» Проза » Мистика

Копирование материалов с сайта без прямого согласия владельцев авторских прав в письменной форме НЕ ДОПУСКАЕТСЯ и будет караться судом! Узнать владельца можно через администрацию сайта. ©for-writers.ru


ГОСПОДА РОМАНИСТЫ!..
Степень критики: Как можно строже. Придирайтесь ко всему, не обижусь. С благодарностью приму любую критику.
Короткое описание:

Немного о нас, о писателях... ИЛИ У ВАС ВСЁ СОВСЕМ ПО-ДРУГОМУ?



ГОСПОДА РОМАНИСТЫ!..

«Она закурила. Резко и неприятно запахло дымом. Курить она любила, а запах дыма – нет.  В полумраке, сгущающемся за окном и зыбкой паутиной проникающем в комнату, стало видно, что огонёк сигареты в её руке мелко дрожит...

Я взглянул на часы. Половина четвёртого ночи. От нескольких чашек выпитого кофе немилосердно кололо где-то в нижней части затылка, там, где позвоночник соединяется с черепом. Противная боль. Словно раскалённый гвоздь загнали в шею. И спать хотелось, несмотря на кофе, просто жуть.

Рассказ не дописан на одну треть. Ещё часа два – два с половиной. Нет, не выдержу. Прочитал последнее написанное предложение. Столько стилевых ошибок я не сделал, наверное, за всю свою жизнь. А надо было всего лишь как-то обозначить, что руки у героини дрожали.

Из-за нелюбви к банальностям, пришлось искать образ. Карандаш в руке мелко дрожал... Нет, кончик карандаша... Хотя, при чём тут карандаш? От неё ушёл муж, зачем она будет хватать карандаши или вообще что-либо? Ей не до этого... Сцепленные между собой пальцы? Опять не то... Дрожащая в руке сигарета... Вот! Самое оно! Именно сигарета. Даже лучше, что до этого она никогда не курила. Закурит, никуда не денется. Сигареты мужа. И будет давиться дымом и кашлять, сотрясаясь всем телом... Нет, это не надо. Совсем не трагично. А нужна именно трагедия. Придётся опять залезать в начало текста и обозначать, что героиня курит. Допустим, в каком-нибудь эпизоде достаёт из кармана пачку, достаёт оттуда тонкую сигарету.... Обязательно тонкую, это очень женственно. А заодно можно описать пальцы. Какие они могут быть у трагического персонажа?... Отставить! Здесь и так всё насквозь трагичное, в описании пальцев нужно что-нибудь такое, человечное... Тонкие пальцы... А сигареты какие были? Тоже тонкие? Тогда: бледными, почти прозрачными пальцами с заусеницами на ногтях, она вытащила из кармана пачку сигарет... Заусеницы на ногтях – это очень хороший образ. Человечный, только вот вставлен как-то топорно. Даже читать неприятно...

Так я, совершенно незаметно, перебрался в начало текста. Из-за одних только ногтей пришлось переписывать целый эпизод. Эта переделка повлекла за собой ещё множество всяких мелких исправлений, когда время приблизилось к часу ночи, я снова вернулся к тому месту. откуда всё началось.

Сигарета в руке дрожала... Снова банальность... Ладно, если без этого нельзя, тогда уж огонёк сигареты в руке дрожал... Не дрожал, прыгал... А ещё лучше, плясал... Эх-хо-хо! Весело ему. Плясал, значит. Не, это слово однозначно не подходит. Тогда – что?..

Над этим эпизодом я бился довольно долго. Иногда так бывает: десятками страниц пишешь – и без единой помарки. А иногда над одним предложением бьёшься часами, словно подсознательно чувствуешь, что именно оно будет вытягивать на себе идею всего рассказа; каждой своей буковкой, которая должна сидеть на своём месте плотно и точно, словно патрон в патроннике, каждым словом, каждой фразой, даже сочетанием звуков.

