. И потом шлифовать его до пределов собственного понимания совершенства. Ведь, как сказал один чешский поэт, «путь от эскиза к произведению мы проходим на коленях». Поэтому шлифовать нужно долго и тщательно, подобно львице, до гладкости вылизывающей кости убитой ею антилопы. Или вообще не шлифовать – ведь будущий бестселлер уже написан, остальное не суть. Какие колени, о чем вы? Корректоры и редакторы все поправят. Но чтобы никаких штампов. Ни в коем случае! Иначе все – позор! Клеймо на всю жизнь! Собратья по перу не примут. Не оценят. Закритикуют, в конце концов. И не прочувствуют всей глубины «творения». Не поймут его великого замысла. Хотя… в таком случае легко будет сослаться на умственную ограниченность этих самых собратьев по перу. А вообще, важно лишь то, что еще не написанное произведение уже становится шедевром – в голове, естественно, – питаемое исключительно амбициями и самомнением автора. И, быть может, со временем оно даже обернется тем самым воздушным замком – этакой башней из слоновой кости, – где автор и поселится. Как знать, как знать. А если кто-нибудь накинется и начнет разносить все в пух и прах? Ну-у… Хм… Заденет ли нас за живое? Конечно нет, чего на дураков обижаться! Пусть себе критикуют, нам-то что? Критикуют – значит, читают, значит, обдумывают, значит, как-то реагируют. А остальное… так мы им просто глотку порвем, вот и все. В интеллектуальном смысле, естественно. Хотя… Б-р-р-р… Попробуем разъяснить этим невеждам все по порядку. Нет, не по «творению» – оно ж совершенно! – а по поводу тараканов у них в головах. И катастрофического недостатка мозгов, от которого эти кто-то явно страдают. Откуда такая уверенность? Как же! Они ж не сумели постичь смысл Слова Нашего! А еще можно сослаться на все неизменно грядущие и неизменно восторженные отзывы неизменно благодарных читателей (среди первых, всенепременно, мамы-папы-друзья-и-возлюбленные), коим наше «творение» неизменно откроет глаза на мир и жизнь в нем. У небезызвестной любительницы мопсов вон как отменно это выходит. Больше семидесяти процентов отечественных домохозяек от нее без ума, полагая ее гениальнейшей и остроумнейшей из писательниц. Да и бог-то с тем, что дамочки эти – не в обиду последним будет сказано – взращены исключительно на мыльных операх и прочем телевизионном фастфуде и, естественно, никогда не читали каких-либо более-менее серьезных вещей. Известно же, что высшим мерилом эстетической ценности является рынок. Стало быть, рейтинг решает все. А кому, как не нам – пока еще не признанным гениям, – говорить о том, что такое рейтинг в этом несправедливом мире идиотов. Но это все будет чуть позже – и грызня… то есть дискурс с полоумными критиками, существующими исключительно чтоб критиковать все и вся, зачастую даже не понимая истинного значения критикуемого; и пререкания… то есть объяснения с непонятливыми читателями, коих, несомненно, окажутся единицы (несчастные, заплутавшие в лабиринтах собственной глупости); и щелчки по носу… то есть постановка на место остальных, не в меру спесивых мастеров – ха! – пера. Впрочем, нападки последних объяснить не сложно – зависть, господа, типичная человеческая зависть. Этот величайший в истории рода людского смертный грех. Ведь мы же сумели достичь совершенства, а они нет. А зависть рождает гнев. Вот и еще один смертный грех. Так и скажем им-де плохо, друзья-«писатели», очень плохо. Коль не можете творить – ну ведь не всем же оно дано, верно? – то ищите себя в чем-нибудь еще. Фотографируйте на мобильник восточные яства, к примеру. Или усиленно занимайтесь спортом. Откройте для себя какое-нибудь эзотерико-патафизическое учение – ныне их много расплодилось, – или подайтесь в политику. А придираться к шедевру-бестселлеру, который еще долго не забудут в свете грядущих столетий, не стоит, не стоит. Потому что это уже даже не грех, но преступление не иначе как против литературы, культуры в целом, а то и всего человечества! И вот, возносимые собственным, выдаваемым нам же в кредит, тщеславием, мы сидим за столом в компании чашки кофе или пепельницы с потухшей сигаретой, а еще «Детишек» Роберта Майлза, и зачарованно пялимся в монитор, где на белом листе одиноко мигает курсор. Но это второстепенное. Главное то, что мы в первую очередь «писатели», готовые вот-вот разродиться «шедевром». И все остальное не имеет значения. А за окном все так же безучастно падает снег, и где-то во тьме лает замерзшая собака…
По-моему, вам, господа, придется насочинять тьму-тьмущую всякой потрясающей новой брехни, иначе людям станет совсем неохота жить. Курт Воннегут
Забавно. Раньше не видел этого эссе, а потому подумал, с чего это ты поднял эту тему... Вроде как никогда не замечал за тобой, чтобы у тебя припекало от писателей, таких как я. Вообще, когда я думаю о писателях, то всегда вспоминается Эдди Мора из Областей тьмы (я про образ из фильма), который полгода смотрел в белый экран монитора, так и не сумев ничего написать. Он курил, пил, рассуждал о письме и рассказывал друзьям о том, какую крутую книгу напишет. Но реальность такова, что он в лучшем случае мог бы написать книгу о рассуждениях о написание книги, а не сам роман. Желания рассказать что-то новое мало. Для начала нужно понять, что в целом ты можешь рассказать, и нужно ли это тебе. Если нужно, то у тебя уже есть всё, чтобы курсор не нарушал границы девственной белизны экрана. Но это касается только вопроса о том, как начать писать. В твоих же рассуждениях горение о другом. Больше о подражание образу писателя. Тут даже грех вспомнить Буковски, который из письма сделал целый ритуал, сопровождаемый и сигами, и кофе и бухлом. Правда не особо похоже, что ему было не по*уй на то, что таким образом он сможет выглядеть лучше в глазах "интеллигенции". А если учитывать, что с тех пор образ писателя извращали в каждом третьем фильме, то тут уже грех не поставить легкий джаз на фоне, налить кофе в чашу и закурить сижку, прежде чем засесть за написание своего шедевра. Признайся, ведь и сам когда-то этим грешил?
Неплохо, с юмором вполне здоровым). Вот это особенно понравилось: "Хочется, чтобы написанное не просто брало за душу, а прямо таки хватало, трясло, било головой об стенку и… увлекся, увлекся, прошу прощения." :D Но есть и спорные моменты. обстановка наше все. И еще амбиции. Понимаю, что это сарказм, но всё равно странно, что в тексте нет даже слабого намёка на самое важное для писателя - потребность выплеснуть свои чувства, местами даже и мысли)).
Юмора на самом-то деле много, просто он тонко скрыт, и в некоторых местах не все его, наверно, распознают. Написано прекрасно, тут нечего сказать. И еще хорошо, что после прочтения начинаешь ДУМАТЬ. Не просто посмеялся и забыл. Или побесился и забыл. У меня вот послевкусие осталось двоякое. С одной стороны, я узнала себя в некоторых моментах и посмеялась. Это же и есть цель таких текстов - посмеяться над собой. С другой стороны, появился неприятный осадок: что же, если я вижу себя в некоторых строках, значит, я вот такой вот недалекий, самозабвенный и тщеславный писака?
Мысли, естественно, не о сигарете. Как-никак, смерть одной сигареты – лишь смерть. А может и о сигарете) Люди вон о смерти текстового файла четкие рассказы пишут) - Согласимся, читать все это безобразие вовсе и не обязательно 5 баллов!) - Важно другое – чтобы в новоявленном сюжете грядущего шедевра-бестселлера наличествовало побольше динамики, сюжетных кульбитов, экшена. вот, блин, подпишусь под каждым словом! - это классический антропоморфизм… Короче, обыкновенная метафора, – вы ж меня поняли, а если нет, то задействуйте уже фантазию. Мне пришлось задействовать гугл) Зато теперь знаю что такое антропоточтовынаписали) - Лавкрафтовский Кадат – хотя, мрачновато там, как мне кажется. Я и в Ленге неплохо устроился))))) - Это супер! Читать всем начинающим(и не очень) писателям! Над многими моментами чуть не прослезился) Рейт!
Идея неплохая, но юмора мне лично не хватило. Хотя и нельзя сказать, что его здесь совсем нет. Он есть, просто мало, и некоторые моменты слишком тонкие и будут не всем понятны.
Про эзотерическое учение Вы зря написали))) Адепты могут обицца и придти сюда пищать угрозы))) А так статья неплохая,действительно хорошо описали социотипы "сетевых писак".
Мне стряпня понравилась, правда критиковать тут нечего автор сделал это за нас. «шлюшки музы» ну… да, дам порой понять очень сложно. Кстати, среди шлюх иногда довольно интересные и образованныеличность мелькают.
Автор здесь занимает очень оуенную позицию. Кто отнесётся к тексту скептически - тот, собственно, описанный здесь гандон. Кто похвалит - видимо, такой же гениальный зрец как и автор.
Лил. Ты как-то слишком серьезно к этому относишься, Кро. Нужно, по-видимому, сильно разволноваться, чтобы связаться с оборотом вроде "шлюшки музы". Шлюшка муза. Я не верю, что ты мог это написать.
В материале, насколько я понял, важна всего одна строчка: и зачарованно пялимся в монитор, где на белом листе одиноко мигает курсор. А вот вся эта жирная рамка из тысячи знаков, воспринимается совершенно нейтрально. Так нельзя. Мужчины, на мой скромный взгляд, о проблемах с листами рассказывать не должны.