Прочитав, что у меня получилось, я понял, что пора идти спать.

«Она закурила. Резко и неприятно запахло дымом. Курить она любила, а запах дыма – нет.  В полумраке, сгущающемся за окном и зыбкой паутиной проникающем в комнату, стало видно, что огонёк сигареты в её руке мелко дрожит...

«Огонёк сигареты в её руке...» Зачем – «её»? Чья там ещё может быть рука, если героиня в комнате одна?! И этот идиотский деепричастный оборот! Сколько раз зарекался нее употреблять их. Они утяжеляют предложение в два, в три, нет, в десять раз! И с первого раза их не прочитать, тем более, не понять. Всё равно откуда-то берутся. Зар-разы!

А кульбит про зыбкую паутину, проникающую в комнату - это вообще шедевр! Где вы видели паутину, которая куда-то проникает?

Из-за нелюбви к банальностям можно дописаться до маразма.

И вот тогда я взглянул на часы. Половина четвёртого ночи. От нескольких чашек выпитого кофе немилосердно кололо где-то в нижней части затылка, там, где позвоночник соединяется с черепом. Противная боль. Словно раскалённый гвоздь загнали в шею. И спать хотелось, несмотря на кофе, просто жуть.

Так и не раздевшись, я добрался до постели, упал поверх одеяла и зарылся головой в подушку, напоследок вяло подумав, что зубы не чистил, наверное, месяца два...

Она была такой же, как я описывал, только лицо в темноте казалось более большеглазым из-за теней в глазницах. Свет уличного фонаря мягко, словно осветительный прожектор профессионального фотографа, обводил контуры фигуры. Женщина сидела на стуле и, наклонившись, вглядывалась в строчки какой-то бумаги. Я нигде не писал, что она любопытна. Впрочем, это у слабого пола присутствует априори.

Некоторое время я наблюдал за ней, потом, не выдержав вынужденного бездействия, со вздохом произнёс:

- Эта не та рукопись.

Женщина вскочила испуганно, сильно смутилась, словно я застал её за чем-то неприличным, некоторое время растерянно улыбалась, словно изо всех сил хотела мне понравиться, потом подошла ко мне и робко присела на самый краешек кровати.

Они всегда почему-то садятся на одно и то же место, словно оно мёдом намазано для всяких там потусторонних сущностей.

- Ну?

Я немножко смутился, поэтому вёл себя нарочито грубо. Заусенцы на ногтях. Человечный образ, так я, вроде, думал? Он оказался слишком уж человечным. Сейчас, когда мой персонаж сидел рядом, я даже чувствовал движение воздуха от дыхания, я смотрел на её ногти. И на заусенцы. Из-за них покинутая мужем немолодая, кстати говоря, женщина была похожа на девочку-подростка.

- Меня Ириной зовут, - сказала она. – Вы меня так ни разу и не назвали по имени.

- И не буду. Это такой художественный приём. Если я назову Вас по имени, то Вы перестанете быть собирательным образом женщины и станете просто Ириной.

Она извиняющиеся пожала плечами. Ей было нечего сказать. Я создал на удивление безропотный характер, словно знал, что мне придётся с ней беседовать.

Их было много. Разных. Персонажей. Мужчин и женщин, девочек и мальчиков, стариков и старушек. Кто-то вёл себя агрессивно, кто-то – просительно, кто-то давил на жалость... Мне приходилось перед каждым персонажем отчитываться, оправдываться, юлить. Так уж я устроен, что не могу сказать «нет». А если что-то пообещал, то не могу не выполнить. Вот и приходилось с утра переписывать почти законченные опусы только потому, что кому-то не хотелось улетать на Канары, не набив приятелю морду, а кто-то принципиально не ездил в метро, даже если сломалась персональная «ауди». И что прикажете делать бедному автору рассказа, если весь сюжет построен именно на том, что «новый русский» чуть ли не впервые в жизни поехал в метро и ВСЁ случилось именно из-за этого?

Ночами мне приходилось работать больше, чем днём. Быть писателем – это нелёгкий крест.

Так продолжалось до тех пор. пока я не уразумел одной простой вещи. Биография любого персонажа имеет две чёткие границы – начало рассказа и конец. Они могут появиться только между вот этими двумя датами, словно то, что я описываю, открывает лазейку в иной мир. И появиться они могут только ночью, точнее, в то время, когда я сплю. Сон спящего, наверное, выходит за пределы реального мира. Именно поэтому рассказы мне приходится дописывать в период бодрствования. Стоит только уснуть, оставив на столе недописанную вещь – и ОНИ тут же приходят. Почему-то большей частью, недовольные. Иногда мне кажется, что я их не придумал, а своими опусами безалаберно, словно слон в посудную лавку, вторгаюсь в их жизнь и заставляю поступать не так, как они хотят. Дурацкое ощущение. Попробуйте доказать, что, если бы не я, их бы вообще не было на свете. Раньше я пробовал, убеждал, спорил, а потом смирился. Кто-то, может, поймёт, кто-то – не до конца, но ведь персонажей десятки, сотни. Я пишу не время от времени, литературная работа – это мой хлеб. (Если честно, я больше ничего делать не умею) Именно поэтому приходится писать десятки страниц в день. Как Жорж Сименон. Тот вообще публиковал по роману в неделю. И попробуйте КАЖДОМУ что-нибудь объяснить.

А насколько реальны мои персонажи? Я их даже трогал. Вполне нормальная, даже тёплая, человеческая кожа.

- Я не курю.

Задумавшись, я совсем забыл про Ирину. Кстати, очаровательное имя. Самые лучшие женщины в моей жизни, которых я знал – Ирины. Интересно, ей об этом известно?

- И дым Вам тоже не нравиться?

- Нет, - покачала головой Ирина. – Он противный. – И, помолчав, с небольшой ноткой осуждения проконстантировала. – А Вы написали, что я курю.

- Ладно, исправлю. Это всё?

- Вы спите, - прошептала она, - если Вам хочется, а я тут тихонько посижу. Можно?

Вместо ответа я отвернулся к стене и закрыл глаза, но сон упорно не шёл. В наступившей тишине я услышал тихие звуки. Мне не надо было долго думать, что они значили: Ирина плакала.

Я сел рядом с ней на кровати, успев порадоваться, что перед сном не снял ни джинсы, ни рубашку.

- Чего ты хочешь?

Этот вопрос прозвучал совсем не агрессивно, а напротив, нежно. Так бы отец спросил у крохотного сына, чего он хочет, подойдя ночью к колыбельке и обнаружив, что тот не спит.

- Пожалуйста, - проговорила она сквозь рыдания, - сделайте так, чтобы он не уходил. Я его люблю, мы всю жизнь прожили вместе, а Вы...

- Я не Бог, я всего лишь Автор. – Это была моя любимая дежурная фраза. - И о чём мне тогда писать, если он никуда не будет уходить? Как вы жили долго и счастливо?

- Ага... - Ирина не поняла иронии и с надеждой смотрела на меня. На глазах её блестели слезинки.

- Ирочка, ты должна понять, что это я тебя создал. Не было бы меня – не было бы тебя, твоего мужа, вообще всего мира, в котором Вы живёте, и после этого ты ставишь мне какие-то условия?

- Я не ставлю условия, я просто прошу. Неужели Вы никогда ничего не просили у Бога?

Я никогда не фамильярничаю с персонажами, и Ирина была первой, кого я назвал «Ирочкой», и, может быть, из-за того, что сегодня она была одна, меня потянуло на откровения.

Я хотел объяснить ей всё, но не мог. Последним вопросом она поставила меня в тупик. Признаваться ей, что я не верю в Бога, было стыдно. В обычной жизни, перед другими людьми, всё было наоборот.

Мне было обидно, горько и очень хотелось спать. Именно поэтому, но, в качестве оправдания могу сказать, что внезапно для себя, я разозлился:

- Вы не могли прожить всю жизнь вместе! Ещё вчера вас не было!

- Что Вы вообще знаете про нашу жизнь? – Шёпотом спросила Ирина. Голос её дрогнул.

Потом она исчезла, только что была здесь – и уже нет. Я потрогал рукой место на одеяле, где она сидела. Там ещё оставалось тепло её тела.

- У вас устоявшийся, вполне зрелый стиль, - постоянно говорит мне один из редакторов. – Только вот беззубо у вас как-то. Все персонажи хорошие, добрые, красивые, вежливые - прямо галерея добродетелей. В жизни так не бывает. Читателям нужно что-нибудь такое - этакое, - он крутит руками в воздухе, - погорячее, посолёнее, ну-у, Вы понимаете... А ещё лучше, напишите какую-нибудь солидную вещь, повесть какую-нибудь или роман. У вас должно получиться. Попробуйте!

Я на такие подвиги не способен. Роман про уголовников – я же этого не перенесу! И издатель должен меня понять. Он думает, что я смогу пережить нашествие отвратительных типов, которые ночи напролёт будут объяснять мне, что я не прав и в чём именно. А я не смогу. А почему – он и так, наверное, знает, взрослый ведь мужик. Зачем ему говорить такие примитивные вещи? Если я буду рассказывать редакторам про ночные нашествия персонажей – это будет не смешнее того, если я вдруг подойду к физику-атомщику и на полном серьёзе начну пересказывать ему таблицу умножения...

Господа романисты! Дорогие мои! Как вы можете писать изо дня в день: месяцы, недели, а то и годы? Как вы можете описывать монстров, насильников, убийц, просто людей с неустоявшейся психикой? Как вы можете убивать, ссорить своих персонажей, бросать их под поезда, заставлять делать то, что обычному среднестатистическому человеку ни за что не пришло бы в голову? Неужели вы знаете, что ИМ отвечать? Неужели вы можете подобрать слова, чтобы объяснить крохотному мальчику, почему убит его отец, а девушке – из-за чего был застрелен её парень?

В таком случае, честь вам и хвала. Преклоняю перед вами свою голову. Вы – истинные мастера слова.

ИЛИ У ВАС ВСЁ СОВСЕМ ПО-ДРУГОМУ?


Свидетельство о публикации № 3633 | Дата публикации: 00:21 (08.09.2008) © Copyright: Автор: Здесь стоит имя автора, но в целях объективности рецензирования, видно оно только руководству сайта. Все права на произведение сохраняются за автором. Копирование без согласия владельца авторских прав не допускается и будет караться. При желании скопировать текст обратитесь к администрации сайта.
Просмотров: 622 | Добавлено в рейтинг: 0
Данными кнопками вы можете показать ваше отношение
к произведению
Оценка: 0.0
Всего комментариев: 10
0 Спам
10 Ketrin   (17.03.2009 11:14) [Материал]
Да, частенько пишу именно про психически неуравновешенных людей...Благо меня пока не особо достают мои герои по ночам, хотя иногда снятся. Что могу сказать, очень хорошо написано, богатым языком, во многом вы правы. Особенно в том, что иногда так "попрет", что не остановишься и будешь писать всю ночь, а то и больше. Правда, в моем случае от этого ничего не зависет, поскольку пишу для себя, ну и для этого сайта. Тем не менее, спасибо за хороший, познавательный рассказ

0 Спам
9 ekzeestencia   (24.09.2008 16:31) [Материал]
Я могу скзать лишь одно по поводу вопроса, заданного тобой в последних абзацах. Вот тебе интересно, как можно описывать убийц, как можно ссорить своих героев и все такое. Знаешь, у меня самой такое бывало, что пишу что-нибудь большое, начинаю "вживаться" в образы своих героев, с некоторыми даже разговаривать начинаю. А потом наступает момент чего-то "плохого" в книге. И мне самой становится плохо от этого, начинаю переживать. Ну, а ответ один - я пишу об этом лишь потому, что это правда. Если человек пьет, то вряд ли в баре он скажет кому-то "Отойдите, пожалуйста", а как он скажет? "Проваливай..." и еще кучу неприличных слов в догонку. Поэтому и пишем про ссоры и убийства... Потому что это жизнь...

0 Спам
8 Freda   (23.09.2008 19:06) [Материал]
Мне вообще приносит удовольствие читать, про жизнь и творческий процесс других писателей. И ваше не стало исключением! За переходы уже сказали, а круг во времени мне не показался лишним или неудавшимся. Конечно приходиться задуматься, но думать приятно и полезно! В вашем сулчае особенно.
А мои герои всегда часть меня. И если с ними происходит что-то плохое, то только по тому, что они это заслужили! А так, я с легкой руки уничтожаю целые миры со всеми их жителями...

0 Спам
7 ANIMA   (19.09.2008 20:32) [Материал]
Оценка: 5
Причина: Гильдия Тайн

Долго-долго никто не брался из гильдии за это спорное произведение... Почему? Увы...лишь высшему известно... Возьмусь-ка, Александр, я за ваше творение.
Вообще произведение действительно спорное и очень больное для каждого писателя... Все дело в теме... Создает ли автор своих героев, властен ли над ними??? Или они живут своей логикой характера??? Как писал Пушкин: "Надо же, Татьяна взяла и вышла замуж!". Это проблема относится пожалуй к разряду философских...то есть у каждого свой взгляд на мир.
Не буду придираться к заусенциям, потому что не знаю что этог такое...да, мне стыдно.
Вообще, в противовес ГСК скажу, что мне показалось, что этим произведением автор и не задумывал каких-то сумасшедших сюжетных линий. Это больше похоже на обращение...хм...я бы с удовольствием обсудила бы и дальше содержательную часть, но...думаю мое мнение не столь важно автору.
Самое страшное, что не понравилось, это Ирина. Ну...по сравнению с описанием в отрывке, над которым бился ГГ, пришедший в ночи образ слишком мягок. В первом чувствуется уверенность, сильная личность, хоть и терпящая горе, во втором - полная противоположность. Да, вы писали, что типа ГГ написал ее не такой, какая она должна быть, но...ОНА СЛИШКОМ ОТЛИЧАЕТСЯ.
По языку сказать мне нечего, лично я грубостей не вижу. То же самое касается самого повествования и т.д.
А вообще рассказ получился довольно резким (моя нежная детская психика просто вопит biggrin ). Вполне соответствует поджнятой теме, берет за душу. мне аж захотелось бросить писательство и начать новую жизнь... smile шучу


0 Спам
6 Akai   (10.09.2008 17:06) [Материал]
[ГСК]

Не сказать, чтобы это было что-то новенькое. Под луной вообще, как известно, ничего нового уже давно нет. Вот и сказки о скульпторе Пигмалионе рассказывали друг другу уже древние греки — в этом аспекте автор безнадежно опоздал. Соответственно предсказуем и закономерен становится и следующий поступок автора, шаг в шаг прошедшего по стопам Руссо, и только, вероятно, благодаря случаю — или, скорее, ограниченности — назвавшего свою Галатею (кстати, древнегреческим) именем Ирина.

Главный герой всеми силами стремится к покою. Однако, даже не смотря на имя своей галатеи, покоя не обретает. Она приносит ему одно беспокойство, избавиться от которого можно, лишь дописав рассказ, да и после нет гарантии, что Ирина не придет с упреками за свою разрушенную жизнь. (Вот вам забавное противоречие, и, интересно, оно внедрено в текст осмысленно?)

Такой вот сюжет. Простенький со всех сторон. Конечно, можно говорить о нюансах. Да. А еще лучше сразу вспомнить про количественную ограниченность сюжетов в литературе (кто-то говорит о шести-семи, кто-то о двенадцати — не суть, главное — все решают нюансы). Ну, не буду спорить.

Стоит, правда, сказать, что одного сюжета всегда маловато, чтобы заинтересовать читателя. Нужен еще и хороший язык, талант рассказчика. С этим у автора, похоже, не так плохо, как с грамматикой, хотя и тут есть куда стремиться: фоносемантика у текста не очень, надо бы слова подбирать чуток тщательнее, не пугать людей. Если, конечно, так не задумывалось.

А вот грамматика — это да. Хочется поинтересоваться, неужели автору так сложно было перечитать рассказ два-три раза перед тем как выложить? Впрочем, вопрос риторический, сделанного уже не исправить — в отличие от ошибок, и мнение сформировалось.

И да, чуть не забыл — ответ на заданный автором вопрос: по-другому, по-другому.


0 Спам
5 Natalina   (09.09.2008 07:36) [Материал]
заусеницами на ногтях О_О Что вы имели ввиду? На коже вокруг ногтей? На самих ногтях таковые необходимо поискать, прежде, чем описывать. А если хотели сказать, что края ногтей были изгрызаны, то так и говорите. А такая фраза, увы, не имеет место быть sad

В принципе рассказ так ничего. У меня немного по-другому все происходит, но описывать монстров, которые так же будут повсюду доставать меня, я тоже не могу dry


0 Спам
4 Hige   (08.09.2008 18:25) [Материал]
Оценка: 5
Причина: А мне понравилось. Очень даже мило написанный рассказик. В чём-то даже я узнал себя: сидя ночами за одним единстенным предложением, которое никак не хочет нормально клеиться.
Позволю себе написать сюда одну из мыслей, которая пришла мне после прочтения. Мне показалось, что лучше было бы вот этой Ирине вообще не появляться, а просто заговорить с автором прямо с рукописи. Просто голос в голове автора, который пытается навести на нужную мысль. Эдакий аутотренинг, но с примесью расстройства и усталости (ночь же как-никак). В конце же как-нибудь закрутить, типа диалог с самим собой и всё такое, и закончить так же как и у вас. Вот так вот) Но и у вас очень хорошо получилось.

0 Спам
3 sara_gold_   (08.09.2008 17:48) [Материал]
Оценка: 5
Причина: Талантливо.

0 Спам
2 sara_gold_   (08.09.2008 17:46) [Материал]
"А еще лучше напишите какую-нибудь солидную вещь. У Вас должно получиться. Попробуйте!" Я согласна с этим утверждением. Я не профессионал, но меня тронул Ваш стиль письма. Мне есть чему у Вас поучиться.

0 Спам
1 dibiloid   (08.09.2008 00:36) [Материал]
"...словно знал, что мне придётся с ней беседовать.
Их было много. Разных. Персонажей."
Слишком резкий переход, усугубленный разорванным предложением.

"Этот вопрос прозвучал совсем не агрессивно, а напротив, нежно. Так бы отец спросил у крохотного сына, чего он хочет, подойдя ночью к колыбельке и обнаружив, что тот не спит."
Эта растянутая метаформа - большой стилистический огрех.


Это была лишь показательная пара помарок. Идейно: конец убивает напрочь всю прелесть сюжетных крылышек. И показывает, что автор, продумав тело текста, не справился с морализованием в эндшпиле.
А вообще классный рассказ. По крайней мере, широко замахнулся.

---

Но я всего лишь поэт, прозы мне не понять...


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи....читать правила
[ Регистрация | Вход ]
Информер ТИЦ
svjatobor@gmail.com
 

svjatobor@gmail.com